«Понятие, предмет и система международного частного права»
План
Вступительная часть
1. Основные факторы развития МЧП.
2. Предмет МЧП.
3. Коллизия права: понятие и основания возникновения.
4. Области права смежные с МЧП.
Заключительная часть (подведение итогов)
I. Основная литература:
Доронина Н.Г. Международное частное право. М., 2001. 284 с.
Ерпылева Н.Ю. Международное частное право. М., 1999. 368 с.
Лунц Л.А. Международное частное право. В 3 т. – М.: Спарк, 2002. 1007 с.
Толстых В.Л. Коллизионное регулирование в международном частном праве. М., СПАРК, 2002. 244 с.
Дмитриева Г.К. Международное частное право. Учебник. М., 2001
II. Дополнительная литература:
Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права (проблемы системной принадлежности и структурного статуса)// Журнал российского права. № 6, 2001.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный)./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.:ТК Велби, 2003.
Кудашкин В.В. К вопросу об иностранном элементе в гражданско-правовом отношении// Подготовлен для публикации в системах Консультант-Плюс.
Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации// Журнал российского права. № 3, 2002.
Введение
Сегодня все более очевидна тенденция объединения государств по различным направлениям деятельности. Еще более прослеживается образование различных союзов государств: например Европейский Союз и другие. Это неизбежно влечет резкое увеличение частных правоотношений между гражданами различных государств. При этом, вступая в такие отношения, стороны не всегда осознают, что они по разному урегулированы законодательством государств каждого из субъектов. Часто возникают ситуации, когда стороны не могут определить какое же право подлежит применению к складывающемуся правоотношению.
При этом, особенно востребованным становится международное частное право, которое призвано способствовать урегулированию спорных правоотношений. Для Белгородской области это наиболее актуально, в связи с тем, что нередко отношения частно-правового характера складываются с представителями Украины. В некоторых случаях они могут быть урегулированы с помощью МЧП.
МЧП предполагает глубокое знание гражданского права, гражданского процесса, семейного, конституционного и ряда других отраслей права. Поэтому при изучении каждой из тем курса обращайте внимание на содержание соответствующих положений российского законодательства изученных ранее.
Вопрос 1. Основные факторы развития МЧП.
Международное частное право регулирует отношения с иностранным элементом, в которых одной из сторон являются юридические и физические лица. Такие правоотношения возникают при заключении внешнеторговых сделок, лицензионных договоров, патентирования изобретений за границей, заключении брака между лицами с различным гражданством и во многих других случаях. Их регулирование возможно как путем заключения международных договоров, так и созданием норм внутреннего законодательства. Отношения с иностранным элементом могут регулироваться также международным и внутренним обычаем (например, обычаи морского порта), судебным и арбитражным прецедентом (в странах, где действует общее право) и решения международных организаций.
Целью любого правового регулирования является упорядочение общественных отношений, подпадающих под юрисдикцию определенного государства. Уникальность международного частного права состоит в том, что отношения урегулированные этой отраслью права, находятся за пределами юрисдикции одного государства.
МЧП возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем внутреннего законодательства, каждая из которых по-своему регулирует одни и те же общественные отношения. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного государства – в правоотношении участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только внутреннему законодательству не может обеспечивать объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования. Поэтому кроме «чисто» национальных отраслей права, регулирующих отношения, не выходящие за пределы юрисдикции одного государства, стало необходимым создание системы специальных норм, учитывающих международный характер правоотношений. Такой системой и стала самостоятельная отрасль права – международное частное право.
Выражение «международное частное право» установилось давно. В формальном отношении термин «МЧП» насчитывает более 150 лет, так как впервые он был предложен членом американского Верховного суда Джозефом Стори в 1834 г. в его работе «Комментарий коллизионного права», а затем он получил распространение и в Европе.[1]
Название «международное частное право» конечно, не имеет единого смысла и поэтому с давних пор встречало противников во всех странах. Оно все же лучше сложившегося о нем мнения, ибо речь здесь идет о частном праве и добавление «международное» имеет в виду не источник коллизионных норм, а их предмет.[2]
На разных этапах в различных государствах вызывали критику все составляющие элементы международного частного права – и элемента «международный» и «частный», и «право».
