Прошло 200 лет с тех пор, как Павел I, став жертвой дворцового переворота, был убит в Михайловском замке. В 50-х годах ХХ века в Сан-Пауло вышла книга "Павловский гобелен", в России не издававшаяся. Надеемся, что публикуемый отрывок из нее будет интересен нашим читателям.
В 1951 году, 11 марта, исполнилось 150 лет со дня мученической кончины, злодейски убиенного, Императора Павла Петровича.
Река времен в своем теченьи,
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей...
Эти стихи Державина не совсем точно можно приложить к убиенному Императору Павлу Петровичу. Мало имеется монархов, так беспощадно оклеветанных, как несчастный император Павел. В прошлое он ушел незабвенным, но оклеветанным.
В наши дни, когда мало имеется людей, имеющих независимость суждения и трезвость мысли, полезно сделать беспристрастный очерк личности и деятельности безвременно погибшего монарха.
Император Павел Петрович взошел на престол 42 лет. Говорят, что был он изломанным, нервным и больным человеком. Справедливо, что была присуща ему некоторая нервность, совершенно естественная при тех условиях преследования со стороны матери, в которых ему приходилось жить. Далеко, однако, это до настоящей душевной болезни, обладателем которой делают его некоторые историки.
Разногласия между матерью и сыном не ограничивались тем, что Павел считал ее виновницей смерти отца, но также не одобрял он ее образа жизни, деятельности и окружения. Пропасть между ними была значительна и имела под собой идеологические основания.
Император Павел I сознавал опасность, грозящую Европе от революционной Франции. В этом отношении проявлял он большую дальновидность и ясность ума, всецело опровергающие легенду о его сумасшествии. Спасти Россию, и даже Европу, от проникновения революционной заразы, стать спасителем тронов и оскверненных алтарей, поставил себе Павел I задачей. Для него борьба с французской революцией была делом религиозным. Он хотел вести борьбу за веру христианскую и установленное Богом монархическое начало.
Император Павел, по выражению одного современника, "был рыцарем времен прошедших. Он учил нас и народ, что различие сословий - ничтожно". Обладая нравственной и духовной чистотой, он был добродетелен, ненавидел распущенную жизнь и глубоко был привязан к своей прелестной супруге.
Для своего времени он был прекрасно образован, зная в совершенстве четыре языка, имел познания в математике и истории и обладал литературной начитанностью. Княгиня Ливен, в своих записках, говорит, что был он наделен грацией, "обладал прекрасными манерами и был очень вежлив с женщинами; все это запечатлевало его особу изяществом и легко обличало в нем дворянина и великого князя".
Всем известно, что Император Павел Петрович был поклонником Фридриха Великого и его военной системы. Однако, был он свободен от духовного влияния этого монарха-безбожника. Сам Павел Петрович был глубоко религиозным человеком и православным до глубины души. Неправду он не терпел и беспощадно преследовал также лихоимство и взяточничество. По натуре же был великодушен и зачастую отменял наложенные взыскания, если они ему казались жестокими.
Император Павел Петрович короновался в Москве, 5 апреля 1797 года, в день Светлого Христова Воскресения. В этот день были опубликованы акты чрезвычайной важности. Первый был закон о престолонаследии, который император лично огласил в Соборе, а за ним следовали установлении о Императорской фамилии и о Российских орденах.
В тот же день был обнародован знаменитый указ, дававший милости крестьянскому сословию и запрещавший барщину по воскресеньям. И в дальнейшем крестьяне не были забыты императором и им были уменьшены натуральные повинности, бывшие до сей поры тяжелыми.
Впервые в истории Российской Империи, в царствование императора Павла Петровича, крестьянское сословие было приведено к присяге. Было создано особое крестьянское управление; для казенных крестьян были установлены наделы; и всем крестьянам были установлены наделы; и всем крестьянам было дано право аппеляции на решения судебных мест.
Наконец, было издано распоряжение, запрещающее продажу с публичного торга дворовых людей и крестьян без земли, а губернаторам было предписано наблюдать за тем, чтобы помещики не злоупотребляли своей властью.
Но заботы императора Павла Петровича не ограничились одним крестьянским сословием. Положение духовенства было улучшено. Были отпущены специальные суммы на духовное образование и были учреждены в Санкт-Петербурге и Казани духовные академии.
Император Павел, будучи в полном смысле этого слова православных государем, считал, что "верховная власть вверяется императору для единого блага подданных". От своей бабки императрицы Елизаветы воспринял Павел любовь ко всему русскому и русскому народу.
Наследство, принятое императором Павлом от своей матери, было тяжелым. Государственное хозяйство было в запущенном состоянии. Наличный состав армии не соответствовал спискам. Рекруты зачастую попадали не в армию, а в крепостные военных, больших и малых начальников. Офицеры излишествовали, носили дорогие шубы, украшения и даже муфты. Дисциплина отсутствовала. Гражданская администрация не отставала от военной в хищениях и злоупотреблениях.
Необходимы были строгие меры и они были приняты новым императором. Для армии были выработаны уставы, которых раньше вообще не было, и была введена дисциплина. После распущенности екатерининских времен, дисциплина эта многим показалась суровой, но по сути дела таковой не была. Армия стала заниматься технической и строевой подготовкой.
