2. История развития теневой экономики в России
2.1 Теневая экономика в СССР
Советская власть попыталась, прибегнув к жесточайшему диктату и подчинив мирную жизнь нормам военного времени, сохранить и упрочить державность и при этом подавить коррупцию, но эта попытка успехом не увенчалась. Именно в этот период возникли неформальные составляющие официальной экономики. К ним относится, например, пресловутая система привилегии для представителей органов власти. Она не была нелегальной и не нарушала никаких законов, ибо на этот счет просто не существовало законодательных норм. Привилегии были предметом негласной регламентации. Они всячески культивировались властью, но обсуждать их в публичной сфере, было не принято. Советская теневая экономика была основана прежде всего на прямом использовании государственных ресурсов для частных нужд, иными словами, на регулярном приворовывании у государства.
Советское приворовывание у государства осуществлялось в первую очередь на рабочем месте (stealing on the job). Характер и масштабы воровства определялись формальным статусом работника, его местом в той или иной государственной корпорации. Это не просто воровство, а воровство "по чину", негласная привилегия, обеспечиваемая самим рабочим местом. Официальное включение человека в советский механизм производства общественных благ обеспечивало ему физический доступ к государственным ресурсам и оставляло дозированные возможности для приватизации прав на их использование путем выноса этих ресурсов за ворота предприятия, их утилизации для работы "налево", "использования служебного положения" для получения взяток и т.п. Известно, что не уровень формальной заработной платы определял материальные аспекты привлекательности той или иной работы, а доступ к распределению дефицитных ресурсов.
Также экономику СССР можно справедливо охарактеризовать как «экономику дефицита», которая подпитывалась вынужденными сбережениями граждан, готовых платить за дефицит более высокую цену. И часть теневых потоков, скажем контрабандный импорт потребительских товаров, способствовала сглаживанию скрытого инфляционного навеса. Советский теневик, таким образом, работал на заполнение рыночных пустот.
Подавление прав частной собственности и превращение всех граждан в государственных служащих создавало для коррупции и теневой экономики такую благоприятную среду, какой не было за всю прежнюю историю России. Время показало, что теневые экономические отношения оказались настолько жизнеспособны, что подавить их не смогли ни насилие, ни всеобщий страх. Репрессированные частные интересы пришлось реабилитировать ради самосохранения Системы. Но и это её не спасло. Коммунистический режим не мог с прежним успехом подавлять частные интересы, и они устремились в теневую сферу. Это был не просто кризис коммунистической системы, приведший к её распаду. Это было свидетельство окончательной исчерпанности прежней модели великодержавия, воспроизводившейся в различных формах со времён Московской Руси.
2.2 Теневая экономика в постсоветской России 1989-1997 гг.
Бум теневой экономики в России, вне всякого сомнения, сопряжён с рядом развёрнутых в этот период реформационных процессов. Главные из них: приватизация, приведшая к захвату собственности узким (элитным) слоем граждан; дестимулирующая по отношению к отечественному производству экономическая политика, радикальное изменение условий, определяющих уровень и динамику материального благосостояния основной массы населения.
Дестимулирующий механизм сложился в ходе реализации модели экономического реформирования, включающей в себя: массовую форсированную приватизацию, одномандатную либерализацию цен, разовое «открытие» отечественной экономики внешнему миру, рестриктивную денежно-кредитную политику, жёсткий налоговый прессинг производителей.
Сдвиг от дефицита к относительному изобилию находит непосредственное выражение в связке «качество – цена». Продукция советской теневой экономики обладает более высоким качеством по сравнению с основной массой товаров и услуг. Предлагается то, что «нельзя купить в магазине» - будь то недоступный импорт или продукты домашнего производства. Соответственно, и цены на теневые блага, как правило, выше. В них включается надбавка за качество, а также надбавка за риск, который в те годы был весьма высок - можно было, не отделавшись штрафом, пойти по этапу (по статье Уголовного кодекса). Добавлю, что произошли сдвиги по отдельным элементам теневой деятельности. Так, в советское время основная масса теневых операций совершалась в рамках зарегистрированных предприятий. При этом она носила регулярный, но не организованный характер. Популярны рассказы о подпольных производствах "цеховиков", но последние следует признать скорее экзотической формой, эти производства редко принимали крупномасштабный характер. К. тому же, как правило, они располагались поблизости или даже внутри формальных государственных предприятий. В постсоветское время существование незарегистрированных предприятий становится нормой хозяйственной жизни. Например, в ходе кампаний по борьбе с нелегальным производством алкогольной продукции такие предприятия обнаруживаются на регулярной ежемесячной основе. На месте теневого кустарничества развивается подлинное теневое предпринимательство.
Расширилась "тень" и по другим направлениям. Как и прежде, скрываются хозяйственные операции, но масштабы, видимо, возросли. Так, по данным опросов московских руководителей малых предприятий, устойчиво в течение последних двух лет около одной трети их работ не оформляются договорами.
Начнем с поведения населения. По официальным данным, более двух третей российских граждан, которые должны были подать декларации о доходах в налоговые инспекции в 1996г., не сделали этого. На подобном фоне несвоевременная уплата коммунальных платежей населением выглядит вполне логичным элементом общей картины - это лишь другой способ не рассчитываться с государством.
Еще более распространен уход от налогов в предпринимательской деятельности. По данным нашего опроса предпринимателей в 1997г., 84% респондентов указали на него как на основное нарушение законодательных норм, 10% отметили прочие финансовые нарушения, которые, видимо, также связаны с уходом от налогообложения. По оценкам Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ, только 1,5% российских предприятий уплачивают все своевременно и до копейки. Примерно две трети скрывают часть своих доходов. А около трети предприятий вообще уклоняются от уплаты налогов.
Итак, данное явление стало поистине всеобщим. Но главное в том, что не отчислять средства государству в полном объеме считается вполне легитимным и в глазах предпринимателей, и в глазах общественного мнения (в советский период столь же легитимной была утилизация "плохо лежащих" материальных ресурсов государства). В качестве общепринятых оправданий сегодня используются суждения о тяжелой жизни, непосильном налоговом бремени и грабительской сути российского государства. Обман государства выглядит если и не доблестью, то по крайней мере широко признанной нормой.
При всей неполноте картины, складывающейся на основе вышеизложенного можно сделать вывод: теневая экономика устойчиво воспроизводилась, причём расширенно. При сокращении из года в год легального производства теневой капитал столь же неуклонно и ускоренно набирал вес, проникая во все сферы общественной жизни. Согласно некоторым приведённым экспертным заключениям, его доля составляла около 40%. В любом случае была достигнута «критическая масса»: влияние теневых факторов стало настолько ощутимым, что противоречие между легальной и теневой экономикой превратилось из второстепенного в ведущее социально-экономическое противоречие, формы проявления которого наблюдаются практически в любой сфере жизнедеятельности общества.
... условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь. 2.1. Виды “теневой” экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России Главной причиной роста “теневой” экономики в России, по мнению многих исследователей, была “незавершенная либерализация“. Иначе говоря, из всего набора “экономических свобод“ ...
... не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе. В условиях экономического кризиса теневая экономика в России имеет устойчивую тенденцию к росту. По оценке аналитиков американского инвестиционного банка Chase Manhattan, в 1999 году она выросла на 5,4% (официальный ВВП лишь на 1,8%). ...
0 комментариев