4. Теневая экономика и налогообложение на мировом уровне
4.1 Налоги – важный фактор развития теневой экономики
Причины и факторы, влияющие на развитие теневой экономики, ясно видны на примере такой её органической части, как рынок труда. Дело в том, что из всех видов и форм теневой экономики именно этот рынок больше всего переплетается с официальным рынком. В теневом рынке труда можно выделить три основные части:
занятые одновременно и в открытой и в теневой экономике (вторая работа после или параллельно с основной);
занятые только в теневой экономике, то есть не регистрируемые работники;
нелегальные иммигранты, которые не имеют права работать официально, и у которых нет выбора.
Частичная теневая занятость (наряду с основной, официальной) очень велика в Германии, Австрии, Италии.
Теневой рынок труда всегда существовал в странах с малоразвитой рыночной экономикой. Но его рост в развитых и благополучных европейских странах ставит вопрос о причинах этого явления. Путём опросов предпринимателей и служащих были выделены основные причины, которые толкают людей в теневой сектор. Одна из них – усложняющиеся отношения между государственными административными органами и предпринимателями, которые недовольны неоправданными затратами времени на оформление этих отношений, регулируемых и контролируемых законодательством, громоздкость которого ещё больше увеличивается подзаконными актами. В результате издержки официального, юридически оформленного найма существенно выросли. Главное место среди этих издержек, которые приходится нести и предприятиям, и отдельным лицам, занимают налоги и социальные взносы. В ряде стран ОЭСР, особенно европейских, эти издержки могут превысить реально получаемое вознаграждение за труд (после вычета всех налогов).
Это подтверждается и данными о резко выросшей доле всех собираемых налогов в ВВП, превышающей в некоторых странах 45% (Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Франция, Люксембург). Рост происходит в основном за счет налога на добавленную стоимость (НДС) и взносов в фонд социального страхования. В Италии и Бельгии общая сумма налогов, уплачиваемая средним получателем дохода, включая налоги на продажу, подоходный налог и социальные взносы, доходит до 70% всего заработка (в США налоговое бремя среднего американца всего 41%).
За последнюю четверть XX века теневой рынок труда в большинстве развитых стран довольно вырос (в целом по ЕС и ОЭСР более чем удвоился). Его доля по отношению ко всей рабочей силе за этот период повысилась с 8-12% до 22% в Германии, с 8 до 15% в Дании, с 6 до 12% во Франции. К концу XX века в теневой экономике было занято не меньше 20 млн. в ЕС и около 35 млн. во всех странах ОЭСР.
Западная экономическая теория, исходя из общего постулата о стремлении экономического субъекта к максимизации дохода и минимизации издержек, чаще всего объясняет рост теневой экономики стремлением избежать уплаты налогов, поскольку они одновременно увеличивают издержки и уменьшают доход. Некоторые налоги в последнее время постоянно росли, особенно НДС и социальный (в виде и налога с занятых, и взносов предпринимателей на социальное страхование), стимулируя уход в тень.
Увеличение масштабов теневой экономики в целом и по линии рынка труда связано также с действием ряда факторов, ограничивающих возможность максимизации доходов в рамках открытой экономики. Здесь, прежде всего, назовём тенденцию к сокращению рабочего дня и рост безработицы (включая и скрытую в виде работы в течение части рабочего дня). В странах с рыночной экономикой выявляется чёткая корреляция между высокими социальными налогами, высоким уровнем безработицы и значительными размерами теневого рынка труда.
Другими ограничителями на пути максимизации дохода могут стать официальные и неофициальные запреты на работу для отдельных категорий рабочей силы (например, ограничение на совместительство, нежелание нанимать инвалидов, отсутствие гражданства или официального разрешения на проживание и работу в данной стране, запрет на детский труд, в мусульманских странах – освященное традицией нежелание брать на работу женщин и т.п.).
Общие выводы исследования о связи между налоговой системой и теневым сектором довольно противоречивы. Следует конкретизировать, какие именно стороны налоговой системы стимулируют теневую деятельность. В этом отношении практический опыт налоговых реформ в отдельных странах и новые исследования, выявившие роль отдельных элементов налогообложения (например, прямых налогов по сравнению с косвенными, уровня налоговых ставок, жестокости государственного контроля, сложности и громоздкости налоговой системы), опровергли некоторые общепринятые взгляды.
Ещё недавно считалось, что особенно способствуют росту теневого сектора прямые налоги. Так, введение в разгар спада в стране в 1991г. Налога на продажи толкнуло многих предпринимателей (и их работников) в теневую экономику, вызвав падение налоговых поступлений. Во всяком случае, замена прямых налогов косвенными, по-видимому, не повышает налоговую дисциплину. Было также выявлено, что высокий уровень налоговых ставок сам по себе не является решающим фактором в росте теневой экономики. Гораздо большее значение имеют жесткость государственного контроля и сложность налоговой системы. Для ограничения теневого сектора государственная политика должна ориентироваться скорее на твердое и последовательное проведение в жизнь принятых законов, а не детализацию и усложнение налоговых законов и инструкций. В странах с мощной налогово-полицейской службой (например, в США) ужесточение наказаний и аудит могут способствовать некоторому уменьшению теневой экономики.
