Карпов А. Ю.
ГЛЕБ (крестильное имя неизвестно) СВЯТОСЛАВИЧ († 30 мая 1078 или 1079), старший сын черниговского князя Святослава Ярославича от его первого брака с некоей Киликией.
Ранее 1064 г. был посажен отцом на княжение в Тьмуторокань — отдаленное русское княжество на Таманском полуострове, в дельте Кубани. В 1064 г. изгнан оттуда своим двоюродным братом Ростиславом Владимировичем. В следующем, 1065 г. Святослав сам отправился в Тьмуторокань и вновь посадил Глеба на княжение. Ростислав, не желая воевать с дядей, отступил от города, однако когда Святослав ушел в Чернигов, вторично изгнал Глеба. «И приде Глеб к отцу своему», — свидетельствует летописец.
После гибели Ростислава Владимировича 3 февраля 1067 г. жители Тьмуторокани сами обратились к Святославу с просьбой прислать к ним сына. С этой миссией в Чернигов направился преп. Никон, будущий игумен киевского Печерского монастыря, а в то время основатель и игумен тьмутороканского Богородицкого монастыря. Побывав в Чернигове и Киеве, Никон возвратился в Тьмуторокань вместе с Глебом Святославичем, который и сел «на столе в граде том». (Об этом сообщается в Житии преп. Феодосия Печерского.) Известно, что зимой 1067/68 г. князь Глеб «мерил море по льду от Тьмутараканя до Кърчева (Керчи. — А. К.)», т. е. измерял протяженность Керченского пролива, и определил ее в 14 тысяч сажен, о чем сделал памятную надпись на т. н. Тьмутороканском камне, сохранившуюся до нашего времени (этот камень хранится в Государственном Эрмитаже). Факт измерения протяженности Керченского пролива может свидетельствовать о том, что Глебу в то время принадлежали оба его берега — и Тьмуторокань, и лежащая на противоположном берегу Керчь.
Вскоре после этого Глеб покинул Тьмуторокань и перешел на княжение в Новгород. По всей вероятности, это произошло в 1068/69 г., после бегства из Руси киевского князя Изяслава Ярославича и временного перехода киевского престола в руки полоцкого князя Всеслава Брячиславича. Показательно, что в статье «А се князи Великого Новагорода» (читающейся в той же рукописи, что и Новгородская Первая летопись младшего извода) сообщается о том, что Глеба посадил в Новгороде его отец Святослав, который к тому времени не был киевским князем и, соответственно (принадлежи Киев его старшему брату Изяславу), не имел полномочий для того, чтобы по своей воле сажать князей в Новгороде.
Осенью 1069 г. Глебу пришлось оборонять Новгород от князя Всеслава Брячиславича, подступившего к городу. Битва произошла днем 23 октября в самом городе и, по словам летописца, отличалась кровопролитностью: «Новгородци же поставиша пълък противу их у Зверинця на Къземли (ручье Гзень, в самом городе. — А. К.); и пособи Бог Глебу князю с новгородци. О, велика бяше сеця (сеча. — А. К.) вожяном, и паде их бещисльное число».
Глеб воевал со Всеславом Полоцким, претендовавшим на Новгородскую землю, в течение всего своего новгородского княжения. Еще и во второй половине 1070-х гг. (предположительно, в конце зимы 1077 г.) он действовал против Всеслава в союзе со своим двоюродным братом князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Кроме того, Глеб совершал походы в Чудскую землю, распространяя на нее власть Новгорода.
Ярким эпизодом новгородского княжения Глеба стало подавление им антихристианского выступления в городе в начале 1070-х гг. (летопись сообщает об этом под 1071 г.). В Новгороде явился некий волхв, «прельстивший» «мало не всего града». С обличениями волхва выступил новгородский епископ Феодор, однако его поддержали лишь князь Глеб и княжеская дружина, а почти все новгородцы приняли сторону волхва. Глеб в одиночку сумел переломить ситуацию. Спрятав топор под плащом, он во время «мятежа» подошел к волхву и во всеуслышание спросил того: «Ведаешь ли ты о том, что утром случится и что вечером?» — «Все ведаю», — отвечал волхв. «Ну а что сегодня с тобой будет, — спросил Глеб, — ведаешь?» — «Великие чудеса сотворю». Тогда Глеб выхватил топор и на глазах у всех зарубил волхва. «И людье разидошася», — констатирует летописец.
