Антонова Ксения Николаевна, Государственная Полярная академия (СПб)
Когда англичане говорят «современный роман» или «современная литература», среди тех, кто начал процесс «модернизации», они чаще всего называют Дэвида Герберта Лоренса (David Herbert Lawrence, 1885 – 1930) и Джеймса Джойса (James Joyce, 1882-1941).
Традиционно творчество Лоренса и Джойса рассматривается как два полюса британского модернистского романа. Путь к этим «полюсам» начинался практически в одно и то же время и соответственно имел одинаковые исторические и отчасти культурные предпосылки, сходную философскую и литературную основу. Это позволяет предположить, что наряду с серьезными различиями эстетического порядка раннее творчество этих писателей имело некоторые сходные черты. В данной работе будет предпринята попытка сравнительного анализа романа «Портрет художника в юности» (A Portrait of the Artist as a Young Man, 1914) и «Сыновья и любовники» (Sons and Lovers, 1913) с целью уточнения их места в английской литературной традиции и по отношению друг к другу, выявления сходства и различия, жанрового и композиционно-стилистического.
Оба писателя создают свои первые произведения приблизительно в одно и то же время. Первый роман Лоренса «Белый павлин» (The White Peacock), в котором уже намечаются основные направления его дальнейшего творчества, выходит в 1911. Творчество Джойса открывает сборник рассказов «Дублинцы» (The Dubliners) в 1904 году.
Обоих писателей можно назвать сыновьями эвардианской эпохи. Она началась в 1901 году, продлилась до 1910 и была эпохой технологической революции, охватившей самые разные отрасли промышленности, эпохой, сделавшей Англию страной практически всеобщей грамотности. [5;с.5] В этот период интеллигенция и средний класс все активнее становились основой английского общества.
Обращает на себя внимание до странности схожая и очень непростая история создания обоих романов. Они долго и трудно писались, неоднократно перерабатывались, встретили не самый благосклонный прием критики, носили автобиографический характер. Возможно, причиной тому стало противоречие между прочностью связи писателей с укоренившейся традицией английского реалистического романа и уже витавшей в воздухе неизбежностью перемен; она ощущалась в экономической, политической, социокультурной, научной сферах жизни и не могла не найти отражение в литературе.
Лоренс начал работу над романом, который первоначально назывался «Пол Морел» (Paul Morel) в 1910 году. Смерть матери в декабре 1910г. влечет за собой не только доработку начатого романа, но и полное изменение ранее написанного. В 1912г. Лоренс делает окончательную правку. Завершенную редакцию романа, который к этому времени уже называется «Сыновья и любовники», Лоренс отправляет издателю 13 ноября 1913г. В том же 1913 г. роман был опубликован. [9]
Интересно любопытное историческое совпадение: роман был опубликован в один год с английским переводом работы З.Фрейда «Толкование сновидений» (1900). А за год до появления окончательного варианта «Сыновей и любовников» Фрейд публикует работу под названием «Основные формы вырождения эротической жизни», также хорошо известную в Англии того времени. К этому же периоду относится очередная правка романа. Через два года после его выхода в свет критики заговорили о том, что произведение Лоренса – своего рода комментарий к теории Фрейда об «Эдиповом комплексе». Сам Лоренс писал в 1912г. о главном герое романа: «Он действительно любит свою мать более, чем кого-либо, даже больше других женщин. Это настоящая любовь, в духе Эдипа».[7;с.36] Однако писатель, хотя и создал произведение с классической (с точки зрения психоанализа) разработкой «Эдипова комплекса», был озабочен проблемой более широкой, чем только сексуальной реализацией, самовыражением индивидуальности. Говоря о романе «Сыновья и любовники», одни критики приписывают «Сыновьям и любовникам» роль лекарства от детской и юношеской привязанности к матери, имевшей, по их мнению, фрейдистский подтекст. Другие же, наряду с психологической проблематикой, обращают внимание на формально-стилистические особенности прозы Лоренса и рассматривают их как новую веху в истории английской литературы XX столетия.
В отличие от романа Лоренса, «Портрет художника в юности» – первый роман в творчестве Джойса. К моменту выхода в свет «Портрета» Джойс – автор лишь сборника рассказов «Дублинцы», основная часть которого была создана в период с 1903 по 1905 г. а увидела свет лишь в 1914г., что было вызвано упорным сопротивлением издательских кругов. Джойс начал роман после окончательного отъезда из Ирландии в 1904г. Писатель работал над ним около 10 лет, и он вышел отдельным изданием в 1916г., хотя в 1914г. печатался в журнале «Эгоист», в издании которого принимал участие Эзра Паунд. [2]
Первоначальная рукопись романа носила название «Стивен-герой» и превышала окончательный вариант романа в четыре раза. Сравнивая оба произведения, нетрудно заметить, какие изменения претерпела творческая манера писателя. Так, «Стивен-герой», по мнению У.Аллена [1], покажется читателю отрывком из весьма хорошего, в духе времени, реалистического романа. В центре Стивен Дедалус (автопортрет молодого Джойса). Но центральный герой лишь один из многих в ряду персонажей, каждый из которых по-своему значим: Джойс ко всем относится в достаточной степени объективно. В «Портрете художника в юности» только один герой, сам Стивен, и все действие романа подано через его сознание. Лишь завладев его сознанием, попадают в роман остальные персонажи: отец, мать, братья, сестры, профессора, священники, друзья. Стивен – центр земли; окружающий мир – только сырой материал для восприятия, воспоминаний, размышлений, пища для честолюбия. [1;с.40] Такая композиция резко противоречит первоначальному замыслу. Этим, прежде всего, и различаются варианты романа.
