2. Благо и товар
При натуральном типе хозяйства естественной формой богатства выступает натуральный продукт — материальное благо, а при товарных отношениях — товар. Благо — более широкое понятие, чем товар, это все, что удовлетворяет потребности человека. А. Маршалл определяет благо как "желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность". Ж.-Б. Сэй — как "средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей". Русский экономист А.К. Шторх говорил, что "приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов... делает их благами". К. Менгер подчеркивает, что предмет становится благом тогда, когда его способность удовлетворять какую-либо потребность осознана человеком. Таким образом, благо представляет собой предмет-субстанцию, в котором человек испытывает нужду, потребность.
Кроме благ жизненно необходимых - воздух, вода, пища, одежда, жилище человеку требуется множество дополнительных благ: образование и здравоохранение, транспорт и связь, книги и сфера досуга, бытовое обслуживание и многое другое. В неоклассической теории разграничиваются блага экономические и неэкономические. Критерием разграничения является понятие редкости. Благо считается неэкономическим, если оно имеется в неограниченном количестве, и экономическим — если является редким, т. е. если потребность в нем превышает доступное распоряжению количество блага. Одно и то же благо в разных условиях может быть экономическим и неэкономическим, например, йода в той или иной местности. Представители неоклассической теории считают, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена.
Классификацию экономических благ (товаров) можно представить следующим образом:
долговременные, предполагающие многократное использование (товары длительного пользования);
недолговременные, блага разового потребления (продукты питания);
взаимозаменяемые блага (субституты, к ним могут относиться не только потребительские товары, но и производственные ресурсы);
взаимодополняемые блага (комплементы);
настоящие;
будущие;
прямые (потребительские);
косвенные (производственного назначения),
индивидуального потребления (личные или частные),
общественного потребления (общие или общественные).
Две последние группы в данной классификации различаются по двум критериям: характер потребления и возможность исключения блага из процесса потребления. Если потребителю может быть легко отказано в потреблении данного блага - это благо индивидуального потребления, если невозможно исключить кого-либо из числа потребителей данного блага, то это благо общественного, потребления.
Личные блага, пригодные только для индивидуального потребления, делимы, т. е. достаточно малы, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Принцип исключения из числа их потребителей состоит в следующем: те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают товар, а те, кто не в состоянии или не желает платить, исключаются из числа потребителей данного блага. Примером товаров такого рода являются, в частности, порционные блюда, индивидуальный пошив одежды.
Общие блага могут потребляться совместно и одновременно многими потребителями без уменьшения их в количественном и качественном отношении. Блага общественного пользования неделимы, ограничить число их пользователей невозможно, и такое ограничение нежелательно для общества. Выгоды от их потребления достаются обществу, производящему данные блага. К ним, например, относятся теле- или радиовещание, маяк, оборона, пожарные команды. Количество потребителей общих благ не снижает их качество.
Некоторые блага не могут быть классифицированы столь же четко. Например, можно ввести входную плату (и таким образом исключить из потребления) на место проведения праздничного фейерверка, но и за пределами его люди смогут наблюдать бесплатно это зрелище.
Ряд благ не может быть отнесен к товарам чисто общего потребления, например, общественный транспорт, дороги. При большом числе совместных пользователей относительно вместимости транспортной единицы качество и количество такого товара заметно уменьшается. Вообще большинство товаров занимает промежуточное положение между благами индивидуального и совместного потребления.
Природа блага — индивидуального или общественного - определяет желание потребителей платить за него, а отсюда — желание производителей его производить. Блага личного пользования поставляются через механизм товарного производства, рынок, а блага общего пользования, потребляемые одновременно многими людьми, исключение которых из группы потребителей затруднено, не привлекают самостоятельных производителей, поэтому их производство регулируется государством. Число таких благ, потребление которых бесплатно обеспечивается государством, на современном этапе развития экономики растет (например, среднее образование, медицинское обслуживание, пособие по безработице). Это объясняется потребностями общественного развития. Так, образование, представляющее несомненную личную ценность, в рыночной экономике считалось индивидуально потребляемым благом и обладало свойствами исключения из потребления, т. к. оплачивалось потребителем. Но понимание того, что общество в целом выигрывает от повышения образовательного уровня каждого своего члена, способствовало переводу этого блага в группу общих, т. е. производимых или субсидируемых государством.
Согласно неоклассической теории, благо, не являющееся продуктом труда, не считается товаром, например, воздух, солнечный свет, дары природы. Кроме того, если благо произведено трудом, но либо потребляется самим производителем, не предназначено для обмена или никому не нужно, не удовлетворяет чьи-то потребности, оно также не считается товаром. Товар - это экономическое благо, созданное трудом, способное удовлетворять потребности людей и предназначенное для обмена.
