Карагандинская государственная медицинская академия
Доцентский курс социальной
медицины и здравоохранения
Ответственный за курс:
Ассистент:
СРС
на тему:
" Медицина Казахстана в годы Великой Отечественной Войны"
Караганда 2008
План
1. Введение
2. Подвиги медиков-фронтовиков
3. Налаживание медицинской промышленности в Казахстане в годы войны
4. Врачи Казахстана
4.1. Герман Алалыкин
4.2. А.П. Полосухин
5. Заключение
Введение
Как нам известно, несмотря на тяжёлый военный период Великой Отечественной Войны, предусматривалось планомерное развитие фундаментальных исследований на перспективу в различных направлениях медицины. Выступая с докладом «Биология и война» на Общем собрании Академии наук СССР 7 мая 1942 г. Л.А. Орбели сказал: «Если бы мы ставили только задачи, которые можно выполнить за короткое время, мы могли бы впасть в большую крайность. Нам нужно смотреть далеко в будущее, предусмотреть вопросы, которые могут возникнуть в дальнейшем ходе войны и в первые годы после ее окончания и даже многие годы спустя после всех несчастий и потрясений, которые пришлось перенести нашей стране в связи с нападением врага»[1].
Так в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) тематика научной работы физиологических институтов и лабораторий Академии наук СССР была в значительной степени подчинена решению» задач, связанных с оборонными вопросами, а также ориентированных непосредственно на разработку проблем, выдвигаемых практикой здравоохранения и военной медицины.
Уже на следующий день после начала войны расширенное заседание Президиума Академии наук СССР приняло постановление, обязывающее все отделения и научно-исследовательские учреждения Академии пересмотреть, тематику и методы исследовательских работ, направив всю творческую инициативу и энергию научных работников на выполнение задач по укреплению оборонного потенциала страны. В целях усиления связи академической науки с санитарной службой Красной Армии и Военно-Морского флота в 1942 г. при Президиуме Академии наук СССР была создана Военно-санитарная комиссия под руководством Л.А. Орбели. Основной ее задачей являлось комплексное решение вопросов предупреждения эпидемических заболеваний, эффективного лечения ранений и быстрого восстановления сил, здоровья и боеспособности раненых, изыскание и апробирование новых видов, пищевых ресурсов, новых лекарственных препаратов и др.[2]
Подвиги медиков-фронтовиков
Медики-фронтовики внесли огромный вклад в приближение Победы. Сотни тысяч наших воинов вернулись на фронты Великой Отечественной благодаря самоотверженному труду медработников. Их героические подвиги впервые в истории были приравнены к ратным подвигам бойцов и командиров воинских подразделений.
Закаленные в боях, имеющие опыт лечения раненых, медики-фронтовики внесли значительный вклад в развитие медицины и здравоохранения Казахской ССР в послевоенные годы. Они приняли самое активное участие в организации специализированной медицинской помощи населению республики, открытии новых учебных и научно-исследовательских заведений, поликлиник и больниц. Многие из них не только вернулись к практической работе, но и занимались педагогической деятельностью (их военный опыт был, безусловно, ценным для студентов), научными исследованиями - стали кандидатами и докторами медицинских наук, профессорами, академиками. Среди них - академики Б.А. Атчабаров, И.К. Каракулов; доктора медицинских наук, профессора С.Р.Карынбаев, А.А. Терликбаев, Р.К. Макашева, А.Р. Чокин, Е.А.Азарова, К.К. Макашев, Р.И. Самарин.
«В годы войны народным комиссаром здравоохранения КазССР был С.А. Чесноков. Главным управлением эвакогоспиталями, развернутыми на территории Казахстана, руководил заместитель наркома здравоохранения КазССР профессор В.Г. Ермолаев, заместителями наркома были: по кадровым вопросам - М.К Тлеугабылов, по госсанслужбе - профессор И.С. Корякин, по охране материнства и детства - А.Б Бисенова. Казаптекоуправление с 1934 по 1948 гг. возглавлял Таминар Гильмудинович Жанузаков.
Налаживание медицинской промышленности в Казахстане в годы войны
В предвоенном 1940 г. в КазССР функционировало 313 аптек (в том числе 191 в сельской местности), 210 аптечных пунктов и аптечных киосков, 23 аптечных магазина, 10 контрольно-аналитических лабораторий. В годы войны было открыто 47 новых аптек, аптечные склады в Актюбинске и Усть-Каменогорске, 2 галено-фасовочные лаборатории, 1 контрольно-аналитическая лаборатория. Аптечные работники Казахстана обеспечивали в годы войны лекарственной помощью эвакогоспитали и население. В тяжелое для Родины время дополнительно было открыто 47 аптек, в которых работали эвакуированные специалисты (в 1942 г. в аптечной сети КазССР трудились 276 эвакуированных фармацевтических работников, большинство из них - провизоры. С 1943 по 1946 гг. реэвакуировалось 250 фармацевтов, в том числе в 1944 г. - 151).
