8 нот мышления и восприятия

Сначала Герой последовательно преодолевает косность собственных формулировок и обобщений. Начинает он со формально логических определений социально обусловленного характера: "кто он и что он" – как будто заполняет "партийную анкету". Герою предстоит преодолеть 8 ступеней мышления. Каждая следующая ступень – это все более высокая скорость (пронзительность) восприятия. Чтобы достичь своего текста, Герою следует преодолеть линейку следующих ступеней:

формально-схематическое (анкетное),

системно-механистичное,

категориальное,

целостное комбинационное

композиционно-сценическое (режиссерское)

символьно-метафорическое

знаково-сигнальное, язык знаковых сообщений

сновиденчески-мифологическое (стерео, дельфинье, право-лево-стороннее)

Сопровождающий контроль:

Мозг человека - совершенное и уникальное творение, в нем "слишком" много феноменов, и поэтому вовсе не значит, что Герою необходимо последовательно, буквально "пошагово", проходить ступень за ступенью. Практика показывает, что освоение ступеней восприятия обычно протекает параллельно (труды К. Прибрама, [ 11] ). Более того, склонный к трансовым состояниям и иррациональному мышлению человек способен сразу, вмиг, "провалиться" в сновиденческое сопереживание мира, и таким образом "одним махом" миновать все стадии. Представители первобытных племен и вовсе непрерывно пребывают в состоянии 8 ступени, никогда не выходя из него. В состоянии 8 ступени наиболее эффективно и неискаженно можно реализовывать алгоритмы мифа.

4 алгоритма мифа

Без соблюдения специальных 4 "алгоритмов мифа" мифологический текст невозможен. Только когда реализованы все четыре алгоритма – проявляется на свет полноценный, сбалансированный и неискаженный миф.

Алгоритм "Конструктор". Герой формулирует "из какого теста он сделан". Что есть его содержание. Он описывает, живописует себя.

Алгоритм "Инициатор". Герой сообщает о стартовых, сигнальных факторах, формулирует, что является для него отмашкой типа "поехали".

Алгоритм "Трансформатор". Герой формулирует представления о форме, об образе, с которыми он мечтал бы, вожделел бы слиться.

Алгоритм "Синхронизатор". Герой прислушивается к глубине своей "психической бездны" и из самых бесконечных глубин выражает "живое существо своей энергии", выражает кратко в скупых и точных штрихах, вносимых в текст (демонстрация - в таблице №1, часть С), это могут быть точно внесенные изменения в окончания и местоимения, или проявление одного из имен тотемного существа, что дает имя той силе, ведущей по жизни.

Сопровождающий контроль:

Стоит отдать предпочтение только одному из алгоритмов, (или двум, трем) и вместо мифологического текста, появится текст высокого суггестивного (внушающего) воздействия, по сути – манипулятивный текст. Именно такой "кухней" и занимаются социальные технологи – многие - путем намеренного искажения баланса реализуемых алгоритмов мифа довольно ловко "стряпают" тексты, обладающие силой жесткого внушения.

Единственное, что нам бы хотелось прокомментировать по этому поводу: достаточно внести любой хаос, любое своевольное спонтанное действие в процесс исполнения данных алгоритмов – и немедленно произойдет "гипервыпячивание" одного из алгоритмов (кстати, если приноровиться, то этим процессом можно будет управлять намеренно), то есть любое мало-мальски намеренное искажение - и в тексте сразу проявится опасное активное начало: иногда усиленное, а иногда и явно агрессивное внушение. Во всех таких так называемых "текстах повышенной суггестии" в основе лежит хаос, и его разрушительное начало создает высокий риск для экологии психического здоровья, а также экологии мышления и общественных коммуникаций.

4 ритуала мифа

Исполнение "племенных" ритуалов при мифах – есть по сути отражение мифа, но не в словах, не в тексте, а в групповых, коллективных сценах. Всего мы выделяем 4 основные группы ритуалов:

Ритуал жертвоприношения. Герою дают ощутить себя "потерянным" и голым, чтоб он один на один встретился с самим собой лицом к лицу.

Ритуал преодоления. Герою дают взлететь, чтоб он ощутил себя преодолевающим препятствия. Исполнение "племенных" ритуалов при мифах – фотография летающей Анны

Ритуал соприкосновения с таинственностью в реальности. Герою дают возможность так соприкоснуться с реальностью, чтоб он по-новому взглянул на нее. Например, введение факторов "мужского" и "женского". Во время написания мифа, если свой текст проговаривает женщина – то вводить ее (в символах, ситуациях) в соприкосновение с проявлением мужской составляющей мира, если мужчина – то соответственно с женской составляющей. Данные факторы можно проявлять через китайские категории Янь и Инь, юнгианские - Анима и Анимус.

Ритуал поклонения. Герой все более набирая силу, все более рождаясь в тексте, в виде обратной связи получает о окружающих членов группы (племени) смену критики на признание.