Товар характеризуется двумя свойствами: потребительная стоимость и стоимость. Эти свойства товара рассматривали А. Смит, Д. Рикардо, А. Мальтус, (С. Маркс, Дж. Милль и другие. Потребительная стоимость товара — это способность удовлетворять потребности человека. Если благо не обладает способностью удовлетворять какие-либо человеческие потребности, оно не найдет покупателя, т. е. не станет товаром. Потребительная стоимость как свойство товаров основана на таком свойстве благ, как полезность — это субъективная оценка человеком свойств блага. Одно и то же благо может быть полезно человеку разными своими сторонами, например, зерно пшеницы может быть использовано для посева, как корм для скота, как сырье для производства муки или спирта и т. д. Полезность благ меняется под воздействием научно-технического прогресса, например, каменный уголь первоначально использовался как топливо, затем в металлургии, позже — в химической промышленности для получения все новых продуктов. Поэтому потребительная стоимость товара изменчивая, но в то же время вечная категория, т. к. она образует вещественное содержание богатства общества, характеризует товар с качественной стороны. Потребительной стоимостью обладает и благо, не являющееся товаром.
Следовательно, чтобы стать товаром, благо должно иметь потребительную стоимость не для того, кто его произвел, а для других обладать общественной потребительной стоимостью. Обладает ли данное благо потребительной стоимостью, его производителю неизвестно, это определит лишь обмен, поэтому общественная природа потребительной стоимости до процесса обмена скрыта. Чтобы ее обнаружить, товар должен быть обменен на другой товар или деньги в определенной пропорции. Способность товара в определенных количественных соотношениях (пропорциях) обмениваться на другой товар (или деньги) называется меновой стоимостью. Это свойство товаров характеризует их количественную сторону, возможность товаров приравниваться друг к другу в определенных пропорциях.
Акты обмена одного товара на другой совершаются в экономике товарного типа ежедневно миллиарды раз, но вопрос: чем определяются пропорции обмена, т. е. проблема выявления сущности стоимости товаров остаются одними из самых дискуссионных в экономической мысли.
Рассмотрим несколько подходов к определению стоимости товаров.
Согласно трудовой теории стоимости (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на производство данного товара. Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Товар как потребительная стоимость создается качественно определенными' видами труда, отличными от других своими целями, приемами, применяемыми орудиями и результатами, которые являются конкретным трудом. В то же время все виды конкретного труда имеют одну и ту же физиологическую основу — производительное расходование рабочей силы человека, что позволяет их рассматривать как труд вообще, абстрактный труд. Как потребительные стоимости, товары не могут быть приравнены друг другу: будучи качественно разнородными, две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Но все товары содержат овеществленный в них труд, представляют собой как бы сгусток абстрактного труда, что делает их количественно соизмеримыми. В каждом товаре воплощена стоимость израсходованных факторов производства, как прошлый труд, и новая стоимость, как овеществленный живой труд. Количество затраченного на производство товара труда измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, т. к. оно различно у каждого производителя, а так называемым общественно-необходимым: это время, за которое создается большая часть товаров данного вида при средних для данной экономической системы уровнях развития технологии, производительности, интенсивности и квалификации труда. Таким образом, величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественно необходимого труда, затрачиваемого на его производство.
В теории предельной полезности стоимость товаров определяется их полезностью. Еще в конце XVIII в. Э. Кондильяк и Ф. Галиани предприняли попытку разработать шкалу потребностей. К самым важным потребностям они отнесли такие, неудовлетворение которых может привести к смерти, на втором месте расположили потребности, неудовлетворение которых вредит здоровью, на третьем — причиняет кратковременные страдания и т. д. На последнем месте в данной классификации были потребности в предметах роскоши, без которых вполне может обойтись человек. Согласно этой концепции, наибольшую ценность (таким термином в этой теории обозначается стоимость) должны иметь пища и вода, а наименьшую— драгоценности и т. п. Но в повседневных актах обмена пищевые продукты имеют гораздо более низкую цену, чем предметы роскоши, т. е. первая попытка оценить стоимость благ через их полезность оказалась несостоятельной.
В XIX в, Е. Бем-Баверк, как основоположник основных идей маржинализма, разработал теорию ценности (стоимости) благ, исходя из их полезности. Он утверждал, что не всякое полезное благо обладаетценностью. Ценность — это не отношение между людьми в процессе обмена, а отношение человека к вещи; человек дает ту или иную оценку благу в зависимости от того, какую пользу оно ему приносит.
На современном этапе развития экономической мысли господствующей является неоклассическая теория, которая характеризует стоимость товара, основываясь на подходе А. Маршалла. Он определял стоимость и цену товара, исходя из взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса (предельная полезность) и стороне предложения (издержки производства). Маршалл утверждал: полезность благ определяет их предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценность. Цена товара определяется в равной степени предельной полезностью и издержками производства: продавец назначает цену, ориентируясь на издержки производства, а рыночные цены устанавливаются в результате соотношения спроса и предложения. Начиная с работ А. Маршалла, в экономической теории происходит отход от выяснения проблем сущности стоимости к функциональному анализу, т. е. изучению одновременного влияния цены и спроса и предложения товаров.
