26 октября 2001 года г.Оренбург

Оренбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении военного суда в составе: председательствующего подполковника юстиции Прыткова Р.В., при секретаре Усовой М.Ф., с участием заявителя Кузнецова А.В., представителя заявителя адвоката Паншева С.Л., представителя командира в/ч 21617 - помощника командира в/ч 21617 майора Прохорова С.В., представителя командира в/ч 12128 - помощника командира в/ч 12128 по правовой работе майора Пронькина, представителя командующего Приволжского-Уральского военного округа - начальника отделения кадров в/ч 12128 подполковника Чичулина В.А., рассмотрев жалобу бывшего военнослужащего в/ч 21617 капитана запаса КУЗНЕЦОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА на действия командиров в/ч 21617, 12128, командующего Приволжско-Уральского военного округа, связанную с увольнением с военной службы,

УСТАНОВИЛ:

В своей жалобе и в судебном заседании капитан Кузнецов пояснил, что приказом Командующего войсками Приволжского военного округа № 039 от 3 февраля 2000 года он досрочно уволен с военной службы в запас на основании ст.51 п.2 пп. "в" Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с невыполнением им условий контракта, и приказом командира воинской части 21617 3 79 от 5 апреля 2000 года он исключён из списков личного состава воинской части с 26 мая 2000 года.

В судебном заседании Кузнецов А.В. пояснил, что в период прохождения военной службы в должности старшего помощника начальника штаба воинской части 21617 по строевой части у него сложились неприязненные отношения с Синельниковым А.А., который ранее занимал равнозначную с ним должность заместителя начальника штаба той же части. Впоследствии Синельников А.А. занял должность начальника штаба части, а затем и командира части и незаконно направил в вышестоящий штаб представление о досрочном увольнении Кузнецова в связи с несоблюдением им условий контракта за имеющиеся у него запущенности в учёте личного состава и халатное исполнение им служебных обязанностей, незаконное оформление документов в отпуск ряд.Пиманенко и капитана Озерчука В.Н., нарушение уставных правил взаимоотношений с офицерами на пересыльном пункте в г.Моздоке.

Однако, далее продолжил Кузнецова А.В., он этих нарушений не совершал, а именно: Озерчуку документы на отпуск не оформлял, а Пиманенко оформил с разрешения командира воинской части Гусева В.Н., во время инцидента на пересыльном пункте в г.Моздоке был пострадавшей стороной, по учёту личного состава, как и по исполнению других своих обязанностей при проверках вышестоящего штаба замечаний не имел, взысканий в период прохождения военной службы не имел, его служебная карточка, а также другие документы, приложенные к представлению на увольнение были сфальсифицированы лично Синельниковым А.А., так как ранее у него имелась служебная карточка, в которой было около десяти поощрений и только одно взыскание в августе 1999 года.

Также Кузнецов А.В. пояснил, что процедура его увольнения была грубо нарушена, аименно: что аттестационная комиссия не проводилась, бесед с ним никто не проводил и соответственно листы бесед не оформлял, аттестация прямым начальником не составлялась и её с содержанием никто не знакомил, суд чести младших офицеров был проведён во время служебного совещания, кроме того, должность, которую он занимал - старшего помощника начальника штаба в/ч 21617 по строевой части с 1 декабря 1999 года была сокращена и он своевременно подал рапорт на увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Рапорт был направлен командиру воинской части 12128, который в присутствии Кузнецова и начальника отдела кадров Чичулина В.А. этот рапорт подписал и предложил Кузнецову до 1 декабря 1999г., то есть до издания приказа об увольнении в связи с проведением организационно-штатных мероприятий,, убыть в Чечню.

Кроме того, Кузнецов считает, что уволен ненадлежащим должностным лицом.

На основании изложенного Кузнецов просит суд: действия командира воинской части 21617, Командующего войсками Приволжского военного округа и бездействие командира воинской части 12128 признать незаконными, указанные приказы об увольнении и исключении из списков части отменить, взыскать с воинской части 21617 в его пользу компенсацию причинённого морального вреда в сумме 50 000 рублей и оплату помощи представителя.

Представитель Кузнецова - адвокат Паншев С.Л. требования заявителя поддержал в полном объёме.

Должностные лица и их представители требования заявителя не признали и пояснили, что в период прохождения военной службы на территории Республики Чечни Кузнецов совершил ряд грубых дисциплинарных проступков.

Кроме того должностные лица каждый в отдельности пояснили, что процедура увольнения Кузнецова проводилась в соответствии с действующим законодательством.

Заслушав мнение сторон и их представителей, допросив свидетелей и исследовав материалы дела, суд находит требования жалобы подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с Директивой начальника штаба ПриВО № 15/1/0351 от 30.07.1999г. должность старшего помощника начальника штаба по строевой части в/ч 21617, которую занимал Кузнецов А.В. была сокращена с 1 декабря 1999 года.

Как видно из осмотренной в судебном заседании книги входящих документов в/ч 21617 Кузнецов А.В. обратился к командиру части с рапортом об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, который был зарегистрирован в за № 7887 от 22 сентября 1999г.

Довод представителей ответчиков о том, что должность, занимаемая Кузнецовым, не была сокращена, в связи с созданием в/ч пп 21617 суд отвергает, так как в сентябре 1999г. из нескольких подразделений Тоцкого гарнизона для направления в Чеченскую Республику была сформирована самостоятельная полковая тактическая группа, которая получила наименование "воинская часть полевая почта 21617" и имела самостоятельную временную штатную структуру, не зависящую от штатной структуры воинской части 21617.

Суд также отвергает довод представителей ответчиков о том, что рапорт вх. 7887 от 22.09.1999г. в штаб дивизии не поступал, так как по поступившему рапорту командир воинской части 21617 обязан был принять решение и направить в вышестоящий штаб.

Таким образом, на основании абз.2 пп. а) п.4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 года, Кузнецов А.В. имел право на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, так как других должностей Кузнецову не предлагали и он согласия на назначение не давал, а в состав полковой тактической группы был направлен в командировку.

При таких обстоятельствах бездействия командиров воинских частей 21617 и 12128, связанные с не оформлением документов Кузнецова на увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями суд признаёт незаконными.

В обосновании законности увольнения в связи с несоблюдением условий контракта, командованием части представлена копия служебной карточки Кузнецова А.В., из которой следует, что на Кузнецова А.В. за период с 8.08.1999г. по 30.12.1999г. было наложено 6 дисциплинарных взысканий.

Однако содержание копии служебной карточки не соответствует другим материалам дела.

Так, в осмотренной в ходе судебного заседания книги приказов записей о взысканиях Кузнецову А.А. приказами № 548, 549 от 12.8.99г. и 16.8.1999г. соответственно не имеется.

Взыскание от 25.09.99г. - строгий выговор за употребление спиртных напитков наложен в день, когда Кузнецов А.В. был освобождён от исполнения служебных обязанностей, о чём имеется выписка из журнала амбулаторных больных. Кроме того, имеется заключение о том, что Кузнецову было проведено медицинское освидетельствование, в результате которого поставлен диагноз "трезв".

Взыскание от 30.1199г. - строгий выговор наложено за неуставные взаимоотношения с офицером Капмар, однако последний, допрошенный в качестве свидетеля, в суде пояснил, что у них с Кузнецовым действительно произошла ссора, о чём он впоследствии упомянул в личном разговоре с Синельниковым А.А., однако неуставных взаимоотношений не было.

Кроме того, Капмар пояснил, что в период прохождения службы в Чечне он лично занимался дисциплинарной практикой офицеров, и по указанию начальника штаба воинской части Синельникова А.А. делал записи в служебных карточках, при этом Кузнецову за весь период службы в Чечне взысканий не объявляли и он записей в служебной карточке не делал.

Не нашло своего подтверждения в судебном заседании заявление представителей должностных лиц о виновности Кузнецова в избиении неустановленного офицера в г.Моздоке, за что он и был предупреждён о неполном служебном соответствии.

Как пояснил Кузнецов А.А., в конце декабря 1999г. на пересыльном пункте в г.Моздоке его ударил пьяный подполковник - работник комендатуры г.Моздока. В нарушение ст. 86 Дисциплинарного Устава ВС РФ разбирательства по данному проишествию не проводилось, у присутствующих офицера и двух военнослужащих по призыву объяснения не отбирались, каких-либо доказательств, опровергавших объяснение Кузнецова командование воинской части 21617 не представило.