Казахстанские фармацевтические предприятия освоили в годы войны производство новых сложных дефицитных лекарств: сульфаниламидных препаратов (стрептоцид, сульфидин, сульфазол, дисульфан), пенициллина и др. Профессор Б.И. Ильин-Какуев изучал многие ценные местные растения-витаминоносители, которые использовались в госпиталях в борьбе с цингой. В медицинскую практику было внедрено применение витаминных препаратов. Это явилось большим достижением в лечении и предупреждении ряда тяжелых заболеваний у раненых и больных.
Осваивалось производство лекарственных препаратов, ранее ввозившихся из-за пределов республики. На Семипалатинском мясокомбинате наладили выпуск гематогена, печеночного экстракта, пепсина, пептона и некоторых эндокринных препаратов. Ученые-медики способствовали организации производства гематогена также на Алма-Атинском, Кзыл-Ординском и Уральском мясокомбинатах. На предприятиях местной промышленности было освоено изготовление носилок, шин, костылей, походных столов. В результате совместной деятельности ученых - профессоров А.Н. Марзеева, И.С. Корякина и К.А. Костиной впервые в республике была освоена методика выработки 20 антибактериальных препаратов (на 22 млн рублей), а также найдены новые средства для дезинфекции. Научными сотрудниками республиканской тропической станции изобретен способ сухой дезинфекции вещей. Заслуженный врач КазССР А.Н. Полянский изобрел и ввел в дезинсекционную практику препарат кимая, который оказался эффективным и в борьбе с малярией. Академик Н.Ф. Гамалея, автор препарата от туберкулеза Микол, используя его, успешно лечил это тяжелое заболевание, в том числе у раненых.
Затруднения в обеспечении госпиталей гипсом, перевязочным материалом и инструментарием побудили медицинских работников изыскивать их заменители, более экономичные методы применения и восстановления, создавать новые простые конструкции инструментов и оборудования. Врач И.У. Уразаков (доктор медицинских наук, профессор) в качестве заменителя ваты предложил дикую полынь (она оказалась достаточно гигроскопичной, подлежала стерилизации и поэтому успешно применялось в госпиталях Алма-Аты), а в качестве заменителя медицинского клея - препарат коллосиликат. Для частичной замены марли при наложении гипсовых повязок врачом Н.М. Головиным (Алма-Ата) применялась газетная бумага и корпия. Здесь же была организована лаборатория по реставрации рентгеновских пленок, которыми снабжались все госпитали Казахстана.
Начальник отделения госпиталя г. Семипалатинска доцент Я.З. Пикус предложил восстанавливать путем выщелачивания в солевых растворах бинты, использовавшиеся в гипсовых повязках (это был эффективный метод - марля восстанавливалась полностью, а гипс шел на хозяйственные нужды). За счет заменителей (древесные опилки и мох) в этом госпитале было сэкономлено 318 кг ваты. В Актюбинске вместо гипса использовали минеральные вещества местного происхождения.
С целью экономии перевязочных материалов во всех госпиталях широко практиковалось отделение марли от гипсовых повязок путем обработки их в автоклаве. Этот метод был более эффективным, чем вываривание в 5%-ном растворе поваренной соли. Для улучшения качества гипса его проклеивали и прокаливали, добавляя в воду, в которой замачивались бинты, столярный клей или квасцы».
Человек сугубо штатский, М.А. Жакупова около 25 лет занималась исследованиями по военно-медицинской тематике в архивах Минобороны СССР в Ленинграде и Москве. Она, единственная из врачей, изучала эти секретные труднодоступные материалы и защитила (в 1987 г.) диссертацию в Москве, выпустила две книги, опубликовала более ста научных трудов.
Важной составляющей в работе руководителей Наркомздравов пяти союзных республик, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов и САВО по вопросам скорейшего восстановления бое- и трудоспособности раненых явилась преемственность, что позволило превратить госпитали в подлинно военно-медицинские учреждения.
Работой эвакогоспиталей среднеазиатских республик и местных эвакопунктов руководил начальник санитарной службы САВО генерал-майор медицинской службы К.Н.Павловский. Главным хирургом был назначен полковник медицинской службы М.Р.Марцинович, главным терапевтом - профессор В.Г.Петров. Для координации работы эвакогоспиталей и внедрения новых методов лечения и обследования раненых из крупных ученых и специалистов округа и союзных республик был организован Военно-санитарный совет САВО. Все разнообразные и сложные вопросы решались оперативно, в тесном контакте с руководителями Наркомздравов и управлениями эвакогоспиталей союзных республик. С декабря 1941 г. на территориях пяти союзных республик начали развертываться местные эвакопункты (МЭП САВО), принявшие руководство деятельностью эвакогоспиталей.
