3 Умеренно прохладная достаточно увлажненная зона включает в себя Нижнетавдинский, Ярковский, Вагайский, Тобольский и Уватский районы.
В отношении осадков наблюдается определенная закономерность — количество их увеличивается по мере продвижения с юга на север. Годовое количество атмосферных осадков в теплой засушливой зоне в среднем равно 350, в умеренно теплой недостаточно увлажненной зоне около 400 и в умеренно прохладной достаточно увлажненной зоне около 450 мм.
В самый ответственный для формирования урожая период (апрель—июнь) в теплой засушливой зоне выпадает 85-100 мм осадков, что составляет 30% нормы за теплый период. По мнению климатологов, переувлажненных лет в этой зоне не бывает. Запасы влаги в метровом слое почвы в весенний период, к началу полевых работ, в среднем составляют 120-150 мм, т.е. 70-80% от оптимального количества, а в летний период они понижаются до 35-70 мм, что недостаточно для налива зерна. Поэтому вопрос накопления и сохранения влаги в этой зоне имеет решающее значение для получения устойчивых урожаев и предотвращения дефляционных процессов.
В умеренно теплой недостаточно увлажненной зоне в теплый период выпадает 320-350 мм, а в период с апреля по июнь в среднем 90-110 мм осадков, но в 30% лет количество их падает до половины нормы, что отрицательно сказывается на урожае яровых зерновых культур, создавая также дефляционную опасность. В метровом слое почвы почти ежегодно запасов влаги бывает достаточно в течение всего периода вегетации, но в пахотном слое в период закладки колоса в 30% лет растения страдают от засухи.
В умеренно прохладной достаточно увлажненной зоне в теплый период выпадает в среднем 350 мм осадков. Запасы влаги в почве в течение всего периода вегетации достаточные и только в 1-2 года из 10 июнь бывает очень засушлив.
Большое влияние на развитие эрозионных процессов оказывает снежный покров и характер его таяния.
В теплой засушливой зоне снежный покров устанавливается в первой декаде ноября, а устойчивый снежный покров высотой 10 см — в конце ноября или начале декабря. Максимальная высота снежного покрова наблюдается в марте, в среднем она достигает почти 30 см. Запасы воды в снеге к концу зимы колеблются от 80 до 90 мм.
В умеренно теплой недостаточно увлажненной зоне снежный покров устанавливается в первой декаде ноября. Высота снега нарастает постепенно, достигая к концу марта 30-35 см. Запасы воды в снеге к концу зимы колеблются от 80 до 100 мм и более.
В умеренно прохладной достаточно увлажненной зоне снежный покров устанавливается, так же как и в южных зонах, в первой декаде ноября, а в отдельные годы раньше — во второй декаде октября. Высота снежного покрова к концу марта достигает 40-45 см. Запасы воды в снеге к концу зимы составляют 100 мм и более.
Высота снежного покрова заметно выше в районах с большей обле-сенностью, так как в малооблесенных районах значительная часть снега с открытых пространств сдувается в понижения (балки, овраги, долины рек).
Существенную роль в распределении снега играет также рельеф местности и экспозиция склона. Наибольшая высота снежного покрова свойственна заветренным склонам, которые к тому же отличаются несколько большей облесенностью и меньшими уклонами.
Характер распределения снежного покрова по элементам рельефа оказывает существенное влияние на интенсивность снеготаяния, глубину промерзания почв, а следовательно, и на объем поверхностного стока талых вод, а также на смыв почв.
В условиях Сибири интенсивность эрозионных процессов в значительной мере определяется также процессами промерзания и размерзания почв, ухудшающими их водно-физические свойства и увеличивающими коэффициент стока. Наибольшее промерзание отмечается на открытых и малооблесенных массивах, открытых ветроударных склонах.
Господствующим направлением ветров в области является юго-западное. В Заводоуковском, Исетском, Упоровском и Ялуторовском районах среднегодовая скорость ветра превышает 5 м/с, а в остальных районах составляет 3—5 м/с. Однако в отдельные дни порывы ветра достигают 28 м/с.
ПОЧВЫ
Процессы дефляции, смыва и размыва почв — явление физическое, они обычно расчленяются на два этапа: первый — отделение почвенных частиц, второй — транспортировка или снос частиц. В связи с этим интенсивность эрозионных процессов зависит не только от устройства поверхности, массы воды, по ней стекающей, ветрового режима, но и от физико-химических и водно-физических свойств почв.
