1.2 Биология маньчжурского зайца

Систематическое положение маньчжурского зайца.

С.И. Огнев (1940) выделял маньчжурского зайца в отдельный род Allolagus. К этому же роду он относил, обитающего в Японии. А.А. Гуреев (1964) объединил маньчжурского зайца с brachyurus в один вид и включил его в род Caprolagus, представители которого (12 видов) обитают в Азии (от Афганистана до Японии), в Африке и в Центральной Америке (Мексика).Чётких признаков, объединяющих все эти виды, в описании рода А.А. Гуреев не приводит, тогда как у С.И. Огнева (1940) дано 7 признаков, по которым представители рода Allolagus отличаются от Brachyrus. Р. Ангерманн (Angermann, 1966) на основании анализа морфометрических признаков и структуры меха зайцев, относимых А.А. Гуреевым к роду Caprolagus, и сравнении их с представителями рода Lepus, пришла к заключению, что маньчжурский заяц является самостоятельным видом.

Описание вида.

Маньчжурский заяц (Lepus Allolygus Brachyurus Mandshuricus). Окраска очень изменчива, но в течении года почти одинакова. Спина и верхняя часть головы обычно охристо-бурые или охристо-серые с тёмной струйчатостью, образованной чёрными окончаниями остевых волос. Бока головы немного светлее, с крупными беловатыми пятнами в передней и нижней части. Под глазом – тёмная полоса. Бока тела, конечности и грудь бледно-палевые, брюхо грязно-белого цвета (Рисунок 1.1). На юге Приморского края встречаются около 0,5% частичных меланистов, у которых голова, спина, бока и лапы чёрные, горло палевое, а брюхо белое. В долинах рек Бира, Биджан и на юге Амурской области частичные меланисты встречаются ещё чаще (Юдаков, Николаев 1974).

Рисунок 1.1 Окраска маньчжурского зайца. Фото автора.

Голова относительно туловища довольно крупная. Длина уха, измеренного от затылка, равна длине черепа или едва превышает её (от 75 до90 мм). Длина тела 430 -490 мм, длина задней ступни 110 -130 мм, масса тела 1700 -1900 г.

Череп с относительно узкой и слабо вздутой мозговой капсулой. Отношение ширины лобных костей позади надглазничных отростков к ширине основания рострума составляет от 51 до 57% (в среднем -53%). Длина костного нёба равна или несколько больше ширины хоан. Альвеолярная длина верхнего зубного ряда 16,6 - 18,5 мм (в среднем -17,5 мм). Скуловые дуги массивные, широко расставленные - скуловая ширина в передней части 37,1- 44,6 мм (в среднем – 40,0 мм). Надглазничные отростки узкие и короткие – не достигают заднего края лобных костей. Нижняя челюсть короткая, массивная. Длина нижней диастемы по отношению к длине нижнего ряда зубов составляет 80%.

Места обитания.

Распространение маньчжурских зайцев биотопически приурочено к широколиственным лесам с маньчжурским типом растительности, где преобладают: дуб монгольский, лещина разнолистная, актинидии, виноград амурский, лимонник китайский и леспедеца двуцветная. Наиболее характерным для мест обитания маньчжурских зайцев растением является леспедеца двуцветная – за пределами её ареала на Дальнем Востоке маньчжурские зайцы не встречаются. Чаще всего маньчжурских зайцев можно встретить на южных склонах сопок, по долинам рек и ручьёв с густыми порослями деревьев и кустарников. Благоприятными для них являются поймы рек с зарослями ив и нагромождениями плавника, а также низкие водораздельные участки с выходами скал и зарослями рододендрона даурского, дейции амурского, чубушника тонколистного и различных лиан. Охотно заселяют маньчжурские зайцы вырубки и гари (Юдаков, Николаев, 1974)

Дальних миграций у маньчжурских зайцев не отмечено. Обычно они кочуют на небольшие расстояния в поисках корма, а самцы во время гона в поисках самок могут совершать переходы на расстояние до 3 км. Во время осенних наводнений зайцы откочёвывают из речных долин на прилегающие к ним склоны сопок. Зимой (в декабре – январе) в поисках более защищённых от ветра мест зайцы также покидают широкие речные долины. Во всех этих случаях расстояние, которое преодолевают маньчжурские зайцы не превышает нескольких километров (Дулькейт, 1956).

Питание маньчжурских зайцев.

Летняя диета маньчжурских зайцев, обитающих в Приморском крае включает 111 видов травянистых растений (в том числе 2 вида папоротников и 1 вид хвощей) и 29 видов древесных, кустарниковых и лиан; среди них: 18 видов сложноцветных, 15 видов бобовых, 13 видов розоцветных, 9 – лютиковых, 8 – осоковых, по 5 видов злаковых и губоцветных и 3 вида зонтичных. Наиболее часто в погрызах встречаются представители семейства бобовых (57% случаев). В любых биотопах зайцы хорошо поедают полынь побегоносную и красночерешковую, а также 4 вида вик: однопарную, амурскую, японскую и приятную. В сырых долинах и распадках основным кормом зайцев является косогорник Татаринова, а в открытых долинах и на гарях – василистник Тунберга. Летом в биотопах с хорошо выраженной травянистой растительностью в составе диеты маньчжурских зайцев почти не бывает древесных и кустарниковых пород. Однако зайцы, обитающие в зарослях леспедецы и бересклета большекрылого, питаются этими растениями, как зимой так и летом. Кроме того, летом маньчжурские зайцы охотно поедает побеги мааки амурской и лиан, реже – чубушника тонколистного и дейции амурской (Юдаков, Николаев, 1974).

В зимнем питании маньчжурских зайцев Приморья отмечено 19 видов травянистых растений и 26 видов древесно – кустарниковых пород и лиан. В целом по Приморью наиболее часто (в 79% случаев) встречаются погрызы леспедецы двуцветной (41%), также ивы, лещины маньчжурской и разнолистной, бересклета большнкрылого и малоцветкового. В долинах рек основным кормом являются побеги ив и маакии амурской. У маакий, яблонь, леспедец и ив зайцы, кроме побегов, грызут кору, а иногда и древесину. (Юдаков, Николаев, 1974)

Изучение зимнего питания маньчжурского зайца в Верхнем Приамурье представляет интерес в связи с тем, что в Амурской области проходит северная граница его ареала. Основная работа проводилась в феврале – марте в окрестностях поселка Новобурейский. Учитывались поеди на жировках и при троплении отдельных следов.

Вследствие того, что в изучаемом районе (пос. Новобурейский, склоны долины реки Декан) другие зайцеобразные отсутствовали, то все поеди относились к следам деятельности маньчжурского зайца. Содержимое желудков не исследовалось.

В результате в зимний период 1980 – 1981 г. были учтены 3644 поеди древесно – кустарниковой и травянистой растительности, которые приведены в таблице 1.1.

Как видно из таблицы, на первом месте по количеству съеденных и погрызенных побегов стоит леспедеца (51,2%). Зайцы поедают побеги этого кустарника, сгрызая их с корня на высоте 5 – 8 см, оставляя необъеденными , как правило, верхние части стеблей менее 2 см. Посещая кусты леспедецы, зайцы охотнее поедают молодые побеги до 8 мм в диаметре. Более толстые редко сгрызают с корня, чаще поедается кора и древесина на значительном, до 30 см по стеблю, расстоянии, обычно на побеге делается кольцевой погрыз, что приводит к гибели растения.

На втором месте стоит маакия амурская – 18,69%. В процессе сбора материала и его обработке Ю. П. Рубанову удалось выяснить, что молодые побеги маакии амурской за зиму уничтожаются почти полностью. На период учёта всего было найдено 80 молодых побегов, нетронутых зайцами. Интересно, что у 56 из 681 пеньков, сгрызенных в зиму 1979 – 1980 и лето 1980 г., образовался новый побег, который вновь в зиму 1980 – 1981 г., был сгрызен.

Травянистый корм составляет незначительный объём в зимнем рационе маньчжурского зайца – общее число поедей 8 видов занимает около 5% от общего их количества. Из них к группе поедаемых можно отнести только виды полыни (4,03%), а остальные – к слабопоедаемым или даже единично погрызенным: вейник, клопогон.

В целом в зимний период зарегистрировано поедание 11 видов древесно – кустарниковой растительности, причём на долю трёх видов: леспедецы, маакии амурской и дуба монгольского приходится 79,9%, что несколько отличается от данных Юдакова и Николаева (1979).

