Ф.Г.Солнцев
Сегодня, на рубеже столетий, когда особенно велик интерес к историческому прошлому нашего Отечества, невозможно не вспомнить тех, кто когда-то стоял у истоков изучения и сохранения памятников российской истории и художественной культуры. Одним из них был художник-археолог, реставратор, знаток древнерусского искусства, академик живописи Фёдор Григорьевич Солнцев (1801 - 1892). Его творческое наследие наиболее полно представлено в собрании Государственного музея-заповедника "Московский Кремль". Здесь хранится около 1400 акварелей и рисунков, поступивших в Оружейную палату в 1882 году из Государственного Древлехранилища хартий, рукописей и печатей.
Фёдор Солнцев прожил долгую жизнь, наполненную многолетним творческим трудом. Он был фактически ровесником века - сложного и бурного, подготовившего резкие общественные потрясения XX столетия, но одновременно отмеченного необычайным подъёмом и расцветом русской культуры во всех её проявлениях.
Художник родился в 1801 году, когда на российский престол только что вступил император Александр I, а умер в 1892 году, в царствование Александра III. Перед его глазами прошла целая эпоха. Современник таких блестящих живописцев как Карл Брюллов и Орест Кипренский, воспитанник Императорской Академии художеств, Фёдор Солнцев был одним из немногих и первых, кто, повинуясь долгу и воле судьбы, положил свой талант не на алтарь искусства, а посвятил себя занятию, может быть, не столь благодарному для художника - служению отечественной науке. Большая часть его долгой творческой жизни прошла в бесконечных разъездах по России, по старым русским городам, монастырям, церквам, где художник без устали зарисовывал, фиксировал, обмерял древние памятники зодчества, живописи, церковной утвари, старинные книги, предметы быта, составлявшие историческое и художественное наследие Руси допетровского времени. География его творческих поездок была необычайно обширной: Москва и её окрестности, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Троице-Сергиева лавра, Александров, Звенигород, Тверь, Торжок, Новгород, Псков, Ладога, Белозерск, Смоленск, Старая и Новая Рязань, Ярославль, Кострома и, наконец, Киев, Чернигов, Могилёв и Витебск.
Выходец из крестьянской семьи, Фёдор Солнцев был отпущен на волю графом И.А.Мусиным-Пушкиным, сыном известного коллекционера, первооткрывателя "Слова о полку Игореве" Алексея Ивановича Мусина-Пушкина. Уехав вместе с отцом в Петербург и имея склонность к занятиям живописью, юноша в 1815 году поступил в Императорскую Академию художеств. Ещё находясь в стенах этого учебного заведения, будущий художник проявил необыкновенные способности в искусстве копирования древних предметов.
В 1824 году после успешного окончания академического курса - художник получил вторую золотую медаль за жанровую композицию "Крестьянское семейство" - он был оставлен при Академии её президентом А.Н.Олениным для занятий художественной археологией. В ту пору археология в широком смысле означала любое занятие древностями, и Оленин впервые ввёл её в курс учебной программы. Сам он был известным учёным-археологом, прекрасным знатоком античной культуры и русской истории, коллекционером древностей, директором Императорской Публичной библиотеки. По его заданию Фёдор Солнцев рисовал предметы знаменитого древнего золотого клада, найденного в 1822 года близ Старой Рязани. После находки в 1808 году на месте Липецкого сражения доспехов князя Ярослава Всеволодовича Рязанский клад явился поистине сенсационным открытием. Одновременно художник срисовывал хранящиеся в Эрмитаже предметы античного мира, среди которых были и археологические находки, обнаруженные на юге России, в Причерноморье.
Начало творческой деятельности Солнцева протекало под неусыпным вниманием и покровительством А.Н.Оленина. Художнику приходилось часто бывать и работать в доме Олениных, являвшимся местом притяжения многих творческих сил. Здесь собирались известные деятели русской культуры: литераторы, художники, архитекторы, актеры и музыканты. У Оленина Фёдор Солнцев встречался с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, Н.И.Гнедичем, И.А.Крыловым, К.П.Брюлловым и другими известными людьми своего времени. По всей видимости, художник был знаком и с членами знаменитого оленинского кружка, в который входили как литераторы, так и учёные-историки. Творческая атмосфера дома Олениных была необычайно притягательной и оказала большое духовное воздействие на художника. На склоне лет в своих воспоминаниях Ф.Г.Солнцев тепло и возвышенно нарисует образ своего учителя.
С 1830 года начались регулярные поездки Ф.Г.Солнцев по стране, которые с перерывами продолжались до 1853-го года. Впервые художник был отправлен по предписанию Академии художеств в Москву "для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и этнографическим сведениям".
