1.2.3 Определение пола и возраста кабана уссурийского в природных условиях
По внешнему виду можно различить три возрастные группы: поросята (сеголетки), подсвинки (двухлетки), взрослые особи. Поросята – отличаются меньшими размерами, окрашены светлее взрослых (светлый окрас сохраняется до года) и более длинноногие.
Взрослые животные массивнее подсвинков, щетина разрастается на спине массивнее. Особенно хорошо это проявляется у секачей.
В полевых условиях различить взрослого самца и самку можно по наличию длинных загибающихся клыков и по силуэту. Самцы отличаются более крупной головой, массивной передней частью туловища, сильно развитой холкой по гребню спины. Они выглядят стройнее самок, т. к. их туловище сплющено с боков, а у смок бочкообразное.
У молодых поросят и подсвинков половой диморфизм развит слабо. Наиболее доступное определение возраста по развитию зубной системы и степени стертости. Известны две работы определения кабана по этой методике. Для западно-европейского кабана (козлов 1975г) и для уссурийского кабана (Бромлей, 1969г).
Ниже приводится описание зубной системы кабанов ранних возрастных групп к осенне-зимнему периоду, то есть в период охоты.
Поросята (до 11 месяцев) всего имеют зубов 36 и поэтому возрасту обычно 3-й молочный резец заменяется постоянным, а первый и второй резцы заметно стираются. Начинается смена молочных клыков. Передние коренные еще молочные, но начинают стачиваться. У третьего переднего коренного зуба жевательная поверхность стачивается куполоообразно, у первого большого коренного зуба к 10-11 месяцам жевательные бугры стачиваются.
Подсвинки (13-18 месяцев) всего зубов имеют 40. К этому возрасту обычно заканчивается смена молочных зубов на постоянные, второй большой коренной зуб полностью развит.
Двухгодовалые особи – всего зубов 40-42, начинает развиваться третий коренной зуб. Передние коренные полностью дифференцированы и имеют стерты вершины. Клыки самцов достигают длины до 40мм, а у самок они заметно короче.
Трехгодовалые особи, число зубов 44. Резцы слабо стерты, стерты передние коренные, увеличиваются. Начинает стираться первый и второй заднекоренные зубы.
Почти годовалые особи. У первых и вторых резцов стачиваются верхние внутренние стороны, в результате стирания резцы укорачиваются, сильно стачиваются поверхности передних и задних коренных зубов, причем у первого и второго стираются бугры и кладки эмали, дентин принимает звездчато-образную форму, особенно это характерно для третьего большого коренного зуба, хотя у него сохраняются еще бугры. У секачей на верхних клыках начинаются поперечно борозды, которые соответствуют возрасту зверя.
Шести и семигодовалые особи. Резцы сильно отсечены и укорочены. Коренные зубы сильно скошены, значительно сильнее, чем животных предыдущих возрастов. У передних коренных зубов дентин выступает полосами, у заднекоренных зубов начинают стираться эмалевые солодки и отдельные звезды дентина начинают соединяться между собой, у первого большого коренного зуба начинает стачиваться коронка.
Восьмигодовалые особи и старшего возраста – зубы начинают разрушаться и выпадать, особенно часто обламываются третий, первый, второй передние коренные зубы. Клыки постепенно стачиваются. Короче всех коренные зубы. У старых особей (10 лет и старше) заднекоренные зубы бывают стерты почти до десен, складки эмали исчезают, клыки десятилетних секачей если не оказываются сломанными при жизни, имеют четыре см в толщину, причем верхние сильно заворачиваются в сторону верхней губы и на стертой поверхности образуется щель вскрытой губы.
1.2.4 Питание
Особенности питания кабана в Амурской области выявляется наиболее яко при сравнении с аналогичными данными, полученными в других частях ареала. Учитывая склонность кабана к всеядности, довольно трудно определить видовой состав его кормов на протяжении всех ландшафто-географических зон, несомненно он очень разнообразен. Доказано, что в отдельных районах число видов корма поедаемых этим зверем колеблется от 38 до 130. В различных частях ареала кабана состав его кормов существенно меняется в связи с числом господствующей там растительности и видовым разнообразием видовых группировок и почвенной фауны, а также особенностями их сезонного развития. Запасы кормов зависят, прежде всего, от характера и разнообразия биотопов, корм кабана делят на следующие группы:
- корневища, корни, клубни, луковицы растений, которые отличаются высоким содержанием питательных веществ и добываются животными в течение круглого года;
- зеленые части травянистых растений поедаемы в период вегетации;
- плоды и ягоды, желуди и орехи, но эти корма как правило, используется кабанами лишь в сезон созревания и позже добываются из под снега. Благополучие уссурийского кабана определяется урожаями монгольского дуба, корейского кедра и маньчжурского ореха. В урожайные годы именно эта группа кормов способствует резкому увеличению численности этого зверя. В эту группу включается также картофель и другие сельскохозяйственные растения, поедаемые кабаном. Наибольший вред, причиняемый кабанами сельскому хозяйству, отличается на урожае основных естественных кормов и тем более в районах где, эти корма находятся в постоянном недостатке;
- животные корма, это дождевые черви, насекомые и их личики, моллюски, а также позвоночны животные (включая падаль), разнообразие этой группы кормов может колебаться от нескольких до 57 (Лебедева, 1956г).