 Таблица 1.1 - Зимний спектр питания маньчжурского зайца в Амурской области

Древесно-кустарниковая и травянистая растительность
Вид растительности Кол-во экз. %
1 Леспедеца 1668 51,2
2 Маакия амурская 681 18,7
3 Дуб монгольский 364 10,9
4 Лещина 165 4,5
5 Ивы 136 3,7
6 Берёза даурская 99 2,7
7 Шиповник 99 2,7
8 Тополь Давида 42 1,2
9 Липа 10 0,3
10 Берёза плосколистная 5 0,1
11 Бересклет священный 4 0,1
12 Полынь 147 4,0
13 Ясенец пушистоплодный 10 0,3
14 Орляк обыкновенный 8 0,2
15 Ломонос маньчжурский 7 0,2
16 Клопогон простой 4 0,1
17 Горчик японский 7 0,2
18 Синурус дельтовидный 4 0,1
19 Вейник Лангсдорфа 2 0,1

Дулькейт Г. Д. (1956) отмечает, что ветки дуба маньчжурского зайцы грызут неохотно. Однако Ю. П. Рубановым было учтено364 поеди молодых побегов дуба, причём характер повреждений такой же, как и у леспедецы. Зайцы охотнее поедают, более молодые побеги (до 1 см) побеги, оставляя на месте кормёжки только кучку сухих листьев.

У всех растений древесно – кустарниковых форм, кроме берёз, характер повреждений сходен с вышеописанными. У берёз (плосколистной и даурской) поедались только верхушки веток.

Условно разделив все виды древесно – кустарниковой и травянистой растительности на три группы: предпочитаемые, поедаемые и слабопоедаемые, можно увидеть следующую картину. К предпочитаемым относятся леспедеца, маакия амурская. К поедаемым – дуб, лещина, ива, берёза, осина. К слабопоедаемым – липа, берёза плосколистная, бересклет, сирень дикая.

Убежища маньчжурского зайца.

Характер распределения и численность маньчжурских зайцев зависит не только от качества кормовой базы, но и от наличия подходящих для них убежищ. В отличие от других видов зайцев, маньчжурские зайцы в случае опасности неохотно покидают места лёжек. Лёжки у маньчжурских зайцев бывают трёх типов: открытые, закрытые и убежища (Дулькейт, 1956). Открытые лёжки обычно устраиваются в зарослях кустарников. Эти лёжки непостоянны, используются в хорошую погоду или на короткий срок. Чаще всего зайцы пользуются закрытыми лёжками, которые устраивают в густом кустарнике, под валежинами и заломами, а также постоянными убежищами в дуплах поваленных деревьев, в старых барсучьих норах, в пещерках обрывов или в нишах под камнями. Места, где есть такие надёжные укрытия, наиболее плотно заселены маньчжурскими зайцами. Зимой при достаточной глубине снега зайцы устраивают короткие подснежные норы. Открытые зимние лёжки часто расположены в куртинах сухой травы (Дулькейт, 1956; Васильев и др., 1956; Юдаков, Николаев, 1974).

Активность и поведение маньчжурского зайца.

Маньчжурские зайцы наиболее активны после наступления темноты и перед рассветом. Кормятся они ночью. На открытые места зайцы не выходят, а передвигаются в зарослях травы и кустарников, где у них проложены тропы и «лазы». Обычно ночной маршрут зайца не превышает 0,5 км, а максимальное расстояние, на которое уходит заяц, передвигаясь от одной жировочной площадки до другой, не превышает 3 км. Примерно на такое же расстояние могут самцы в поисках самок во время гона (Дулькейт, 1956).

Во время отдыха маньчжурские зайцы покидают убежище только при непосредственной опасности. Находясь в убежище, зайцы подпускают человека на расстояние до 1 м (чаще – на 3 – 7 м). Менее охотно уходят зайцы из хорошо защищённой норы во время снегопада. В продолжительное ненастье, буран или гололёдицу зайцы не выходят из убежищ по нескольку дней. При высоте снежного покрова более 40 см маньчжурские зайцы могут кормиться длительное время под снегом, прокладывая длинные тоннели (Дулькейт, 1956).

Перед уходом на лёжку маньчжурские зайцы обычно запутывают следы. По манере петлять они похожи больше на беляков, чем на русаков. В случае опасности (при наличии поблизости надежного укрытия) заяц бежит прямо в убежище и петель не делает. Зимой, убегая от преследования, зайцы обычно придерживаются протоптанных троп, хотя по рыхлому снегу передвигаются довольно хорошо (Дулькейт, 1956). Во время бега длина прыжков маньчжурских зайцев обычно колеблются от 64 до 87 см, но иногда может достигать и 104 см (В.В.Груздев), а расстояние, на которое прыгают зайцы при смётках, превышает 1,5 м. Потревоженный заяц бежит сначала 50 – 100 м по прямой, затем начинает делать круги диаметром 150 – 200 м (Васильев и др., 1965).

