2. Концертное творчество Яна Ладислава Дуссека
Композиторы первой половины 19 века активно изучали опыт фортепианных концертных замыслов друг друга. Как результат – огромный вклад во взаимное обогащение концертного творчества. Бетховен дополнил и обогатил каденции, по крайней мере, одного концерта Моцарта. Концертное творчество Крамера повлияло на некоторые концерты Моцарта. Вебер отмечал в своем дневнике наброски с прослушанного Императорского концерта Бетховена. Черты концертных произведений Вебера заметны в репертуарах Мендельсона, Листа, Гумеля, Шопена, Мошелеса. И, наконец, замыкают круг концерты Дуссека, которые в значительной степени обогатили концертные произведения Мендельсона.
Отличительной чертой концертного творчества Дуссека и его современников Гуммеля, Фильда, Мошелеса, Калькбреннера, Герца, Клементи, Штейбельта являлась исключительная виртуозность, блеск, эффект; техника у них стояла выше творчества. Они пользовались громадным успехом, и в бессодержательном блеске их музыки публика (масса, большинство) находила полное удовлетворение своим художественным требованиям в искусстве.
В период с 1779 по 1810 годы Ян Ладислав Дусек создал ряд фортепианных концертов, 18 из которых сохранились до нашего времени. Однако хронология концертов Дуссека неточна. Дуссек написал первый в 1779 году, последний – примерно в 1810. Так же как и другие композиторы конца 18 - начала 19 века Дуссек не нумеровал свои произведения последовательно. Поэтому время от времени одно и то же произведение печаталось разными издателями под различными номерами опусов и порядковыми номерами. А некоторые вообще не имели номера опуса.
Дуссек был мастером, который смог произвести фурор своим собственным аккордом в своем собственном стиле, далеком от рафинированного классицизма рококо, которым характеризовалось музыкальное искусство венца 18 века.
Заслугой Яна Ладислава Дусека было внедрение новшества для форм фортепианных концертов. В совокупности с преобладающим классическим концертным стилем, таким например как у Моцарта, Дуссек исключил каденцию солиста во вступлении. Эту особенность можно заметить во всех его концертах, написанных после 1792 года.
Тот факт, что эти нововведения Дуссека удивительно похоже прозвучали в концерте до-минор Моцарта скорее всего, был не случайностью и не данью уважения. Это значительно расширило технические приемы, созданные Моцартом и Бахом и пророчило музыкантам большую славу и успех, чем этого добился сам Дуссек.
Концерты Дуссека, что не удивительно, лучше всего для понимания в сравнении с концертами Моцарта и Бетховена. Концерт си-бемоль был написан в 1793 году, двумя годами позже смерти Моцарта, тогда как, впечатляющий концерт соль минор – произведение 1801 года, появившееся на свет после двух первых концертов Бетховена, но перед его третьим трогательным фортепианным концертом до-минор. Концерт си-бемоль – произведение гораздо более интересное и захватывающее, чем тот период, в который оно появилось. Это был период массовых волнений и суматохи в Европе, но, однако отмеченный значительными переходом от классического стиля к романтическому.
Концерт соль-минор начинается абсолютно солнечным оркестровым вступлением, которое стремительно прерывается бурным фортепианным вторжением. "Пасторальный" - так, скорее всего, справедливо и точно было названо это произведение, которое было отнесено к определенному роду природной метафоры популярной в то время.
Вторая часть рисует картины ленностного весеннего, приятного времяпрепровождения, или послеобеденного отдыха в гребной шлюпке. Финальное рондо волшебно, но как всегда торопится к завершению.
Концерт си-бемоль более энергичный, в продолжение оживленного классического стиля написанный в стиле беглой игры партии солиста.
Интермедии пиццикато и танец как элемент украшают концерт, но в целом это поразительно стандартное произведение. Оно похоже на ранние Венские концерты Моцарта.
Немаловажным для музыкального искусства является его концерт до-мажор Оp 29, изданный в 1795 году.
Концерт начинается вступительным ларгетто в размере 3/8. Торжественная манера воспроизведения и прием медленного вступления, которые были не свойственны классическому концертному жанру – отличительная черта этого произведения. Прием медленного вступления был позднее использован Бетховеном в его Императорском концерте.
Второе действие в соль-мажоре так же в темпе ларгетто напоминает необычные пассажи вступления.
Третье действие - рондо в до-мажоре.
Тема, представленная в первом действии ларгетто вводит далее повторение как первое риторнелло оркестра, и как часть закрытой группы, и снова к началу повторения. Это постепенное введение – поистине необычайный и оригинальный метод. Вебер писал: "Я не знаю подобных приемов в жанре концерта, который был бы способен придать столько яркости и эффекта вступлению"
Этот прием - медленного вступления был позднее использован Бетховеном в его Императорском концерте.
