А. Темнов,, спасатель 2-го класса, г. Москва
По профессии я спасатель, и как вы понимаете, мне с моими коллегами приходится выезжать на разные чрезвычайные ситуации. Это и пожары, и дорожно-транспортные происшествия, и последствия различных взрывов, обрушений, аварий... В результате такого рода бедствий пострадавшими становились не только взрослые, но и очень часто дети. Впрочем, и источниками многих бед бывали и те и другие. Иногда происшествия с детьми заканчивались благополучно, но это только потому, что вовремя были вызваны спасатели, не давшие «мелкому инциденту» перерасти в несчастный случай или во что-то похуже. Хотелось бы обратить на такие случаи внимание взрослых, которые сами иногда ведут себя не менее наивно, чем их малые дети.
Пожалуй, наиболее распространенный вид инцидентов, происходящих с участием или по вине детей (хотя детей ли?) - это так называемые «детские двери». Суть происшествия, казалось бы, столь проста, что ее давно уже должны были усвоить все взрослые. Ан нет, не проходит буквально и дня, чтобы оно не повторилось: чтобы нам не позвонили плачущие родители с сообщением о том, что их маленькие чада по своему неразумению заперли входную дверь изнутри. Возраст детей, закрывающих двери квартиры перед носом своих близких редко превышает 1-3 года. Что может наделать малыш такого возраста, будучи один дома, трудно даже придумать! Понятно беспокойство родителей и спасателей.
Происходит все, как правило, по одному сценарию. Мама или папа вышли «на минутку» на лестничную клетку: выкинуть мусор, покурить, к соседям за солью — вариантов тьма. Малыш, побежавший было вслед или ожидающий родителей у дверей, обнаруживает в поле своего зрения дверную щеколду, и за неимением в данный момент другого занятия умело своими маленькими пальчиками ее задвигает. Он делает это неосознанно, поэтому, когда потом из-за закрытых дверей родители пытаются объяснить ему, что нужно эту «штучку» передвинуть обратно, малыш их просто не понимает - в силу своего возраста. А тут еще начинает накаляться психологическая обстановка, заставляющая делать все не то и не так.
Когда перепуганные родители несчастного ребенка звонят нам, мы советуем до нашего приезда постоянно поддерживать спокойный и доброжелательный разговор с малышом. Иначе ребенок, поняв, что остался один, начинает плакать, а это лишь усугубляет ситуацию. Голос папы или мамы, родной и добрый, самое лучшее успокоительное средство. Слыша его, кроха поймет, что дорогие ему люди рядом и тревожиться будет меньше. И, может быть, даже подвинет щеколду, куда нужно. Или, по крайней мере, дождется решения этой проблемы нами.
А мы после освобождения «узника» рекомендуем незадачливым родителям снять с двери всякого рода щеколды и засовы равно как и разные автоматические «защелки», пользоваться запирающими устройствами, исключающими возможность «детских дверей».
Ребенок «устроен» так, что ему хочется узнать как можно больше. Маленькому человеку, который только начинает познавать мир (это как раз возраст от одного года до трех лет), интересно абсолютно все, и этот свой интерес он старается реализовать. Он стремится прикоснуться своими руками и умом ко всему, что его окружает, и предметом такого интереса может стать то, что в итоге нередко порождает трагедии: спички, острые предметы, горячие кастрюли, лекарства, химикаты, газовые краны - перечень достаточно большой. Родители могут и не подозревать, что их чадо проявляет интерес к какому-то предмету (как правило, в его руках опасному), хотя ребенок на него уже давно «положил глаз». Как только он понимает, что выпал из поля зрения взрослых, тут же старается осуществить задуманное. Хорошо, если малыш будет вовремя остановлен или его «эксперимент» с новым предметом не зайдет слишком далеко. Однако это не значит, что так будет и в последующем, опасные «познавательные действия» наверняка продолжатся, тем более что телеэкран всегда «научит», как использовать тот или иной предмет поэкстремальнее.