Также командование не представило доказательств какой-либо причастности Кузнецова к оформлению документов на отпуск ст. лейтенанта Озерчука В.Н. и его виновности либо корыстной заинтересованности при отправлении в отпуск рядового Пиманенко.

Свидетель Капмар пояснил в суде, что документы на отпуск капитана Озерчук оформлял лично он и Кузнецов к этому никакому отношения не имеет.

Что же касается взыскания, наложенного 30.12.99г. на Кузнецова в виде строгого выговора за халатное отношение к исполнению служебных обязанностей, несвоевременную подачу донесений в штаб Северо-Кавказской группировки, то представители должностных лиц никаких доказательств совершения данного проступка Кузнецовым суду не предъявили, мало того, представитель Командующего Приволжско-Уральского округа, начальник отделения кадров в/ч 12128 подполковник Чичулин пояснил, что никто из должностных лиц в/ч 12128, 21617 не вправе дать оценку деятельности Кузнецова в этом плане, поскольку все донесения подавались в штаб Северо-Кавказской группировки.

При таких обстоятельствах суд оценивает копию служебной карточки как недопустимое доказательство, а сделанные в ней записи о нарушениях воинской дисциплины Кузнецовым А.В. - как не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного заседания.

В соответствии с "копией суда чести офицеров войсковой части пп 21617" от 30.12.1999г., суд чести решил за самоустранение служебных обязанностей и халатного отношения к ним, неподчинение старшим начальникам, а также незаконной подделки документов, превышение должностных полномочий, ходатайствовать об увольнении Кузнецова А.В. с военной службы за невыполнение условий контракта. Однако подполковник Синельников А.А., являясь начальником штаба части либо временно исполняя обязанности командира части, в соответствии с Приказом МО СССР № 275 от 16 октября 1980 года, не мог назначить заседание товарищеского суда чести младших офицеров и одновременно вести его в качестве председательствующего. Доводы Кузнецова А.В. о том, что во время суда чести Синельников А.А. перечислил нарушения Кузнецова А.В., ему слово для объяснений не предоставлялось, представитель ответчика не опроверг, так как протокола заседания товарищеского суда чести не представил.

Также представитель ответчика не опроверг доводы Кузнецова о том, что в нарушении ст. 26 указанного Положения о порядке прохождения военной службы, заседание аттестационной комиссии не проводилось вообще, прямой начальник аттестацию не составлял, с заключением не знакомил, бесед не проводил и листов бесед не оформлял, так как ни одного подлинного документа в суд представлено не было, а представленные ксерокопии не содержат подписей Кузнецова А.В.

Кроме того, В соответствии с абз.2 ст. 6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.1993г. "на должностных лиц, государственных служащих, действия которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий". Представитель ответчика - командира воинской части 21617 не представил в суд никаких доказательств законности обжалуемых действий и ни одного подлинного документа, опровергающего доводы заявителя.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что при увольнении Кузнецова был грубо нарушен установленный порядок увольнения. Эти нарушения заключались в том, что к представлению на увольнение была приложена служебная карточка с записями о нарушениях воинской дисциплины, которые Кузнецов А.В. не совершал и за которые дисциплинарных взысканий не получал; товарищеский суд чести младших офицеров проведён с нарушением установленного порядка; мероприятия, связанные с аттестацией офицера, не проводились.

Кроме того, как следует из представленных в суд документов, Кузнецов А.В. был за одни и те же нарушения воинской дисциплины наказан в дисциплинарном порядке, затем в нарушение ст.49 ДУ ВС РФ был рассмотрен на заседании товарищеского суда чести, после чего за эти же нарушение на него было наложено новое взыскание - досрочное увольнение с военной службы в связи с несоблюдение военнослужащим условий контракта.

Кроме того, в соответствии со ст. 104 ДУ ВС РФ досрочное увольнение в запас является дисциплинарным взысканием, а в соответствии с п. "б" ст.75 ДУ ВС РФ правом на досрочное увольнение в связи с несоблюдением условий контракта наделены - в отношении командиров батальонов, им равных и ниже, - заместители МО и Главнокомандующие видами ВС РФ, а в отношении командиров рот и ниже - Командующий войсками округа.

Как установлено, Кузнецов А.А. занимал должность, штатами для которой предусмотрено воинской звание "майор", то есть ниже командира батальона, но выше командира роты. Таким образом, полномочий по досрочному увольнению Кузнецова А.В. с военной службы в связи с несоблюдением им условий контракта Командующий войсками Приволжского военного округа не имел.

На основании вышеизложенного приказы Командующего Приволжского военного округа и командира воинской части 21617 об увольнении Кузнецова и исключении его из списков части подлежат отмене.

Суд признаёт, что незаконным увольнением Кузнецову А.В. были причинены нравственные страдания, поэтому в соответствии со ст. 151 ГК РФ требования заявителя о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично, с учётом требований разумности и справедливости в сумме 3000 (трёх тысяч) рублей.

В соответствии со ст. 91 ГПК РСФСР стороне, в пользу которой состоялось решение, суд с другой стороны присуждает расходы по оплате помощи представителя. Учитывая длительность судебного разбирательства, отдалённость Тоцкого военного гарнизона от г.Оренбурга и количество судебных дней, суд удовлетворяет требование о взыскании расходов по оплате помощи представителя в соответствии с представленными квитанциями юридической консультации в полном объёме в сумме --- рублей, взыскав их с в/ч 21617.

На основании изложенного, руководствуясь ст.191-197 ГПК РСФСР, суд, -

РЕШИЛ:

Жалобу бывшего военнослужащего в/ч 21617 капитана запаса КУЗНЕЦОВА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА на действия командиров в/ч 21617, 12128, командующего Приволжско-Уральского военного округа - УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧАСТИЧНО.

1. Признать действия командира воинской части 21617 и Командующего войсками Приволжского военного округа, а также бездействие командира воинской части 12128 - незаконными.

2. Приказ Командующего войсками Приволжского округа № 039 от 3 февраля 2000г. в части досрочного увольнения с военной службы Кузнецова А.В и приказ командира воинской части 21617 № 69 от 5 апреля 2000г. в части исключения из списков части Кузнецова А.В. - незаконными и не действующими с момента издания.

3. Взыскать в пользу Кузнецова Александра Владимировича с воинской части 21617 компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей, в остальной части требования превышающего указанную сумму - О Т К А З А Т Ь.

4. Взыскать с в/ч 21617 в пользу Кузнецова --- рублей в счёт возмещения затрат, понесённых им в связи с оплатой помощи представителя.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Приволжский окружной военный суд через Оренбургский гарнизонный военный суд в течение 10 дней.

Председательствующий по делу Подполковник юстиции Р.Прытков

ПРИМЕЧАНИЕ:

Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда, рассмотрев дело по кассационной жалобе ответчиков, вынесла 28 декабря 2001 года определение, в соответствии с которым решение Оренбургского гарнизонного суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

С.Паншев, адвокат

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yurclub.ru/


Информация о работе «Защита прав военнослужащего при незаконном увольнении с военной службы»
Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 47528
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
133062
0
0

... лояльности лишенного гражданства лица и его родных к государству бывшего гражданства, а тем более укреплению связей между этим государством и государством военной службы. И если нежелательная иностранная военная служба дает моральную, но не правовую основу утраты гражданства37, особенно при состоянии войны, то при вынужденной службе мы не обнаруживаем и их. Считаем, что нежелательная служба не ...

Скачать
122589
0
0

... военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, должны немедленно уведомляться органы военного управления и органы военной прокуратуры. В ст.6 п. 3 закреплено право военнослужащего на выбор постоянного места жительства после увольнения с военной службы в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской ...

Скачать
163884
0
0

... военнослужащего на соблюдение его прав и прав членов его семьи, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы, включая получение льгот, гарантий и компенсаций. Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе указать в типовой ...

Скачать
141670
0
0

... в 1918 - 1920 гг., несмотря на более высокие оклады рабочих и служащих, существенную роль играло натуральное обеспечение, право на которое имели только военнослужащие. Основу возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью работника, в 20-е гг. XX в. составляли нормы о социальном обеспечении, что нашло отражение в гражданском законодательстве. ГК РСФСР 1922 г. содержал нормы, ограничивающие ...

0 комментариев


Наверх