Даль Владимир Иванович

6238
знаков
0
таблиц
0
изображений

Л. Мышковская

Даль Владимир Иванович [1801—1872] — беллетрист и этнограф. Р. на заводе в Луганске, в семье доктора-немца. Отсюда его литературный псевдоним — Казак Луганский. В 1819 окончил морской корпус. В 1826 поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Но медицина не удовлетворяла Д. Общаясь в качестве военного врача с огромным количеством солдат и матросов, выходцев из самых различных уголков России, он стал изучать их живую речь и своеобразные нравы. Этнограф и лексикограф сказались в нем стихийно. Знакомство же с современными ему писателями — Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Языковым и кн. Одоевским — окончательно укрепило Д. в лит-ых занятиях.

В 1832 была выпущена его первая книжка «Русские сказки», за которую он, по доносу Булгарина, подвергся аресту. В 1834—1839 появились его «Были и небылицы». За это время им был выпущен ряд сочинений по различным вопросам: «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» («Иллюстр.», 1845—1846; изд. 2-е, СПБ., 1880), «О русских пословицах» («Современник», 1847, кн. 6) и много других повестей и рассказов Казака Луганского. В 1852 появилась его работа «О наречиях русского языка» («Вестн. имп. геогр. о-ва», кн. 6; перепеч. в «Толковом словаре»), в 1853 — «Матросские досуги» (изд. 2-е, СПБ., 1859), в 1861 — «Картины из русского быта» (2 тт.), а затем вышли и самые серьезные его труды: «Пословицы русского народа» (М., 1862; изд. 2-е, СПБ., 1879) и «Толковый словарь живого великорусского яз.» (1861—1868; изд. 2-е, СПБ., 1880—1882; изд. 4-е, под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ, СПБ., 1912—1914).

За первые выпуски словаря Д. получил в 1861 Константиновскую медаль, а в 1868 он был избран почетным членом Академии наук и удостоен Ломоносовской премии.

В своей деятельности Д. проявил большое разнообразие: беллетристика, обработка народных сказок и отдельные вопросы яз. наряду с длительным и кропотливым собиранием словаря, протянувшимся через всю жизнь Даля.

Большой популярностью пользовались его «Повести, сказки и рассказы, сочин. Казака Луганского» (4 тт., СПБ., 1846). С 30-х до 50-х гг. Казак Луганский был одним из любимых авторов-рассказчиков. Живость и занимательность рассказа, струйка юмора, смелая народная тема, то, что он «выводил на сцену чернь, сволочь, мужиков, вахлаков, баб, девок» — вызвало восторженные отзывы Белинского, Тургенева и многих других. Но во всех этих рассказах скоро обнаружился их основной недостаток. При верном и детальном изображении обычаев и нравов Д. было чуждо критическое отношение к действительности. Рассказы Д. анекдотичны, прибауточны, яз. искусственен. В «Небывалом» он дает сравнительное описание великорусской и украинской деревни с поразительным мастерством и этнографической точностью. Но что касается внутреннего развития темы, характеров его героев, то — кроме частностей и официальных взглядов его времени — у Даля ничего не найдешь. Повесть «Отец с сыном», казалось бы, дает смелую постановку социального вопроса. Здесь недовольство общественной несправедливостью, негодование, протест, но автор развенчивает своего героя, признав его сумасшедшим. Главное действующее лицо повести «Вакх Сидорыч Чайкин» — мещанский сын, по сиротству попавший на воспитание в крестьянскую семью. В шесть лет он узнает на своей спине справедливость общественного порядка, когда, в назидание провинившемуся барчонку, его секут. Барин-самодур относится к крестьянам как к дуракам, которых необходимо учить плетью. Стоило заговорить крестьянам об оброке, как был вызван исправник и стал их вразумлять розгами. Д. сочувствует и помещику и исправнику, заставляет крестьян признать свою вину и, кланяясь барину в пояс, благодарить его за науку. «Русский мужик» дает ту же картину глупости и тупого непонимания мужиком своей пользы. Барин заботится о разведении овощей, мужики не разводят; приказывает барин вывести из избы телят, овец и свиней — не соглашаются, не выводят. Эти выросшие на базе консервативного дореформенного мещанства взгляды не могли удовлетворить уже и современников. Не вскрыв основного общественного начала, Д. не мог дать типического изображения жизни, а ограничился лишь занятными «историями» и бытовыми картинками.