Возьмем, к примеру, милицейские наручники. Можно только удивляться, как они попадают в детские руки. Хотя в наше лихое время люди находят «игрушки» и покруче. Завладев ими, дети начинают разыгрывать киношные боевики - приковывают наручниками себя или друзей к батареям отопления, лестницам, в местах, где «не ступает нога человека» . А потом узник не может освободиться, оказывается забытым товарищами, и игра начинает перерастать в реальный триллер. В нашей практике был не один случай спасения детей от «оков», надетых не по злому умыслу, а «ради интереса».
Еще более часто дети ухитряются надевать (на пальцы, руки, ноги, головы) различные, казалось бы, ненадеваемые кольца, шайбы, браслеты, банки, бутылки, кастрюли и т.п. Буквально на днях спасатели нашего отряда снимали шайбу с пальца трехлетнего ребенка. О том, что бросили или потеряли ее взрослые, акцентировать ваше внимание особенно не будем - и так все понятно. Главное, что ее нашел малыш и незамедлительно надел на свои крохотный пальчик. Поносив ее, как взрослые колечко, попытался снять, но ничего не получилось. Позвал на помощь родителей, но и их усилия оказались тщетны. Более того, они сделали еще хуже - в стремлении любой ценой освободить палец содрали с него кожу до крови, пальчик распух и совсем перестал подавать надежды на освобождение. Точку в этой истории пришлось ставить моим коллегам.
Но не только совсем маленьким детям интересен окружающий мир. Ребят постарше (приблизительно 6-13 лет) жажда познания тоже заставляет «засовывать свой длинный нос» куда угодно. В этом смысле автор данных строк не отличался от своих сверстников. Однажды мы забрались на стройку. Там я провалился одной ногой в ячейку очень тяжелой решетки и сколько ни старался, освободиться не смог. Шло время, а я не мог сделать ни шагу. Помню, что нога сильно затекла и болела, а я плакал от боли и своей беспомощности. Только благодаря тому, что мои друзья не испугались случившегося и не разбежались по домам, как порой бывает из-за страха домашнего наказания, а позвали взрослых, меня спасли. Да, да, именно спасли!
Длительное нахождение какой-то части тела (конечности), ее мягких тканей «в тисках» или «под прессом» тяжелых предметов вызывает особый вид травмы, которая развивается после освобождения этой части тела и называется синдромом длительного сдавления. Он характеризуется нарушением или прекращением кровотока и обмена веществ в сдавленных участках тела. Это, в свою очередь, приводит к интенсивному образованию и накоплению токсичных продуктов распада, разрушению и омертвению тканей. При освобождении сдавленного участка и восстановлении кровообращения токсины в огромном количестве поступают в организм.
Одновременно с оттоком токсинов из пораженных участков в эти места устремляется большое количество плазмы крови (до 3-4 л). Конечность резко увеличивается в объеме, нарушаются контуры мышц, отек сильно уплотняется, что причиняет пораженному сильную боль. Такое перераспределение токсинов и плазмы приводит к угнетению деятельности всех систем организма и может стать причиной смерти пострадавшего после его освобождения, например, из-под завала, или, как в моем случае, после извлечения ноги из сжимавшей ее решетки. Но, слава Богу, та беда обошла меня стороной и многому научила. Прежде всего тому, что надо быть осторожнее и учить этому детей.
Еще о таком случае хотелось бы рассказать. Он не связан с детскими шалостями, но лишний раз убеждает в том, что детей надо обучать правильным действиям в чрезвычайных ситуациях. От того, как ребенок поведет себя в сложной обстановке, поддастся или нет страху, панике, сможет ли проявить решительность и находчивость, может зависеть его жизнь. Это вывод из конкретной практики.