Наряду со сложной историей создания, романы объединяет ряд жанровых и композиционно-стилистических особенностей. Остановимся подробнее на первых.
Оба произведения совмещают черты нескольких типов романного повествования. Среди них автобиографический роман, роман о художнике (ставший необычайно популярным в начале XX века), семейная сага и роман воспитания.
При сравнении обращает на себя внимание следующее. Как Джойс, так и Лоренс воссоздают в своих романах черты подлинной автобиографии, что проявляется в совпадении биографических фактов, места действия, а также взаимоотношений внутри семьи.
Вряд ли можно усомниться в том, что история формирования духовного мира и личности Стивена – это история самого Джойса с особенностями воспитания, перипетиями и сложностями его жизненного пути. Его герой, также как и сам Джойс, родился в пригороде Дублина, в семье зажиточных представителей ирландского среднего класса, несколько лет проучился в элитарной школе-интернате Клонгоуз, которой посвящены первые страницы романа. Разорение отца и необходимость продолжить образование в школе Бельведер; учеба под руководством иезуитов: поступление в Дублинский университет; окончание университета и отъезд на континент – все это роднит автора и героя, создавая автобиографическую основу произведения. Кроме того, в последней главе романа устами главного героя сформулирована эстетическая программа самого Джойса, отдельные пункты которой встречаются и в записных книжках писателя за 1903 – 1904г.[2]
Так же и у Лоренса, практически все персонажи имеют своих реальных прототипов. Исследователи видят в образе Гертруды Морел многое от матери писателя, а в образе Уолтера – от отца. Прототипом старшего брата героя Уильяма стал брат писателя Эрнест, а подруга юности и первая любовь Джесси Чемберс выведена в романе под именем Мириам. Любопытны замечания Джесси Чемберс относительно первого варианта. Очевидно, рассматривая роман, как, в первую очередь, автобиографический, она отмечала значительное искажение реальных событий и настоятельно рекомендовала внести соответствующие изменения. Как уже отмечалось выше, это было сделано и привело к появлению второй редакции романа. Место основных событий – Ноттингемшир и Дербишир – родные места писателя, в которых будет происходить действие и других его романов. Полагают также, что в «Сыновья и любовники» вошло множество ярких и глубоких детских воспоминаний, а ностальгия стала одним из главных его элементов. [5; с.78].
Как и Джойс, Лоренс воссоздает конфликты, имевшие отношение к его личной биографии и наделяет своих мужских персонажей собственными психологическими чертами. Применительно к анализируемому роману обращает на себя внимание явное сходство психологических коллизий, переживаемых главным героем и самим автором. По свидетельству современников, в жизни Лоренса периода «Белого павлина» и «Сыновей и любовников» занимали женщины, отношения с которыми доставляли ему преимущественно страдания. Лоренс был необыкновенно сильно привязан к матери и пережил настоящий удар, когда осознал, что, ревниво относившаяся к романам всех своих сыновей, она не одобряет его попыток полюбить кого-то «со стороны». К тому же он обнаружил, что глубокая эмоциональная привязанность к матери мешает ему раскрыться в любви. Эти переживания и целый ряд семейных обстоятельств нашли отражение на страницах романа «Сыновья и любовники».[8]
Следует отметить, что в отличие от Лоренса, уделявшего большое внимание биографической точности описываемых событий, для Джойса характерно соблюдение принципа отбора фактического материала во имя четкости центральной темы – истории формирования художника, который находится в разладе со своей средой. Принцип экономии выразительных средств становится ведущим в романе.
Оба автора показывают этапы эволюции героя на фоне действительности современной им Ирландии (Джойс) и Англии (Лоренс), таким образом продолжая традицию социально-бытового романа с повышенным вниманием к психологическим условиям жизни в Ирландии и Англии. [2, 4]
Фактически, роман Лоренса открывается историко-социальным очерком развития северо-восточной части Англии, в которую вплетена история жизни главного героя и его семьи, «социальная критика возникла у Лоренса вследствие бессознательной опоры на традиции, а не по воле автора». [1] Социальное соединено в романе с традициями «символистского» (в духе романтического) романа. Настойчивое звучание темы природы – своего рода идеальная, романтизированная параллель действительности. [6; c.28]
Подобное же явление мы наблюдаем и у Джойса. Неожиданные переходы от описания «возвышенного трепета творческой души к натуралистическим деталям убогой действительности»[4;c.125], окружающей персонажа способствуют созданию контраста для формирующегося у главного героя художнического восприятия окружающего мира.
Черты романа о художнике также нашли отражение в романах, хотя и в разной степени.
