Николай Орел
Если перефразировать знаменитую поговорку, то предмет данной краткой работы можно выразить одной фразой: "если чувства загораются - значит это кому-то надо". На мой взгляд, чувства, которые мы испытываем, необходимы и нужны в первую очередь нам самим. Попробуем ответить на вопрос: Зачем мне надо завидовать? Хорошо это - или плохо, в чем смысл и позитивное значение этого порой "иссушающего душу" смотрения за забор соседа.
В самих словах "зависть" и "завидовать" содержатся многие ответы на вопрос. "За - видовать", "видеть за другого". Другими словами отринуть самоценность своей жизни, перестать жить своей собственной жизнью, радоваться ей. Отдать свое видение и внимание жизни других.
В царстве природы нет зависти. Каждый вид птиц или животного вполне доволен самим собой. Цветы не завидуют друг другу. Такое может происходить только с баснях про животных, да сказках.
Такой чести удостоен только человек, благодаря приобретению второй сигнальной системы и опосредованного, т.е. независимого от непосредственного видения мышления. Например: такая уникальная способность позволяет мучаться бессонницей всю ночь, даже если источник вашего беспокойства и несчастья находится от вашей спальни на несколько сот километров. Или даже завидовать жизни в других странах и континентах, размышляя о благах тамошнего проживания, сидя перед экраном телевизора.
Мы мало задумываемся над этим - но человеку предоставлена фантастическая способность бегства из своей собственной жизни, благодаря своему отвлеченному мышлению. И зависть это просто одно из достижений эволюции человечества в целом.
По моим наблюдениям, каждый из нас интуитивно понимает, что зависть - это нормальное явление. В то же время в христианской культуре содержится запрет на завидование. Завидовать - грех. Но тем и интересен человек, что выкрутится из любой ситуации. И возникло понятие черная и белая зависть. Белая - соответственно хорошая, нечто вроде похвалы и даже заверения в том, что вы или ваша семья - идеал для подражания. Сравните - "видеть за другого" и "подражать другому". Параллель более чем явно просматриваемая. А рассказы о черной зависти что-то не слышны из уст наших близких. И не могут быть слышны. По моему мнению, зависть становится черной, когда она неосознаваема и непонимаема или непроизносима самим завидующим. В таком случае она становится ядом, отравляющим душу и тело. Если вы ее подавляете, она может отмстить.
Проблема как раз в том и заключается, что мы не умеем завидовать. Зависть наша какая-то кривая да на костылях. Мы ее забили до смерти тем убеждением, что зависть удел слабых да немощных людей. Ее надо подлечить; вдохнуть в нее жизнь и свет; сделать краснощекой и крепкой телом красавицей.
Суть моих рассуждений проста.
У каждого человека есть все, что ему надо для счастья. Окружающая его вселенная дружественна.
Но человек не животное, радующееся от того, что у него есть. Он хотел, хочет, и будет хотеть чего-то большего, а следовательно и завидовать другим, у кого есть то - чего у него нет.
Рано или поздно, в зависимости от своей внутренней честности, зависть будет обнаружена (большая или маленькая, к одному человеку или к како-то группе), как нормальное чувство неудовлетворенности какой-либо культуральной или физиологической потребности.
И тут у каждого из нас есть два выбора.
Не допуская в сознание само это слово, вздыхая и сожалея взирать на "чудесную и прекрасную" жизнь окружающих, а также на свое "жалкое" существование. Т.е. жить по неписаному правилу: "за забором трава всегда зеленее".
Открыто признать это чувство, как присущее человеку по его уникальной природе и счастливо сотрудничать с ним, отслеживая его проявления в себе и примирившись с ним.
Заметим - в обоих случаях речь идет об одном явлении. Но в первом случае от него разит гнильцой и нечистотами, а в другом запахи приобретают оттенки прекрасной и бурной весны (ведь речь идет о возрождении и духовной трансформации). Только тот, кто действительно открыто и честно завидует, имеет все шансы достигнуть просветления.
Чтобы задавить в себе зависть требуются большие силы. То же самое происходит, когда мы пытаемся удержать под поверхностью воды надувной круг, который постоянно норовит вырваться из под нашего контроля. Мы действительно упускаем попусту много сил и энергии, которые мы могли бы потратить на радость себе и людям.
Если вы боретесь с завистью - вы стали ее жертвой. Если вы знаете, что она есть и отмечаете ее, то происходит чудо. Зависть может превратиться радость, радость за других людей.
В основе за-видования лежит со-радование успехам окружающих, что было, в какой то момент необходимо для выживания нашего племени. У каждого из нас в генетической памяти содержится опыт родового мышления, когда успехи окружающих нас людей вели всех, в том числе и вас к успешной задаче выживания и процветания целого рода. Именно благодаря этой способности выйти за пределы "здесь и теперь", за пределы своего пуза и оценить другого возникли многие прекрасные чувства - товарищество, гордость за своих героев-победителей, почитание вклада человека в общее дело.
Только благодаря развитию нашей психики, стало возможно это чудо - жить с завистью, жить не своей жизнью, но жизнью других. Да-да, именно благодаря этому прорыву из царства животных, вспышке сознания у наших далеких предков, сделавших нас Человеком, мы обзавелись этим чувством. В то же время наша цивилизация познала и другую сторону выхода за пределы себя - это неудовлетворенность собственной жизнью, которая издревле и возрождает к жизни различные духовные практики, ведущие нас по пути большей целостности и просветленности.
Зависть - это ступенька, через которую нельзя перепрыгнуть на пути к душевному благополучию. Единственное, что может сделать человек, это, став на нее, почувствовать ее под ногами, чтобы спокойно оттолкнуться от нее и пойти дальш
Похожие работы
... жизнь, нравственные оценки и деяния носят творческий характер. Этика закона и нормы не понимает еще творческого характера нравственного акта, и потому неизбежен переход к этике творчества, этике истинного призвания и назначения человека. Творчество, творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность человека. Творческое напряжение есть нравственный императив, и притом ...
... и осуществлено откровение закона и искупления, ибо Христос, Логос мира, един и вечен. В свободном творчестве человека раскрывается Его свобода, свобода Абсолютного Человека. Всечеловек низко пал, и всечеловек поднимется на головокружительную высоту. Вопрос о религиозном смысле творчества до сих пор еще никогда не был поставлен, такой вопрос не возникал даже в сознании. Это – вопрос нашей эпохи, ...
... следствия. Однако если в мире физических явлений мы действительно имеем дело с такими незыблемыми закономерностями, то в истории иногда может произойти нечто совершенно непредвиденное, противоречащее всему, имевшему место до сих пор. Наглядным примером тому могут служить судьбы религии Единобожия. Почти четыре столетия обитали племена Бене-Исраэля на заболоченных лугах Гесема. На полях Гесема ...
... политика, наука, технология, культура, искусство. Новая эпоха историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. Переход от классической литературы к новому литературному направлению сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных ...
0 комментариев