На долгие годы привлекла к себе живописца Москва, где он, рисуя "древности", проработал с 1830-го по 1835-й год. Позднее он работал в Московском Кремле, реставрируя древние постройки и создавая проекты оформления интерьеров Большого Кремлёвского дворца. Кремль, с его древними храмами, дворцами и музеем-сокровищницей Оружейной палатой, стал основной точкой приложения творческих сил Фёдора Солнцева. Его акварели и рисунки запечатлели не только сокровища московских государей, но и кремлёвские соборы и их реликвии. Работая в Оружейной палате, художник окунулся в огромную, кропотливую, подчас изыскательскую работу. Он всегда старался вникнуть в историю многих предметов, часто обращался к описям. Это приводило к более критической оценке тех суждений, которые зачастую были построены на преданиях о принадлежности вещей той или иной исторической личности. Хотя Солнцеву порой также не удалось избежать многих ошибок в аннотациях к собственным рисункам.
После Москвы на пути Фёдора Солнцева появлялись другие города с их историческими памятниками. А.Н.Оленин, курируя художественно-археологическую деятельность своего бывшего ученика, всегда давал ему подробное предписание, куда ехать и на что обращать внимание. Во Владимире - срисовать вид собора и изобразить подробности наружного декора, если в них содержатся изображение исторических реалий; в Юрьеве-Польском - сделать тоже самое и при этом обратить внимание на каменные барельефы; в Троице-Сергиевой лавре - рисовать те предметы, которые могут содержать в себе сугубо этнографический интерес, а также снять планы и сделать обмеры храмов. Достоверность образа предмета, своеобразный иллюзионизм в передаче вещественного мира, которого достиг художник в своих красочных, тонко исполненных акварелях сделали его незаменимым в деле фиксации древних памятников.
В 1832 году Солнцеву вновь довелось столкнуться с находками Старой Рязани, но уже не в кабинете А.Н.Оленина в Санкт-Петербурге, как это было с рязанским кладом, а на месте. Художник был отправлен Олениным в Старую Рязань фиксировать найденные там близ разрушенного в 1237 году Борисоглебского собора древние захоронения. Мотивируя это решение, Оленин так характеризует художника: "Прилежание его, навык им приобретённый по сей части и необыкновенный дар верно и приятно изображать сего рода вещи, достойны особого к нему внимания". В Старой Рязани художником с археологической точностью были зафиксированы вид и план местности, найденные саркофаги, а около гробниц помещены фигуры крестьян. Привычка к достоверности не изменила художнику и здесь: женщин он одел в народные костюмы Рязанской губернии. Во время своих поездок по России Ф.Г.Солнцев неоднократно рисовал народные костюмы. Среди его наследия сохранились рисунки костюмов женщин Рязани, Торжка, Твери, Тихвина, Белозерска.
Начиная с 1833 года Солнцеву несколько раз пришлось побывать в одном из древнейших городов России - Великом Новгороде. Здесь он рисовал Софийский собор и его древности, работал в других храмах и монастырях. Уже из первой поездки, по свидетельству художника, он привёз более ста рисунков, включая обмеры новгородских храмов. В 1836 году состоялась творческая командировка Федора Солнцева в Псков, куда он был послан вместе с Карлом Брюлловым: Солнцев - для работы в Псково-Печорском монастыре, Брюллов - для создания исторической картины "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году".
В многочисленных поездках по стране не всё проходило гладко. Иногда, видя в нём ревизора, монастырские власти отказывались показывать художнику описи вещей, часто ему приходилось выдавать себя за странствующего богомольца. Порой эпидемия холеры заставляла Фёдора Солнцева покинуть город и изменить свой маршрут или же пребывать в томительном ожидании возможности дальнейшего пути.
В 1836 году художник получил звание академика исторической живописи за выполненную акварелью композицию "Свидание князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием на Дунае в 971 году". Работа на историческую тему получила и подобающее ей обрамление, составленное из русских и греческих древностей.
Богатейший материал, с которым столкнулся Солнцев за время своей творческой деятельности, вылился в множество тщательно, со скрупулёзной точностью исполненных акварелей и рисунков. Рисунки всегда сначала направлялись А.Н.Оленину, а тот, в свою очередь, знакомил с ними Николая I, одобрявшего занятия художника как деятельность, направленную на укрепление основ российской государственности. Свыше пятисот лучших акварелей и рисунков Ф.Г. Солнцева были переведены в литографии и впервые составили уникальный иллюстрированный свод памятников отечественной старины "Древности Российского государства", которые вышли в шести отделениях в 1849 - 1853 годах. Это издание, задуманное А.Н.Олениным, послужило бесценным источником для изучения памятников культуры прошлого. А всего за свою долгую творческую жизнь Ф.Г.Солнцевым, по его воспоминаниям, опубликованным в 1876 году в журнале "Русская старина", было создано более пяти тысяч акварелей и рисунков.