Последняя из дошедших до наших дней работ Яна Ладислава Дуссека в жанре концерт - Опус 70 ми-бемоль мажор. Это было одно из первых концертных произведений, в которых отмечалось существенное удлинение вступления, от 570 тактов, приблизительно в три раза длиннее, чем было принято в произведениях этого жанра. Тем самым он предзнаменовал практику доминантного вступления в концертных произведениях, встречающуюся позднее в концертах Шопена, двух минорных концертах Опус 85 и Опус 89 Иогана Гуммеля, а так же в пятом концерте Бетховена.
Сменяя растянутое вступление в первом ритурнеле, тема соло представлена доминантой. Модуляции в этом месте никогда не встречались в более ранних концертах Дуссека.
Стефан Линдеман, анализируя концерт Op. 70 ми бемоль мажор Яна Ладислава Дуссека так пишет об этом приеме: "… это абсолютная симфонической экспозиция, которая не предполагает ожидание вступления сольного инструмента, и … не остается ничего более существенного для фортепиано, чем вступить, когда придет его время…"
Звук концерта богат и безупречен. Экспансивное соло наполнено образными формами. Мощные контр-темы врываются как вызов лирической смелости. Медленное движение абсолютно элегантно, наделено шармом рококо, сопровождается декоративной пышностью.
Темп концерта – умеренное аллегретто – предписание играть не торопясь.
Характерным для концертов Дуссека в использовании тематического материала является то, что солист участвует в каждой партии концерта. Тем самым он дополняет основную тему второстепенной.
Как и в концерте соль-минор, своем первом произведении этого жанра в концерте ми-бемоль мажор Op 70 Дуссек, делает попытку обозначить, разграничить индивидуальности миров оркестра и солиста, причем главная партия здесь слабо разграничена.
Как будто обеспокоенный типичными для концертного жанра чрезмерными схемами повторения материала, при которых все соло и тутти тематики в обязательном порядке повторяются снова и снова, Дусек значительно сократил и изменил в процессе развития темы концерта ми-бемоль мажор Op 70 все повторения, тем самым, сократив партии тутти и соло до сравнительно краткого изложения.
Перед приближением финальных аккордов в конце повторения, солист вводит обманчивую развязку в отступлении – удлиненный заключительный пассаж перед началом третьего риторнелло. Этот пассаж для заключительной партии абсолютно нов – он не встречался в экспозиции концерта. И если разобрать оркестр в финале на партии, можно заметить, что партии солиста явно вклинены в третье риторнелло. Этот редкий прием прослеживается так же в некоторых концертах Дуссека, написанных ранее.
Это очень энергичное и наполненное красок произведение. Между тем требует превосходного исполнения, необходимо исключить спешку. Иначе концерт будет звучать жестко, резко.
Концерт ми-бемоль мажор Op 70 был одним из последних произведений мастера, и он должен был звучать эффектно, являя собой типичное для своего жанра произведение, которое объединяло Дуссека с современниками – Гумелем, Филдом, Вебером и Крамером, личностями, которых мы по сей день знаем, как неоромантиков. Поэтому концерт по праву можно считать классическим.
Концерты Дуссека не были столь революционны по сравнению с его сонатами и другими фортепианными произведениями, но эти творения полностью отражали его внутренний мир, который приверженец классического и раннего романтического стилей мог сам в себе отлично познать.
Дуссек в отличие от Бетховена, кажется, никогда не развивал свою музыку за рамки классического стиля. При этом его фортепианные концерты, не до такой степени вдохновенные как, например, у Бетховена, показывают его как отличного мастера фортепианной техники, блестящего виртуоза (он был признан первым исполнителем, который поставил фортепиано боком к публике, чтобы было видно его руки во время игры). Он искусно использовал весь клавишный ряд фортепиано c целью добиться привлекательности, импрессивности и многогранности музыки.
Оркестровый аккомпанемент, опять же не такой восхитительный как у Бетховена, в равной степени замечательно построен, с филигранными фортепианными вплетениями между вспышками тутти.
Очевидно, и сам Дуссек был менее доволен своим оркестровым стилем, чем стилем соло фортепианных произведений (большая часть его произведений была написана для фортепиано, однако он сочинил так же оперу, литургию и кантату). Дусек был больше известен как исполнитель, чем как композитор, но его концерты и большей частью сонаты были очень значительны как вклад в национальную музыкальную сокровищницу. Его концерты конструктивны и приятны, хотя они не могут дать слушателю полного представления о значимости Дуссека для мировой сокровищницы музыкального искусства.
... с деньгами и с таким количеством подарков, что могли бы открыть лавочку. Все жители Зальцбурга считали долгом сделать им визит и взглянуть как на диковинку на своих прославившихся сограждан. Слава Моцарта дошла до Зальцбургского архиепископа; чтобы проверить ее основательность, он велел запереть ребенка в своем замке на неделю, в продолжение которой мальчик должен был написать ораторию. Он ...
... Уроки ритмики. - Дошкольное воспитание. * Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н. А. Ветлугина и др. Издательство «Просвещение» 1976 год. * Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль «Академия развития», 1997 год. * Музыка в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980 год. * Музыкальное воспитание в первых общественных ...
0 комментариев