1. Профилактические
2. Лечебные.
Профилактические меры направлены на предупреждение заболеваний охотничьих животных и ограничение их распространение. Профилактические мероприятия в охотничьих хозяйствах могут быть подразделены на общие и специфические.
Общие профилактические мероприятия направлены на оздоровление среды обитания охотничьих животных. В охотничьих хозяйствах необходимо вести наблюдение за состоянием животных, чтобы своевременно обнаружить признаки появления той или иной болезни (встреча больных животных; обнаружение следов нарушения их нормальной жизнедеятельности, например жидкого помета с кровью, кровяной мочи; нахождение трупов и др.). При обнаружении признака массового заболевания животных для определения характера болезни должны быть привлечены местные ветеринарные работники, которые укажут меры борьбы с распространением заболевания и его ликвидации.
Большое значение в предупреждении заболеваний животных имеет правильная организация подкормки животных, обеспечивающая хорошую их упитанность в течение всего года.
Зоотехническая практика убедительно показала, что полноценное кормление, обеспечивая нормальный обмен веществ в организме, резко повышает сопротивляемость животных различным инфекционным и инвазионным заболеваниям.
Всех охотничьих животных, завозимых из других районов или хозяйств для акклиматизации или пополнения местной популяции, необходимо перед их выпуском в охотничьи угодья подвергнуть ветеринарному осмотру и полной дегельминтизации; животных с признаками каких-либо заразных заболеваний необходимо изолировать и держать на карантине до полного излечения.
С целью предупреждения простудных заболеваний рекомендуется устраивать для копытных животных лежки (раскладывая в укромных местах слой соломы или тростника), навесы и защитные (от ветра) стенки из плетня и лапника. Для охотничьих птиц ставят шалаши и навесы разных конструкций.
Профилактические мероприятия направлены на предупреждение и ликвидацию определенных заразных (инфекционных и инвазионных) заболеваний.
Охотничьи животные особенно страдают от различных глистных инвазий. Заражение копытных разными видами гельминтов может быть понижено введением в осеннее время в подкормку различных глистогонных средств: полынного сена, гранатника, мужского папоротника, цитварной полыни и др. Подкормка лосей осенью вахтой способствует изгнанию из их кишечника власоглавов. Для боровой дичи хорошим глистогонным средством служат ягоды черники и голубики.
Возможно, в будущем можно будет вводить в подкормку охотничьих животных различные специальные глистогонные препараты (сантонин и др.).
Для борьбы с эктопаразитами охотничьих животных — передатчиками различных инвазионных и инфекционных заболеваний – можно использовать обработку нор и хаток этих животных разными инсектицидами и акароцидами. Так, для сокращения заболевания лисиц чесоткой некоторые авторы предлагают обрабатывать их норы химикатами. Для предупреждения заражения ондатр рядом инфекционных заболеваний, передаваемых клещами, рекомендуется обработка их хаток разными акароцидами.
Для уменьшения числа эктопаразитов (клещей, пухоедов и др.) боровой дичи следует устраивать порхалища — кучи песка с древесной золой, расположенные на опушках леса.
В большинстве случаев глистные инвазии вызывают массовую гибель охотничьих животных только при недостатке кормов для них или воздействии других неблагоприятных факторов.
Весной и осенью, а по возможности и чаще, следует проводить очистку мест подкормки животных и мест расположения солонцов от помета и остатков кормов с их последующим сжиганием или закапыванием. Следует помнить, что помет животных часто содержит яйца глистов, споры кокцидий и т. п. Во избежание накопления в местах подкормки зверей паразитов и их яиц места подкормки желательно периодически менять.
Кормушки и солонцы надо устанавливать в сухих местах с песчанистым грунтом, где развитие яиц многих паразитических червей становится невозможным.
Водопои, постоянно используемые охотничьими животными, необходимо содержать в чистоте. Посещаемые ими ключи и источники желательно обложить камнями или забетонировать, или сделать сток воды в особую колоду для питья. Небольшие, мелкие стоячие водоемы с тухлой или сильно загрязненной водой нужно или засыпать (при наличии других лучших водоемов) или, если это возможно, сделать проточными.
