4. Административно-территориальное устройство КНР
КНР является самым большим по численности государством в мире, где проживает более 55 различных национальностей, и третьим государством по размерам территории.
Современный Китай – унитарное государство, построенное на централизованных началах. Он характеризуется полиэтническим составом населения, хотя примерно 93% населения – этнические китайцы (ханьци).[26]
По Конституции КНР все национальности равноправны. Государство гарантирует законные права и интересы малочисленных национальностей, некоторые из них насчитывают миллионы.
Существует три уровня системы административно-территориального устройства, т. е трехзвенная система административно-территориального деления:
Провинции, автономные районы (автономные области), три города центрального подчинения (Шанхай, Пекин, Тяньцзин). Особый статус и максимальную самостоятельность имеют специальные административные районы – Сянган (бывший Гонконг) и Макао, находившиеся до 90-х годов прошлого века под управлением Великобритании и Португалии.
Уезды, автономные округа, автономные уезды и города.
Волости, национальные волости, городские районы, поселки.
Провинции делятся на уезды, последние - на волости и поселки.[27]
На определение формы территориального устройства в Китае повлияло огромное количество факторов: исторических, социально – экономических, национально-демографических, наличие языково-диалектных барьеров, а так же сложившиеся в Китае многовековые традиции государственного управления. Но главное внимание при этом уделялось задаче сохранения единого, целостного и неделимого Китая, сдерживанию тенденций сепаратизма регионов, повышению эффективности государственного и социального управления, что в специфических условиях Китая могло быть обеспечено только при высокой степени концентрации власти в руках центра.
В настоящее время, территория Китая состоит из 23 провинций, 5 автономных округов, 4 городов центрального подчинения. В свою очередь провинции и автономные районы делятся на автономные округа, автономные уезды и города, уезды и автономные уезды делятся на волости, национальные волости и поселки, города центрального подчинения и крупные города делятся на районы и уезды. Автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются районами национальной автономии.[28]
В соответствии с Конституцией в КНР могут создаваться «особые административные районы», правовой статус которых определяется специальными законами. Так, в 1997 г. в состав КНР был включен Сянган, получивший статус «особого административного района».[29]
Структура современного административного деления КНР закрепляется в Конституции. Изменения в территориальную организацию могут быть внесены лишь только решениями Всекитайского собрания народных представителей или Государственного совета Китая. Так, согласно Конституции, образование провинций, автономных районов и городов центрального подчинения утверждается ВСНП. Вместе с тем, административно-территориальное деление провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, а так же территориальное деление автономных округов, уездов, городов утверждается Госсоветом КНР.
Местными органами государственной власти являются собрания народных представителей административно-территориальных единиц и их комитеты. Срок полномочий – три года или пять лет. Их нельзя рассматривать как органы местного самоуправления, согласно европейской традиции. Они являются составной частью единой организации государственной власти.
Административная форма национальной территориальной автономии преследует цель социалистического решения национального вопроса. Помимо этнических китайцев, в стране проживают такие крупные нации как чжуаны, уйгйры, маньчжуры, монголы, тибетцы, хуэй и др.
Самая крупная форма национальной автономии – автономный район, их 6, далее идут автономные округа, их 30, и автономные уезды – более 120.
В многонациональных районах производится политика коренизации кадров, т. е. лица местных национальностей имеют определенные преимущества на государственной службе. Поэтому руководители автономных областей, округов и уездов должны принадлежать к тем национальностям, которые осуществляют национальную автономию.[30]
В данном параграфе нами были рассмотрены административно-территориальные устройства Италии и КНР. Из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: в первую очередь, административно-территориальные деления вышеперечисленных стран совершенно различны, во- вторых, можно сделать вывод о том, что уровни административно-территориального деления, а так же принципы, по которым данное деление производится, в первую очередь зависят от исторических, географических, экономических и социально-культурных особенностей государства. Так, в административно-территориальном делении многонационального Китая мы встречаем термин «национальная автономия», однако данная категория отсутствует в административно-территориальном устройстве Италии, или еще ранее упомянутой Франции.
