Теофраст Ренадо – основатель первой французской газеты "La gazette"

17064
знака
0
таблиц
0
изображений
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Факультет журналистики
Кафедра истории мировой журналистики










Теофраст Ренадо – основатель первой французской газеты "La gazette"





Реферат студентки I курса, Д/О Желтовой Натальи Борисовны, 114 группа, Радиовещание
Преподаватель: Шелястина В.О.






Москва 2000


Содержание:
Биография Теофраста Ренадо
17 век в истории Франции
возникновение различных печатных изданий в Европе
Исторические и политические предпосылки для создания "La gazette"
История создания "La gazette"
Описание первых выпусков "La gazette"
Отношения с властью
Спустя сто лет
Список использованной литературы





"Теофраст Ренадо… положил начало первой газете в нашем смысле этого слова, газете политической, официальной, такой, какая и могла только тогда существовать…", - Ш. Сент-Бёв.

"Я бы только просил принцев и иностранные государства не терять понапрасну время, запрещая доступ моим газетам, ибо это такого рода товар, торговлю которым никогда невозможно запретить и который потокам воды только увеличивается от препятствий…", - Т. Ренадо.

Биография Теофраста Ренадо.

Теофраст Ренадо родился в 1585 году в Лудене, изучал медицину в Монпелье, где в 1606 году получил диплом врача. Вся жизнь Ренадо наполнена переездами с места на место. Он много путешествовал. Италия, Голландия, Германия… В Италии он впервые увидел газету, в Страсбурге познакомился с печатью финансовых листовок – предшественниц нынешних газет. "…В 1612 году я прибыл в Париж, где стал оказывать помощь беднякам… и где я имел случай быть представленным Его Величеству…" 1628 году Ренадо, из-за проблем с церковью и религией, принял католическую веру, отрекшись от идей протестантизма. Живя в Париже, Ренадо сблизился с кардиналом Ришелье, который во многом способствовал его успеху и приблизил ко двору. Одним из первых публицистических трудов Ренадо стал трактат о бедных, который получил благожелательный отклик в придворных и королевских кругах.

В 1629 году Теофраст Ренадо получил право открыть Адресное бюро. Он пожелал работать самостоятельно, не связывая себя ни с какой цеховой организацией. В его Адресном бюро любой мог получить справку или дать объявление. Он говорил тем, кто с ним работает: "Необходимо чтобы в государстве богатые помогали бедным, так как гармония нарушается, когда одна часть чрезмерно жиреет, а другая – атрофируется". Можно сказать, что Ренадо заложил основу современного рекламного агентства.

Однако можно сказать, что работа в адресном не приносила Ренадо особого удовольствия; его ум и талант искали приложения в другом деле, которым для придворного врача стало издание газеты. Итак, первое периодическое издание во Франции принадлежало Теофрасту Ренадо.

17 век в истории Франции.

Но почему первое, не стоит забывать что это уже 17 век, во многих странах Европы периодические издания уже достаточно распространены. С другой стороны, 17 век для Франции – время значительных изменений и серьезных переломов в политике государства. Безраздельная, безграничная власть католической церкви во Франции уже закончилась, однако ее предсмертные муки были страшны: сотни тысяч людей, замученных в казематах инквизиции, повешенных за несовершенные преступления, сожженных как колдуны и ведьмы, истерзанных палачами. Конец 16 – начало 17 века – один из самых страшных, кровавых периодов в истории Европы, когда граждане только начинали понимать свое рабское положение. Еще живы были воспоминания о судьбе Галилея, Николая Коперника, а с уст не сходили разговоры о заживо сожженном Джордано Бруно. В 1624 году парижский парламент издал постановление, в котором говорилось о смертной казни для всех, кто отрицал или сомневался бы в тогдашнем устройстве мира. А еретиками мог стать кто угодно.