В Казахстан, одну из основных тыловых баз, из прифронтовых районов многонациональной страны были эвакуированы население, промышленные предприятия и учреждения, учебные и научно-исследовательские институты, в том числе медицинского профиля, лечебно-профилактические учреждения и эвакогоспитали. Численность отправленных на фронт из САВО медицинских работников было восстановлена за счет эвакуированных медиков. В Казахской ССР ученые и квалифицированные специалисты из разных городов союзных республик составляли 38,8%, в Узбекской ССР - 41,4%, в Киргизской ССР - 44,8%, в Таджикской ССР - 28,6%, в Туркменской ССР - 12,8%. Многие институты и эвакогоспитали прибывали полностью оснащенными и оборудованными, со всем профессорско-преподавательским составом. В г. Самарканде (Узбекская ССР) с конца 1941 г. по август 1944 г. работала Военно-медицинская академия им. С. Кирова, в г. Фергане - 4-й Московский и Днепропетровский медицинские институты, в г. Сталинабаде - Московский медицинский институт. В Казахской ССР были размещены: в Алма-Ате - Киевский мединститут, Одесский НИИ глазных болезней и оптическая мастерская г. Харькова, в Семипалатинске - Харьковский протезный и Киевский химико-фармацевтический заводы, Днепропетровский фармацевтический институт, физиотерапевтическая лечебница. В г. Кзыл-Орде работал Крымский медицинский институт (из г. Симферополя). В туберкулезном санатории «Боровое» продолжил свои научные исследования микробиолог академик Н.Ф. Гамалея с 20 другими видными учеными, среди которых был первый нарком здравоохранения СССР Н.А. Семашко. В Туркменской ССР (г. Ашхабад) в 1942 г. работал 1-й Московский медицинский институт во главе с академиком Н.Н. Бурденко, в Узбекской ССР - академик В.П. Филатов. Развертывание госпиталей на территории САВО происходило поэтапно, согласно заданию Народного комиссариата обороны СССР. Объединенными усилиями местных и прибывших ученых и специалистов в эвакогоспиталях, развернутых на территории САВО, оказывалось 17 видов специализированной лечебной помощи, в том числе 10 - хирургического профиля. Широко проводились научно-исследовательские и рационализаторские работы. Развивалось и росло коллективное и индивидуальное творчество специалистов, направленное на изыскание, совершенствование и внедрение новых методов лечения раненых. Высокой (64,7%) в 1941-1945 гг. была хирургическая активность.
Возвращались в строй из тыловых эвакогоспиталей Наркомздрава СССР 57,6% раненых, из эвакогоспиталей САВО - 41,48%. Из находившихся в госпиталях в Казахской ССР - 55,5%, Узбекской ССР - 41,5%, Туркменской ССР - 43,4%. Возвращение к труду из числа тяжелораненых инвалидов, находившихся на излечении в эвакогоспиталях САВО, составляло от 65,4% до 80%.
Врачи Казахстана
Успехам в лечении раненых и больных воинов в тыловых эвакогоспиталях военного округа способствовали совместная работа местных и прибывших в союзные республики крупнейших деятелей науки и практики советского здравоохранения: академиков АН СССР В.П. Филатова, Н.Н. Бурденко, Н.Ф. Гамалеи, В.Н. Вернадского, первого наркома здравоохранения СССР Н.А. Семашко, А.Н. Сызганова, членов-корреспондентов АН СССР Э.А. Астратяна, Т.Н. Удинцева, А.Н. Марзеева, В.П. Осипова, профессоров М.И. Слонима, Д.А. Энитина, Е.А. Нильсона, И.И. Орлова, В.Г. Ермолаева, А.Е. Фруминой, И.О. Фрумина, В.В. Ефремова и многих других. А также отдельно хотелось бы выделить выдающихся врачей Казахстана, таких как Германа Алалыкина и А.П. Полосухина.
Герман Алалыкин
Хирурга, выпускника Казанского университета Германа Алалыкина называют одним из первых врачей Караганды. В 1930-35 годах он был главным врачом, а в 1935-41 годах - заведующим хирургическим отделением организованной им в Караганде первой городской больницы. И ведь не случайно судьба предопределила так, что Герман Никанорович стоял у истоков здравоохранения в Караганде - его опыту могли позавидовать многие коллеги.
Несколько лет Герман Алалыкин работал в Петербурге ординатором клиники профессора В.Жуковского в военно-медицинской академии. В годы первой мировой войны он находился в действующей армии, а в гражданскую войну был военным врачом в частях Красной Армии. В мирное время трудился хирургом в г. Умани на Украине, пока судьба не забросила его в Караганду.