Известно, что весной 1074 г. Глеб пребывал в Киеве при своем отце Святославе Ярославиче, ставшем (с 1073 г.) великим князем Киевским. 1 мая этого года он вместе с отцом посетил находившегося при смерти преп. Феодосия, игумена киевского Печерского монастыря.
После смерти Святослава Ярославича (27 декабря 1076) позиции всех его сыновей, в том числе и Глеба, пошатнулись. Поначалу Глеб продолжал действовать в союзе с занявшим на короткий срок киевский стол своим дядей, князем Всеволодом Ярославичем, и, в частности, совершил совместный поход против Всеслава Полоцкого с его сыном Владимиром Мономахом. Однако возвращение в Киев летом 1077 г. старшего из Ярославичей, Изяслава, стало роковым для Глеба. Изяслав сам претендовал на Новгород, намереваясь посадить сюда на княжение своего сына Святополка. В 1078 г. Глеб был изгнан новгородцами из города и 30 мая этого (или, возможно, следующего) года погиб на севере, в Чудской земле, в Заволочье (т. е. в Подвинье, землях по Северной Двине). «И выгнаша (Глеба. — А. К.) из града, — сообщает новгородский автор, — и бежа за Волок, и убиша и (его. — А. К.) чюдь». Любопытно, что в Киеве о его гибели стало известно первоначально в киевском Печерском монастыре (первым это возвестил печерский подвижник Никита, будущий епископ Новгородский), а затем уже во дворце киевского князя Изяслава Ярославича. «Повесть временных лет» сообщает о смерти князя Глеба под 1078 г.; новгородские же летописи называют другую дату — 1079 г.; только в них приведена и точная календарная дата смерти Глеба — 30 мая.
В летописях содержится исключительно высокая оценка христианских добродетелей князя Глеба Святославича: «Был же Глеб милостив к убогим, и страннолюбив (т. е. странников любил. — А. К.), тщание имея к церквам, тепл на веру, и кроток, взором красен». Известно изображением князя Глеба — на известном портрете семьи князя Святослава Ярославича на миниатюре «Изборника Святослава» 1073 г.
Тело князя Глеба Святославича было перенесено в Чернигов и похоронено 23 июля 1078 (или 1079) г. «за Спасом», т. е. вблизи черниговского Спасского собора — усыпальницы черниговских князей.
О супруге и детях князя Глеба Святославича источники не сообщают.
Список литературыЛетописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская Первая старшего и младшего изводов; Патерик Киево-Печерского монастыря; Житие преп. Феодосия Печерского; Изборник Святослава 1073 г. (фототипическое издание).
Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI—XIV вв. М., 1964; Медынцева А. А. Тмутараканский камень. М., 19
Похожие работы
... "дружину свою" (в данном случае, своих ближайших советников) в Берестовом — старой пригородной резиденции киевских князей — и принял здесь установления об ограничении ростовщичества — знаменитый "Устав Владимира Всеволодовича", вошедший в состав "Русской Правды" — свода законов, действовавших на территории Руси до конца XV века. По этому уставу (статья 53 Пространной редакции "Русской Правды"), ...
... в результате поражений в войне с Мономашичами потерял на него право), Олег получил Новгород-Северский, а Муромская и Рязанская земля достались младшему Ярославу. В отличие от своего брата Олега, Давыд Святославич отличался миролюбием. Он, правда, неоднократно принимал участие в военных действиях, но действовал лишь совместно с другими князьями, и никогда не выступал инициатором того или иного ...
... (киевский) культ святых. В это время, т. е. между 1086 и 1088 г. монахом Печерского Киевского монастыря и было создано первое полное житие святых - «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба», в котором также проповедовался Борисоглебский культ. В его утверждении был заинтересован и княживший в то время в Киеве Всеволод Ярославич, покровителем которого выступал святой ...
... культа и добивается признания святости князей со стороны Византийской Церкви. В связи с этими обстоятельствами и появляются литературные тексты о Борисе и Глебе. Из всех произведений, составивших борисо-глебский литературный цикл, наибольший интерес в плане истории древнерусской литературы представляют, прежде всего, нарративные, то есть сюжетно-повествовательные тексты. К их числу относятся: 1) ...
0 комментариев