А.Г. Геринг. И.А. Огородникова, Омский государственный университет, кафедра социологии
В последние годы Россия вошла в режим противостояния, которое порождено противоположностью установок разных социальных групп. Одним из результатов стали массовые акции протеста. Таким образом, в период социально-экономической и политической нестабильности общества изучение массовых выступлений граждан представляет особый интерес. Седьмого октября в Омске прошел митинг, завершившийся демонстративной акцией протеста. Это широко освещалось в средствах информации и не могло не отразиться в массовом сознании омичей. Следующее через месяц событие - день 7 Ноября, показало, как предыдущее мероприятие повлияло на отношение горожан к массовым акциям, обнаружило степень готовности принять в них участие и осознание возможных последствий. Особое внимание было уделено дифференцированному анализу различных групп населения, поскольку участие в массовых политических мероприятиях и отношение к ним отражают, с одной стороны, стратификационные процессы, происходящие в современной России, а с другой - результаты воздействия на население средств массовой информации.
Исследование проведено Исследовательским центром Научно-образовательного Фонда Омского госуниверситета. Сбор информации проводился 31 октября и 1 ноября 1998 года. Метод сбора информации - интервьюирование по формализованной анкете. Выборка квотная, по демографическим характеристикам: пол, возраст, образование. Объем выборки - 421 человек.
Отношение к политическим массовым мероприятиям детермировано не только реальным положением людей, но и их прошлым опытом. Поэтому, прежде всего, в ходе исследования выяснялось, знает ли респондент, что за праздник 7 Ноября. Утвердительно ответило 94,3% (397 человек). "Нет" ответило 5,7% (24 человека). Что же стоит за ответом "да, знаю"? Только один человек назвал этот праздник Днем согласия и примирения, то есть его официальным именем. Около 10% опрошенных, ответив "да", именовали этот праздник Днями солидарности, независимости, протеста, конституции, комсомола или "каким-то государственным праздником". 13 человек посчитали, что это просто праздник, выходной день. Все остальные так или иначе связали 7 Ноября с Октябрьской революцией, хотя дали при этом различные характеристики. Три человека назвали этот день днем национальной трагедии, один человек - днем переворота.
Самыми осведомленными оказались горожане среднего возраста. Самыми неосведомленными - женщины в возрастной группе от 18 до 29 лет: 12 из 49 (24%) женщин ответили "нет" на вопрос, знают ли они, что это за праздник 7 Ноября. В другой возрастной группе (женщины от 30 до 54 лет) только одна респондентка из 105 ответила на данный вопрос отрицательно. Сходная картина наблюдается и при сравнении соответствующих возрастных групп у мужчин, хотя мужчины младшего возраста все же более информированы, нежели женщины. Среди молодых мужчин 5 из 37 (14%) проявили свою неосведомленность. Можно сделать вывод, что молодое поколение значительно утратило память о событиях, связанных с революционным прошлым страны, хотя все же не до такой степени, как это иногда представляется адептами "правого" и "левого" крыла идеологической борьбы.
Данный вывод подтверждается анализом ответов омичей на вопрос "Знаете ли Вы, какие мероприятия намечаются в городе на 7 Ноября?" Ответы распределились следующим образом: не знаю - 71, 5% (301 человек), что-то слышал - 16,2% (68 человек), точно знаю - 9,7% (41 человек), иное - 2,6% (11 человек).
Самыми неосведомленными вновь оказались женщины до 30 лет. А среди мужчин данного возраста вообще не оказалось ни одного человека, который бы смог сказать, что он точно знает, какие мероприятия состоятся 7 ноября. Здесь причина, скорее всего, не в информированности населения, а в отношении к данному празднику (ниже мы покажем, что и к массовым акциям как таковым). Среди людей, ответивших "точно знаю", оказалось всего несколько человек, которые смогли рассказать о планируемых мероприятиях. Однако в соответствии со сложившейся годами традицией они полагают, что демонстрации, и даже парад - это дело привычное, и они обязательно состоятся. Характерно, что количество людей (13,7%), решивших участвовать в мероприятиях 7 ноября, больше, чем людей (9,7%), которые точно знают, что состоится в этот день.
На вопрос "Вы сами собираетесь принять участие в массовых акциях?" были получены следующие ответы: нет, не собираюсь - 72,2% (304 человека), да, собираюсь - 13,8% (58 человек), еще не решил - 12,8% (54 человека).
Обращает на себя внимание высокая потенциальная готовность к участию в массовых политических мероприятиях, поскольку активные и потенциальные участники составили в целом около 27% опрошенных.
Не собираются участвовать в массовых мероприятиях молодежь и более всего молодые женщины (86% респондентов данной половозрастной группы). Высок процент неучаствующих и среди женщин в возрасте от 30 до 54 лет (77%).
Наиболее четко определились в решении люди старше 55 лет. 22% женщин данной возрастной группы и 25% мужчин этого возраста решили принять участие в этих мероприятиях. Безусловно, реальное число людей, принявших участие в массовых мероприятиях в этот день, было гораздо меньше.
Результаты опроса демонстрируют отношение к массовым акциям, выраженное в потенциальной готовности к участию.
На вопрос "7 ноября состоятся массовые мероприятия. Как Вы относитесь к таким акциям?" получены результаты: положительно - 60,8% (256 человек), отрицательно - 11,8% (50 человек), нейтрально - 27,8%(114 человек). Ответ "положительно" был мотивирован следующим образом: это законный способ выражения общественного мнения -25,2% (106 человек), это способ сплочения людей для более решительных действий -20,4% (86 человек), это эффективный способ давления на власть - 10,3% (46 человек), иное - 4,3% (18 человек).
Высокий процент ответов "иное" объясняется тем, что часть респондентов настаивала на том, что значимы все три фактора, а часть отвечавших подчеркивала, что такие акции являются показателем состояния отчаяния, в котором находится народ.
Самой активной является группа мужчин старше 55 лет. Среди них оказалось больше всего людей (74% респондентов данной половозрастной группы), в целом положительно относящихся к массовым политическим мероприятиям и больше всего одобривших эти акции как способ сплочения людей для более активных действий (31%). Хотя женщины данного возраста не намного отстают в активности от мужчин (68% и 27% соответственно). В целом наблюдается следующая динамика: чем старше люди, тем они более склонны оценивать массовые политические акции положительно.
Респонденты, ответившие: "отрицательно отношусь к массовым политическим мероприятиям", обосновали свое отношение так: это ничего не дает для решения проблем - 7,4% (31 человек), это может привести к столкновениям и беспорядкам - 0,9% (4 человека), это способ новым лидерам прорваться к власти - 2,3% (10 человек), иное - 0,5% (2 человека).
Хотя количество людей, давших такие ответы, незначительно, динамика здесь тоже присутствует, и она аналогична той, что была обнаружена в предыдущих ответах: отрицательное отношение к массовым акциям нарастает по мере "взросления" респондентов.
Нейтральное отношение к массовым политическим мероприятиям было мотивировано следующим образом: мне все равно, я не интересуюсь этими проблемами - 8,8% (37 человек), пусть люди делают, что считают нужным - 16,2% (68 человек), иное - 1,9% (8 человек).
В этих ответах присутствует уже другая тенденция: нейтральное отношение к массовым акциям возрастает по мере снижения возраста. Если у мужчин старше 55 лет такое отношение обнаруживают 12% отвечавших, в возрасте 30-54 года - 26%, то у мужчин от 18 до 29 лет - 49 %. Тенденция в соответствующих возрастных группах женщин аналогична: 12%, 28%, 55%.
В целом фиксируется высокая степень тревожности населения. На вопрос "Как Вы считаете, акции протеста, митинги, шествия могут привести к столкновению с властями?" 63,4% (267 человек) ответили: "Да, могут". Выше уже отмечалось, что только четыре человека высказали свое отрицательное отношение к массовым мероприятиям, ссылаясь на то, что они могут привести к столкновениям. К моменту проведенного социологического опроса в Омске не было массовых мероприятий, которые бы закончились столкновением с властями, а процент людей, ожидающих этого, высок. Ожидание же действий представляет благоприятную почву для их реализации. Такая ситуация предъявляет повышенные требования как к властям, так и к организаторам акций. Респонденты склонны возложить ответственность в равной степени на тех и других. Столкновения с властями возможны, если: это спровоцируют власти - 15,2% (64 человека), это спровоцируют организаторы акций - 13% (55 человек), народ сам готов к этому - 30,9% (130 человек), иное - 3,8% (16 человек).
В графе "иное" содержатся ответы: "столкновение возможно, если будут пьяные"; "если в столкновениях будут заинтересованы те, кто болтает языком"; "КПРФ и другие заинтересованные лица"; " пока народ к этому не готов, но если дальше ситуация будет ухудшаться, то сам возьмусь за оружие".
Мужчины среднего возраста (21% среди респондентов данной группы) более всего склонны винить в возможных столкновениях власть. Организаторов считают виновниками столкновений мужчины в возрасте до 30 лет (27%).
Анализ мнений, высказанных представителями группы людей старше 55 лет, явно обнаруживает, что отношение к массовым акциям детермировано личным опытом. Люди старшего поколения принимают участие в массовых политических мероприятиях, поэтому смотрят на них с большей степенью оптимизма. Пожилые люди более других уверены в том, что столкновения с властями невозможны. Причем процент таких мнений среди мужчин данного возраста выше, чем среди женщин (47% и 38% соответственно). В том, что это невозможно ни при каких обстоятельствах, уверены более всего мужчины старше 55 лет (19% от общего числа членов данной группы).
В целом респонденты, ответившие, что столкновений с властями не может быть, конкретизировали свой ответ так: это маловероятно - 23,8% (119 человек), ни при каких обстоятельствах этого не произойдет - 6,7% (28 человек).
На вопрос "Кто, по Вашему мнению, пострадает в случае массовых беспорядков?", были получены следующие ответы: представители власти - 2,4% (10 человек), простые граждане - 73,2% (308 человек), все пострадают - 19,9% (84 человека), иное - 4,0% (17 человек).
В графе "иное" преобладают ответы: "пострадают демонстранты", "пострадают самые слабые".
Мужчины старше 55 лет по данному вопросу обнаруживают более реалистичный взгляд на ситуацию, поскольку именно в этой группе больше всего респондентов считает, что в случае массовых беспорядков пострадают все граждане (32% членов этой группы).
Новый смысл вносит сопоставление мнений мужчин и женщин данного возраста. Только 7% женщин данного возраста согласны с тем, что пострадают в случае массовых беспорядков все граждане. Они склонны считать, что пострадают простые люди. Такой ответ дало 85% женщин старше 55 лет. Женщины демонстрируют скорее эмоциональное состояние, нежели прагматическую оценку ситуации. Анализ ответов на предыдущие вопросы показал, что женщины средней возрастной группы тяготеют в своих мнениях к мнениям молодежи. Приведенные данные говорят в пользу того, что женщины сегодня крайне невротизированы и являются той группой населения, которая склонна к утрате равновесия.
Более всего пессимистов или встревоженных людей среди молодежи и женщин среднего возраста. Около 70% представителей данных групп считают, что столкновения с властями возможны. Они же склонны считать, что сам народ готов к столкновению с властями (около 40% от количества представителей данных групп). Это именно те группы населения, которые не собираются принимать участие в политических массовых мероприятиях, молодежь при этом демонстрирует нейтральное отношение к ним. Напрашивается вывод, что состояние тревожности нагнетают средства массовой информации. Не имея собственного опыта участия в акциях протеста, сформировать представление о них, как о потенциально опасных для общественного порядка, люди могли, только черпая информацию либо из вторых - третьих рук (что маловероятно ввиду типичности реакций у сходных групп населения), либо из общедоступного источника - телеэкрана.
Подтверждение данного вывода было получено в ходе наблюдения, проведенного студентами Омского госуниверситета на митинге 5 декабря. Интереснее всего - реакция студентов на событие. О чем говорит, например, такое высказывание: "Для меня странным было находиться на коммунистическом митинге без призывов к возврату прежней власти... Сравнивая этот митинг с прошлыми, я хочу отметить хорошую организованность и спокойствие. И вообще, я думаю, что то, о чем они говорили, поддержали бы все люди, независимо от того, коммунисты они или нет. Мне кажется, что какими бы коммунистами они ни были, они все равно не те, и взгляды у них другие, да и идеалы тоже. Стоя на этом митинге, я слушала их и во многом соглашалась, но ведь это еще не значит, что я коммунист... Смотрю на них и думаю - ведь как у них все слажено, нет ни драк, ни угроз - что-то изменилось и в их сознании"?
Стереотип восприятия коммунистов, так называемая "реакция на понятие" не является предметом данной статьи. Но обращает на себя внимание, что студентка, которая впервые находится на митинге, сравнивает данный митинг с прошлыми, где-то она видела драки на митинге, плохую организацию.
О феномене удвоения действительности философия знает давно. Но до тех пор, пока индивид отдает себе отчет в том, в какой реальности он действует, данное явление не представляет проблемы для адекватности восприятия и поведения. Телевидение же обладает силой заставить людей принять искусственно созданную действительность в качестве реальной. Похоже, что так называемая "теорема Томаса" находит свое подтверждение. Напомним данное положение понимающей социологии: если индивид определяет ситуацию как реальную, то она реальна по своим последствиям. Телевидение обладает возможностями активно влиять на определение индивидом ситуации, а значит - направлять его действия. В исторический период формирования информационного общества значение данного фактора резко возрастает. Но нельзя остановиться на констатации и признании особой роли телевидения. Необходимо отслеживать процессы, связанные с воздействием телевидения, как на состояние массового сознания, так и на мировосприятие и поведение отдельного челове
Похожие работы
... и стимулирования труда в сельском хозяйстве. Третья глава. Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой Отечественной войны. В этой главе затронута тема духовной жизни в Омске периода Великой Отечественной войны. Глава 1. «Человек тыла» в промышленном производстве Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (на материалах Омска и Омской области). Рубеж ...
... развития», своеобразной диалоговой площадки, отвечающей приоритетным сферам межрегионального взаимодействия. В последние годы благодаря настойчивым усилиям глав Российской Федерации и Республики Казахстан, казахстано-российские отношения поднялись на качественно новый уровень взаимовыгодного сотрудничества. Сегодня Павлодарский регион является одним из основных партнеров Омской области. За ...
... журналиста на радиостанции. Метод интервьюирования применен для получения первичной информации: ответы на вопросы об отношении радиожурналистов к содержанию профессиональной деятельности. Было опрошено 14 журналистов - ведущих информационно-музыкальной радиостанции «Радио «Сибирь - Омск». Также было интервьюировано 315 слушателей данной радиостанции с целью оценки их тематических предпочтений. ...
... Центра, в бюллетенях «Дома Дружбы». Цель исследования. Дать характеристику национально-культурному облику Исилькульского района на современном этапе. Задачи исследования. 1. Раскрыть понятия «культура» и «национальная культура». 2. Выявить актуальные проблемы развития современной культуры. 3. Исследовать особенности государственной национальной политики Российской Федерации. ...
0 комментариев