В годы Великой Отечественной войны весьма пригодился его опыт работы в фронтовых условиях - в конце 1941 года в области было развернуто 6 эвакуационных госпиталей (из них 4 - непосредственно в Караганде) для размещения и лечения раненых. Все годы войны хирург Алалыкин был консультантом этих эвакогоспиталей.
Его добросовестный труд не остался незамеченным. Еще в 1943 году он был удостоен звания заслуженного врача Казахской ССР. Среди его наград - орден Ленина и грамота ВЦИКа СССР (1936г.). Награды по тем временам весьма высокие.[3]
А.П. Полосухин
В Казахстане под руководством А.П. Полосухина исследовались гемодинамические процессы в организме при шоке. Работы завершились разработкой метода лечения травматического шока с помощью предложенной А.П. Полосухиной противошоковой жидкости, получившей впоследствии широкое клиническое применение. В 1944 г. по инициативе А.П. Полосухина при Казахском филиале Академии наук СССР создается Сектор физиологии, который уже в 1945 г. преобразуется в Институт физиологии. В 1946 г. Институт физиологии вошел в состав вновь организованной Академии наук Казахстана. В Институте физиологии АН Казахской ССР, который возглавлялся А.П. Полосухиным до 1965 г., получили дальнейшее развитие исследования по физиологии кровообращения и лимфообращения. Изучалась роль кровяных депо и функционально связанных с ними процессов лимфообращения в норме и патологии, исследовались развитие некоторых вегетативных функций и процессов их регуляции в онто- и филогенезе, регуляция кровообращения, дыхания и лимфообразования.
Заключение
Подводя итоги можно сказать, что Казахстан внес огромный вклад в обеспечении медицинской помощи воинам-фронтовикам. Был внесен титанический труд медиков, нацеленный на обеспечение Победы, способствовал укреплению системы здравоохранения нашей республики, дал толчок ее бурному развитию. Увеличилась численность, и вырос профессионализм медицинских кадров. Это в полной мере относилось и ко всем медицинским специальностям.
9 мая 2000 г. в Алматы, в Парке культуры и отдыха имени 28 гвардейцев-панфиловцев, была заложена аллея «Ради жизни». По инициативе ветерана Великой Отечественной войны военного врача Б.С. Садыкова от Ассоциации врачей и провизоров Казахстана (президент – А.Б. Садыкова) здесь установлен мемориал в честь медиков-фронтовиков.
Литература
1. К. Ланге "Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы" Л.: Наука, 1988. - 479 с.
2. «Казахстанский фармацевтический вестник», Светлана СИНИЦЫНА, Номер 12 (232), Июнь 2005 г.
3. «Индустриальная Караганда», Виктор МИНИН, 25.06.2003 г.
[1] К. Ланге "Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы" Л.: Наука, 1988 (Орбели, 1942) с. 79
[2] К. Ланге "Физиологические науки в СССР. Становление. Развитие. Перспективы" Л.: Наука, 1988 (Общее собрание Академии, 1942) с. 4—12
[3] «Индустриальная Караганда» Виктор МИНИН 25.06.2003 г.
Похожие работы
... М. Хайдара «Тарих-и-Рашиди», в XIX в обстоятельный труд написал Левшин «История киргиз-кайсачьих орд и степей». 19.Исторические предпосылки и этапы формирования казахской народности. Этноним «казах». Историю Казахстана можно разделить на 2 этапа: индоевропейсий и тюркский. Изучение проблемы образования казахской народности было начато русскими учёными с XV111 в. (Татищев, Рычков и др.). В XIX ...
... . К.С.иИ.С.Аксаковы. А.С.Хомяков. М.В.Буташевич-Петрашевский и его кружок. Теория "русского социализма" А.И.Герцена. Русская журналистика 30-40-х годов XIXв. "Северная пчела", "Москвитянин". "Отечественные записки". "Современник". Эпоха великих реформ Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 60-70-х годов XIXв. Крестьянская реформа. Подготовка реформы. Секретный ...
... не знает о решающем вкладе СССР в общую победу антигитлеровской коалиции. в рамках ограниченности листажа изложения проблемы невозможно осветить все направления современной фальсификации итогов второй мировой войны. Поэтому мы вынуждены, ограничится лишь некоторыми из них, основными, по нашему мнению. Наряду с грубой фальсификацией роли и значения Советских Вооруженных Сил в разгроме фашистов, в ...
... , кому бежать было уже некуда. Пленные, но никак не перебежчики. Наполеон потерял в России до 550 тысяч солдат и офицеров. Пленных — явное меньшинство. Во время войны, которую коммунисты называют Великой Отечественной, плен был не исключительным событием, а повседневней-шим делом. Что же реально происходило?! Безвозвратные потери Западного фронта за первые 17 дней войны составили 341 тысячу ...
0 комментариев