Этот прекрасный портрет Генриха VIII не показывает его опасного коварства и изворотливого ума, властности, нетерпимости и безжалостности. Необходимость иметь наследника мужского пола и сильная страсть к Анне Болейн подтолкнут его аннулировать брак с первой супругой Екатериной Арагонской, тетей императора Карла V, от которой у него есть только дочь, будущая Мария Тюдор. Деспот в браке и в политике, король не терпит даже слабых попыток к сопротивлению; королева и министры испытывают страх в моменты его страшного гнева.
Разрыв с Римом
Матримониальный кризис и религиозная политика Генриха VIII тесно связаны. В 1529 году папа Климент VII отказывает в признании расторжения брака с Екатериной Арагонской. Натолкнувшись на отказ, король решается на раскол. По совету архиепископа Кентерберийского, протестанта Томаса Кранмера, он объявляет о своем разводе и женится на Анне Болейн. Согласно "Акту о супрематии", Генрих VIII становится главой английской (англиканской) церкви. Столкнувшись с неподчинением, 23 марта 1534 года Климент VII отлучает короля от церкви.
Генрих VIII сам берется определять религиозную политику и наказывать ересь. Опираясь на антиклерикальную традицию, которая, как правило, направлена против монахов, в 1536 году он решает закрыть все монастыри и конфисковать их собственность в пользу королевства, а также и у некоторых дворян, которые не встали на сторону короля. И хотя его политика в основном хорошо принята, в том же году возникает необходимость подавить католическое сопротивление северных позиций. Однако речь все же не идет о создании новой церкви, а о расколе: в "Шести статьях" поддерживаются основные составляющие католицизма (догматика, иерархия и литургика). Реальный переход Англии к Реформации будет позже.
Процветание королевства.
Многочисленные иностранцы, которые посещают Англию Генриха VIII, восхищаются великолепием королевства. В портах бурлит деятельность, в изобилии хорошее питание и пиво. Однако в сельской местности властвуют традиции. Крепостничество исчезло. Формы личной зависимости (способ предоставления земли) многочисленны; впрочем, каждая категория держателей земли имеет особые обязательства перед сеньором. Последний для работы в своих владениях прибегает к барщине или нанимает рабочую силу, получающую заработную плату. Огораживание общинных земель, на которых возделывают ячмень, овес, пшеницу или рожь, с целью замены земледелия на животноводство, вызывает массовое переселение населения из деревни в город. Однако в эпоху правления Генриха VIII процесс огораживания остается еще ограниченным; королевская власть старается его сдерживать.
В городах поддерживается традиционная система "гильдий" (корпорации торговцев); они очень многочисленны и ревностно относятся к своей монополии. Но внутри самих гильдий небольшая группа более предприимчивых торговцев пытается разрушить работу этих корпораций: они прибегают к стимулирующей конкуренции и сохраняют за собой коммерческую функцию, тогда как ремесленные сословия ограничены только производством. С XV века англичане занимаются производством пряжи и тканей на экспорт. В первой половине XVI века осуществляется экспорт сукна от 85 тыс. до 120 тыс. единиц в год. Суконщик чаще всего использует труд рабочих, которые живут в сельской местности. Предприимчивые торговцы в каждом порту имеют свой склад и свое место собраний, "цех".
Основная часть сделок осуществляется Фландрией. Внешняя торговля, в которой итальянцы и Ганза в то время имели господствующие позиции, мало-помалу возвращается к англичанам. Генрих VIII увеличивает флот: количество судов возрастает в четыре раза благодаря производству их в стране и закупкам у итальянцев и представителей Ганзы.
Авторитарная монархия.
Централизованный административный аппарат Тюдоров действует эффективно. При короле работает специализированный Совет, устранивший от власти дворян. В провинциях мировые судьи, несущие ответственность перед Советом, постепенно упраздняют власть шерифов. Общественный закон регулирует жизнь страны. Парламент берет на себя функцию четко его формулировать и дополнять. Действительно, Генрих VIII мало-помалу восстанавливает могущество английской монархии: он правит деспотично, но практически без полиции. После своей смерти в 1547 году он оставляет процветающее королевство, однако из-за религиозных и матримониальных инициатив короля это процветание недолговечно. Генрих VIII ловко воспользовался разногласиями между Карлом V и Франциском I. Он преуспел больше в переговорах, чем в дорогостоящих военных походах, в итоге обреченных на провал: во время его правления удалось покорить лишь гэлов в 1536 - 1543 гг., в то время как Шотландия останется независимой.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.europa.km.ru/
Похожие работы
... пейзаж, как например в аббатствах Фаунтинс и Риво. Они служат для наших современников свидетельством былой мощи и влияния ордена цистерцианцев. XIV в. Джон Уиклиф. Лолларды В конце XIV в. церковь в Англии влачила весьма жалкое существование. Как и их континентальные собратья, английские епископы больше уделяли времени своим имениям и придворной жизни, нежели пастве. Поэт Ленгленд сетует, ...
... части. К первой относились избранные высшие слуги, прежде всего шотландцы Королевской Спальни, которым доставалась львиная доля королевской милости, ко второй – все остальные слуги, за счет которых проводилась экономия. Тем самым при яковитском дворе был создан почти непреодолимый социально-экономический барьер между слугами. 3.2.Некоторые особенности механизма получения придворных должностей, ...
... – буржуазией и обуржуазившимся дворянством – дал возможность династии Тюдоров использовать английский парламент как политическую опору. В противоположность абсолютной монархии во Франции, где короли стремились обходиться без сословно-представительных учреждений, в Англии парламент сохранился и не потерял своего значения; при поддержке парламента Генрих VIII провел королевскую реформацию и ...
... графом Уориком росло отчуждение. Полный разрыв произошел весной 1469 года. Уорик собирает армию, выступает против короля, разбивает его армию. У Ланкастеров, находящихся в изгнании, снова появляется шанс. Джаспер Тюдор все это время защищал династию Ланкастеров, он очень сожалел, что не может забрать своего племянника, но твердо знал, что скоро он сам заберет Генриха Тюдора. Генрих же в это время ...
0 комментариев