Чтобы открывать печатное дело в такое время надо было быть большим смельчаком, каковым и являлся Теофраст Ренадо. Он один из первых сказал, что газета может использовать и слухи, но она уже тем помогает народу, что мешает распространению лжи. Надо сказать, что в те времена печатники и книгоиздатели согласно статуту, утвержден6ному их корпорацией, должны были иметь хорошее образование: знать латынь, уметь читать по-гречески, а также обладать сертификатом Парижского Университета на право заниматься этим делом. Чтобы открыть книжную лавку, надо было прожить в столице от четырех до шести лет. Не стоит забывать и того аспекта, что профессия "репортер" не сулила средневековому обывателю не только никаких выгод и преимуществ, но также и лишала спокойного сна, накладывала на журналиста пятно позора, поскольку сама профессия была едва ли более уважаемая, чем профессия бродячего актера. Достаточно лишь отметить, что один из главных противников Ренадо, советник декана медицинского факультета, Г. Патен обычно все свои писания против своего оппонента начинал так: "Я признаюсь вам, что ваши газеты заставляют меня считать вас газетчиком, то есть писателем ложных сочинений!"

Возникновение различных печатных изданий в Европе.

Первые робкие шаги европейской журналистики относятся к 16 веку и связаны они с началом движения Реформации и буржуазной революцией в Голландии (!) Именно тогда, возможно, впервые в мировой практике, в качестве рупора и выразителя гражданских идей настолько широко стала использоваться печатная продукция. Достаточно сказать, что еще в предреформенной Германии достаточно часто использовалась памфлетная литература, содержащая требования коренных политических преобразований. В самом начале 17 века почти одновременно стали издаваться газеты "Ведомости" в двух разных городах, Страсбурге и Аугсбурге. Нелегко определить точное число газет, выходивших на немецком языке, однако модно судить, что подобные издания распространялись и издавались также во Франкфурте-на-Майне, Франкфурте-на-Одере, Вене, Гамбурге, Берлине, Цюрихе, Мюнхене, Праге, Лейпциге. К 1630 году число подобных изданий уже доросло до 30.

В 1610 году появилась первая швейцарская газета в Базеле. Чуть позже стала выходить печатная газета в Англии, ставшая на сторону антикоролевской партии, в частности по вопросу несостоятельности внешней политики. В 1620-1621 на территории современной Бельгии издавалась газета религиозного направления, политически поддерживавшая испанскую католическую партию.

В Италии самая первая газета, по мнению Фатторелло, на основании исследования, проведенного им, появилась в 1636 году. Однако неоспоримо доказано, что история этой газеты уходит по времени дальше и дата основания должна быть зафиксирована где-то в 1600 году, что также подтверждает и биография Ренадо, путешествовавшего в это время по стране и видевшего эти газетные листки.

Газету Теофраста Ренадо смело можно назвать первым периодическим изданием, поскольку по сравнению с другими аналогичными газетами и журналами она выходила регулярно, распространялась и за пределами Франции, имела подписку и возможность выбора материалов. На нее, кроме самого редактора, работало и большое число корреспондентов. Вот что писал о детище Ренадо один из его современников: "Газета, газета, которую большинство людей ни во что не ставят, на мой взгляд самое трудное дело, которое предпринимается в наше время…"

Исторические и политические предпосылки для создания “La gazette”

Следует сказать, что Франция в начале 17 века переживала трудные времена. Религиозные войны нанесли огромный ущерб стране. Чтобы правильнее понять реальность происходящих событий, нельзя забывать те трудности, с которыми пришлось столкнуться населению центральной части Европы: "…разные сословия империи… составляли чрезвычайно хаотическую массу с весьма разнообразными, во всех направлениях перекрещивающимися потребностями. Каждое сословие стояло поперек дороги другому и находилось в непрерывной, то скрытой, то открытой борьбе со всеми остальными…" (Ф. Энгельс)

Укрепление французского абсолютизма в первой половине 17 века отвечало на том этапе не только интересам господствующего класса. Без сильной королевской власти нельзя было решить важнейшие экономические проблемы, нельзя было обеспечить национальный суверенитет. Курс на укрепление абсолютизма был взят с 1621 года, то есть до прихода ко власти кардинала Ришелье, с именем которого обычно связывают начало новой политики. Кардинал продолжил этот курс с нарастающим успехом. Людовик 13, не обладавший сам достоинствами политика и полководца, сумел сохранить одно важное свойство – ценить и понимать иногда ум и талант других людей. Он нашел в Ришелье то, чего не имел сам, а кардинал, в свою очередь, получил возможность с ведома короля претворить в жизнь свои принципы управления государством, опираясь на авторитет монарха.