«Портрет художника в юности» – история формирования нового типа художника, который выдвинулся на авансцену в первой четверти 20 века, и эта тема может считаться одной из центральных. Роман описывает духовную эволюцию художника, проникнутого сознанием собственной исключительности, отрицающего ответственность перед обществом, ушедшего в собственный мир.
Для понимания романа Лоренса тема формирования художника также очень важна, но разработана она не так глубоко, как у Джойса и вряд ли может считаться центральной. Это проявляется в том, что в романе практически полностью отсутствуют элементы погружения в природу творческого процесса, сцены написания картины или художнического анализа действительности в ее пластическом восприятии, акцент на драме художника; конфликт художник-среда не является выраженным. В отличие от Джойса, Лоренс делает акцент на внутрисемейных взаимоотношениях и стремится показать, как, почему и в какой степени человеческим поведением руководят процессы, происходящие на бессознательном уровне. [4] Эта внутренняя душевная работа персонажей большинством исследователей признается основным предметом художнического внимания писателя.
Несмотря на все сказанное выше, представляется правомерным утверждать, что жанровую основу обоих романов составляет роман воспитания, хотя и претерпевший существенные изменения по сравнению с классическими образцами этого жанра.
В первые десятилетия 20 века английский роман воспитания обретает качественно новые черты и становится особенно популярен. Рождение новой волны романа воспитания было вызвано глубокими переменами в общественном и научном сознании. Наибольшее влияние на развитие жанра оказала дарвиновская эволюционная теория, которая подорвала представления о незыблемости и стабильности существующего порядка. Путь к себе, сохранение верности своей природе оказываются возможными благодаря нравственным, а иногда гражданственным идеалам, живущим в сознании героев. Стимулом движения становится отказ от навязываемой средой социальной роли во имя обретения себя и реализации своих природных начал. Это сообщает английскому роману воспитания особую энергию отрицания и энергию поисков, исходящих из отрицания жизни и мысли викторианской Англии и стремления к поиску новых ценностей. [5;с.5]
Лоренс и Джойс по-разному подходят к проблеме влияния среды на формирование личности, т.е. к проблеме воспитания.
Лоренс целиком сосредоточивается на внутреннем опыте героя и начинает роман в манере традиционного семейно-биографического повествования с хорошей социально-аналитической основой. Во второй части наблюдается резкий отход от выбранного жанра, и центр действия перемещается с рассказа о семье на рассказ о протагонисте и его дальнейшем самоопределении. Перед нами не ребенок, а зрелый молодой человек, дальнейшее формирование которого идет на уже сформировавшемся нравственном, психологическом, чувственном фундаменте. Как было отмечено выше, основой сюжета становится воспроизведение сложных, в конечном итоге конфронтационных отношений Пола с двумя женщинами, а своеобразным продолжением семейной линии становится сложная, в духе Эдипа, привязанность сына к матери, по сути являющаяся основным источником вышеупомянутой конфронтации, а значит и движения сюжета. Лоренс углубляется в тайны души Пола, в его чувства, но воспроизводит их так, что читатель не осознает ни развития характера под влиянием среды, ни прямого изображения личности. В конце романа герой не обретает определенности, стабильности внутреннего и внешнего бытия. Следовательно, отсутствует структурное ядро романа воспитания.
В отличие от романа Лоренса, в котором протагонисту и его окружению уделяется практически равное внимание, так что главным героем романа становится, на наш взгляд, не персонаж, а взаимоотношение его с другими. Для «Портрет художника в юности» характерно преуменьшение роли окружения в духовном и интеллектуальном развитии протагониста. Необходимо отметить глубокий психологизм портрета главного героя и вместе с тем малое внимание к факторам, влияющим на его духовное развитие. Его нравственный рост осуществляется в результате самопознания в практически полной отчужденности от окружения. Таким образом, пересматривается традиционное понятие воспитания. Окончательное решение Стивена покинуть страну и отправиться в добровольное изгнание является своеобразным подтверждением мысли, что никакое развитие личности не возможно в ограничивающем и оказывающем на него давление обществе.
Это позволяет сделать вывод о том, что оба автора отходят от традиционной концепции романа воспитания, обогащая этот тип романного повествования чертами эстетики модернизма.
Таким образом, с Лоренсом и Джойсом произошло то, что чаще всего происходит с крупными художниками переходного периода, – они изменяют канон жанра, а временами практически полностью отходят от него.
Список литературыАллен У. Традиция и мечта. М., 1970
Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. 1918 – 1939. М., 1961
Зарубежная литература XX века. / Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003
Михальская Н. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов. – М., 1966
Проскурнин Б.М. Английская литература 1900-1914 гг. Пермь, 1993.
Draper R. David Herbert Lawrence. L., 1976.
Finney B. D.H. Lawrence. Sons and Lovers. Penguin, 1990.
Lawrence D. H. Sons and Lovers. Text, Background & Criticism. N.Y., The Viking Press, 1968. (reprinted in 2004).
Lawrence D.H. Sons and Lovers with an introduction by Mark Schorer. Berkeley: University of California Press, 1
0 комментариев