Для проверки связи между государственным налоговым регулированием и теневой деятельностью были проведены сложные эмпирические исследования. В частности, ставился вопрос, как на размер теневого сектора влияет сложность налоговой системы. Пример австрийской налоговой реформы 1989 г. Подтвердил, что связь здесь сложнее, чем выглядит в теории. Во всяком случае, одного снижения прямого налогового бремени оказалось недостаточно для уменьшения теневой экономики. В развитых странах сложность налоговых законодательств выражается в большом количестве оговорок в отношении льгот, скидок, кредитов, которые создают базу для уклонения от налогов на законном основании. В Австрии многие из таких льгот и скидок были отменены, что упростило налоговую систему и уменьшило возможности законного уклонения от налогов. Одновременно было значительно ослаблено и прямое налоговое бремя, однако налоговая база была расширена и сохранились прежние жестокие правила государственного контроля. В результате налоговое бремя для большинства налогоплательщиков фактически осталось прежним.
Очевидно, что отрицать важность налогов и взносов в фонд социального страхования как стимулов роста теневой экономики не приходится. Согласно некоторым подсчетам, например по США, увеличение федерального предельного подоходного налога на 1% при прочих равных условиях вызовет рост теневой экономики на 1.4%. С другой стороны, даже серьёзные реформы со значительным снижением налогов, которые проводились рядом стран ради уменьшения теневого сектора, не давали ожидаемых результатов. В лучшем случае удавалось стабилизировать размер теневого сектора или сдержать его рост.
Проводились также исследования с целью ранжирования основных налоговых факторов, влияющих на размер теневого рынка труда и теневой экономики. Исследования по Австрии, Дании, Норвегии и Швеции показали, что в стимулирование их роста первое место занимает налоговое бремя (особенно взносы на социальное страхование), затем следуют (в порядке ослабления роли) интенсивность государственного контроля и сложность налоговой системы.
Макроэкономический подход выявляет корреляцию, но не причинные связи между налоговым бременем, ограничителями на рынке труда, эффективностью государственного регулирования и теневой экономикой. Сейчас делаются попытки выявить, есть ли другие мотивы для теневой деятельности, помимо заработка и уклонения от налогов. Наиболее трудны для изучения сами причины налогового уклонения и налогового послушания. Среди физических лиц и домашних хозяйств уклонение от налогов часто не является сознательной целью в их теневой деятельности, особенно когда большая часть продукции производится для себя. При опросах выяснилось, что не последнюю роль в уклонении от налогов в развитых странах играют представления о налоговой справедливости или несправедливости, а также традиционная степень законопослушности.
По способу уклонения от налогов характер теневой экономики разнится и по типам стран, и по отдельным странам. В частности, для развивающихся стран более характерно полное сокрытие доходов и неуплата налогов, а для развитых - частичное уклонение от них с использованием лазеек и упущений в законе.
В целом высокая доля теневого сектора и теневого рынка труда в развивающихся странах проистекает от слабости государственной системы и государственного аппарата. Она сочетается, а возможно, и вызывается «набором всех минусов»: завышенным прямым налоговым бременем, высокой степенью налогового произвола и государственного давления, слабым проведением в жизнь налоговых законов, а также широко распространенной коррупцией. Проблемы коррупции и её связи с теневой экономикой рассмотрим особо.
... регулирования и контроля (тарифные и нетарифные меры, система налогообложения, валютного контроля и т.п.); во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил. О функциях таможенных органов и средствах используемых ими при регулировании внешнеэкономической деятельности мы кратко рассказали в предшествующих разделах. Теперь ...
... условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь. 2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России Главной причиной роста “теневой” экономики в России, по мнению многих исследователей, была “незавершенная либерализация“. Иначе говоря, из всего набора “экономических свобод“ ...
... не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе. В условиях экономического кризиса теневая экономика в России имеет устойчивую тенденцию к росту. По оценке аналитиков американского инвестиционного банка Chase Manhattan, в 1999 году она выросла на 5,4% (официальный ВВП лишь на 1,8%). ...
... 2005 году составил около 52%. Среди стран СНГ этот показатель выше только у Грузии (63%) и Азербайджана (60%), тогда как в России - около 40% [7, 9]. В то же время, по подсчетам Держкомстата, уровень теневой экономики в Украине в 2005 году составил 18,1%. Поэтому, уверены в НИСИ, игнорирование такого противоречивого явления как теневая экономика может привести к серьезным ошибкам при определении ...
0 комментариев