И. Троцкий
Пнин Иван Петрович (1773—1805) — поэт и публицист. «Незаконный» сын крупного крепостника кн. Н. В. Репнина (отсюда фамилия Пнин, усеченная Репнин), П. получил хорошее для своего времени образование в московском университетском благородном пансионе и в Артиллерийском инженерном кадетском корпусе. Был на военной службе, потом перешел на положение мелкого гражданского чиновника. Литературная деятельность П. началась довольно рано, но систематический характер она приобрела только в конце 90-х гг. П. этого времени — поэт широкого диапазона как в смысле богатства жанров (ода, другие лирические стихи, басни), так и тематики — от философских размышлений до эротики. В своих философских и публицистических стихотворениях Пнин выступал последователем французского материализма XVIII века, в частности Гольбаха, сторонником политического равенства, хотя и осуществляемого нереволюционными методами. Эта идеология политического радикализма, гораздо менее четкого, чем у Радищева, под влиянием которого она складывалась, была характерна для целой группы дворянской интеллигенции конца XVIII века, шедшей навстречу капиталистическому развитию страны.
Первый выход Пнина на широкое публицистическое поприще был осуществлен им в основанном в 1798 совместно с его другом и единомышленником А. Ф. Бестужевым (отцом четырех декабристов) «Санктпетербургском журнале».
Расцвет литературной деятельности Пнина относится к первым годам XIX в., когда молодые радищевцы активно выступали на государственной службе и в литературе, особенно в возникшем в 1801 «Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств», председателем которого П. был в 1805. К этому периоду относятся важнейшие оды П. — «Человек», «Бог», «На правосудие» и др. — и основные его публицистические произведения — «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1803; опубликовано впервые в «Историческом вестнике», 1889, № 1) и «Опыт о просвещении относительно к России» (СПБ, 1804). В «Опыте» П. выступил непримиримым врагом крепостного права, для борьбы с которым он нашел сильные и страстные выражения. Это послужило основанием запрещения «Опыта» к повторному изданию. В ряде других вопросов это важнейшее произведение П. лойяльно по отношению к царской власти: «Просвещение в настоящем смысле приемлемое, — писал П., — состоит в том, когда каждый член общества, в каком бы звании он ни находился, совершенно знает и исполняет свои должности, т. е. когда начальство с своей стороны свято исполняет обязанности вверенной ему власти, а нижнего разряда люди ненарушимо исполняют обязанности своего повиновения». «Вопль невинности» — протест против бедственного положения «незаконнорожденного» — было точно так же произведением большой социальной остроты, хотя оно касалось и частного факта. Нельзя переоценивать радикализм этих сочинений П., как это делала либеральная историография, но прогрессивный их характер совершенно бесспорен.
Поэзия П., несмотря на всю связь ее с «витийственной» поэзией классицизма, несет в себе элементы ее разрушения. Содержание его стихов, в особенности од, часто противопоставлено классической и сентиментальной литературе. Такова напр. явно направленная против державинской оды «Бог» ода П. «Человек», где утверждается право человека быть свободным, а не рабом.
Тематика од П. вообще очень характерна. Оды посвящены высоким философским и политическим вопросам: «Человек», «Бог», «Правосудие», «Время», «Слава» и пр. П. являлся последовательным сторонником идейной поэзии. Принципиальное значение ее П. обосновывал в «Послании к некоторым писателям», где писал, что «цель полезная» оправдывает даже сочинение, которое «слишком худо написано». В отношении жанровом и языковом П. в противовес господствовавшей сентиментальной литературе преимущественно опирался на гражданскую лирику классицизма, деформируя ее в соответствии с содержанием своего творчества в сторону агитационной выразительности. П. в своей поэтической деятельности был не одинок. Его творчеству созвучно творчество целого ряда поэтов — членов упомянутого «Вольного общества» — Востокова, Григорьева, Борна и др.
Идейное содержание поэзии П. делает его наряду с другими писателями «Вольного общества» литературным продолжателем дела Радищева, учеником которого П. был и в общественной своей деятельности, и предшественником последующей гражданской поэзии декабристов — Рылеева, Раевского и др.
Список литературы
I. Сочинения. Вступ. статья и ред. И. К. Луппола, подгот. к печати и комментарии В. Н. Орлова, М., 1934 (здесь же библиография)
Поэты-радищевцы. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, ред. и комментарии Вл. Орлова, (Л.), 1935 (Биб-ка поэта, под ред. М. Горького).
II. Прытков Н. Л., И. П. Пнин и его литературная деятельность, «Древняя и новая Россия», ч. 3, 1878, № 9
Сухомлинов М. И., Исследования и статьи по русской литературе и просвещению, т. I, СПБ, 1889, стр. 430—434 и 520
Петухов Е. В., И. П. Пнин и его «Вопль невинности», «Исторический вестник», 1889, № 7
Бурцев А. Е., Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг, т. IV, СПБ, 1901 (перепеч. «Опыта о просвещении относительно к России»)
Каллаш В., «Друг истины» (Памяти И. П. Пнина), «Русская мысль», 1905, № 9
Его же, Памяти И. П. Пнина, «Русские ведомости», 1905, № 253
Модзалевский Б. Л., И. П. Пнин, «Русский биографический словарь», т. Плавильщиков — Примо, СПБ, 1905
Даденков Н., И. П. Пнин, Опыт его биографии и обзор литературной деятельности, «Известия Историко-филологического института кн. Безбородко в Нежине», т. XXVI (1912)
Поляков А. С., Пушкин и Пнин, «Пушкин и его современники», вып. XVII—XVIII, СПБ, 1913
Семенников В. П., Радищев, Очерки и исследования, П., 1923
Луппол И. К., Русский гольбахианец конца XVIII в., «Под знаменем марксизма», 1925, № 3
Филиппов А., И. П. Пнин и его непропущенный цензурою «Опыт о просвещении относительно к России», «Известия по русскому языку и словесности Академии Наук СССР», 1929, том II, книга II.
III. Пиксанов Н. К., Дна века русской литературы, изд. 2, М., (1924), стр. 63—64
Библиографический указатель литературы о Пнине, Сочин., М., 1934, стр. 305—309.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru
Похожие работы
... , разврат, ханжество – часты на страницах журнала. В «Собеседнике» печатались произведения писателей прогрессивного лагеря – Д. Фонвизина, Я. Княжнина, Ф. Козельского, С. Боброва, осознававших недостатки екатерининского режима и выступавших против него в своей литературной деятельности. Однако преобладали официозные или нейтральные материалы. В журнале участвовали М. Херасков, М. Муравьев, И. ...
... лишь круговое движение дает возможность «проломить» холодную и мертвенную поверхность бесстрастного зеркала.Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы ЙМ И Р Н А Б О К О В А В ходе одной из лекций о западноевропейской литературе, которые профессор Набоков читал своим американским студентам, он временно отвлекся от непосредственного предмета разговора для того, чтобы обсудить понятие «реальность». Он попросил ...
... попытки создания арзамасского журнала новыми участниками общества М.Ф. Орловом, Ник. Муравьевом, Н. Тургеневым. Все это лишь ослабило “Арзамас”, что привело к организации в 1818-1819 годах декабристских литературных обществ “Зелёная лампа” (А.С. Пушкин, А. Дельвиг, Н.И. Гнедич, Ф.Н. Глинка,) и “Вольное общество любителей российской словесности” (В.К. Кюхельбекер, Ф.Н. Глинка, А.А. Бестужев, О.М. ...
... имения, о экономических выгодах, вытекающих из этого местоположения, о состоянии крестьянского хозяйства, повинностях, о урожайности зерновых. Ведомости позволяют выяснить, какими имениями владели помещики Катенины в Чухломском уезде, каков был доход с этих земель. Подобные данные дают и переписи дворянских дворов. Формулярные списки – это документы, содержащие информацию о движении по службе, ...
0 комментариев