Режим питания кабана в различных районах обитания неодинаков и зависит от наличия, обилия и доступности кормов. Постоянно и равномерно используемых круглый год кормов кабан не имеет. Он добывает такой корм, который долгое время есть в наличии и обладает по сравнению с другими высокой питательностью и легкой доступностью.
Голова кабана заканчивается рылом, приспособленным для рыться почвы, его притупленный пятачек, трудно режущийся ножом, окаймлен жестким выступом, усаженными короткими, слабо заметными осязательными щетинками. К пятачку подходит специальная мускулатура заканчивающаяся пучками сухожилий, двигающая его в различных плоскостях.
Большая подвижность пятачка достигается заложенной в его основании предносовой костью, в которую он упирается при движении. Сила шейной мускулатуры (с затылочной, а отсюда и роющей способностью) кабана очень велика, он свободно поднимает рылом и разламывает пласты земли в 7-9 см толщиной, легко разгребает обнаженную гальку на глубину 25-30см и в поисках корма иногда выворачивает камни весом 40 кг.
Окончательно сформулированные зубы у кабана очень крепкие, и при мощной челюстной мускулатуре он способен резцами выхватывать из земли корневища, клыками резать из-под земли корни толщиной 3 см, большими коренными зубами и бугристыми поверхностями дробить и пережевывать любы орехи и некоторые сырые трубчатые кости ног изюбря. При данной дифференцированной структуре зубов и роющей способности рыла, кабан способен использовать самые различные растительные и животные корма, находящиеся как под землей так и в верхнем слое.
Животные корма кабана состоят из дождевых червей, личинок насекомых, моллюсков, мышевидных грызунов, которых кабан съедает попутно отыскивая их кормовые запасы.
Удавалось замечать следы кабанов у загрызенных волками изюбрей и косуль, причем в ряде случае кабаны полностью уничтожают остатки падали, нетронутыми оставались лишь самые толстые кости конечностей и позвонки.
Кабаны поедают самые разнообразные части растений: корни, корневища, листья, стебли, мягкие и жесткие плоды. Потребляют они также различные трутовики, лишайники, но все же основную массу 75% кормов составляют разнообразные травянистые растения, особенно подземные части их. Кабаны извлекают из земли на солнечных склонах начиная с февраля и прекращают употреблять их только в сентября с момента многочисленного появления желудей или шишек кедра.
С конца зимы и до ранней весны кабаны выбирают из под снега в небольшом количестве осоку, которая сохраняется зимой. В июне все осоки быстро грубеют их питательность снижается и они совершенно не употребляются кабанами.
Зимой кабаны питаются в основном зимним хвощем, высасывая из его стеблей зеленый сахаристый сок. В зимних хвощах, по данным Лучника (1938), на морозе образуется много растворимых углеводов (в три - четыре раза больше чем в прочих лесных травах), так как при низкой температуре в его стеблях происходит превращение углеводов в сахар. Поэтому кабаны его очень хорошо едят именно в холодные сезоны зимой и ранней весной, летом зимний хвощ ими не употребляется.
Исходя из опросных сведений, можно утверждать, что в зимний период дикие кабаны выходят на кормежку в четыре - пять часов вечера и кормятся до наступления темноты, длинную морозную ночь они проводят в своих логовах, под ворохом сухих растений, тесно прижавшись друг к другу, а днем, когда теплеет выходят на поиски пищи. Передвигаются они там, где меньше снега, под пологом густых зарослей, где отсутствует снег, обычно во второй половине зимы.
Нередко зимой кабаны делают свои логова в лесу, вблизи от полей, где сложены в скирды овес, горохово-овсянная смесь или забортован картофель. Звери проделывают туда широкие тропы и питаются исключительно этими кормами. Было зарегистрировано три случая, когда животные устраивали лежаки в тех же скирдах и буртах картофель которыми и питались.
