1.2      Дауншифтинг на Западе и в России

 

Как социальное явление дауншифтинг набирает силу. Масштабное исследование, проведенное Australia Institute, показало, что за последний десяток лет около 23% жителей самого маленького континента перешли на более скромный уровень жизни.

Наибольшее развитие дауншифтинг получил в США и Австралии. Согласно недавним опросам общественного мнения, более 30% процентов американцев и 26% австралийцев уже сделали свой шаг в этом направлении.

А австралийские дауншифтеры уже начали объединяться в Союзы, помогая друг другу добиваться новых целей. Их общая задача – к 2015 году обратить в свою веру каждого второго австралийца.

В Европе охват населения дауншифтингом примерно вдвое меньше, чем в Австралии. Относительно же России можно пока говорить о 4-5%, при большем росте числа дауншифтеров в последнее время. Можно сказать, что чем выше средний уровень жизни в стране, тем больше людей пересматривают своё отношение к карьере, заработкам и уровню дохода.

Но насколько такая позиция актуальна в России? Многие считают несколько преждевременным разговор о дауншифтинге как о социальном явлении, потому что это понятие связано с индивидуальными качествами и потребностями человека. В России общий уровень материального благосостояния настолько низок, а общая экономическая ситуация настолько нестабильна, что полностью отказаться от карьеры могут себе позволить только очень богатые люди. А раз таких людей единицы, то говорить о массовости явления не представляется возможным.

Не стоит забывать, что на Западе, где и был открыт этот феномен, в дауншифтеры идут представители довольно высокоплачиваемого среднего класса. Как говорят статистики, необходимым условием для такого переустройства своей жизни является определенная финансовая независимость; поэтому дауншифтерами становятся, в основном, профессионалы среднего класса, которые могут позволить себе определенную потерю дохода.

А в условиях известной нам России эта фраза звучит несколько академически; если не просто печально. Перед тем, как нам говорить о дауншифтерах, хорошо бы сначала начать хорошо оплачивать простой труд этого самого среднего класса: врачей, учителей и так далее. Пока нет стабильного среднего класса в европейском смысле этого слова, спускаться вниз у нас попросту некому.

О дауншифтинге в России пишут все больше и больше. Недавно в Интернете появился первый сайт российских дауншифтеров. Философия отказа от карьеры, от бесконечного потребления, от демонстрации своего высокого статуса, уровня жизни постепенно обретает свою популярность и в нашей стране. Тысячи наших соотечественников уже стоят перед выбором.

Не стоит считать, что в нашей стране дауншифтинг возник лишь как дань моде, как результат подражания. Ценности спокойного и гармоничного существования нашим людям по-прежнему более близки, чем карьера, статус и высокие финансовые показатели. Приоритет спокойствия и гармонии устоял в России даже под натиском прозападного влияния, которое испытала страна в 1990-2000 годах. Большинству российских дауншифтеров – 35-45 лет. Это люди, которые очень много работали в эпоху перестройки и на заре рыночной экономики ради выживания своих семей.

Таким образом, мы можем говорить о несомненной популярности данного движения на Западе в силу того, что в хорошо развитых странах, есть достаточное количество людей, которые могут себе позволить остановиться и задуматься о чем-то большем, чем карьера и доходы. В России же пока не дотянули до такого уровня развития, чтобы остановиться. Мы еще слишком увлечены погоней за «длинным рублем», так как долгое время его не видели. В нашей стране отказ от больших денег считается «показухой» и фальшью и мало кто пока рискует уходить от успеха к проблемам своего внутреннего мира.

1.3 Причины дауншифтинга

 

Дауншифтинг в настоящее время стал такой же популярной темой в деловых изданиях, как и управление временем. Итак, мы выяснили, что дауншифтерами называют людей, добившихся определенного успеха в карьере, но в какой-то момент решивших «выйти из игры» и сменить полную стрессов жизнь преуспевающего финансиста или адвоката на гораздо менее престижную, но более спокойную и «естественную» жизнь инструктора по дайвингу или владельца вегетарианского кафе.

Настоящая цель «Игры на понижение» не «ломать себе жизнь» и не «вредить компании», в которой работал, а, скорее, «найти путь к себе», понять, чего хочешь ты сам, вернуть целостность личности. Так что карьерный дауншифтинг, если он – реализация внутренней потребности, почти всегда сопровождается морально-психологическим апгрейдом.

Можно сказать, что по сути, дауншифтер – это человек, дошедший до нервного срыва, депрессии или кризиса аутентичности. Но не всегда именно большие деньги и красивые машины делают его несчастным, а то, КАК он их добивается [2]. Другими словами, человек просто занимается тем, что ему не нравится, не получая при этом никакого удовольствия. И совсем не факт, что ему нужно будет отказаться от денег и удобств цивилизации, чтобы обрести свое истинное Я (или истинные – их может быть множество).

Получается, что настоящая цель дауншифтера – совсем не в том, чтобы бросить высокооплачиваемую работу и навредить компании, а чтобы найти себя. Ведь зачастую наше поведение подвержено влиянию социальных мифов и установок, оказывающих сильнейшее влияние на профессиональное и личностное развитие человека. Взять, например, поступление в университет или институт. Какие бывают основные критерии молодых людей при выборе профессии? Зачастую это совет родителей или навязанные с экранов телевидения профессии. Насколько же осознанным является этот выбор?

Такие установки работают незаметно – человек просто не осознает процесс и в итоге оказывается связанным кучей обязательств (особенно крепко вяжут материальные блага). И в один момент, связанный этими обязанностями человек, осознает суть своего положения, задумывается о различных вещах, которые существуют помимо карьеры и материального достатка. Такие мысли обычно и ведут к дауншифтингу. Однако большинство менеджеров просто не имеют свободного времени на свое личностное развитие. Не имеют, или не хотят иметь. Ведь иногда, это просто страшно – спокойно сесть и подумать о своей жизни.

Но важно не только думать и заниматься постоянным самокопанием. Важно действовать. Можно с легкостью создать множество планов и стратегий, но вот гораздо сложнее – сделать первый шаг к изменениям.

Итак, причинами вовлечения в идеологию дауншифтинга могут быть различные аспекты жизни. Чаще всего – это желание сохранить семью и воспитать здоровое потомство, оно является одним из самых распространенных причин для дауншифтинга. Но это не единственная причина. Не реже приходится слышать о том, как люди отказались от карьерных перспектив не ради родственников, а ради себя самих. Типичную историю рассказала Елена Адамовская, руководитель сектора «Административный персонал» агентства Penny Lane Consulting: «На отдыхе мы с мужем увлеклись дайвингом и познакомились с инструктором-американцем. Он поведал нам о том, что раньше занимал высокую должность в крупной телекоммуникационной корпорации, но однажды попробовал нырнуть с аквалангом. В итоге он решил уйти со своего поста и посвятить себя новому увлечению. Сейчас у него небольшая школа дайвинга на побережье Красного моря, его доходы, конечно, несравнимы с прежними, но он говорит, что наконец-то понял, что такое счастье и гармония с самим собой» [6]. В этой истории представлена схема типичного дауншифтинга: человек добился многого в своей работе, но неожиданно бросил эти достижения ради своей мечты.

Современные западные идеологи дауншифтинга часто формулируют задачу дауншифтеров не как «отказ от карьеры», а как «способ жить проще, счастливее и в согласии с окружающей средой». Инициатор ежегодной «Национальной недели дауншифтинга» (National Downshifting Week) Трейси Смит дает советы не только сотрудникам корпораций. Например, что касается детей, то они могли бы позаботиться об экономии бумаги или завести при школе огород и «живой уголок». А корпорации могли бы отдавать устаревшую мебель благотворительным организациям, использовать более экологичный транспорт, помогать сотрудникам покупать экологически чистые продукты и так далее.

Успешная карьера у большинства реальных и потенциальных дауншифтеров соседствует с осознанием нерешенности важнейших жизненных вопросов: отношения с Богом, самим собой, детьми, определения смысла жизни. Этот пробел, в основном и пытаются восполнить, став дауншифтером. В этом случае дауншифтерами становятся в основном состоятельные люди.

Но в дауншифтеры идут не только от хорошей жизни. Кто-то просто не выдерживает гонку за длинным рублем и карьерным ростом, сопряженную с многочисленными стрессами. Многие делают карьеру ценой стрессов и платят своим здоровьем за возможность работать в международных компаниях на престижных должностях, которым они, по сути, не соответствуют. А профессиональные неудачи только усугубляют стресс. И дауншифтинг для них становится альтернативой нервному срыву.

Основная же причина, по которой люди выбирают дауншифтинг – неожиданное понимание того, что работа не приносит им никакого удовольствия, а вместо самореализации и личностного роста они получают «ярмо».

Однако дауншифтеры есть не только среди очень богатых людей, которые вдруг решили задуматься о себе и о своей семье. Среди топовых работников различных компаний также есть люди, меняющие свои высокие должности на менее престижные. Вот с чем это может быть связано.

Во-первых, людей увлекает смена рода деятельности. Лидии Жирновой, специалисту направления «Маркетинг, реклама, PR» кадрового холдинга «АНКОР», известны случаи, когда люди, занимающие административные позиции, получали маркетинговое образование и стремились устроиться на стартовые должности в отделе маркетинга. «Возможны другие варианты. К примеру, генеральный директор рекламного агентства номинировался на позиции директора по маркетингу, а также менеджера по маркетинговым коммуникациям в известных западных компаниях», — говорит она.

Во-вторых, часто специалисты признают собственную некомпетентность. Так директор по персоналу компании Finn Flare Кира Усова рассказала, что часто на позиции начальников отделов, на менеджерские позиции претендовали люди, в прошлом занимавшие должности генеральных, исполнительных, коммерческих директоров. В разговоре с ними выяснялось, что все эти звания сродни званию «свадебный генерал»: за звучным названием ничего нет. «Когда люди устраивались на эти позиции, они думали, что их ожидает большая ответственность и интересные задачи, – рассказывает она. – Но опыта набраться не удавалось, зато в трудовой появлялась «красивая» запись, которая очень сильно потом мешает». Несоответствие названия позиции и задач, которые выполняет человек, встречается не только на уровне «топов». «Человек в другой компании занимал должность «начальник планово-экономического отдела». К нам пришел на должность экономиста. Причина проста: в отделе было два человека, кого-то надо было сделать главным, назначили его. Но те задачи, которые перед ним ставились, в нашей компании выполняет экономист».

В-третьих, желание работать в престижной компании. «Многие готовы пожертвовать высоким постом в небольшой малоизвестной компании, чтобы работать в компании, которая является крупным игроком на рынке», –говорит Екатерина Грипась . К примеру, Вера Елисеева в 32-летнем возрасте, достигнув успехов в продвижении по карьерной лестнице, ушла работать секретарем в западную компанию. «Причиной этого стало желание научиться работать так, как умеют работать западные компании, – говорит она. – Я потеряла в статусе и на первых порах немного в деньгах. Но через некоторое время этот так называемый статусный дауншифтинг привел к бурному росту моей карьеры».

В-четвертых, работа на менее ответственной должности. «Желание сбежать часто испытывают люди, которые занимают высокую позицию с большим уровнем ответственности, работают в стрессовых условиях, – говорит Вера Елисеева. – В какой-то момент они начинают чувствовать себя загнанными лошадьми, понимают, что не видят мира вокруг себя». В 2003 году нынешний HR-директор «Вимм-билль-Данна» ушла с позиции HR-директора «Тройки Диалог» в маленькую тренингово-консалтинговую компанию на позицию более низкого уровня. «Это было возвращение к себе и своим планам и мечтам», — вспоминает она.

Директор по персоналу компании Finn Flare Кира Усова собеседовала «игрока на понижение». Женщина ушла с позиции регионального управляющего сети магазинов западной компании и претендовала на позицию директора одного из магазинов Finn Flare. Искать позицию регионального управляющего она не захотела – в частности, ее не устраивают командировки. «Большие деньги предполагают большую ответственность, потерю свободы и много других минусов. Человек бросается за длинным рублем, но, поработав, понимает, что он слишком многое теряет», – подводит итог Кира Усова.

Таким образом, можно говорить, что причиной к дауншифтингу могут послужить различные аспекты жизни – неудовлетворенность работой, ее результатом или содержанием, нерешенные внутренние вопросы и неразрешенные кризисные состояния личности, уход от стрессов современности, желание быть ближе к родным людям. Как мы видим, все это проблемы, уходящие корнями в нашу психологию, а именно к основным жизненным потребностям человека по А. Маслоу – социальным потребностям (принадлежность к группе, дружба, любовь, привязанность) и потребности в безопасности (защищенность от физической и психологической опасности).


Глава 2. Понимание явления дауншифтинга в сознании людей

 


Информация о работе «Дауншифтинг-новая тенденция трудового поведения»
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 40585
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх