Что такое собрание (сход) граждан?
Собрания (сходы) граждан проводятся для решения вопросов организации и осуществления МСУ, в пределах дома, улицы, микрорайона, поселка, сельского поселения (территориальной общины). Собрание (сход) граждан обладает функциями представительного органа местного самоуправления в тех случаях, когда его избрание нецелесообразно в силу малочисленности проживающих на данной территории. Они проводятся также для выборов органов территориального общественного самоуправления. В отдельных случаях возможны конференции граждан, проводимые в том же порядке, что и собрания (сходы).
Какова правовая основа созыва и организации проведения собрания
(схода) граждан?
Институт непосредственной демократии — собрание (сход) граждан определен в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 24) и в законодательстве субъектов Российской Федерации. На пример, в главе И устава города Москвы (ст. 75—83) определены формы непосредственной демократии. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятие и изменение его решений, пределы его компетенции определяют уставы муниципальных образований.
Порядок созыва собрания, конференции граждан по избранию территориального общественного самоуправления устанавливается законом города. Например, в уставе города Москвы (ст.78) для принятия решений по местным делам, делам своего дома, территориальной общины, а также для избрания органов территориального общественного самоуправления проводятся собрания или конференции граждан. То есть в соответствии со ст. 6 Устава города Москвы органы городской власти имеют двойной статус, являясь одновременно органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации со ссылкой на статьи 11,32 и 131 Конституции России. Первые две статьи вообще не имеют к названному двойному статусу никакого отношения. В ст. 12 прямо сказано, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, значит никакого двойного статуса у органов государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации быть не может. Ссылка на ст. 131, где отмечается существование местного самоуправления в городских, сельских поселениях — эта своего рода пробельность в основном законе, т. е. отсутствие правового статуса городского поселения в ст. 131, за исключением городов федерального значения (ст. 65), позволила городской власти Москвы присвоить себе не принятый законом «двойной статус». В этой же ст.6 городская администрация как исполнительный орган власти городского (местного) самоуправления имеет в своем подчинении территориальные отделения в районах города Москвы — районные управы, являющиеся органами власти районов. То есть в подчинении городской исполнительной власти оказалась представительная власть районов, так как глава управы возглавляет администрацию района и районное собрание, избранное населением района. Это нарушает ст. 10 Конституции России, определяющую разделение ветвей власти и их самостоятельность. Кроме этого двойной статус органа власти субъекта Российской Федерации и органа власти МСУ противоречит и ст. 12, где сказано, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти, которой являются органы государственной власти города Москвы, как субъекта Российской Федерации. Или то, или другое — совмещение просто невозможно.
Подобная пробельность в Конституции России сыграла свою роль и в перманентных (непрерывных) выборах глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так как по существу правовым основанием для этого служит ст.З Конституции России: «Но сителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».
Чем и воспользовались практически все главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организовав референдумы о выборности главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В результате каждый субъект Российской Федерации решает финансовые, социально-экономические и даже политические вопросы самостоятельно. Ресурсы в стране, и без того скудные, используются не рационально, конкуренция же (социально-экономическая, финансовая и политическая) отрицательно сказывается на всей России как едином государстве. Теперь многие поняли, что попали в юридическую ловушку; так, вопрос механизма контроля со стороны избирателей и тем более наступление ответственности этих выборных государственных должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих социально-экономических программ и законодательства весьма проблематичен. Федерального закона о системе государственного контроля нет до сих пор. Прокурорский надзор практически децентрализован, так как принцип согласования кандидатуры прокурора с органами власти субъекта Российской Федерации принял характер назначения ими своего прокурора. Судебный контроль теоретически получил правовую и финансовую самостоятельность, но нет реальной материально-технической независимости в регионах.
Подобные недоработки федерального законодательства, а также произвольное толкование его норм органами власти субъектов Российской Федерации приводят к принятию конституций республик в составе России и уставов — в остальных ее субъектах с грубыми нарушениями Конституции РФ и федеральных законов. Многие закрепляют за собой статус суверенных государств (например, Татарстан, Чеченская республика), автономные округа называют свой представительный орган власти Государственной Думой (например, Государственная Дума Ямало-ненецкого автономного округа). Как следствие этого продолжается непрерывный процесс в сторону конфедерации, а не федерации, как записано в Конституции России (ст.1).
Кто имеет право участвовать в организации и проведении собрания
(схода) граждан?
Право участия в собраниях (сходах) по законодательству имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Однако в ряде уставов муниципальных образований встречается и иной возрастной ценз — 16 лет. Собрание с правомочным, если в нем принимают участие жители большинства квартир, домов, подъездов, улиц или большинство граждан поселка. Решение принимается большинством голосов присутствующих.
Похожие работы
... Российской Федерации. На муниципальном уровне эти вопросы регулируются уставами муниципальных образований, положениями о собраниях, сходах, конференциях граждан. Глава 2. Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправлении 2.1 Опрос граждан, плебисцит Зарубежные государствоведы выделяют два вида референдума: обязательный и факультативный. Кроме того, зарубежная практика ...
... запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133) Конституция РФ: Основной закон. - М.: Норма, 1993. 3. ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Основной задачей органов управления является обеспечение согласованных действий структурных подразделений администрации, рабочих групп, ...
... против этого положений. Они, однако, бездействуют или малоэффективны в силу упомянутых факторов - авторитарного или тоталитарного политического режима и низкого уровня политико-правовой культуры общества.9) Демократический режим может успешно функционировать лишь при наличии определенного уровня политической культуры. Это означает, что все граждане соблюдают единые для всех нормы (правовые, ...
... с законодательством. 4) защита прав и законных интересов ТОС обеспечивается судом в соответствии с законодательством. В соответствии со ст.18 прекращение деятельности территориального общественного самоуправления определяется Положением (уставом) ТОС в соответствии с уставом муниципального образования. В ст.19 определена ответственность органа территориального общественного самоуправления ...
0 комментариев