Ришелье решительно боролся против любых попыток противостоять королевской власти. Для поддержания величия королевского двора использовались огромные деньги. Путь к роскоши двора шел через нищету простого люда. Впрочем у Ришелье на этот счет имелось собственное суждение: "Все политические деятели согласны в то, что если народ будет иметь достаток, то тогда невозможно держать его в рамках правил… Разум не позволяет освободить его ото всех тягостей… если бы он стал свободен от податей, то тогда бы возомнил себя свободным от послушания. Народ надо сравнить с ослом, который привык к поклаже и который испортится от долгого бездействия больше, чем от работы. Но необходимо, чтобы эта работа была умеренной, и чтобы поклажа этих животных соответствовала их силам…" Не удивительно, что при такой политике двора в различных провинциях Франции ежедневно вспыхивали восстания. С ними приходилось считаться, несмотря на холодное бесчувствие, с которым он их подавлял, - они свидетельствовали о ненависти к нему и представленному им режиму.

Понимая, что необходимо было всемерно содействовать восстановлению и укреплению королевской власти и католической веры, кардинал изыскивал для этого необходимые средства. Основным каналом общественного воспитания неграмотного населения служили проповеди приходских священников. Они одновременно выступали и в роли информаторов политических событий, и толкователями издаваемых законов.

Практическая деятельность Ришелье вызывала противоречивые оценки у его современников. Сначала об этом говорили громко, потом уже намного тише, пока совсем не стали умалчивать эту тему, поскольку разговоры на нее стали небезопасны. Тогда снова стали широко использовать памфлеты, распространявшиеся по всей Франции. Ришелье боролся против них тем же оружием. Бойкий публицист Фанкан по заданию кардинала нападал на его врагов, нанося зачастую очень меткие удары. Фанкан в своих памфлетах обвинял врагов Ришелье во всех смертных грехах, иногда недвусмысленно указывал на кардинала как на единственное спасение Франции. Ришелье хорошо знал, что король охотно читал эти листы и в известной степени принимал их во внимание. Тот, кто инспирировал написание памфлетов Фанкана был хорошо осведомлен о положении дел в стране.

Итак, с одной стороны, социально-экономические условия делали возможным издание печатной газеты, с другой – политическая необходимость, ускоряя это событие, превращала его в реальность. Следует отметить, что издание газеты пало на один из самых важных и переломных моментов французской истории 17 века. Абсолютная монархия, являлась формой дворянской диктатуры, объективно выступала в качестве цивилизующего центра, в качестве основоположника национального единства. Выполнение этой исторической задачи требовало от дворянского государства новой политики, чьим проводником стал кардинал Ришелье.

История создания “La gazette”.

Задумав издавать периодический листок Ришелье нисколько не сомневался в выборе человека, способного осуществить эту идею: "вот самый способный из моих помощников", - сказал он о Ренадо.

Несколько месяцев понадобилось редактору для необходимой подготовки издания газеты. Что касается названия, то здесь не было затруднений: путешествуя по Италии он обращал свое внимание на листки "Газетт", продаваемые на улицах города.

Описание первых выпусков “La gazette”.

Первый номер "ля Газетт" появился 30 мая 1631 года, и хотя он не имел даты, но учитывая еженедельность издания, уже после четвертого выпуска можно было говорить о дне рождении французской периодики. Первый номер насчитывал всего четыре полосы и имел формат 23*15 сантиметров. Новости этого номера содержали информацию из различных городов: Константинополя, Венеции, Вены, Праги, Гамбурга… Однако эта информация была очень краткой.

Сначала газета выходила еженедельно на четырех листах, а позже на восьми и двенадцати в одну четвертую часть листа. Она состояла из отдельных заметок, каждая из которых начиналась с указания места и даты отправки известия, а затем располагались внутренние новости. Большей частью речь шла о военных действиях, о дипломатических переговорах и придворной жизни. Сначала она напоминала малоформатную книжечку, но позднее можно было уже отметить улучшение качества печати, появление картинок. Тираж этого издания достигал 1200 экземпляров (!).

