1.5 Распределение пернатых хищников в пространстве
При самом беглом изучении ландшафтов с попутным наблюдением встречающихся птиц легко устанавливается факт приуроченности одних видов пернатых хищников к специфическому и узкому кругу стаций (виды стенотопные), тогда как другие формы встречаются в самых разнообразных условиях (эвритопы). Нетрудно заметить также, что численность особей какого-либо одного, даже вполне «обычного» хищника далеко не везде одинакова на пространстве угодий, которые на первый взгляд кажутся нам повсюду одинаковыми. Специализация в отношении выбора стаций для гнездования и охоты, колониальность, характерная для некоторых видов, неравномерное распределение по стациям скоплений кормовых животных в условиях, удобных для добывания этой пищи, накладывают на распределение хищников очень резкий отпечаток. За немногими исключениями оно всегда неравномерно, спорадично, плотность заселения угодий дает резкие колебания.
Здесь, прежде всего, сказывается характер пищи и способы ее добывания, свойственные данному виду. Крупные соколы и чеглоки, добывающие птиц стремительным налетом, не могут охотиться в лесу, в кустах и высокой травянистой растительности. Они выбирают для этого открытые стации. Поэтому виды соколов, гнездящихся на деревьях, не селятся в глубине лесов, а выбирают опушки или отдельные островки леса, граничащие с обширными открытыми пространствами. Ихтиофаг скопа селится у водоемов, богатых рыбой: болотный лунь – в поймах рек и озерных областях, где в тростниковых зарослях он может добывать молодых уток, лысух и водяную крысу. Наличие открытых стаций для него тоже в известной мере необходимо, так как недостаток в крупной добыче он восполняет охотой на мышевидных грызунов. Тростниковые заросли, являющиеся непреодолимым препятствием в охоте сокола, отлично используются лунем. Он долго преследует выводок, помногу раз падая в тростник и снова взмывая кверху, пока не загонит отставшего утенка в такое место, где ему трудно передвигаться. Последний делается здесь добычей настойчивого хищника. Виды, питающиеся животными, встречающимися в массах (например, энтомофаги, специализировавшиеся на ловле массовых саранчовых), нередко селятся и охотятся большими обществами (степная пустельга, кобчик), хищники, охотящиеся за редко разбросанными объектами, за штучной добычей, гнездятся и держатся парами или одиночками, крайне редко образуя стаи (беркут, степной орел, могильник и т.д.).
Из хищников, в питании которых грызуны играют заметную роль, многие гнездятся только на ветвях деревьев или в дуплах и в гнездовой период не встречаются (за исключением немногих холостых особей) вдали от лесных участков или хотя бы групп деревьев (коршун, балобан, кобчик и др.). Вместе с тем большинство из них предпочитает охотиться на открытых травянистых стациях и потому, подобно соколам, не держится в глубине широких лесных пространств, избирая или лесные опушки, или небольшие колки и рощи. Там, где чередование лесных участков с открытыми оказывается особенно выгодным для гнездования и охоты этих видов, население их велико.
Таковы, например, пойменные леса степных рек, густо заселенные кобчиками, обыкновенной пустельгой, коршунами, балобанами и др. Сходны с ними байрачные рощи и березовые или дубовые колки лесостепи. Искусственные насаждения в степных и пустынных районах, богатых грызунами, обычно густо бывают заселены мелкими пернатыми хищниками.
Среди видов, питающихся грызунами, мы встречаем также немало форм, откладывающих яйца в очень просто устроенное гнездо на земле (степной, полевой, луговой луни и др.). Эта группа представляет для нас особый интерес, являясь наиболее широко распространенной и активной истребительницей грызунов в открытых стациях, т.е. в степи и на обработанных полях. Но распределение и численность некоторых хищников этой группы в различных частях ареала не дают картины той равномерности, которой можно было бы ожидать, исходя из их малой требовательности к условиям гнездования.
Вопрос об использовании полезных хищников у нас зачастую ограничивают задачей привлечения их на поля для охоты (установка столбов и т.п.). Между тем это не вполне решает вопрос, так как численность их остается без изменения. Необходимо стремиться к увеличению численности полезных хищников. Основным ограничивающим фактором в экологии пустельги является, видимо, недостаток гнездовых убежищ. Устраняя этот недостаток, создавая обилие удобных для гнездования мест, можно будет не только привлечь степную пустельгу, куда нужно, но и заметно увеличить численность этой полезнейшей птицы.
Группа видов, узко специализированных в отношении условий гнездования, к которой следует отнести: а) птиц, нормально селящихся в дуплах, щелях и нишах (сипуха, степная пустельга и др.), б) нормально гнездящихся на высоких деревьях, на отвесах скал, береговых обрывах и тому подобных недоступных с земли убежищ (беркут, оба наши подорлика, орел-карлик, могильник, канюк обыкновенный, черный коршун, балобан, обыкновенная пустельга, кобчик) – летом в своем распространении по ареалу подчинена в первую очередь закономерностям распределения удобных гнездовых условий и во вторую очередь – распределению запасов корма (в частности, грызунов). Известное значение при этом имеет расстояние, на которое хищник удаляется от гнезда или убежища в поисках корма. Чем дальше он улетает, тем точнее его охотничий участок будет соответствовать местам района, наиболее выгодным для охоты, т.е. густо заселенным грызунами, и тем менее при выборе места для гнездования он будет считаться с распределением запасов корма.
Для этой величины Альдо Леопольд недавно предложил термин «радиус крейсирования или радиус действия», заимствованный из области применения самолетов и кораблей. Термин этот принят рядом американских экологов. У нас Пидопличко ту же величину называет радиусом летания.
0 комментариев