Так, в советский период развития науки наиболее уязвимым моментом в термине МЧП была вторая составляющая – «частное право». В условиях, когда ленинское высказывание о том, что мы ничего «частного» не признаем, для нас все области есть публично-правовое», существовало как всеобщая формула жизни общества, возражения против данного термина носили вполне оправданный характер. Между тем, как представляется, именно этот компонент, то есть «частное право» служит определяющим в наименовании рассматриваемой области права и науки, поскольку продолжает известное еще с времен римского права разграничение публичного и частного в том его смысле, которое сформулировано еще Ульпианом: публичное право относится к положению государства, а частное – к положению отдельных лиц. Небесспорной выглядела и продолжает оставаться таковой в большинстве случаев и первая составляющая термина – «международный». По воззрениям очень многих авторов, МЧП на самом деле имеет внутригосударственный характер, будучи отраслью (иногда по ряду мнений, частью отрасли) национального права. Наконец, имелись и взгляды, в соответствии с которыми в весьма определенной манере их авторы высказались против того, чтобы считать «международное частное право» «правом» в собственном смысле слова ввиду того, что основу МЧП составляют коллизионные нормы как главная конструкции, которые по своей природе являются отсылочными нормами, в силу чего они не имеют регулирующей силы, а служат соответствующим приемом и средством особой юридической техники.
Сегодня еще рано говорить об установлении в России подлинных частно-правовых отношений. Предстоит немало сделать для того, чтобы, как этого требуют конституционные нормы, права и свободы человека и гражданина определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления, а свобода экономической и творческой деятельности была надежно и эффективно защищена. Но, безусловно, с принятием первой, второй и третьей части Гражданского кодекса сделан важный шаг в направлении формирования законодательных основ частно-правовых отношений граждан и юридических лиц на основе общепризнанных в мире принципов частного права: независимости и автономии личности, признания и защиты частной собственности, свободы договора .[3]
Нельзя не согласиться с тем, что «частное право... не просто одна из отраслей, а самобытная, в высшей степени своеобразная правовая сфера... Как рыночное хозяйство невозможно без персонифицированной частной собственности, точно также сама частная собственность, предпринимательство, экономическая свобода, да и вообще свобода в обществе невозможны без частного права».[4]
В то же время как часть правовой надстройки МЧП находится под воздействием правовой культуры, правовых традиций данного общества, что наиболее ярко проявляется в англосаксонском мире, где сохраняет свое значение прецендентное право и превалируют вопросы определения юрисдикции суда, хотя интеграционные процессы (как, например, в Великобритании) привели к повышению роли статутного права.[5]
Если отечественная наука о теории права исходит из признания того, что нормы права приобретают не только классовый, но и общечеловеческий характер, то специфика МЧП проявляется в том, что в нем внеклассовые принципы и институты занимают большее (но возможно, и господствующее) место, чем в других областях права.
На развитие международного частного права оказывают влияние основные факторы современной действительности.
Во-первых, это интернационализация хозяйственной жизни. Объективный процесс интернационализации современного мирового хозяйства требует и нового уровня многосторонних экономических отношений. Характерный пример в этом плане дает развитие европейского континента. Непосредственным проявлением интернационализации хозяйственной жизни является широкое развитие разностороннего экономического и научно-технического сотрудничества.
Во-вторых, это резкое усиление миграции населения вследствие войн, всякого рода конфликтов, политических и национальных причин, а также с целью трудоустройства, получения образования.
В-третьих, научно-технический прогресс, с одной стороны, благодаря достижениям в области коммуникаций, транспорта и связи сблизил континенты и страны и тем самым облегчил общечеловеческое общение: развитие радио, телевидения, видеотехники, использование спутников для вещания сделали возможным транснациональное использование информационных данных, достижений науки, техники и культуры, а успехи в освоении космоса – коммерциализацию космоса; с другой стороны, отрицательные последствия научно-технического прогресса, как показали трагедии в Чернобыле и Бхополе, загрязнения окружающей среды не могут быть ограничены пределами территории какого-либо одного государства.
Для международного частного права большую роль играет гуманизация международных отношений. В центре внимания всех государств-участников международного общения должны быть человек, его заботы, права и свободы.
Важная задача МЧП как отрасли правоведения – выявление общих тенденций в различных областях права, характерных для всех или для большинства стран, для мирового сообщества в целом, невзирая на различия в правовых системах государств, это сообщество составляющих. К числу таких тенденций можно отнести следующие: Основные тенденции развития МЧП
1. Стремление к унификации правовых норм путем принятия международных договоров и типовых законов.
3. Расширение сферы регулирования МЧП (космическая деятельность, средства связи и др.)
5. Появление коллизий между нормами международных договоров в области МЧП.
Рассмотрим их ниже.
2. Совершенствование и кодификация норм МЧП на национальном уровне.
44. Научно-техническое развитие.
66. Возрастание роли принципа автономии воли сторон, переход к более гибким нормам коллизионного права.
1. Унификация правовых норм путем принятия международных договоров и типовых законов. Общее стремление к унификации правовых норм как посредством заключения международных договоров универсального и регионального характера в пределах интеграционных группировок стран, так и путем принятия типовых законов. Для этого процесса характерно активное участие в нем России, других стран СНГ, стран Восточной Европы и развивающихся стран, восполняющих в ряде случаев отсутствие у них национального регулирования (идущих не от национального к универсальному, а от универсального к –национальному).
В ходе реализации этой тенденции резко возросло значение деятельности межгосударственных организаций, повысилась их роль в подготовке соответствующих проектов (особенно Юнситрал, Гаагские конференции по МЧП, МОТ, ВОИС).
В 1883 г. была подписана Парижская конвенция о защите промышленной собственности, в 1886 г. – Бернская конвенция об охране литературной и художественной собственности. В 1974 г. была принятой разработанная в рамках ООН Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров, в 1988 г. в Оттаве – Конвенция о международном финансовом лизинге и международном факторинге.
А вообще, свое начало деятельность Гаагских конвенций по МЧП, ведет с 1893 г. Первыми результатами стали Конвенции о браке и разводе 1902-1905 г.г. содержащие коллизионные нормы.
Наряду с приведением к единообразию национального права, регулирующего достаточно устоявшиеся в экономическом и юридическом плане отношения, в последние годы унификации подвергаются нормы, которые касаются регламентации нетрадиционных видов договоров или вновь возникающих в международной практике общественных отношений. Так, Конвенция 1985 г. о праве, применима, как видно одному из классических институтов гражданского права. Вместе с тем Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г. или Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. бесспорно обусловлены новейшими потребностями в развитии международной торговли и морских перевозок.
Особенно отчетливо тенденция унификации проявилась в материально-правовых нормах. Унифицированные международные договоры, составляют ныне наиболее динамично развивающуюся часть МЧП.
Тенденция унификации обоих видов в области МЧП проявилась в странах латинской Америки. Наряду с Кодексом Бустаманте на Панамской конференции в Панаме 1975 г. было закреплено шесть договоров (международное хозяйственное право, международное чековое право, международная арбитражная подсудность, международная правовая помощь. представление безопасности за рубежом, доверенности), а на конференции в Монтевидео восемь договоров (общие принципы МЧП, место жительства в МЧП, международное право компаний, международное чековое право, доказательство и установление содержания иностранного права, признание и исполнение иностранных судебных решений, исполнение временных мер, протокол к договору о международной правовой помощи).
Унификация права может обеспечиваться использованием различных приемов и технологий, а также осуществляться в различных видах. Принято разграничивать результаты унификации в зависимости от характера норм, которые должны быть созданы как единообразное регулирование. На основе этого критерия различают:
1. – унификацию коллизионных норм (примерами служат первые Гаагские конвенции в области брачно-семейных отношений, Женевская конвенция товаров, Римская конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам, заключенная странами ЕС и др.);
2. – унификацию материально-правовых норм (Конвенция ООН 1988 о международных переводных и международных простых векселях, Бернская конвенция 1886 г. об охране литературной и художественной собственности, Европейская конвенция 1961 г. «О внешнеторговом арбитраже» и т.д.);
3. – смешанную унификацию, т.е. создание в одном унифицирующем акте единообразных коллизионных и материально-правовых норм (Общие условия поставок товаров хозяйствами, организациями стран-членов СЭВ 1968/1988 г.г., Конвенция о праве 1985 г. применимом к доверенностям и их подтверждению, Конвенция ООН 1991 г. Об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле и др.)[6]
... Наша доктрина не ограничивает содержание международного частного права только коллизионными нормами. Еще в 1940 году И. С. Перетерский и С. Б. Крылов в своем учебнике международного частного права писали, что «рассматривать международное частное право лишь как «коллизионное», то есть посвященное лишь «разграничению» различных законодательств,— это значит „суживать... действительный характер ...
... этому вопросов теоретического и практического характера (например, "транснационального" права), обусловили сам факт и масштаб дискуссий по поводу природы, места в существующих правовых системах международного частного права, их соотношения, наличия или отсутствия взаимодействия между ними. Возрастание международных контактов между государствами и находящимися под их властью субъектами, а также ...
... прав статуса бипатридов. Каждое гос-во явл приверженцем единого гражданства, поскольку прав статус лиц с двойным гражданством порождает немало проблем как в сфере публичного, так и частного права. Двойное гражданство появляется вследствие возникновения коллизий зак-ва разных гос-в относительно приобретения и утраты гражданства, миграционных процессов, регистрации браков с иностранцами и др. ...
... , что существует своего рода тенденция, закономерность: международное частное право менее развито в тех государствах, которые придерживаются тоталитарной практики, нарушающей права человека в максимальной степени. Международное частное право может расцветать только в тех государствах, правовая и экономическая системы которых открыты для контакта с другими правовыми системами и субъектами других ...
0 комментариев