Как видим, и теория "трех факторов производства", и неоклассические теории в целом либо искажают сущность категории стоимости, либо пытаются вовсе предать ее забвению. Ж.-Б. Сэй игнорирует стоимость как овеществление общественного труда и представляет ее как совокупность доходов (прибыли, зарплаты, ренты). Тогда как стоимость выражает абстрактную определенность, прежде всего, затрат овеществленного труда. Этот овеществленный труд — стоимость — лежит в основе таких доходов, как прибыль, заработная плата, рента. Представители неоклассической теории, в том числе А. Маршалл, стремясь умалить значимость стоимости (как затрат труда), представляют ее порожденной не трудом в производстве, а предельной полезностью или "взаимодействием рыночных сил" (спросом и издержками производства, то есть предложением). В их теории цена искусственно отрывается от своей основы — стоимости, и устанавливается на рынке в результате субъективных взглядов покупателя и продавца.
Тем самым по существу происходит отказ от таких категорий рынка, как свойства товара — потребительная стоимость и стоимость; цена как денежное выражение стоимости; обмен по стоимости или по общественным затратам труда и др.
Но эти категории и процессы проявляют себя на рынке и, практически реализуясь, приобретают новые формы проявления, воздействуют друг на друга, принимают превращенные формы. Ведь в реальной действительности ни одна категория, ни один экономический закон не могут действовать в изоляции, в чистом виде. Особенно активен механизм рыночных цен, посредством которого реализуются рыночные категории и законы, стоимость приобретает форму рыночной стоимости, при этом цена под влиянием спроса, предложения и других экономических сил отклоняется вверх или вниз от стоимости, превращаясь в рыночную цену. Это не означает, что стоимость и цена утратили себя. Объективно они и другие категории рыночного хозяйства не могут существовать и проявлять себя иначе. Товарное производство по своему характеру остается стоимостным.
Современная мировая экономика в основном характеризуется как рыночная экономика. Это относится и к развитым, и к слаборазвитым государствам, а также к государствам, объявившим о переходе к рыночной форме хозяйства. Вместе с тем в экономической литературе все чаще появляются высказывания, согласно которым в современных условиях под влиянием развития производства, современных принципов управления им, появлением новых форм экономических связей, в том числе мирохозяйственных, происходит "становление новой модели отношений обмена результатами труда", что приводит к трансформации основ рыночных форм обмена, что "реализуется фактически не товар", "исчезает обмен как самостоятельная фаза".
Однако основная черта рыночной экономики — ее товарный характер. Такие ее коренные черты, как частная собственность и наемный труд тесно связаны с товарным производством, не могут без него существовать. Продолжается создание стоимости, возрастание стоимости, и все это наполняет стоимостным содержанием получаемые доходы — прибыль, заработную плату, ренту. Классическая экономическая теория учитывала социальную разнородность общества, состоящего из капиталистов, рабочих и землевладельцев, и экономический анализ предполагал объяснение отношений между ними. Неоклассическая теория, претендуя на научную объективность из-за широкого применения математического аппарата, считает общество социально однородным, состоящим из хозяйствующих субъектов, стремящихся к максимизации функции своей полезности. При этом игнорируется различие интересов труда и капитала. Такой подход нельзя назвать научным, это скорее идеология, прославляющая определенные ценности с точки зрения интересов капитала. На опыте России очевидно, что рецепты неоклассической теории не обеспечили экономический рост и благосостояние народа, а стали прикрытием перераспределения национального богатства и сбережений населения в пользу определенных групп. Не стоит в угоду групповым интересам поступаться научными методами познания и, тем более, научными истинами.
... , что в современной экономике главной движущей силой ее развития является свободное предпринимательство. Это обстоятельство и позволяет считать Й. Шумпетера представителем неолиберализма. 3.2 Развитие теории и практики регулирования рыночной экономики в период «великой депрессии» В 30-тые годы XX века кризисные процессы в экономике и экономической теории Запада достигли небывалой остроты. ...
... осуществляются, не создают адекватных условий для предпринимательства, поэтому и механизм мотивации к труду и предпринимательству полностью еще не включен. 4. Противоречия регулирования отношений собственности в России 4.1 Разгосударствление экономики при различных моделях реформирования Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а ...
... а экономико-административная (с ударением на первом слове) модель должна стать приоритетом. И изобретать тут ничего нового не приходится. Среди главных и апробированных инструментов регулирования рыночной экономики следующие: финансово-кредитная система с совершенной налоговой, эмиссионной и таможенно-пошлинной политикой, финансированием, кредитом, стратегией и тактикой процентных ставок; ...
... стороны государства в условиях рынка недопустимо. Однако опыт стран с рыночной экономикой убедительно показывает, что государство не устранялось и не устраняется от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночному механизму. Государственное регулирование ценообразования является попыткой государства с помощью законодательных, административные и бюджетно- ...
0 комментариев