В настоящее время установлены основные факторы, определяющие податливость почвы ветровой эрозии: скорость ветра, гранулометрический состав и степень распыленности верхнего слоя почвы, ГТК, количество пожнивных остатков на поверхности ноля, гребнистость поверхности. М.Е. Бельгибаев выделил группы почв по податливости к ветровой эрозии с учетом гранулометрического состава, особенностей рельефа, степени увлажненности почв поверхностными и грунтовыми водами, а также хозяйственного использования земель. Максимально податливы почвы с легким супесчаным и песчаным составом, используемые под пашню.
Почвенный покров области нами изучался по литературным источникам и материалам почвенных обследований колхозов и совхозов. Условия формирования почв в пределах сельскохозяйственной зоны области разнообразны, в связи, с чем здесь встречаются весьма различные в генетическом отношении почвы — от солонцово-солончаковых комплексов южной лесостепи до подзолистых почв южно-таежной и подтаежной зон.
Зона лесостепи представлена серыми лесными, темно-серыми лесными, черноземами, лугово-черноземными, луговыми и другими почвами. Особенностями формирования почв этой зоны являются наличие слабоминерализованных почвенно-грунтовых вод, глубокое промерзание почв и медленное их оттаивание. В этой связи в почвенном покрове значительное место занимают засоленные почвы, солонцы, солоди.
В общей площади пашни подзолистые и дерново-подзолистые почвы занимают 2,9%. Они развиваются в южной части средней тайги и в южной тайге в полосе перехода ее в лесостепь. Содержание гумуса в пахотном горизонте 4-8%. Почвы имеют, кислую и сильнокислую реакцию по всему профилю.
Дерновые, дерново-карбонатные, светло-серые и серые лесные почвы занимают 21,1% от общей площади пашни. Серые лесные почвы формируются под березовыми лесами в приречных полосах, сложенных легкосуглинистыми породами. По степени выраженности дернового процесса выделяются светло-серые (гумуса 3-4%) и серые (гумуса 4-6%) лесные почвы. Они имеют слабокислую реакцию в верхнем и щелочную в нижнем горизонте.
Лесные темно-серые почвы и черноземы оподзоленные занимают 18,5%. Первые формируются под березовыми лесами с пышным лугово-лесным травянистым покровом на тяжелосуглинистых карбонатных породах. Содержание гумуса в этих почвах 5-8%, реакция по всему профилю слабокислая, близкая к нейтральной, и только в карбонатном горизонте слабощелочная.
Черноземы выщелоченные формируются на наиболее дренированных элементах рельефа в южной лесостепи под злаково-разнотравными степями. Они занимают 37,8% от общей площади пашни. Преобладают черноземы выщелоченные среднегумусные среднемощные с залеганием карбонатов на глубине 80-100 см. Распространены также черноземы солонцеватые среднегумусные среднемощные с уплотнением и орехо-ватой структурой в горизонте В, со вскипанием на глубине 50-60 см. Черноземы содержат 6-8% гумуса, имеют нейтральную реакцию в верхней части профиля и слабощелочную и щелочную — в нижней.
Лугово-черноземные почвы формируются под луговой и злаково-разнотравной растительностью, а иногда встречаются под разреженными, паркового типа, березовыми лесами. Они имеют нейтральную реакцию в верхней части профиля и щелочную — в нижней, гумуса содержат 9-10%, отличаются большим потенциальным плодородием, имеют значительное содержание валового азота, фосфора и калия, но количество доступных для растений форм азота и фосфора невелико.
Солонцы, солончаки и солоди, занимают почти 11% пахотных площадей, а аллювиальные почвы — 7%.
Значительное распространение почв с песчаным, средне- и легкосуглинистым гранулометрическим составом имеют в Заводоуковском, Упо-ровском, Исетском, Ялуторовском, Тюменском, Ярковском и других районах, потенциально опасных в отношении проявления дефляции почв. Почвы с легким гранулометрическим составом встречаются также в Казанском, Викуловском, Аромашевском, Сорокинском и других районах.
Анализ материалов почвенных обследований различных лет показал, что потери гумуса лесных светло-серых почв составили от 9 до 60%, серых лесных — от 9 до 21, темно-серых лесных — 1-10, черноземов выщелоченных—от Здо 31, лугово-черноземных — от 9 до 21, а солонцов и солонцовых комплексов — до 5% .
