1.4. Изучение предыстории высшего педагогического образования в Башкирии.

Реформа народного образования 1864 года, последовавшая почти сразу после отмены крепостного права в России и продекларировавшая право на образование всех граждан без различия сословий, вероисповедания и пола, естественно, не могла миновать и Уфимскую губернию.

К тому времени большинство учебных заведений в ней было представлено образовательно-воспитательными учреждениями восточно-мусульманского типа (мэктебе и медресе). Число русскоязычных учебных заведений было сравнительно невелико. К их числу относились уже упомянутые выше Уфимская мужская и Мариинская женская гимназии. Русскоязычными были и некоторые религиозно-образовательные учреждения: Уфимская духовная семинария (1800), Уфимское духовное мужское училище (1818), Уфимское женское епархиальное училище (1862) а также ряд горнозаводских и гарнизонных школ. К 1864 году в Оренбургской и Уфимской губерниях в общей сложности насчитывалось около 500 различных учебных заведений: в башкирских и татарских школах и медресе обучались 44400 учеников, а в русскоязычных учебных заведениях-9486 детей. Педагогических кадров для учреждений народного образования ката­строфически не хватало. В Уфимской губернии для их подготовки были открыты учительские семинарии в Благовещенске (1876) и Бирске (1882). Некоторое количество учителей готовили педагогические классы Уфимских и Белебеевских (4-классных) училищ, а также Мариинская женская гимназия в Уфе. [4]

Администрация Оренбургского учебного округа неоднократно высказывала пожелание о своем переезде, а Уфу как город, занимавший центральное место в расположении подведомственных ему учебных заведении и имеющий более удобные, чем Оренбург, пути сообщения. Такой перевод администрации округа почти автоматически связывался с перспективой открытия в Уфе хотя бы одного учебного заведения высшего или повышенного типа.

В начале марта 1909 года новый попечитель Оренбургского учебного округа Н.А. Бобровников имел конкретный разговор о возможности такого перевода с представителями городского управления Уфы. При этом им было поставлено условие о предоставлении городом под канцелярию округа подходящего помещения, так как наем такового или постройка его за счет казны при затруднительном положении последней были совершенно невозможны. Тогда же, указывая на недостаточное число лиц со специальной подготовкой для занятия учительских должностей в округе, попечитель высказал пожелание об открытии в Уфе учительского института, полагая, что и в этом город также окажет известную помощь. [3]

1.5. Первый руководитель высшего педагогического образования в Башкирии.

В Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан в фонде «Директор народных училищ Уфимской губернии» находится дело «О назначении действительного студента Императорского Новороссийского университета Александра Николаевича Лисовского преподавателем древних языков в Уфимскую губернию». [12]

В деле находится аттестат, формулярный список о службе и ряд других документов, позволяющих получить достаточно подробные сведения об Александре Николаевиче Лисовском – преподавателе Уфимской мужской классической гимназии, председателе педагогического совета Мариинской женской гимназии, первом директоре Уфимского учительского института (1909 – 1917гг.).

Он родился 21 января 1859 года в дворянской семье, в 1878 – 1881 годах учился на историко-филологическом факультете Новороссийского (в Одессе) университета, по окончании которого получил свидетельство преподавателя древних языков в гимназиях и прогимназиях и был направлен на работу в Оренбургский учебный округ. Сохранилось распоряжение попечителя Оренбургского учебного о назначении А. Н. Лисовского преподавателем древних языков в Уфимскую мужскую правительственную гимназию. В сентябре того же года он стал и классным наставником.

