“Война и мир” — это уникальное произведение, общепризнанно является одним из лучших сокровищ мировой литературы. Этот роман является одним из тех немногих творений русских писателей, которые известны обычным людям во всем мире. Хотя “Войну и мир” называют романом, этот термин не совсем подходит для данного сочинения, ведь в нем переплелось огромное количество жанров и произведений, начиная собственно романом и заканчивая Евангелием. Толстой также выдвигает в “Войне и мире” свой собственный взгляд на религию, синтезируя ее из различных верований и пропуская все это через фильтр своей философии. Но в произведении не много прямых намеков — Толстой передает свои идеи через излюбленный прием всех русских писателей — символ. Символика издавна является лучшим средством для передачи мыслей автора, ведь тот, кто хочет и кому нужно, всегда отыщет те знаки, по которым можно понять автора, а тот, кому не нужны мысли автора, просто ничего не заметит. Символы конечно же использовали и до Толстого. Так, Гоголь в поэме “Мертвые души” активно использовал этот прием и скрыл за паутиной символов основную идею поэмы, сохранив ее от чужих непонимающих глаз. Любил этот прием и Тургенев, скрыв в образе Базарова образ Эдипа.
Поскольку религия Толстого была разносторонней, то и символы религии встречаются очень разные. Некоторые можно отнести к христианству, другие же тяготеют к античности или восточной мифологии. Но основными символами являются, пожалуй, христианские.
Основным героем, несущим на себе большой груз толстовской религии, является князь Андрей. Его имя говорит само за себя, ведь оно такое же, как у апостола Андрея, который, по легенде, освятил Русь. Князь Андрей так же более склоняется к русской культуре, нежели к западной. Этому можно противопоставить Пьера Безухова, который увлечен масонством и долго жил во Франции. Апостол Петр освятил Европу, таким образом, имя Пьера, измененное на французский манер, явно указывает на его связь с апостолом Петром.
Андрей живет в Лысых Горах, а Христос был распят на Голгофе — Лысой горе. Таким образом, образ князя Андрея пересекается с образом Христа, и на протяжении всей книги можно обнаружить еще несколько мест, явно указывающих на связь князя Андрея с Христом. Так, например, во время сцены в лазарете после Бородинского сражения на операционных столах лежат трое: Болконский, Анатоль Курагин и простой солдат. Эти столы похожи на три креста, на которых распяли Христоса и двоих преступников. Один из них уверовал в Христа и воскрес. Так и Анатоль лежит вместе с князем Андреем на операционных столах, и если Андрей — Христос, то Анатоль — это один из грешников, и он воскресает, так как Андрей прощает ему его грехи и. отпуская их, дает ему вечную жизнь.
Также на связь между князем Андреем и Христом указывает и то, что они “переродились” в 33 года и оба были отданы отцом на смерть, ведь это Николай Андреевич Болконский хочет, чтобы сын служил в армии.
Но немало христианских мотивов встречается и вне образа князя Андрея. Так, например, предводителем святого воинства является Архангел Михаил, а московское ополчение собиралось словно на святую битву с антихристом — Наполеоном. Следовательно, Михаил Илларионович Кутузов воплощает в себе Архангела Михаила. Если пойти дальше, то можно заметить, что Кутузов предпочитает отступление наступлению, видя в этом погибель французского войска, то есть действует по принципу святого воинства — не противиться злу — оно само уничтожит себя. Тот же мотив можно заметить в момент, когда князь Андрей со своим полком стоит и ничего не предпринимает под обстрелом вражеских войск. Да и все Бородинское сражение можно считать толстовской версией Армагеддона.
Встречаются в “Войне и мире” и более мелкие мотивы. Например, мотив свечи. Она обозначает душу человека. Этот мотив прослеживается прежде всего тогда, когда няня во время родов маленькой княгини зажигает венчальные свечи Лизы и князя Андрея. Венчальные свечи — это свечи общей души семьи, их можно зажигать только в самые тяжелые минуты жизни. Но в тот момент, когда няня зажигает свечи, врывается ветер и гасит их, и, как следствие, Лиза умирает.
Также часто встречается мотив ангела — и Наташа, и князь Андрей хотят летать.
Но ведь религия Толстого не складывается только из христианства, у него есть мотивы и других религий. Так, можно заметить мотивы античных мифов. Можно проследить тему мойр — трех существ, которые пряли нить жизни и отмеряли, сколько кому жить. Мы встречаем этот мотив в нескольких местах: прежде всего, Лиза вяжет в салоне Анны Павловны, во-вторых, князь Андрей просит Наташу научиться вязать, но она роняет клубок, и князь Андрей умирает. Также встречается много мотивов славянской мифологии. Так, например, Наташа и Соня гадают на суженого, и перед этим они переодеваются в гусара и черкеса — святочные мотивы.
Князь Андрей собирает полынь — символ забвения, так как он ищет успокоения и сна. Андрей также разговаривает с дубом — славянским деревом предков и мудрости.
Есть также и мотивы восточных религий. Князь Андрей — это “Пробужденный” — один из эпитетов Будды, так как Будда пробудился под деревом, а князь Андрей под дубом. По Толстому, душа не постоянна, она все время меняется. Это перекликается с даосским представлением о душе.
Таким образом, можно сказать, что “Война и мир” — это книга книг, ее нельзя до конца понять и нельзя исчерпать всего ее смыслы. Так же, как нельзя найти всех символов, через которые Толстой доносит до нас свои идеи.
Похожие работы
... Сидорова. М., 1991. Т. 1. [Репринтное воспр. изд.: М., 1914]. С. 160, примеч. 1). Соотнесенность Баздеева с Поздеевым указана в статье: Полнер Т.И. «Война и мир» Л. Н. Толстого // «Война и мир»: Сборник. М., 1912. Толстой пишет, что Баздеев принадлежал к числу «мартинистов еще новиковского времени». Мартинистами называли масонов — духовных последователей учения Мартинеса де Паскуале (Паскалиса) ...
... . Мы рассмотрели типологию и историческое изменение принципов выбора заглавия эпических произведений. А нашей задачей в данной работе является рассмотрение символики заглавий книг А. Ахматовой, то есть мы имеем дело с лирикой. Заглавия лирических произведений с давних пор привлекают внимание исследователей. При изучении целостного поэтического текста всегда встает вопрос о заглавии. ...
... коллектива, а только для человека, совершающего его [Байбурин.С. 18], затем сакральность уходит и мы видим ряд действий, совершаемых в силу привычки, в силу традиции. Символика празднования нового года Как мы выяснили, мифологическое ядро новогоднего ритуала – воспроизведение акта творения мира, с той лишь разницей, что в начале времен мир творили боги, а из года в год это приходится делать ...
... интонации Ионафана: "Я отведал... немного меду" (там же, 43), - у Лермонтова слышится горький упрек: "мало", "так мало" меда. § 2. Апокалипсис, его основные мотивы в творчестве Лермонтова Из всех новозаветных книг в творчестве Лермонтова наиболее заметный след оставил Апокалипсис. А если говорить точнее - два мотива, издавна питавшие народное воображение. Во-первых, у поэта встречается образ ...
0 комментариев