Скоро и Белинский, вначале ставивший Д. на второе место после Гоголя, нашел, что Д. не идет дальше бытовых частностей и официальных идей, и крупную ценность стал признавать лишь за одними его «физиологическими очерками».

Д. составил также несколько книг для детей. «Первая первинка» и «Первинка другая» (сборники народных сказок, песенок, игр) давали интересный и близкий детям материал. Они пользовались значительным успехом. В «Новых картинах из русского быта для детей» Д. дает много живых бытовых сцен и детских образов. Под редакцией Д. вышли также: «Крошки», «Новые крошки» и «Картины из быта русских детей», написанные его женой. Фольклорный материал Д. может быть успешно использован для современной детской книги («Материалы по истории русской детской лит-ры», т. I, в. I, М., 1927, ст. В. М. Сергиевой).

Список литературы

I. Полн. собр. сочин., 8 тт., СПБ., 1861; изд. 2-е, СПБ., 1879; То же, изд. 1-е посмертное, 10 тт., СПБ., 1897—1898; Повести, СПБ., 1861; Солдатские досуги, изд. 2-е, СПБ., 1861; Два сорока-бывальщиков для крестьян, СПБ., 1862; изд. 2-е, 1880, и мн. др.

II. Максимов, Биография Даля, в «Справочн. энциклоп. словаре» Старчевского, т. IV, СПБ., 1855 (указана библиография); Автобиограф. зап. Даля, «Русский архив», 1872, XI; П. Б(артенев), В. И. Даль, там же, 1672, X; Грот Я. К., Воспоминания о В. И. Дале (с извлечен. из его писем и др. полной автобиогр. зап.), «Зап. имп. Академии наук», т. XXII, СПБ., 1873; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. I, СПБ., 1890 (самая полная характеристика деятельности Д. в гл. XI); Черкасова А., Ст. в «Русск. биографич. словаре», СПБ.,1905 (с библиогр.); Баркова Е., В. И. Даль как беллетрист, «Воронежск. ист.-археологич. вестник», 1921, I—II; Габо В., Памяти В. И. Даля (к 50-летию со дня смерти), «Книга и революция», 1922, IX—X.

III. Кроме указанного выше, библиографию о Д. см. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 19


Информация о работе «Даль Владимир Иванович»
Раздел: Биографии
Количество знаков с пробелами: 6238
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
10395
0
0

... подробной библиографией, в "Справ. энциклопед. словаре" Старчевского (СПб., 1855, т. IV); "Дневники Т. Г. Шевченко" ("Основа", 1861 - 62) и А. В. Никитенко ("Русск. Старина", 1889 - 90); "Д., по воспоминаниям его дочери, Е.Даль" ("Русск. Вестн.", 1879, № 7). Подробной биографии Д. до сих пор нет. Самая полная характеристика деятельности Д. у А. Н. Пыпина: "История русской этнографии" (т. I); о его ...

Скачать
33813
0
0

... комитета при Министерстве земледелия. Август - Вернадский назначен 'товарищем министра народного образования' (то же самое, что сейчас заместитель). Кроме того, академик избран в Центральный комитет партии кадетов. Естественно, что сразу после победы Октября Владимир Иванович попал в список неблагонадежных. Положение его было настолько опасным, что и он сам, и друзья всерьез опасались за его ...

Скачать
25811
0
0

... и морскими батальонами в случае своего отсутствия в Севастополе, а на случай тревоги на Северной стороне командующим назначался контр-адмирал Истомин. Неприятель начал наступление, осажденный Севастополь отчаянно защищался. На бомбардировку неприятеля русские отвечали такой же бомбардировкой из сотен орудий. Подойдя к Севастополю, неприятель начал усиленно обстреливать город и укрепления, чтобы ...

Скачать
36516
0
0

... вопросам он неоднократно возвращался впоследствии, особенно в 1920-1940-е гг. В 1881 г., после окончания гимназии, Владимир Иванович поступает в Петербургский университет. В Петербургском университете 1890-х гг. был сосредоточен почти весь цвет русской научной мысли, и Вернадский из удушливой атмосферы толстовской гимназии сразу попал в ошеломляюще светлый и прекрасный мир большой науки. « ...

0 комментариев


Наверх