Все трупы охотничьих животных, обнаруженные в угодьях хозяйства, надо подвергать ветеринарному осмотру. В случае установления факта смерти животного от заразного заболевания труп должен быть уничтожен или зарыт в землю. Если ветеринарное освидетельствование трупа невозможно, он также должен быть удален или уничтожен.
В случае обнаружения в районе расположения охотничьего хозяйства какой-либо заразной болезни сельскохозяйственных животных необходимо прекратить выпас скота, а на дорогах, ведущих в охотничьи угодья, поставить дезбарьеры; категорически запретить вывоз в охотничьи угодья трупов павших животных и навоза.
Чтобы предотвратить поражение охотничьих животных трихинелезом, эхинококкозом, кокцидиозом и некоторыми другими инвазионными болезнями, внутренности убитых копытных животных и тушки добытых пушных зверей необходимо сжигать или закапывать на глубину не менее 1 м. Необходимо уничтожать также бродячих собак, нередко зараженных эхинококком. Взрослые черви эхинококка производят огромное количество яиц, которые, будучи выведенными с пометом во внешнюю среду, могут стать причиной заболевания диких копытных эхинококкозом.
Некоторые заразные заболевания охотничьих животных можно предупредить изоляцией здоровых животных от больных. Так, в местах, где среди мелких грызунов (мышей, полевок, водяных крыс и др.) обнаружена эпизоотия туляремии, рекомендуется уменьшить возможность контакта этих зверьков с ондатрами, населяющими местные водоемы. Для этого следует окружить ондатровые водоемы ловчей канавкой с цилиндрами-ловушками, расставить вокруг ящики с отравленными приманками (размер входных отверстий этих ящиков должен быть таким, чтобы в них могли проникнуть мышевидные грызуны, но не пролезли бы ондатры), а в угодьях, прилегающих к водоемам, истребить грызунов.
Можно вакцинировать охотничьих животных от различных заразных заболеваний путем введения вакцин стрельбой в животных метательными шприцами и инъецированными пулями, а также раскладкой разных приманок и подкормок, в состав которых введена нужная вакцина.
В борьбе с различными заразными заболеваниями нередко применяют селекционный отстрел явно больных животных с признаками сильного истощения, отставания роста (у молодняка), неуверенной, шаткой походки, безразличия к окружающему, затянувшейся линьки, кровяной мочи и помета, тяжелого кашля.
Селекционный отстрел крупных копытных следует проводить круглый год. Для кабана рекомендуются следующие критерии селекционного отстрела:
по срокам опороса — отстреливаются самки с поздними (июнь, июль) выводками, в том числе и поросята; холостые самки; поросята, сохраняющие в августе следы полосатости, особенно с признаками ослабленности;
по окраске волосяного покрова — животные с отклоняющейся от нормальной окраской (черные и пестро-белые);
по весу тела, экстерьеру и поведению — сеголетки, вес которых к началу зимы не достиг 20—25 кг; кабаны, для которых характерны медлительность движения, пассивность, кашель. Отличительными чертами их экстерьера является обвислось зада, сгорбленность, приподнятость шерсти на спине.
Критерием селекционного отстрела лосей и оленей являются искривленные рога или другие дефекты.
Проведение селекционного отстрела поручается егерям, опытным охотникам, лесникам, хорошо знающим животных.
Селекционный отстрел мелкой дичи в настоящее время не проводится. Мелкие животные с дефектами отстреливаются при спортивных и промысловых охотах.
Иногда с целью прекращения или ослабления эпизоотии каких-либо животных в ее очагах приходится проводить специальный отстрел или отлов особей данного вида с целью уменьшения их плотности, что приводит к уменьшению контактов между особями этого вида и, следовательно, возможности передачи инфекции.