 Участок обитания маньчжурского зайца.

Размеры индивидуального участка маньчжурского зайца, на котором он держится постоянно, в поперечнике не превышает и нескольких сотен метров. Поэтому при повышенной их плотности от интенсивного выборочного поедания претерпевает существенные изменения. Заметнее это проявляется на ограниченных локальных площадях, например, на островных лесных участках, на вершинах увалов и в оврагах, окружённых пахотными землями. В таких местах почти на 100% оказываются объеденными побеги маакии амурской, бересклета крылатого, леспедецы двуцветной, стебли травянистых бобовых и сложноцветковых. На больших площадях изреженных лесов с подлеском из леспедецы и лещин такое явление менее заметно. На этих участках значительно повреждаются только побеги маакии амурской и бересклета большекрылого, так как им отдаётся предпочтение в течении всего года.

 Размножение маньчжурского зайца.

Размножение маньчжурского зайца почти не изучено. Начало его гона зарегистрировано в начале февраля. Во второй половине февраля и в марте наблюдалась кровавая моча на снегу. В 1970 г. в верховьях реки Борисовка гон у этих зайцев отмечался с последних чисел февраля до 20 марта. Характерным признаком начала гона, кроме появления кровавой мочи, следует считать резкое увеличение количества следов на постоянном маршруте. В это время самцы в поисках самок проходят не жируя по 2 – 3 км. Эмбрионы в 2 см длинны обнаружены у самок 11 марта, а в конце апреля у самок найдены вполне сформировавшиеся и покрытые волосом эмбрионы (Дулькейт,1956; Гуреев, 1964). У самки, добытой 31 мая, было пять эмбрионов, каждый из которых весил от 81 до 91 г , причём у троих уже прорезались глаза и все были полностью покрыты волосами. Видимо, 10 июня они должны были появится на свет. Встречались беременные самки позднее: в конце июня, в июле и начале августа. У четырёх вскрытых беременных самок было обнаружено следующее количество эмбрионов: 3 – 23 марта; 1 – 5 апреля; 6 – 5 мая и 2 – 24 августа. Количество новорожденных у самок этого вида бывает от 1 до 6, чаще 3 – 5. В июне и начале июля неоднократно отмечалось появление выводков из 4 – 6 зайчат.

На юге Дальнего Востока у маньчжурского зайца, по-видимому, бывает до трёх помётов в год, так как эмбрионы у самок были обнаружены в конце июня, в июле и даже начала августа.

Линька маньчжурского зайца.

Линяют маньчжурские зайцы два раза в год. Весенняя линька начинается в конце февраля. Продолжительность и ход весенней линьки не изучены. Летний мех имеет примерно ту же окраску, что и зимний, но более короткий и жёсткий. Осенняя линька заканчивается примерно во второй половине ноября, но несколько затягивается у рожавших в конце лета самок (Васильев и др.,1965).

Враги, конкуренты.

Маньчжурского зайца преследуют почти все хищные млекопитающие и только необоснованно к его врагам относят, по - видимому, барсука. В экскрементах барсуков, взятых из 50 уборных, которые были расположены в местах концентрации маньчжурского зайца, его остатков не было обнаружено (Гуреев, 1964).

Врагами маньчжурского зайца являются рысь, волк, лисица. В значительном количестве их уничтожают колонки, численность которых в некоторые годы бывает очень высокой.

Конкурентные взаимоотношения маньчжурских зайцев с другими видами млекопитающих не изучены. В местах совместного обитания с беляком возможна конкуренция за пищевые ресурсы, но различия в характере предпочитаемых биотопов сводит к минимуму перекрывание трофических ниш у этих видов (Юдаков, Николаев, 1974).



Информация о работе «Морфометрическая характеристика маньчжурского зайца»
Раздел: Биология
Количество знаков с пробелами: 76198
Количество таблиц: 9
Количество изображений: 8

Похожие работы

Скачать
65207
6
0

... дикой природы. Охраняя диких животных, сохраняем биоразнобразие нашей области. В районе есть такие животные как кабан, косуля, лось, изюбр, из хищных – волк, рысь. Птицы – фазан, тетерев, рябчик. Архаринский район – это территория, наиболее освоенная в амурской области. Здесь интенсивно развито сельское хозяйство, земледелие. Осенью иногда поля не полностью убираются (в силу бесхозяйственности), ...

0 комментариев


Наверх