Очень быстро А. Н. Лисовский стал одним из лучших преподавателей гимназии, о чём свидетельствует его быстрый рост в классных чинах. Указом Правительствующего Сената от 30 июня 1886 года он сразу был утвержден асессором (чин 8 класса), хотя в то время гражданскую службу в России выпускники университетов обычно начинали с 12-классного чина. В августе 1885 года за выслугу лет А. Н. Лисовский был произведён в надворные советники (чин 7 класса), в марте 1892 года ему присвоено звание коллежского советника (чин 6 класса), в апреле 1894 года он стал статским советником (чин 5 класса). Этот чин был довольно высоким: в то время в России даже не все попечители учебных округов были статскими советниками. По распоряжению попечителя Оренбургского учебного округа, А. Н. Лисовский «За ревностную и полезную педагогическую деятельность» неоднократно награждался денежными премиями. «За отличную усердную службу и особые труды» был пожалован высокими государственными наградами: в декабре 1887 года – орденом Святого Станислава 3 степени, в январе 1893 года – орденом Святой Анны 3 степени, в мае 1896 года – орденом Святого Станислава 2 степени и в январе 1902 года – орденом Святой Анны 2 степени. Кроме того, в 1897 году А. Н. Лисовский в память об императоре Александре III был награждён серебреной медалью.

27 ноября 1898 года А.Н. Лисовский по предложению попечителя Оренбургского учебного округа одновременно с сохранением работы в мужской казенной гимназии был назначен председателем педагогического совета Уфимской Мариинской женской гимназии.В то время в России преподаватели, отработавшие 25 лет, обычно по выслуге лет выходили на пенсию и освобождались от работы в учебном заведении. А.Н. Лисовский стал исключением из этого правила 4 июля 1906 года, после 25-летнего срока службы, по предложению управляющего Оренбургским учебным округом он был оставлен на работе еще на 5 лет, хотя ему и была оформлена пенсия.

Именно на А.Н.Лисовского через три года была возложена непростая, но почетная миссия - стать организатором и первым директором Учительского института, открывшегося в Уфе 1 июля 1909 года.


Заключение.

Социально общественный уровень не может существовать без образования. Потому-то с каждым годом возникает новая потребность в профессии такой, как учитель, и это неслучайно. По этой причине открывают различные высшие профессиональные образования, которые совершенствуются и обновляются в системе образования. Опыт истории показывает, что динамика развития высшего педагогического образования всегда демонстрировала изменчивую позицию, исходя из опыта педагогов прошлого. Ведь выпускник должен быть готов не только как специалист, профессионал своего дела, но и должен был готов сотрудничать, взаимодействовать с обществом на высшем уровне.

Безусловно, в развитие высшего профессионального образования большую роль сыграла общественная инициатива, а также другие общественные объединения. Первоначальный контингент специалистов всех сфер деятельности в регионе, в том числе и преподавателей профессиональных учебных заведений, в целом, формировался за счет лиц, получавших соответствующее образование за пределами Башкирии.

Следует также отметить, что профессиональные учебные заведения имели достаточную свободу для собственного проявления, так как не были жестко ограничены официальными учебными планами, программами, учебниками. В учебных заведениях, кроме системы общих и специальных наук и практических знаний, обязательным элементом являлось воспитание, которое в целом было ориентировано на формирование целостной личности. Поэтому связь обучения с воспитанием являлась одним из основных принципов педагогического процесса.

Организация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях, хотя содержала определенные противоречия, в целом способствовала содействию подготовке достаточно компетентных специалистов. Педагогический процесс представляет собой определенную логичную, завершенную структуру, что дает основание утверждать о системности в профессиональной подготовке. Такие идеи и принципы, как непрерывность и преемственность образования, воспитание через учебный предмет, метод личного примера преподавателей, направленного на привитие качеств аккуратности, трудолюбия, добросовестного выполнения профессиональных и гражданских обязанностей, чувства долга, честности, интернационализма и т.д., не могли не оказывать своего положительного влияния.

Становление и развитие системы профессионального образования Башкирии в целом неразрывно связано с аналогичными процессами, протекавшими в России.

Таким образом, проанализировав и обобщив изученную литературу, мы заметили, что становление высшего педагогического образования в Башкирии опиралось на позитивный исторический опыт, и тем самым в дальнейшем накапливалась и совершенствовалась система исторического и педагогического теоретического знания.