РЕЛЬЕФ
Рельеф является весьма важным фактором потенциальной опасности эрозии. Для оценки рельефа с этой точки зрения должны быть учтены многие его характеристики, основными из которых являются морфометрические показатели рельефа (расчлененность территории, крутизна склонов и их экспозиция, глубина местных базисов эрозии).
Чем выше показатель расчлененности, тем обычно больше на территории склоновых земель, которые при определенном режиме осадков могут быть подвержены эрозии [9].
Потенциальная опасность проявления эрозии во многом определяется распределением земель по уклонам поверхности. Исследователями установлено, что смыв почв возрастает при увеличении крутизны склонов (при прочих равных условиях). Крутизна склонов признана многими
исследователями одним из ведущих факторов, влияющих на степень проявления смыва почв.
Степень потенциальной опасности развития линейной эрозии зависит от глубины местных базисов эрозии. В начальной стадии развития линейной эрозии решающее значение, по мнению А.А. Вирского [10], имеют масса и скорость воды, определяемые уклонами и размерами водосборов.
Для оценки рельефа как фактора, создающего потенциальную опасность проявления водной эрозии в Тюменской области, были использованы карты морфометрических показателей рельефа, в основе которых лежат числовые показатели, полученные картометрическим путем. Они составлены с учетом исследований 70-х годов, позволивших уточнить орографические элементы методом сплошных (площадных) измерений, а также с применением ключевого способа и математической статистики. Все три карты (углов наклона поверхности, глубины расчленения рельефа, густоты расчленения рельефа) составлены географическим факультетом Московского государственного университета под руководством Е.М. Никольской [5].
Морфометрическим анализом установлена прямая зависимость между показателями глубины местных базисов эрозии, густоты расчленения и крутизны склонов. Следовательно, с увеличением глубины местных базисов эрозии, густоты расчленения и крутизны склонов повышается степень потенциальной опасности проявления водной эрозии.
Самая высокая степень потенциальной опасности водной эрозии — вдоль р. Ишим и Тобол юго-восточнее Ялуторовска и р. Исеть. Встречаются такие массивы и северо-восточнее Тобольска вдоль р. Иртыш.
Однако фактическая эродированность земель и интенсивность проявления эрозионных процессов зависят от таких факторов, как климатические условия, геологическое строение, почвы, сельскохозяйственное использование земель. Только всесторонний учет всех факторов и особенностей их сочетаний может обеспечить обоснованный подход к борьбе с ветровой и водной эрозией почв.
Следует отметить, что в местностях с высокой степенью потенциальной опасности проявления водной эрозии интенсивность эрозионных процессов значительно выше, чем в местах со спокойным рельефом. Так, вдоль р. Ишим интенсивность эрозионных процессов достигает 30 м /га в год. Такая же степень интенсивности эрозионных процессов наблюдается по правобережью р. Иртыш. Несколько меньше интенсивность смыва вдоль р. Тобол, Исеть и Тура. При этом смыв почв перерастает в струйную эрозию, что приводит к оврагообразованию.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ
Если климат, рельеф и почвы могут в той или иной степени служить причиной проявления эрозионных процессов, то растительный покров во всех случаях уменьшает возможность развития эрозии или полностью ее предотвращает. По мнению М.Н. Заславского [11], в этом принципиальное отличие роли растительного покрова в развитии эрозии по сравнению с теми условиями, которые создаются климатом, рельефом и почвами.
Растительный покров отличается от других факторов эрозии большой динамичностью степени своего воздействия на уменьшение эрозионных процессов. При мощном растительном покрове, как под хорошей зеленой броней, резко снижается опасность проявления эрозии даже на крутых склонах при сильных ливнях и, наоборот, при уничтожении растительного покрова создается большая опасность проявления эрозии даже на пологих склонах и при не очень интенсивных осадках. Таким образом, от растительного покрова во многом зависит изменение степени потенциальной опасности развития эрозии при прочих равных условиях климата, рельефа и почв.
Для характеристики почвозащитных свойств растительного покрова области может быть использована методика, предложенная главным специалистом Росземпроекта В.А. Дутиковой и кандидатом биологических наук С.А. Губайдуллиным (ГИЗР) при разработке Генеральной схемы противоэрозионных мероприятий по Алтайскому краю [12]. Под почвозащитной способностью растительного покрова понимается его способность защитить почву от смыва, размыва и дефляции.
Основными признаками для определения почвозащитной способности растительности являются:
—на сенокосах и пастбищах — проективное покрытие травостоя,
наличие эрозионно-устойчивых растений, задернение, наличие видимых
признаков эрозии;
—в лесах — сомкнутость крон, состояние естественного возобновления, наличие и состояние лесной подстилки, участие в травяном покрове эрозионно-устойчивых растений, состояние эрозионных процессов.
При картировании почвозащитных свойств растительного покрова кандидатом биологических наук Г.Н. Огуреевой [13] выделено 4 категории почвозащитной способности растительного покрова:
—1 -я категория — растительность хорошо защищает почву от эрозии, эрозионных процессов не наблюдается;
—2-я категория — растительность относительно хорошо защищает
почву от эрозии, отмечается слабая выраженность эрозионных процессов;
—3-я категория — растительность удовлетворительно защищает
почву от эрозии, отмечается значительная выраженность эрозионных
процессов;
—4-я категория — растительность плохо или совсем не защищает
почву от эрозии, почвы эродируют или эродированы.
Анализ технорабочих проектов по улучшению кормовых угодий, разработанных Тюменским филиалом Запсибгипрозема, карт Атласа Тюменской области [5], составленных учеными Московского государственного университета, и изложенной выше методики по картированию почвозащитных свойств растительного покрова позволил выделить территории с плохой и удовлетворительной почвозащитной способностью растительного покрова. Эти угодья нуждаются в проведении коренного и поверхностного улучшения. Они расположены в поймах р. Ишим, Вагай, Тобол, Исеть, Пышма, Тура, Тавда.
Кроме того, значительные площади кормовых угодий с плохой почвозащитной способностью растительного покрова встречаются на при-водораздельных плакорных участках и в бессточных понижениях. Однако для разработки лугомелиоративных противоэрозионных мероприятий в составе генеральной схемы защиты почв от эрозии необходимо дополнительное полевое обследование и обобщение технорабочих проектов коренного улучшения кормовых угодий.
На основании изучения и анализа совокупности природных факторов эрозии по степени ее потенциальной опасности можно выделить следующие зоны:
1. Зона потенциальной опасности совместного проявления ветровой и водной эрозии почв (Сладковский, Казанский, Бердюжский, Армизон-ский, Абатский, Ишимский, Голышмановский, Омутинский, Заводо-уковский, Упоровский, Исетский и Ялуторовский районы). Степень потенциальной опасности ветровой эрозии падает по мере продвижения с юга на север. Зона характеризуется:
— увеличением среднегодового количества осадков с юга на север от 350 до 420 мм и слоя стока весеннего снеготаяния соответственно от 80 до 90 мм;
—ослаблением ветрового режима в этом же направлении;
—изменением гидротермического коэффициента в сторону увеличения с юга на север;
—в основном плохой и удовлетворительной (с небольшим процентом относительно хорошей) почвозащитной способностью растительного покрова кормовых угодий.
2. Зона опасности проявления водной эрозии (В1куловский, Соро-кинский, Аромашевскин, Юргннский, Ярковский, Пнжнетавдинский, Вагайский, Тобольский и Уватский районы). Зона характеризуется:
—значительным среднегодовым количеством осадков (400-
... в предсказании краткосрочных процессов (на 10-15 лет), что связано с отсутствием необходимых материалов о состоянии компонентов экосистем и процессах их эволюционных и циклических изменений. 1.4 Экономические последствия строительства и эксплуатации водохранилищ 1.4.1 Воздействие ГТС на земельные ресурсы Изменения, вносимые созданием и эксплуатацией ГТС в режим водотока, как и изменения, ...
... регионах инвестиционных проектов запланировано мало. 2) реализация заявленных инвестиционных проектов может привести к ухудшению экологического состояния городов; 3) перспективы экономического развития недостаточно согласованы с экологической политикой Республики Казахстан. В качестве возможной альтернативы сложившейся экономике республики с высокой долей природоемких отраслей в структуре ...
... равенства и неравенства. При полном равенстве в распределении доходов "кривая Лоренца" представляла бы собой прямую и, наоборот, кривизна усиливается по мере роста неравенства. В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует ...
... же важны при экономико-географическом анализе. По всем этим показателям существуют весьма ощутимые различия между тремя группами стран. Характеристики трансформаций социально-экономических систем в КНР и Венгрии 2.1 Трансформации социально-экономической системы КНР 2.1.1 Предыстория и цели трансформации Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг. Завершение Национальной ...
0 комментариев