- Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть… Его благородию господину Якову Васильичу… Васильичу…
- Ну?
- Васильичу… а по фамилии… А фамилию вот и забыл!… Васильичу… Черт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил… Позвольте-с… Сейчас… Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Помню, фамилия лошадиная, а какая - из головы вышибло…
А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»
Память - весьма ненадежное хранилище данных, содержимое которого легко может изменяться под влиянием новой информации. События нашей жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. С другой стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то мозг, в конце концов, уже не смог бы отделять главное от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память - это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.
Различают три уровня памяти: непосредственную, кратковременную и долговременную. В непосредственной памяти следы сохраняются очень недолго - около 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли эта информация внимание высших отделов мозга. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются, и непосредственная память заполняется новыми сигналами. В том случае, если информация привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется очень немного информации, например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв. В случае, если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.
Исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее, от 30 до 70 лет, может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.
Классическим является исследование психолога Германа Эббингауза. Он установил, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или названиями семи предметов. Он доказал, что основной процент забывания материала приходится на первые два часа после заучивания. Помните житейский совет учить стихи на ночь, поскольку так они лучше запоминаются? Эббингауз и его последователи объясняли этот факт тем, что в этом случае между забыванием и воспроизведением нет "тормозящей" деятельности, и поэтому во время сна информация лучше сохраняется.
Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно, в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны, но они зависят от некоторых факторов. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается. В качестве примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицу умножения, все то, что было выучено в детстве или в течение жизни. Так, первые песенки и стихи, которые мы выучили в школе, запоминаются нами навсегда. Точно так же можно объяснить и удивительную точность некоторых воспоминаний пожилых людей. На самом же деле то, что они рассказывают, это какие-то замечательные события, с очень глубоким эмоциональным подтекстом. Такие события столько раз пересказываются самим человеком или его близкими, что навсегда врезаются в память.
Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само событие. То, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Как часто запах духов, рисунок на одежде, музыка заставляют нас вспомнить человека или событие, с которыми они эмоционально связаны. Иллюстрацией может служить отрывок из романа «Невыносимая легкость бытия» М.Кундеры: «Томаш появляется в ресторане, и в то же время звучит музыка Бетховена. Зарождающаяся любовь, однако, обострила в ней чувство красоты, и этой музыки она уже никогда не забудет. Всякий раз, услышав ее, она растрогается. Все, что будет происходить в эту минуту вокруг нее, озарится этой музыкой и станет прекрасным».
Были описаны случаи с больными, которые при помощи гипноза были приведены в состояние, пережитое ими при наркозе, и смогли теперь вспомнить слова, произнесенные врачом в то время, когда они были погружены в глубокий сон. Это явление было подтверждено многочисленными экспериментами. Гудвин и его коллеги давали 48 пьяным испытуемым запоминать бессмысленные слоги. Они заметили, что испытуемым было очень трудно вспомнить эти слоги, когда они были в трезвом состоянии, но когда их снова напаивали, вспоминание шло очень хорошо. Другие исследователи сравнили две группы людей, обучавшихся распознавать геометрические фигуры: первая - после приема амфетаминов, вторая - после приема барбитуратов. Оказалось, что впоследствии испытуемые были способны хорошо вспомнить фигуры только тогда, когда они находились под воздействием того же препарата, который они принимали перед запоминанием. Ученые сравнивают такие состояния сознания с портами, в каждом из которых живет женщина, которую любит капитан дальнего плавания. Каждая из этих женщин не подозревает о существовании других, и каждая начинает существовать для моряка лишь в момент его выхода на берег.
Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если они в дальнейшем не повторяются.
Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения.
Однако не существует никаких «трюков» для выработки хорошей памяти. Лучший способ усовершенствовать ее - это научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания.
Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие-нибудь списки слов или цифр, подробное содержание главы какой-то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать подобную информацию. Для этого были разработаны мнемотехнические приемы - от песенок до очень сложных методик.
Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в более крупные блоки. Например, группу цифр 1258936788, лучше разбить на пять: 12, 58, 93, 67 и 88. То же самое касается списка необходимых покупок. Так, если мы идем в продовольственный магазин, то для запоминания лучше разделить покупки на овощи, фрукты и мясные изделия или же на продукты, необходимые для завтрака, для обеда и для ужина.
Метод рифм и ритма лежит в основе считалок, например: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». На химии, помню, запоминали валентность химических элементов с помощью такого шедевра: «Калий, магний, серебро с водородом заодно». Этот же метод часто используется в рекламе, для лучшего закрепления рекламных образов в сознании: «Лэйз - удача. Стань богаче», «Кнорр вкусен и скор», «Молоко вдвойне вкусней, если это Милки Вэй», «Жилетт. Лучше для мужчины нет» и т.д.
Очень распространен метод акронимов. Он заключается в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Этот метод используют в названиях множества организаций: ООН, СЭВ, НАТО и т.д.
Метод акростихов, т.е. стихов, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Так, для запоминания по порядку черепно-мозговых нервов в медицинских институтах используют, казалось бы, бессмысленный стишок: «Об орясину осел топорище точит, а факир, выгнав гостей, выть акулой хочет». Первые буквы этих слов и соответствуют, по порядку, латинским названиям черепно-мозговых нервов. Моя учительница по русскому языку использовала для фиксирования в памяти падежей такую фразу: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь». Каждый ребенок знает, как запомнить все цвета радуги: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».
Цепной метод, более сложный, заключается в том, что элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары звеньев. Представьте себе, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине: кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна, этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете.
При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе. Затем к каждому из этих мест они «привязывали» тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй - урне на углу улицы, третий - фонтану на площади. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент. Можно использовать этот прием и для решения более приземленных задач, например, для запоминания того же списка продуктов. Для этого можно мысленно пройти по дому и «разместить» в каждой комнате один из продуктов: хлеб в кухне, цыпленка в гостиной, ветчину в ванной, капусту на кровати в спальне и т.д.
В методе парных ассоциаций используются одновременно рифмы и мысленные образы. Сначала нужно срифмовать 10 (или 20) чисел с какими-то словами, например: один - магазин, два - трава, три - пузыри, четыре - в квартире, пять - кровать, шесть - жесть, семь - тень, восемь - осень, девять - деверь, десять - месяц. Теперь вернемся опять к списку продуктов и постараемся связать каждый из них с одной из этих опорных точек, представляя себе тот образ, который получается при таком соединении. Так, в магазине будет лежать капуста, по траве будет бегать цыпленок, пузыри будут получаться из кипящего масла и т.д. Потом будет достаточно вспомнить по порядку все эти образы, чтобы восстановить необходимый список.
Метод ассоциаций хорош и для изучения иностранного языка, в частности для запоминания слов. Учительница немецкого языка в школе рекомендовала нам так запоминать трудные слова: malen - рисовать, spielen - играть, schreiben- писать. Malen, говорила она, очень похоже на русское «малевать», «маляр», spielen на «шпильки», а schreiben можно было ассоциировать с именем героя тогдашних немецких учебников репортера Шрайбикуса.
Моя мама, работая на почте, легко запоминала номера телефонов по фамилиям клиентов, живущих в квартирах с такими же номерами. Например, телефон 356-12-82 звучал для нее как - Мельников, Кузнецов, Радченко. В фильме "Визит к минотавру" скрипач запоминал номера телефонов, переводя их на музыкальный язык - ноты, и запоминал уже мелодию.
Постарайтесь «привязать» безликие цифры к какой-либо важной для вас дате - дню рождения, своему или ребенка, номеру дома или автобуса, историческому событию и т.д. Стихи хорошо запоминаются под музыку, помните старенький фильм «Я вас любил», где герой, пытаясь запомнить «Евгения Онегина», начал напевать на мотив танго: «Мой дядя самых, самых-самых честных правил, когда не в шутку, ох не в шутку занемог…»
Даже в том случае, если усилия, потраченные на составление мнемотехнических схем, покажутся вам чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните, что такая игра все равно стоит свеч: требуя от вас постоянной мобилизации воображения, она будет развивать ваши творческие способности.
Та-ак… Остановка автобуса - три уровня памяти, написала; вход в метро - факторы, способствующие запоминанию, есть; и семь типов мнемотехнических приемов - автостоянка, коммерческая палатка, поликлиника, фонарь, урна, детская площадка и магазин… Уф-ф, кажется, все!
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.onlife.ru/
Похожие работы
... и регулируема, увеличилась заинтересованность детей не только результатом, но и операционно-технической стороной деятельности, что невозможно в условиях спонтанного обучения. 2. Возможности развития вербальной памяти 2.1 Уровень развития вербальной памяти умственно отсталых учащихся Содержание работы по развитию вербальной памяти направлено на развитие ориентировочно - познавательной ...
... ее развития Если в раннем детстве нормальный ребенок многое запоминает механически, то впоследствии он все более Широко пользуется опосредствованными способами запоминания. Эта особенность человеческой памяти применительно к детям разного возраста хорошо раскрыта в исследовании А. Н Леонтьева В том же исследовании показано, что опосредствованные приемы запоминания малодоступны умственно отсталым ...
... мнению раскрыть её основные характеристики и пролить свет на функционирование её основных процессов. 2. Факторы развития памяти 2.1 Знаковая память: методика развития и факторы, влияющие на её развитие Существует три взаимосвязанных вида памяти: знаковая, образная (ассоциативная) и нормативная образуют разные по содержанию удовольствия и боль. А – Знаковая память – формируется через ...
... также, сколь прямолинейно философы подходят к биологическим проблемам. В связи с этим мне особенно нравится употребление Декартом слова "просто" если бы так оно и было... Как следует понимать эти картезианские метафоры памяти? Возможно, Декарт считал свою теорию таким же точным описанием процессов, происходящих в мозгу, каким для Гарвея было сравнение сердца с насосом. Но мне кажется, что мы ...
0 комментариев