Среди наследия художника есть немало произведений, которые на сегодняшний день являются подчас единственным напоминанием о прошлом. Это изображения несохранившихся предметов из Патриаршей ризницы Московского Кремля, ограбленной в 1918 году, а также не уцелевшие до нашего времени церковные реликвии храмов и монастырей.
Художественно-стилевые поиски русского искусства 30 - 40-х годов XIX века привели к появлению эклектики, сочетавшей в себе разнородные и разновременные элементы стилей предшествующих эпох. Основной акцент делался на обращение к искусству Византии и Древней Руси как к исторической и православной традиции. Ярким выразителем "неовизантийского", или "русско-византийского" стиля был создатель Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя архитектор К.А.Тон. В формировании новой эстетики одно из ведущих мест принадлежало и Ф.Г.Солнцеву. Обширнейший материал по древней российской истории, который был переработан художником во время экспедиций по стране, стал в дальнейшем своеобразной базой для творческих поисков мастеров нового художественного направления.
Новой эпохе с её новым отношением к истории предстояло вернуть прежним святыням былое значение. В 1836 году в Московском Кремле - древнем центре Российского государства - по высочайшему повелению Николая I начались восстановительные работы, руководить ими было поручено художнику-археологу Ф.Г.Солнцеву. По его проектам реставрируются Теремной дворец и Святые сени, храмы Рождества Богородицы, Воскресения Лазаря, Спаса на Бору. В Теремном дворце практически полностью было восстановлено внутреннее убранство. Реставрация в первой половине XIX века существенно отличалась от современной, скорее это было возобновление памятника под старину, в "древнем вкусе", а вкус этот зачастую вырабатывался самим художником на основе его опыта работы с древностями или по сохранившимся аналогиям.
С 1838 года в Кремле по проекту архитектора К.А.Тона началось строительство новой императорской резиденции - Большого Кремлёвского дворца. Часть работ по внутренней отделке дворца была поручена Николаем I Фёдору Солнцеву. Художник и работавшие с ним ученики выполняли рисунки паркетов, дверей и ковров в Парадную и Собственную половины, гипсовых барельефов, дворцового сервиза, а также эскизы светильников и украшений для каминов. Некоторые из этих проектов нашли свое воплощение, часть так и осталась лишь мастерски выполненными эскизами.
Дальнейшая деятельность художника была связана с реставрацией памятников древнерусской живописи в храмах Киева и Владимира, которая проходила в 40 - 50-е годы. В 1859 году художник становится членом Археологической комиссии по срисовыванию и возобновлению древней живописи. Реставрация в России в то время только начинала свои первые шаги и, конечно, ей не удалось избежать ошибок и потерь. Отчасти это относится и к реставрационной деятельности Ф.Г.Солнцева.
Художник также много работал по заказам Синода, выполняя проекты иконостасов, эскизы церковной утвари, писал образы святых для храмов и церковных изданий, сцены из русской истории, ставшей постоянным предметом его творческих занятий. По заказам членов императорской фамилии и светской знати Солнцев работал над рисунками сервизов, бронзовых украшений, каминных часов, молитвословов. С 1843-го по 1869-й годы художник преподавал иконописание в Петербургской духовной семинарии, а с 1858 года вновь работал в стенах Академии художеств, сначала в качестве наставника будущих живописцев - таких же, как и он, крестьянских детей, а затем - преподавателя живописи.
За заслуги перед российской историей он был избран в действительные члены Русского Археологического общества. В 1876 году по случаю 50-летия научной и художественной деятельности Фёдор Солнцев получил звание профессора исторической живописи, и в его честь была даже выбита медаль.
Глубоко преданный своему делу, художник фактически всю свою жизнь посвятил работе по разысканию, исследованию и сохранению памятников культуры прошлого. Этот нелегкий, поистине подвижнический труд человека, готового в любую минуту по высочайшей воле и необходимости покинуть свой дом и отправиться в далёкий путь, способствовал возвращению из забвения памятников отечественной истории и культуры и был высоким примером служения России.
Художник умер в марте 1892 года в возрасте 91 года, погребён в Петербурге на Волковом кладбище. На надгробном памятнике выбита надпись, теперь уже читаемая с трудом: "Профессор Императорской Академии Художеств Фёдор Григорьевич Солнцев ... Археолог, проложивший путь успехам русской церковной иконописи". Дом, где жил художник, на углу Греческого проспекта и ул. Пески (ныне 5-я Советская ул.) сохранился по сей день.