Нам представляется, что применение как хирургического вмешательства, так и различных лекарственных веществ для лечения разных диких охотничьих животных может осуществляться следующими путями:
введением в организм больных животных лекарственных веществ и препаратов вместе с пищей при подкормке;
отлов больных животных живоловками или другими средствами для последующего их всестороннего ветеринарного освидетельствования и лечения; после выздоровления, дачи необходимых лекарств или хирургической помощи животных вновь выпускают в охотничьи угодья;
временным обездвиживанием больных животных инъецированными пулями или метательными шприцами с наркотическими веществами для последующего хирургического лечения или введения в их организм необходимых лекарственных средств;
стрельбой метательными шприцами, наполненными необходимыми лекарственными веществами.
Задача привлечения — заставить зверя прийти в определенную точку местности, где он попадет в самолов, найдет отравленную приманку или попадет под выстрел. Привлечение достигается использованием различных апеллентов, т. е. приманок звуковых, химических или пахучих, зрительных, комбинированных (кормовых и живых).
Для привлечения лисицы и многих других хищных зверей при охоте с ружьем имитируют писк мыши, слышимый лисицей на расстоянии до 500—600 м. Существует много сходных конструкций манков, в которых для воспроизведения звука используется тонкая резинка, шелковая тряпочка, берестинка и другие подобные материалы. Некоторые охотники искусно подражают писку мыши губами. Для имитации используются и другие предметы и приемы: трут корковой пробкой о стеклянную пробирку, галошей о галошу, вращают несмазанный медный кран, стеклянную пробку в флаконе, деревянный болт в деревянной гайке, применяют детские звучащие игрушки. Предварительно манок обычно испытывают на домашней кошке.
Очень часто охотники имитируют крик раненого зайца, приманивая им не только лисицу, но рысь, волка и росомаху. Этот звук может быть услышан зверем на расстоянии до 1 км. Часто лисицу и других хищников удается привлечь криком утки, свистом рябчика. На имитацию крика косули нередко приходят волк или рысь. Реже используется крик сороки, вороны и различных домашних животных: гуся, петуха, свиньи (поросенка), овцы, кошки. В период тона самцов лисиц привлекают, подражая «тявканью» самок.
Широко известна добыча волков на вабу. Способ используют в течение всего года, но наиболее эффективно в июле, августе и сентябре, а также зимой, в гон, когда подражают голосу самки. Вабят через ламповое стекло, бутылку с отрезанным дном, ружейные стволы, без всяких приспособлений — поджимая пальцами нос и горло, реже через специальный манок. Отдельные охотники для подвыва используют прирученных волков, охота с которыми бывает наиболее добычлива.
Пахучие приманки используются в самоловном промысле для добывания всех млекопитающих, но главным образом на промысле хищников, у которых химическая ориентация и сигнализация играют большую роль в жизни. Наиболее часто пахучие приманки применяются для добывания лисицы, песца, колонка и куницы. По сравнению с кормовыми пахучие приманки обладают рядом преимуществ: малогабаритны и транспортабельны (с одним флаконом можно поставить до 50—100 и более капканов), имеют более сильный запах, благодаря которому действуют длительнее, на большем расстоянии и при более низких температурах. Пахучие приманки увеличивают возможность добывать зверей самоловами на местах жировок, при мелком и плотном снеге, когда зверь не придерживается своего старого следа, расширяют возможность отлова зверей по чернотропу. Пахучие приманки обладают способностью привлекать большее количество самцов, т. е. вести выборочный отлов, что выгодно в отношении полигамных видов.
По своему составу приманки делятся на несколько групп: мускусные, экстреторные, продукты бактериальной или термической обработки кормов, ароматические и комбинированные.
Пахучие приманки бывают жидкие, мазеобразные и сухие. Главные компоненты приманок сложного состава: незамерзающая основа (глицерин, касторовое масло, спирт и т. д.), пахучее вещество, антибактериальная (салициловая кислота, сулема, антибиотики) и ароматическая (анисовое, мятное и другие масла) добавки. Большинство пахучих приманок имеет свойство универсальности, т. е. привлекает не только зверей одного вида, но и Других, часто далеких по родству. Например, с приманками из мускуса норок ловят колонков, куниц, хорей, горностаев, норок, ласок и лисиц. Некоторые приманки исключительно видовые: моча лисиц привлекает только лисиц.