Заключение
В данной работе мы рассматривали административно-территориальное устройство государства на примере Франции, Италии и КНР. Под данным термином следует понимать разделение государственной территории на определенные единицы, в соответствии с которым строится система государственного и регионального (местного) управления. Административно-территориальное деление показывает характер и особенности взаимоотношений между государством и его составными частями, между составными частями друг с другом, между государством и органами местного самоуправления. Оно складывается в течение долгого времени, и принципы его организации могут быть основаны на исторических, географических, политических, социально-экономических или культурных особенностях того или иного государства.
В первую очередь следует отметить, что административно-территориальные единицы не являются государствами или государственными образованиями, как например штаты в США.
Во-вторых, как правило административно-территориальное деление имен несколько ступеней, как например во Франции или Италии, однако в маленьких по территории и численности государствах данная система может носить одноступенчатый характер.
Далее следует отметить, что любая территориальная единица является пространственным пределом полномочий региональных или местных институтов публичной власти.
В целом, функционирование административно-территориальной системы разделения государства отражает взаимодействие не только территориальных единиц в целом, но и между собой.
Что же касается административно-территориального устройства Франции, то будучи унитарной республикой, Франция имеет четырехступенчатую систему административно-территориального деления: департаменты – округа – кантоны – коммуны (общины). В целом система управления Франции предполагает сочетание местного самоуправления с государственным управлением на местах, что безусловно является особенностью французского административно-территориального устройства.
В Италии функционирует особая модель административно-территориального устройства под названием «государство областных автономий». Данное явление строится на двух основных принципах: принцип политической децентрализации и принцип автономии территориальных коллективов в рамках единого государства.
В Италии выделяют следующие административно-территориальные единицы: области – провинции – коммуны.
Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. Это является одной из особенностей административно-территориального деления Италии.
В КНР, как и во многих других унитарных государствах, тоже существует административно-территориальное деление. В первую очередь это обусловлено наличием языково – демографических барьеров, а так же социально – экономическими и историческими особенностями развития Китая. В КНР административно-территориальное деление строится на трех ступенях: провинции, автономные национальные районы – уезды – волости, городские районы, поселки.
В КНР существует административная форма национальной автономии. В первую очередь это обусловлено целью социалистического решения национальной проблемы.
Вопросы административно-территориальной организации государства и территориальной дислокации публичной власти всегда находились в Китае в центре внимания, поскольку от правильного решения этой проблемы в огромной по территориальным масштабам и численности населения многонациональной стране во многом зависит целостность самого государства и его социальная стабильность.
Список использованной литературы
1) Автономов С. А., Сивицкий В. А., Черкасов А. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебное пособие. М.: АСТ ВЕЧЕ, 2003 – 624 с.
2) Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Просвещение, 2003. – 386 с.
3) Грегорио А. Конституционные реформы в Италии: продолжение дебатов//Право и политика, 2000.№ 2. С. 58.
4) Гудошников Л. М. Конституция и законодательные акты Китая. М.: Амфора, 1996 – 352 с.
5) Керимов А. Д. О своеобразии государственной системы современной Франции//Государство и право. 2001. № 1. С. 51.
6) Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В,.; Под общ. Ред. Малько А. В. – М.: Норма, 2004. – 384 с.
7) Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. Баглая М. В., Лейбко Ю. И.,. Энтина Л. М. – М.: Норма, 2004 – 839 с.
8) Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1–2. Часть общая: Учебник /Отв. ред. Б.А. Страшун – 3-е изд., обновл. и дораб.– М.: Издательство БЕК, 2000. – 562 с.
9) Кривогуз И. М. Политология. М.: ВЛАДОС, 2006 – 288 с.
10) Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М.: АСТ, 2003. – 258 с.
11) Очерки конституционного права иностранных государств: Учеб. И науч.-практич. пособие / Отв. Ред. Ковачев Д. А. М.: Норма, 1999. – 355 с.
12) Тимофеева Р. Г. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций со схемами. М.: Норма, 2004 – 468 с.
[1] Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В,.; Под общ. Ред. Малько А. В. – М.: Норма, 2004. –384 с.
[2] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. Баглая М. В., Лейбко Ю.И., Энтина Л. М. – М.: Норма, 2004 – 839 с..
[3] Кривогуз И. М. Политология. М.: ВЛАДОС, 2006 – 288 с.
[4] Очерки конституционного права иностранных государств: Учеб. И науч.-практич. пособие / Отв. Ред. Ковачев Д. А. М.: Норма, 1999. – 355 с.
[5] Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1–2. Часть общая: Учебник /Отв. ред. проф. Б.А. Страшун – 3-е изд., обновл. и дораб.– М.: Издательство БЕК, 2000. – 562 с.
[6] Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Просвещение, 2003. – 386 с..
[7] Керимов А. Д. О своеобразии государственной системы современной Франции//Государство и право. 2001. № 1. С. 51.
[8] Автономов С. А,, Сивицкий В. А., Черкасов А. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран:учебное пособие. М.: АСТ ВЕЧЕ, 2003 – 624 с.
[9] Грегорио А. Конституционные реформы в Италии: продолжение дебатов//Право и политика, 2000.№ 2. С. 58.
[10] Гудошников Л. М. Конституция и законодательные акты Китая. М.: Амфора, 1996 – 352 с.
[11] Тимофеева Р. Г. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций со схемами. М.: Норма, 2004 – 468 с.
[12] Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В,.; Под общ. Ред. Малько А. В. – М.: Норма, 2004. – С. 138.
[13] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред.. Баглая М. В., Лейбко Ю. И. Энтина Л. М. – М.: Норма, 2004 – С. 411.
[14] Кривогуз И. М. Политология. М.: ВЛАДОС, 2006 – С. 125.
[15] Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В.; Под общ. Ред. Малько А. В. – М.: Норма, 2004. – С. 139.
[16] Очерки конституционного права иностранных госудаств: Учеб. И науч.-практич. пособие / Отв. Ред. Ковачев Д. А. М.: Норма, 1999. – С. 253.
[17] Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1–2. Часть общая: Учебник /Отв. ред. Б.А. Страшун – 3-е изд., обновл. и дораб.– М.: Издательство БЕК, 2000. – С. 354.
[18] Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Просвещение, 2003. – С. 269.
[19] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.- корр. РАН, проф. Баглая М. В., д. ю. н., проф. Лейбко Ю. И. и д. ю. н., проф. Энтина Л. М. – М.: Норма, 2004 – С. 671.
[20] Керимов А. Д. О своеобразии государственной системы современной Франции//Государство и право. 2001. № 1. С. 51.
[21] Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М.: АСТ, 2003. – С. 145-146.
[22] Автономов С. А,, Сивицкий В. А., Черкасрв А. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран:учебное пособие. М.: АСТ ВЕЧЕ, 2003 – С. 323-324.
[23] Грегорио А. Конституционные реформы в Италии: продолжение дебатов//Право и политика, 2000.№ 2. С. 58.
[24] Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. М.: АСТ, 2003. – С. 258.
[25] Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В,.; Под общ. Ред. д. ю. н., проф. Малько А. В. – М.: Норма, 2004. – С. 276.
[26] Гудошников Л. М. Конституция и законодательные акты Китая. М.: Амфора, 1996 г. С. 159-160.
[27] Тимофеева Р. Г. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций со схемами. М.: Норма, 2004 – С. 259.
[28] [28] Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В,.; Под общ. Ред. д. ю. н., проф. Малько А. В. – М.: Норма, 2004. – С. 299 -300.
[29] Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1–2. Часть общая: Учебник /Отв. ред. проф. Б.А. Страшун – 3-е изд., обновл. и дораб.– М.: Издательство БЕК, 2000. – С. 562.
[30] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.- корр. РАН, проф. Баглая М. В., д. ю. н., проф. Лейбко Ю. И. и д. ю. н., проф. Энтина Л. М. – М.: Норма, 2004 – С. 636.
0 комментариев