Каждый выпуск "Газетт" имел свой порядковый номер, это же касалось и внеочередных выпусков. Как и многие другие периодические издания 17 века, газета имела свой единый, переходящий из номера в номер, счет страниц, что позволяло в конце года делать подшивку с особым титульным листом, таким образом, таким образом могло получиться великолепное пособие по истории Европы.

С конца 1631 года газета разделилась на две части: “La gazette” и “Nouvelle ordinaire de diver endroiz”, которая, по словам Ренадо, печаталась для удобства читателей, которым было бы легче искать нужную им информацию. Каждый месяц Ренадо печатал отдельный номер “Relation de nouvelle du mond recu dans tout le moi”, содержавший самую интересную информацию и краткие комментарии к ней. "Эти лучшие новости за месяц, - говорил Ренадо, - служат лучшему изучению дел…" Дополнительные номера издатель также использовал и для ответов своим противникам, коих у него было немало.

Интересно отметить, что первые выпуски газеты содержали в основном информацию, касающуюся положения дел в различных странах, но никак не во Франции. Лишь начиная с шестого номера Ренадо вставляет в свою газету новости из Парижа и других городов государства. Всего за 1631 год был издан 31 номер газеты, который затем был напечатан отдельным томом и подарен королю.

Ренадо, не вдаваясь в подробности издательского дела и оставив в стороне все трудности, связанные с отбором новостей для готовящихся выпусков, обратил внимание своих читателей на сложность написания истории сегодняшнего дня. Уже тогда он понимал, что газеты – это живые страницы жизни страны и по ним потомки будут внимательно изучать прошлое. Ренадо объясняет, что прежде всего он должен ознакомить читателя с новостями из других стран, а уж потом переключить их внимание на обстановку в стране.

Отношения с властью.

Информация, которую печатал Ренадо в своих газетах, была достаточно разнообразной, авторитетной и достоверной. Однако некоторые статьи могли противоречить друг другу. Так, например, номер от 31 декабря 1633 года рассказывает о судьбе Галилея, о правдоподобности его теории, что не Земля вертится вокруг Солнца, а наоборот. А в следующем выпуске была напечатана другая статья, в которой осуждался ученый и говорилось о неправдоподобности высказываемых им суждений не только с философской, но и с теологической точки зрения.

Исходя из этого, можно отметить, что газета Ренадо была подконтрольна правящим кругам. Стоит также отметить, что многие статьи писались самим Ришелье, а информация исходила не того из уст кардинала, но иногда и от самого короля. Сам же Ришелье интересовался делами Ренадо. Сохранилась одна из его записок, в которой говорилось следующее: "Сообщите Ренадо, чтобы он ничего не печатал до того, как я пришлю ему донесение".

В период правления Его Преосвященства кардинала Мазарини Фронда (1648 – 1653) заставила Ренадо вместе с его делом переселиться в Сен-Жермен. В Париже оставались его сыновья, издававшие оппозиционную газету отца "Курьер франсэ". По возвращении в столицу Мазарини ничем не высказал своего неудовольствия, что заставляет полагать, что и эту газету выпускали с его ведома. Также подобное мнение можно доказать тем, что ни в одном выпуске "Курьер франсэ" не будут найдены факты о каких-либо событиях по истории Фронды.

Спустя сто лет.

После смерти Ренадо его дело продолжили сыновья. Однако интересно, что в день столетия газеты не было опубликовано ни одной статьи, касавшейся данной темы. Надо сказать, что спустя сто лет, сама газета претерпел некоторые изменения: чище стал шрифт, увеличилось количество полос. С 1762 года газета стала выходит дважды в неделю – во вторник и в пятницу. Появились рецензии на новые книги, увеличилось число анонсов. Печатались постоянные рубрики, а сама газета имела свыше 12 тысяч подписчиков (!). Спустя 150 лет она сохранила свою королевскую привилегию. Ежедневной она стала незадолго до свержения монархии и своего закрытия, произошедшего 10 августа 1792 года.

Список использованной литературы:

Ю.В. Попов: "Теофраст Ренадо - основатель французской журналистики"

Французская пресса:

"Голландская газета и пресса протестантизма"

"Обзор исторических вопросов"

"У истоков французской прессы"

"Сборник газет"


Информация о работе «Теофраст Ренадо – основатель первой французской газеты "La gazette"»
Раздел: Биографии
Количество знаков с пробелами: 17064
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх