2. КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМ ДЖ. КОММОНСА
Научные труды Коммонса тесно связаны с интересами рабочего класса. В своей первой книге «Распределение богатства» (1893) Коммонс констатировал рост монополистических элементов в рыночной экономике и оправдывал существование профсоюзов, добивающихся повышения заработной платы выше некоторого минимума и необходимых для защиты рабочих от давления со стороны крупного капитала. Но в тоже время Коммонс полагал, что влияние крупных корпораций может быть благотворным в той мере, в какой они способны смягчать остроту депрессии и наращивать масштабы производства. Поэтому на первый план он выдвинул поиск инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом, примирения экономических противоречий через коллективные действия, определив в итоге институциональную экономику как «Экономику коллективных действий» (название последней работы Коммонса, опубликованной посмертно в 1951 г.) (2, с.322).
2.1 Роль коллективных институтов в межсоциальных отношениях. Понятие сделки
Коллективные действия в качестве институтов направляют и контролируют поведение людей. Центральное место среди действующих коллективных институтов Коммонс отводил корпорациям, тред-юнионам (профсоюзам), государству (Авт, с.322). Коммонс утверждал, что институты, прежде всего, проявляются через их юридическое оформление. Он разработал "Теорию социальных конфликтов". Суть ее состоит в следующем: общество состоит из профессиональных групп (рабочих, капиталистов, финансистов и т.д.). Они заключают между собой равноправные сделки на основе законодательных правил. В процессе взаимодействия эти группы вступают между собой в конфликты. Последние являются внутренним источником движения общества. Сделки включают три аспекта:
1) конфликт интересов;
2) осознание взаимосвязи этих конфликтных интересов;
3) разрешение конфликта путем установления соглашения, устраивающего всех участников сделки.
В сделке все больше участвуют не индивиды, а профсоюзы и союзы предпринимателей. Роль арбитра берут на себя правовые структуры государства. Но государство - это не только арбитр, но и сила, принуждающая к выполнению принятых по договору обязательств. В итоге существующий порядок сменится не технократизмом, а административным капитализмом. Преодоление конфликтов посредством юридических норм ведет к социальному прогрессу (3, с.111).
Коммонс вводит в научный оборот категорию "титул собственности". Он делит собственность на три вида:
1) вещественную;
2) невещественную (долги и долговые обязательства);
3) неосязаемую (ценные бумаги).
По Дж. Коммонсу, неосязаемая собственность чаще всего является содержанием сделок с титулами собственности. Поэтому главным объектом исследований Дж. Коммонса являются операции по продаже ценных бумаг (акций и облигаций) (3, с.112).
Таким образом, предметом исследований Дж. Коммонса является сфера обращения, но она рассматривается не как реальное движение товаров, а как перемещение титулов собственности, т.е. как юридические сделки. В результате все развитие капиталистической экономики видится Дж. Коммонсом как ожидание будущих благоприятных сделок (3, с.112).
2.2 Идеи Коммонса о необходимости реформировании\я государственных органов
Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс противопоставлял положение о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных «коллективных институтов». Рыночные отношения в современном капиталистическом обществе, полагал Дж. Коммонс, в силу различных причин могут быть нечестными и несправедливыми. Сделать отношения обмена честными возможно посредством установления разумного законодательства и правильного применения законов. Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики. Государственные правовые решения в рамках экономических реформ, как полагал Коммонс, устранят противоречия и конфликты в обществе, ознаменуют переход к стадии административного капитализма (3, с.112).
Коммонс предложил свою периодизацию стадий капиталистического общества. Первоначальной стадией был торговый капитализм. Ему на смену приходит предпринимательская стадия. Затем следует банковский (финансовый) капитализм и, наконец, административный капитализм. На стадии финансового капитализма возникают крупные объединения предпринимателей и профессиональные союзы. Каждое объединение добивается привилегий для своих членов. В результате возникает гармония интересов, усиливающаяся на стадии административного капитализма. Специальные правительственные комиссии являются верховным арбитром при заключении сделок между коллективными институтами (3, с.115).
Также, Коммонс в основу периодизации экономического развития общества закладывает уровень товарно-денежных отношений. Так, на ранней стадии развития капитализма в США промышленная буржуазия находилась в полной зависимости от ссудного капитала и торговой буржуазии и вынуждена была искать выход за счет эксплуатации наемных рабочих. Когда же в конце XIX в. предприниматели получили самостоятельность и возможность увеличить прибыль, борьба между капиталистами и рабочими, вызванная условиями найма, стала затихать. По Дж. Коммонсу, организованное рабочее движение в лице трейдюнионов было, в первую очередь, вызвано к жизни не противоречиями между трудом и капиталом, а, главным образом, конкуренцией между соперничающими группами самих рабочих, прежде всего, между квалифицированными (с более высоким заработком) и неквалифицированными рабочими из числа иммигрантов (3, с.120).
В качестве классической иллюстрации используется развитие обувной промышленности (3, с.120). Дж. Коммонс показывает, как сапожник ходил со своими простыми орудиями из села в село, получая плату, главным образом, в виде пищи и крова. Затем, с появлением городов и развитием городской жизни возникли мастерские, где функции владельца, торговца, квалифицированного работника и предпринимателя соединялись в одном лице. Теперь заказчики приходили к сапожнику, а цена устанавливалась путем договоренности до выполнения заказа. Требования к качеству работы и цены, которые мог запрашивать мастер, часто устанавливались ассоциацией мастеров, например, в ремесленных цехах.
За этим последовала стадия, на которой возникла лавка: когда спрос был низок, мастер-торговец накапливал известный запас обуви. Цена устанавливалась уже после выполнения работы, что в дальнейшем облегчило отделение функции торговца от функции мастера-производителя. Когда экономическая гегемония перешла к торговцу, появилась и спекуляция на рынке. Один торговец стал брать заказы от многих, и он превращался в оптового торговца. Ремесленник находился теперь на пороге промышленной системы XIX в. и работал на три рынка: на местный рынок (для розничной продажи), на заказ и на оптовый рынок. За счет экономии на транспортных расходах и других услугах цены на местном рынке могли быть ниже, чем на других рынках. Появились различия в заработной плате, и рабочие стали объединяться в союзы, чтобы защитить себя от конкуренции. В свою очередь хозяева тоже объединялись в ассоциации и преследовали рабочих по суду. Суды выносили обвинительные приговоры в соответствии с обычным правом, так как находили в действиях рабочих проявление преступного сговора. Когда появилась оптовая торговля, развился тип торгового капиталиста и стали функционировать коммерческие банки. Однако торговый капиталист возник не из мастер-хозяина. Это был самый настоящий торговец, который захватил в свои руки снабжение сырьем и мог заказывать ремесленникам товары, сбыт которых он хотел организовать. Это, по словам Дж. Коммонса, была «потогонная стадия, ибо прибыли выжимались путем жестокой эксплуатации людей». Розничный торговец теперь лишился своего положения нанимателя. Стала развиваться промышленная система, для которой требовалось как банковское финансирование, так и производство оборудования. Европейские рабочие, попавшие в новые экономические тиски, попытались найти выход в кооперативном движении. Когда это движение было перенесено на почву Соединенных Штатов, оно претерпело неудачу, и у рабочих не осталось иного средства, кроме объединения в профессиональные союзы.
Между тем, промышленность колоссально выросла: железные дороги и телеграф расширили рынки, повсеместно применялось все более сложное оборудование. Мелкий подрядчик становился промышленником; рабочий был отделен от орудий своего труда; между фабрикой и магазином вторгся могущественный посредник. Промышленник стал стремиться к избавлению от власти посредника, организуя для этого комбинированное производство и добиваясь абсолютного контроля над своим продуктом с помощью патентов, холдинг-компаний и других орудий монополии. Как только начался процесс, в него в качестве союзника промышленника включился банкир (3, с.122).
2.3 Роль банковского капитала в экономической деятельности
В периоды торгового и предпринимательского капитализма банковское дело ограничивалось, в основном, краткосрочным кредитом. Но в эпоху развитой промышленности потребовалось мобилизовать большие массы денежного капитала путем выпуска ценных бумаг, для этого стала необходима помощь инвестиционного банкира. «Скоро, - говорил Коммонс, - банкиры стали играть преобладающую роль в советах директоров корпораций, они занялись реорганизацией предприятий и стали угождать инвесторам» (3, с.122).
Происходит отделение юридического контроля над товарами от физического: бизнесменов теперь интересуют лишь денежные величины. На конечной стадии происходит самая настоящая картелизация, причем такие коллективные институты, как корпорации, профсоюзы и предпринимательские ассоциации, контролируют индивидуальное поведение сильнее, чем когда-либо.
Ссудные сделки, на базе которых создаются новые деньги, позволяют банкиру стать активным участником экономической деятельности. Банкирский капитализм организует эмиссию и размещение акций. В возникающей таким путем экономической системе корпорация становится разносторонним и гибким институтом. Корпорации оказывают влияние на законодательные органы, нанимают юристов, чтобы защищать свои интересы в судах, и осуществляют широкие программы взаимоотношений с общественностью. А в центре находится банковская система. В этом кроется огромная опасность для общества, но Дж. Коммонс был уверен, что реформированные законодательные учреждения смогут соответствующим образом ограничить вредные тенденции «банкирского капитализма». Вся система может быть спасена путем систематических усилий со стороны правительства в целях защиты прав личности (3, с.123).
Некоторые экономисты усматривают в реформах Рузвельта, которые осуществлялись в 1930-е гг. для преодоления кризиса («Новый курс»), практическую реализацию идей, предложенных Дж. Коммонсом. Во всяком случае, Коммонс заложил основы пенсионного обеспечения, которые были отражены в «Акте о социальной защищенности», принятом в 1935г. К заслугам Коммонса следует отнести также и то, что он подготовил один из первых в стране законов о страховании от безработицы (1, с.94).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что Дж. Коммонс не был сторонником учения К.Маркса, не разделял его взглядов на классовую борьбу. Коммонс считал, что улучшения положения рабочего класса нужно добиваться, проводя социальные реформы, совершенствуя функционирование общественных институтов (профсоюзов, корпораций, государственных органов). Говорил о том, что разногласия между капиталистами и рабочими должны улаживаться только мирным путем при помощи юридической процедуры, отводя коллективным институтам роль инструментов компромисса. Считал необходимым реформирование правительства, которое должно быть сформировано из представителей различных коллективных институтов и отражающее интересы различных социальных и профессиональных групп.
Таким образом, наибольший интерес для Коммонса представляли отношения (психологические и правовые) между рабочим и предпринимателем. На этих отношениях построена вся его теория. Однако, на мой взгляд, он недостаточно внимания уделял самому процессу производства.
Тем не менее, Дж. Коммонс, как приверженец реформирования, приобрел многочисленных последователей и сторонников. Некоторые его идеи заложены в современную «новую институциональную теорию».
... того, как американский экономист У. Гамильтон в 1916 г. впервые применил термин "институционализм". По некоторым оценкам, отсчет времени возникновения институционального направления экономической мысли следует начинать с даты опубликования монографии Т. Веблена «Теория праздного класса», т.е. с 1899 г. Однако, учитывая появившиеся позднее не менее значимые публикации Дж. Коммонса и У. Митчелла, ...
... . Наиболее близок институционализм к посткейнсианству в Англии. Концепцию неоклассиков сторонники социально-институционального направления отвергают и подвергают суровой критике. Они критикуют их прежде всего за узость толкования экономических проблем в рамках саморегулирующейся рыночной экономики, за отрыв от социальных вопросов, от политики. Отвергается методологическая концепция неоклассиков — ...
... ”, “Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства”, “Крупные предприниматели и простой человек”, “Инженеры и система ценностей”, “Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время. Американский вариант”, в 2 сборника, “В мире происходящих перемен” и “Место науки в современной цивилизации и другие очерки”, вошли основные статьи Веблена, написанные в разные годы его ...
... группами элементов: духом, т.е. основными побудителями к хозяйственной деятельности; формой, т.е. совокупностью социальных, юридических, политических отношений; субстанцией, т.е. технологическим способом производства. В связи с этим он выделяет три уровня детерминации экономических явлений: социально-психологический (общественное сознание, типы мышления, идеология), социально-организационный ( ...
0 комментариев