Во время одного из пожаров в квартире многоэтажного дома нам дали команду на выезд. Через пять минут мы находились по указанному адресу. Наш старший смены, спасатель 1-го класса Денис Чернышев, отправился непосредственно к месту загорания, где уже действовали пожарные, узнать, какая помощь может понадобиться с нашей стороны. Через 2-3 минуты Денис приказал срочно включиться в эвакуацию жильцов подъезда - там было сильное задымление.
На тот момент пожарные вынесли из горящей квартиры двух детей - мальчика лет пяти и девочку 7-8 лет. Мальчик надышался дымом, но был живой, а вот девочка признаков жизни не подавала. Один из пожарных спросил, есть ли среди нас доктор. Доктора с нами не было, но каждый из спасателей владеет основами оказания первой медицинской помощи. Денис, на правах старшего и самого опытного подбежал к носилкам, на которых лежала девочка и, быстро оценив ситуацию, приступил к реанимационным мероприятиям.
Как известно, реанимация -это ряд мероприятий, направленных на восстановление жизни раненного (больного) при внезапной остановке дыхания и сердца. Наверняка многие видели в фильмах, как кто-то делает сильный выдох в рот бездыханному пострадавшему, потом резкие надавливания на грудину двумя руками - это и есть реанимация, в наиболее широком ее понимании. Сейчас в школе на уроках ОБЖ этому обучают. Но не всегда таким способом удается запустить сердце, есть еще так называемый прекардиальный удар*. Врач или спасатель, окончательно убедившись, что у человека нет пульса, наносит ребром ладони, сжатой в кулак, удар по грудине выше мечевидного отростка с высоты 25-30 см - резко, с отскоком. Именно это и сделал Денис. После его удара у девочки появился пульс, а далее ее приняли в свои руки медики «Скорой помощи» и помчались в больницу.
И тут пожарные сообщили, что обнаружили в квартире еще одного мальчишку. Случай с ним особенно примечателен. Ребенок не пытался покинуть очаг возгорания или как-то о себе сообщить (криками, стуками), а спрятался в шкаф - видимо от сильного стресса. Кстати, это далеко не единственный пример, когда дети во время пожаров прячутся в самых укромных уголках. Такое поведение, конечно же, неразумно. Следует объяснять детям, как следует вести себя в подобных ситуациях.
Девчонкам и мальчишкам во время общения с ними мы стараемся разъяснять, что на улице, да и вообще в жизни, нужно быть крайне осмотрительным и осторожным, без нужды не искать приключений, ибо они всегда таят в себе опасность. Если родители будут чаще прибегать даже к такому простому способу предупреждения неприятностей, то тем самым они внесут хоть какую-то лепту в обеспечение безопасности своих детей. А попутно сберегут свои нервные клетки и сэкономят нам, спасателям, время для работы, вызванной «обстоятельствами непреодолимой силы».
Некоторые медицинские учреждения отвергают прекардиальиый уд
Похожие работы
... эстетических чувств и умения дать эстетическую оценку, понимания объективных критериев красоты. Показателем художественного вкуса является, во-первых, качество Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу «Мы и окружающий мир». Избираемых либо отвергаемых образцов произведений искусства. По тому, что предпочитает человек в искусстве, по тому, какими ...
... нормы поведения, что им поможет в дальнейшем в изучении животных. Заключение Целью моей работы было изучение путей формирования гуманного отношения к животным у детей дошкольного возраста в процессе реализации задач экологического воспитания. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Для этой цели ...
... все содержание посылок, поскольку оно необходимо для вывода, имеет нечувственный характер. (аксиомы, постулаты). VI. Интуитивизм, индивидуалистический эмпиризм и априоризм критической философии в их отношении к теории элементарных методов знания. Три ответа на вопрос о происхождении общих суждений: 1) Путем прямых методов (прямой индукции) = интуитивизм. 2) Общих суждений нет Только иллюзия. ( ...
... 954;τική — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики). Идеалистическая диалектика немецкой ...
0 комментариев