Список литературы.

1.         Аминов Т. М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века до 1917 года / Т.М. Аминов. – М.: Наука, 2006. – 346 с.

2.   Аминов Т. М. Педагогическое образование в Башкирии и на Южном Урале в дореволюционный период / Т. М. Аминов // История образования в южно-уральском регионе Башкортостана: Коллективная монография. – Уфа: Издательство БИПКРО, 1996. – С. 44-54 (0,7 л.л.).

3. Ергин Ю.В. Уфимский учительский институт (1909-1919) // Вестник Башкирского университета. – 2003. - № 1. – С. 99 – 108.

4.   Ергин Ю.В. У истоков университетского образования. Очерки о предыстории Башкирского государственного университета. – Уфа: РИО БашГУ, 2004.

5.   Журналы городской думы за 1906 год. – Уфа: 1908, л.л. 125-127.

6.   Журналы городской думы за 1906 год. – Уфа: 1908, л.л. 283-284.

7.   Журналы заседаний Уфимского губернского земского собрания и доклады управы (38 чрезв. сессия 1906 года). – Уфа: 1908, л.л. 9-11, 53-67.

8.   Журналы городской думы за 1908 год. – Уфа: 1909, л.л. 7, 24-28.

9.   Журналы городской думы за 1908 год. – Уфа: 1909, л.л. 226-227, 233, 234, 297-301.

10.        Журналы городской думы за 1909 год. – Уфа: 1910, л.л. 51-52.

11.        Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. – 1909.- Ч.23 (Октябрь). – С.97.

12.        Педагогический журнал Башкортостана № 5(12), 2007. – С.111.

13.        ЦГИА РБ. Фонд И-113. Оп. 1, дело 386.

14.        ЦГИА РБ. Фонд Р-802. Оп. 1, дело 248, л.л. 23. об.

15.        Циркуляр по Оренбургскому Учебному Округу. 1909, июль - сентября, с.252.

16.        ЦГИА РБ. Фонд И- 113. Оп. 1, дело 386, л.л. 46.

17.        ЦГИА РБ. Фонд И-123. Оп. 1, дело 5, л.л. 1-25.


Информация о работе «Образование в Башкирии»
Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 47853
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
38827
0
0

... 2010 г. Парламент Башкортостана единогласно утвердил Рустэма Хамитова в должности президента республики. Все 105 присутствовавших в зале депутатов проголосовали "за". 2. Общественно-политическая жизнь БАССР в 1920-1930-е гг. После Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Башкортостане развернулось рабочее, крестьянское и национальное движение. Различные слои башкирского населения ...

Скачать
8625
0
0

... товарищей мусульман, не отрешаются от своих племенных предрассудков и совершенно и совершенно забывают русский язык. (Законы Российской империи о башкирах…, 1999, С. 538) Таким образом, в второй половине XIX в. в народном образовании края произошли заметные сдвиги. Открылись новые начальные школы, гимназии. Стали возникать вольные крестьянские школы. Крупным явлением в развитии просвещения в крае ...

Скачать
34837
0
0

... как припущенники (новобашкиры), берут у них земли за оброк, а русские сначала занимают сибирские слободы (в современной Челябинской обл.), а затем начинают внедряться в коренные земли Башкирии.   3. Расселение и особенности культуры башкирского народа на Урале Помимо собственно Республики Башкортостан, башкиры также живут в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской и ...

Скачать
136076
0
0

... , способного выступить в роли руководителя. В этом была историческая ограниченность крестьянских войн. Несмотря на поражение, Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева имела прогрессивное воздействие на ход исторического развития страны. 2. Положение о башкирах» от 14 мая 1863 года». «Реформы в области суда 2.1. «Положение о башкирах» от 14 мая 1863 года 146 лет тому назад ...

0 комментариев


Наверх