В августе кабаны переходят на разнотравье, не выбирая определенных растений, поедая попутно различные ягоды, грибы, личинок насекомых и нередко на берегах рек выброшенную рыбу.
Позднее, в сентябре, октябре и ноябре, они употребляют высоко питательные плоды ореха, кедра, желудя, маньчжурского ореха, и в годы урожая орехи двух видов лещины. Первые два корма орехов кедра корейского и желудя дуба монгольского имеют наиболее высокое значение в питании кабана, так как употребляя именно их, звери способные получить необходимый запас жира для нормального существования в течение последнего малокормного зимнего периода. Но, к сожалению, большие урожаи орехов кедра и желудей дуба, обеспечивающие кормами кабанов и их многочисленных конкурентов, бывают не каждый год. Хорошие же урожаи лещин, как известно, бывают еще реже, примерно раз в десять лет. Объясняется это тем, что почти каждый год плоды этих кустарников уничтожаются долгоносиками, только в средние годы обилие орехов лещин, их продуктивность оказывается настолько высокой, что с одного га урожая удается получить 30-50 кг сухого ореха. Зрелые маньчжурские орехи падают в сентябре – октябре, иногда составляя 35% пищевого рациона кабанов, в урожайные года их бывает больше, чем орехов лещины, кроме того, они более крупные и в их мякоти до 55% жира. Обильно плодоносят они раз в три года, но средние и небольшие урожаи бывают почти ежегодно. В это время созревают маньчжурские орехи везде почти одновременно, и кабаны их отыскивают. Для насыщения зверю нужно в течение дня около 12 кг (двукратное наполнение желудка), но в этот вес входит абсолютно непитательный балласт, отчего звери фактически получают только 2,4 кг хорошо усвояемого калорийного корма. Вот почему кабаны, питаясь маньчжурскими орехами, едят их в огромном количестве - 3000 – 4000 штук за сутки. Наблюдения Бромеля (1964) показали, что если нет желудей, то маньчжурские орехи бывают подобраны и съедены после опада в течение 15-20 дней. Только при обильном урожае прочих кормов, они продолжают лежать на земле до лета следующего года, не тронутые кабанами и другими животными.
В ноябре, в зависимости от урожая на желуди или орехи кедра, кабаны переходят постепенно в дубравы или кедрачи, где за осенние время иногда настолько быстро поправляются, что запасы жира у некоторых особей достигают 25% живого веса. Но, как было сказано, у дуба и кедра хорошие запасы бывают не ежегодно.
Высокая питательность желудя и их способность до восьми месяцев сохраняться на земле, позволяет причислить этот плод к главнейшим кормам кабанов юга Амурской области. В годы урожая желудей, даже при многоснежной зиме, у молодых кабанов в области удается обнаружить в феврале слой подкожного жира в 2,5 - 4,5 см. Это объясняется тем, что желуди не теряя питательность прекрасно сохраняются под снегом всю зиму вплоть до мая следующего года.
В годы полного отсутствия урожая орехов кедра и желудей кабаны уничтожив к концу октября все корма в долинах рек и ключей, начинают наносить вред сельскохозяйственным растениям на ближайших полях (кукурузы, картофеля), только после уборки урожая они переходят в новые лесные угодья. Особенно охотно портят кабаны поля с кукурузой и способны за одну ночь (свиньи с поросятами) привести в полную негодность до 0,15 га названной культуры. У кукурузы лги выламывают наиболее низкие початки и валят стебли, затаптывают их в землю. Початки кабаны едят не все подряд, а выбирают наиболее сочные, достигшие молочной спелости. Не съеденные початки, брошенные на землю, делаются достоянием мышей полевок и начинают прорастать после дождей.
На посевы овса кабаны выходят в период его положения, роясь попутно в земле в поисках червей и личинок насекомых, охватывая метелку и высасывая из нее сок, они уничтожают большие площади посевов.
Меньше кабаны любят сою, которая созревает одновременно с появлением естественных кормов – желудей и кедровых орехов.
Забравшись в картофельные поля, небольшое стадо кабанов в 8-10 голов за три - четыре ночи способно полностью уничтожить до 0,02 га этой культуры. Кабаны, если их не беспокоить, после жировки могут устраиваться среди ночи или на рассвете но отдых тут же, у мест кормления. И через некоторое время вновь продолжают жировку, не потревоженные звери кормятся довольно шумно, громко чавкают, визжат и хрюкают, но временами прекращают кормежку и долго прислушиваются. Такая манера кормежки отмечается уже у маленьких поросят в возрасте двух недель. С установлением снежного покрова кабаны чаще, чем в другое время года, кормятся днем, а наиболее холодную часть ночи проводят на лежаках.
0 комментариев