План
Введение
1. История города
1.1 Село Монастырское
1.2 Поселок горняков
1.3 Прокопьевск в годы Великой Отечественной Войны
2. Прокопьевск сегодня
Список литературы
Введение
Прокопьевск – третий по значению город Кузбасса, расположен в 269 км к юго-востоку от Кемерово. Расположен в предгорьях Салаирского кряжа, на р. Аба (приток Томи). Состоит из трех районов: Зенковского, Рудничного и Центрального.
Основанный в XVII веке как поселение при монастыре, Прокопьевск стал быстро развиваться благодаря открытию богатых угольных месторождений. Он представлял собой несколько рабочих поселков, которые были объединены и в 1931 г. получили статус города.
Современный Прокопьевск – один из основных центров добычи коксующегося угля в Кузбассе, а также центр машиностроения.
1. История города
До прихода русских землепроходцев на территории Кузбасса проживало коренное население Сибири – шорцы, телеуты. Они были кочевниками и занимались охотой и рыболовством. Там, где позднее возник Прокопьевск, хороший улов был на небольшой речке – левом притоке Томи. Здесь находились и удобные пристанища. Кочевники стали называть щедрую речушку «Аба», что означало «Отец».
1.1 Село Монастырское
В XVI—XVII веках в Западную Сибирь стали проникать русские — купцы, беглые крестьяне, представители церкви. В 1648 поду церковники основали неподалеку от Кузнецка Рождественский монастырь. Работавшие на него крестьяне и поселились рядом, на правом берегу речки Абы. Возникшая деревня стала называться Монастырской. Постепенно деревня разрасталась и позднее была преобразована в село Прокопьевское.
Село Прокопьевокое основано русскими служивыми людьми и казаками в 1650 году и потому является одним из старейших русских поселений Кузбасса. Название, видимо, связано с христианским религиозным праздником Днем Святого Прокопия, который отмечается 21 июля. Скорее всего, именно в этот день был заложен первый дом будущего города Прокопьевска.
С 1873 года населенный пункт имел статус сельского поселения, то есть числился заимкой, деревней, наконец с появлением церкви и селом. Некоторое время вольные хлебопашцы и охотники села Прокопьевского были приписаны к Рождественскому монастырю города Кузнецка. В тот период село называлось Монастырским. Однако вольнолюбивые прокопчане не приняли этого имени, и старое коренное название было им возвращено. К середине 19 нока Прокопьевском было самым крупным поселением одноименной волости Кузнецкого уезда.
Самыми знатными людьми тогда были купцы Глазырин и Полянский да кулаки Тарасов, Горюнов и Систеров. Кстати, в доме Глазырина коммунисты устроили место своих партсобраний, а позже открыли первую библиотеку. А на месте пасеки Глазырина разбили горсад.
В начале 20 века в селе Прокопьевском имелись начальная школа и церковь, насчитывалось 204 хозяйства, в которых проживало 1320 человек. Абсолютное большинство жителей Прокопьевска составляли русские старожилы, то есть являлись потомками тех, что прибыли в Кузнецкий уезд еще в 17-18 веках. Хлебозапасный магазин, мануфактурная лавка, церковь, церковно-приходская школа – вот и все его «достопримечательности».
Жизнь и быт села мало чем отличались от жизни и быта крестьян других сибирских сел и деревень. Яркую и до боли щемящую сердце их характеристику дал просветитель-демократ Н. Флеровский, отбывавший ссылку в 60-х годах 19-го века в Кузнецке. Он писал: «Я уже в Кузнецке и разъезжаю по окрестностям, чтобы познакомиться с бытом крестьян. Первое, что меня поражает, это обилие природных источников богатств, почва плодородная, покрытая богатой растительностью, душистые луга, доставляющие самый изобильный корм для скота, кажется, коси, руби, сколько хочешь. В недрах земли также существуют значительные источники богатства, каменный уголь в таком изобилии, что местами он дешевле простоя, глины. Железом и металлами природа также не обидела Кузнецкий округ.
В такой обстановке живет несчастное и бедствующее население. Жилище крестьянина, в огромном большинство, весьма посредственное, и убогая изба без крыши весьма частое явление. Крестьянин едва успевают защитить хоть на половину от холода и непогоды себя и свое семейство, скот его едва остается без всякой защиты. Несмотря на незначительное количество скота у крестьян, часто для него недостает сена, корм соломою в большом употреблении, и нередко скот, по недостатку корма, или гибнет от голода, или продается за бесценок... Редкий крестьянин ест мясо даже зимой в праздники».
На 1 января 1913 года в селе насчитывалось 618 крестьянских мужских душ. На них государство выделило 9298,7 десятины удобной пахотной земли, на каждую душу почти по 15 десятин. Женским душам земли не полагалось. Надел Прокопьевской крестьянской общины на севере граничил с владениями усятцев, на востоке и юго-востоке - с шарапскими и лучшевскими землями, речка Маганак являлась границей прокопьевских земель с зенковскими, на западе и юго-западе соседями были сафоновцы и смышляевцы. Практически пахотные земли, покосы, пастбища прокопчан были расположены на территории современных Центрального и Рудничного районов Прокопьевска.
В самом центре прокопьевского земельного надела была расположена земля (в размере 50 десятин), принадлежавшая Кабинету Его Величества. Этот небольшой участок был изъят у прокопчан для разработок каменного угля и формовочного песка. Взамен в другом месте крестьяне получили 100 десятин равноценной пашни.
Церковный земельный надел в 98 десятин и 26 десятин неудобицы были расположены в верховьях речек Кумашиха и Таловая.
Школьный земельный надел на одну душу был равен 14,6 десятины и находился южнее села, по дороге в Зенково. Прокопчане в 1913 году собирались строить еще одну школу и потому границах села выделили для нее полдесятины земли.
Царское правительство ежегодно выкачивало из крестьян Кузнецкого округа 400 тысяч рублей серебром различных налогов и сборов. К тем, кто не мог вовремя оплатить их, применяли насильственные меры, включая и наказание розгами. Крестьяне вынуждены были за бесценок продавать продукты своего хозяйства спекулянтам, приезжавшим из центральных областей России, и местным богатеям.
Придавленные нуждой, крестьяне и не подозревали о несметных подземных богатствах, хранящихся в недрах их края. Этими богатствами были залежи черного золота — каменного угля.
... страха мнимости - вакуум духа, который может заполниться чем угодно... уж как судьба повернется. Это качающееся коромысло в душе современного "серединного" человека и есть главное открытие Александра Вампилова. Оно-то и продиктовало ему уникальный драматургический почерк. Оно-то и действует сегодня на новые поколения драматургов"101. На "Чулимск" легко проецируются пространственно-нравственные ...
0 комментариев