В апреле этого года Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" организовал на Ярославской земле выставку работ художника "Древности Российского государства в творчестве Фёдора Солнцева". Выставка проходила в Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. На ней были представлены 54 акварельные работы Ф.Г. Солнцева, а также большой карандашный портрет художника за рабочим столом, специально написанный членом-корреспондентом Российской Академии художеств, профессором В.Ю.Желваковым. Выставка, посвящённая Солнцеву - уроженцу Мологской земли, была приурочена и к печальной дате 60-летия затопления города Мологи водами Рыбинского водохранилища. В этой связи Рыбинский музей провёл научную культурно-экологическую конференцию "Молога. Рыбинское водохранилище. История и современность".
По случаю 200-летия со дня рождения Ф.Г. Солнцева Государственный Русский музей 26 апреля провел научные чтения, на которых выступили специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Ярославской области. И, наконец, с 11 мая по 12 июня в Оружейной палате Московского Кремля экспонировалась ещё одна выставка, посвященная 200-летию Солнцева. Она познакомила зрителей с творчеством одного из создателей "русского стиля" в искусстве, показав воплощение его художественных замыслов в предметах знаменитого "Кремлёвского сервиза", который был выполнен по эскизам Фёдора Григорьевича Солнцева для Большого Кремлевского дворца.
***
"Кремлёвский" художник
В музеях Московского Кремля, не избалованных помещениями для пространных выставочных проектов, успешно используют даже парадный вестибюль Оружейной палаты. Проходящие здесь небольшие выставки заставляют организаторов очень тщательно отбирать экспонаты — окружение обязывает. Впрочем, и выбирать есть из чего. Вслед за прекрасными образцами из ставшего теперь почти банальным стекла, 11 мая предстал пред нами на выставке "Фёдор Григорьевич Солнцев. К 200-летию со дня рождения" своими поразительными по красоте предметами созданный по эскизам этого замечательного исследователя и знатока древнерусского искусства, археолога и реставратора, академика живописи сервиз "Кремлёвский".
Сервизов такого великолепия и красоты в музеях Кремля всего два: подаренный Наполеоном Александру I "Олимпийский" сервиз севрской мануфактуры (1804 — 1807 гг.), признаваемый и самими французами за лучшее произведение этой фабрики, и один из последних великих сервизов Императорского фарфорового завода, выполненный в 1837 — 1839 гг. по заказу Николая I уникальный "Кремлёвский". Из последнего сохранилось около тысячи предметов, хотя он активно использовался и иногда выпускались дополнения (самые поздние — с клеймом 1915 г.). Но, если севрский был изготовлен для свадебных торжеств, то солнцевский сервиз предназначался для торжественных коронационных обедов в первопрестольной и изначально был призван символизировать великолепие российского самодержавия.
Именно глубокие знания и научная добросовестность Ф.Солнцева, принёсшие ему уважение многих, определили выбор Николая Павловича, когда у него возникла идея создания произведения из фарфора в русском стиле. Причём император сам заказал стиль сервиза и утвердил разработанный художником проект.
С самого начала "Кремлёвский" планировалось сделать в русско-византийском стиле. При этом Солнцев попытался взять за основу произведения XVII века с его самобытным стилем, богатой орнаменталистикой, когда роскошь древнерусского стола, где в гармонии соседствовала посуда самых разных стран и культур, ещё не испытала на себе мощного натиска западноевропейской культуры петровской эпохи, с её строго регламентированной сервировкой. В век XIX, почти как сейчас, Россию, вдруг с увлечением ставшую вглядываться в свою историю, больше привлекал не Пётр I, с его революционным порывом переделать страну, а "тишайший" Алексей Михайлович, сделавший для державы отнюдь не меньше.
Удивительно, но для многочисленных вариантов декора "Кремлёвского" Солнцев использовал лишь два образца: рукомойный прибор царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной (Стамбул, XVII в.) и тарелка царя Алексея Михайловича, выполненная в Мастерских Кремля в 1667 г.
В небольшой экспозиции можно увидеть самые разные предметы "Кремлёвского" сервиза. Кроме них, представлены и рисунки Ф.Г.Солнцева для первого иллюстрированного свода памятников отечественной старины "Древности российского государства", вышедшего в 1849 — 1853 гг. Художник всю свою жизнь посвятил сохранению русской культуры, памятников прошлого, много и плодотворно работал в самом Кремле, разрабатывая, в частности, декор внутренней отделки Большого Кремлёвского дворца. Может, поэтому посвящённая Фёдору Григорьевичу скромная экспозиция столь органично вписалась в местный интерьер.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.historia.ru/
0 комментариев