Так как офицерский состав состоял исключительно из дворян, то меры к поднятию воинской дисциплины были истолкованы, как удар по привилегиям дворянства. Это вызвало бегство дворянских детей из армии и стремление устроиться на гражданской службе. Против уклонения дворянства от военной службы были приняты суровые меры.
За короткое время русская армия, при императоре Павле Петровиче, достигла высокого военного развития и стала той, которая под командой фельдмаршала Суворова, покрыла русское оружие легендарной славой.
В области гражданского управления были произведены преобразования, подобные тем, которые были сделаны в области военной. Гражданское управление было преобразовано, количество губерний сокращено, состав чиновников улучшен и учреждены специальные школы для молодых дворян, с целью обучения их наукам, "способствующих искусству в штатских должностях и приличному достоинству дворянина".
Без преувеличения можно сказать, что правление императора Павла Петровича было толчком России на целых пятьдесят лет вперед и все мероприятия, начатые им, продолжались в последовавшие царствования Александра I и Николая II.
Очень часто в дешевых книжках об императоре Павле Петровиче, подвергаются высмеивания мероприятия его против ношения фраков и круглых шляп. Однако, ничего неразумного и непоследовательного не былов отрицательном отношении к этим символам "гражданской вольности" и "вольнодумства", проникшим в то время к нам с Запада, в результате французской революции.
Внешняя политика императора Павла Петровича была глубоко последовательной и проводима им в согласии с супругой императрицей Марией Федоровной. Император Павел не стремился к захватам, но его цель была борьба с идеями французской революции и поддержание легитимного принципа в Европе.
Нет нужды говорить, что для Австрии, Англии, с которыми император Павел вступил в союз, были чужды его высокие принципы. Сами эти державы ничего другого не искали в войне, как наживы и обогащения. Распад коалиции в этих условиях был неизбежен.
Император поставил Суворова во главе русского корпуса и пожаловал его орденом Иоанна Иерусалимского. "Боже, спаси Царя" - воскликнул Суворов, падая на колени. "Да спасет тебя Бог для спасения царей" - ответил император Павел Петрович.
В таких выражениях писал император Павел Петрович Суворову в Вену: "Мы молим Господа Бога нашего, да благословит ополчение наше, даруя победы над врагами веры христианской и власти, от Всевышнего поставленной, и да пребудут воины российские, словом, делом и помышлением, истинными сынами отечества и нам верноподданными".
Невозможно в таких кратких словах более точно и определенно выразить понятие православного воинства, самодержавной власти и долга перед отечеством, как сделал благочестивейший император Павел Петрович.
За великие дела верноподданного не было милостей, которыми бы император Павел не осыпал своего полководца. Суворов получил титул князя Италийского, чин генералиссимуса, право на императорские почести и памятник при жизни.
Известно, что полезная деятельность этого императора-реформатора и миротворца была насильственно пресечена в результате заговора, в котором принимали участие члены тайных обществ, при помощи Англии.
11-го марта 1801 года совершилось злодеяние, по гнусности и отвратительности, которое превосходит лишь то, что было совершено 4-го июля 1918 года в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.
Иллюминаты торжествовали победу и на другой день после убийства круглые шляпы и фраки появились на улицах Санкт-Петербурга. Народ, говоря словами Пушкина, безмолствовал. Август Коцебу рассказывает, что когда офицеры говорили солдатам: "радуйтесь братцы, тиран умер" - то они отвечали: "для нас он был не тиран, а отец".
Прошло сто пятьдесят лет и сейчас отрадно видеть, что на свет Божий начинает проглядывать правда об оклеветанном императоре. Спадают лживые покровы и вырисовывается величественный облик императора мудрого в правлении, одушевленного самыми лучшими намерениями и который сам о себе сказал: "я желаю быть лучше ненавидимым за правое дело, чем быть любимым за дело неправое".
Список литературы
В. Мержеевский. Оклеветанный император
Похожие работы
... не лишенного некоторых интересных качеств, которые уловили “ энергичные, своекорыстные титулованные и нетитулованные политики и интриганы” и использовали в своих целях. Он представил Распутина несчастной жертвой политической борьбы. На мой взгляд, Иоффе Г.З. недооценил талант, ум, расчетливость и хитрость “старца”, именно поэтому я не могу согласиться с мнением этого историка. Платонов утверждал ...
... демократической российской интеллигенции для внедрения в общественное сознание масонской идеологии в нашей стране, безусловно, уже давно готова. В следующей главе будет рассмотрена политика и цели тайных сообществ. ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ТАЙНЫХ СООБЩЕСТВ НА МИРОВУЮ ПОЛИТИКУ 3.1. Политика тайных сообществ Роль масонства в мировой политике огромна, при этом она не освещается в СМИ. О влиянии масонства ...
... , 1912. - 310с. 229. Шошков Е. Звезда и смерть Глеба Бокия // Журнал «Родина». № 7, 2000. 230. Шурц, «Западная Азия в эпоху Ислама», стр. 340. 231. Шустер Г. Тайные общества, союзы и ордена. Том 2. – М.: Издание: Издательство О.Н. Поповой, 1907. 232. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. – Калуга: Типография Губернской земской Управы, 1914. - С. 137. 233. ...
... на то, что судья считался "жрецом богини Истины" и символ ее носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате. 2. Государство и право Древнего Вавилона Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895 года до нашей эры он становится ...
0 комментариев