В самоловном промысле применяют различные имитации кормовых приманок: муляжи гроздей рябины, зерна кукурузы, окрашенные в красный цвет, и т. д. Широко используется повадка лисицы, песца, волка и других хищников приближаться к выделяющимся на местности предметам: отдельным кустикам, камням, кочкам и другим подобным объектам. К этим зрительным приманкам ставят капканы. При необходимости делают искусственные кустики, возвышения, оставляют различные предметы (крылья и перья птиц, обрывки овчины и других шкур, пучки сена, снопики соломы). Так как движущийся предмет больше привлекает внимание, чем неподвижный, то часто подвешивают на колышках или ветках деревьев крылья птиц, обрывки шкур, тряпочки. Чтобы привлечь лисицу, песца или другого хищника, охотник иногда бросает из укрытия на шнурке какой-нибудь предмет: хвост зайца с кусочком свинца, чучело мыши, темную тряпку и т. д., а затем, притягивая его к себе, приманивает зверя на ружейный выстрел. Иногда для этого достаточно подбросить вверх варежку или показать верх меховой шапки.
Обычно используют сочетания зрительных, пахучих, звуковых и кормовых приманок. Кормовые приманки зверь обнаруживает при помощи зрения и обоняния, поэтому охотники используют приманки, имеющие не только лакомый, но и сильный запах, так как в большие морозы зверю трудно обнаружить их. Наибольший успех дают приманки из самых дефицитных и лакомых кормов и в малокормные для зверей годы.
Нередко кормовую приманку выкладывают для того, чтобы привлечь «живой корм» для зверя. Например, оставляют в поле необмолоченные снопы. Около них скапливаются полевки и мыши, ради которых к этому месту приходят лисицы, горностаи, колонки и другие хищники. Наиболее эффективна живая приманка, воздействующая на все органы чувств зверя. Ее выставляют чаще всего в расчете на возбуждение у зверя охотничьего и пищевого инстинктов, реже полового (самка в течке), агрессивного и оборонительного (манный филин). Для животных, проявляющих общественный инстинкт, приманкой может служить особь того же вида и пола. Для привлечения зверей к самоловам охотники-промысловики наиболее часто используют живых мышей и полевок, которых помещают с запасом корма в небольшом ящичке или ледянке под капкан или рядом с ним. В качестве живой приманки промысловики используют зайца в капкане, мелких птиц, а также сорок, ворон, соек, реже домашних животных (петухов, уток, кроликов и др.). При ружейной охоте наиболее часто применяют подсадную самку утки. Большой эффект на пролетах дает подсадная гусыня.
Промысловые охотники и охотничьи хозяйства промыслового типа для концентрации диких животных используют в основном один, наиболее проверенный, действенный прием — подкормку. Устройство привад практикуют при добывании всех видов хищных зверей. Размеры привад— от тушки ягненка до 1,5 т и более мяса или рыбы. Наибольший опыт накоплен по подкормке песца, лисицы, соболя, куницы, колонка.
Успех подкормки лисиц меньше зависит от урожая мышевидных. У одной привады за зиму удавалось отлавливать более 50 лисиц. Волки на приваду идут в основном в период глубокоснежья, в январе-феврале. В последние годы в связи с увеличением численности лосей волки на приваду идут значительно хуже.
... других провинциях. Сообщения о трихинеллезе людей долгое время были закрытыми, однако вспышка в Тибете в 1964 г. была официально объявлена. Китайские врачи постепенно накапливали опыт по диагностике и лечению трихинеллеза, и их опыт периодически обсуждался и публиковался. В период с 1964 г. по 1999 г. было сообщено о 559 вспышках трихинеллеза, охвативших 25042 человека, 238 из которых умерли. На ...
0 комментариев