Процесс преодоления мертвой точки

Мертвая точка – термин, устойчиво прижившийся в практике мифопроцессинга. Обозначает жесткую фиксацию героем своего привычного состояния, и героем и со стороны наблюдателей формулируется обычно в терминах "жесткое застревание", "мертвая хватку", "стальные тиски". Например, Герой заявляет что совершенно запутался, что ему больше нечего сказать, что у него больше мыслей нет, что в голове абсолютная пустота, или вовсе замолкает и уходит в себя. В группе резко накапливаются настроения, усталости, безысходности, невыносимости. Поэтому, когда герой САМ находит возможность преодолеть мертвую точку – то в рамках группового пространства происходит маленькое чудо, хотя для самого Героя это великое чудо, и великая победа: ведь только что "ЭТО" считалось им совершенно невозможным, совершенно исключалось как возможное.

Свои преодоления мертвых точек Герой выражает текстом, реализуя прежде всего такие алгоритмы инициации и трансформации и приводя их во взаимное согласие.

Процесс освоения собственной живой речи

Любой человек обладает громадным речевым ресурсом. Помимо словарного запаса, его память содержит множество фразеологических оборотов, примеров различных речевых приемов и образцов текстов. Преодолев ряд мертвых точек человек снимает внутри себя зажимы, связывающие речевой материал. И тогда "речь льется". Это "разогретая" речь, на которой говорят обычно профессиональные ораторы и страстные агитаторы.

Акротекст

Акротекст – это особый текстовый феномен, он возникает, когда каждое слово в тексте обретает во-первых, значение символа, во-вторых, природу парафраза. Благодаря парафразам между символами-словами возникают взаимно обуславливающие смысловые нити, которые пронизывают текст и связывают его в единый перетекающий, вращающийся "кристалл смыслов".

Этап фокусировки текста

Итак тест в основном написан… Основные страсти позади. Теперь есть только тест и все… Надо погружаться в него.

Это финальный этап написания мифа, где пути, по которым он создавался, объединяются. Этап, когда текст из "длинной стенограммы" превращается в компактный текст на одну страницу особенно примечательна. Когда текст разместился уже в рамках одной странице, он считается сфокусированным. То есть не расползается на другие площади, и его можно весь разом охватить глазами, или весь разом воспринять на слух и удержать компактную звуко-буквенную композицию. Далее уже в "пределах рамки" текст истории претерпевает от 2 до 4 этапов изменения.

Основные процессы при фокусировке окончательного текста

Чистка

В перерабатываемый мифологический Текст надо вчитываться и вчитываться, его надо читать и читать - как Ильича, как Мао…

С. Быков

Чистка – это процесс погружения в весь массив текста, чтобы выяснить без каких элементов текста можно обойтись. Чистка идет в последовательности – блок – фраза – слово - иногда отдельное окончание слова и даже отдельные буквы (звукобуквы).

Блоки

Сначала осмысляется весь мифологический текст в целом, осмысляется и ощущается его структура. Прежде всего нужно выделить смысловые единицы текста, которые безусловно фундаментальны. И дальнейшем выявлять, разделения "обязательных" и всего лишь вспомогательных (выполняющих функцию "подпорок") словесно-смысловых блоков, которые легко убрать, свернуть в "гипертекст".

Фразы

Из текста вычленяются отдельные фразы (строчки) и далее выявляются схожие смыслы этой фразы с другими частями текста. Также рассматривается, может ли являться вычлененная фраза (строчка) – гипертекстом для каждой из всех остальных строк.

Слова

Первое, что подвергается критическому осмыслению и чистке - всевозможные обобщенные рекомендации и призывы, например, "почувствуй", "ощути". К призывам и рекомендациям, в которых присутствуют более конкретные, направленные, "векторные" указания, следует отнестись более внимательно и прежде чем избавиться от них, еще более усилить конкретизацию, например "зажги" – "зажгу", "ощути в себе – ощущаю".

В целом, к глаголам в мифологическом тексте всегда особое отношение, так как они прежде всего передают индивидуализм, присущий именно данному Герою, и в глаголах заключена "стратегическая генетика" Истории Героя.

Нэйминг

Поименование всего текста – обязательное условия обретения собственного мифа. Заголовок текста – это имя мифа. Это самая последняя - скрепляющая и завершающая - стадия обретения личного мифа.

Таблица №1. Конкретный пример фокусировки текста личного мифа. В данном случае представлено три этапа (слева на право)

А. Первый вариант текста => Б. Второй вариант текста => С. Третий вариант текста =>

я солнцем рождена

я часть того потока

с прозрачною водой

я часть земли живой

здесь тишина

и звуки у истока

почувствуй эту страсть

и легкость и покой

раздвинь пространство

сделай вдох свободный

и силу крыльев ощути в себе

уходит тяжесть

нет уже сомнений

с тобой любовь

теперь она в тебе

и будет радость легкость и

успех

очаг зажги и не жалей тепла

оно к тебе всегда в стократ

вернется

змея спиралью вкруг огня

свернется

и сильный мудрый дух тебя

тебя обнимет нежно

ты будешь счастлива

то что я точно знаю

есть неизбежное

и этот мир всем сердцем

я открыто принимаю

я солнцем рождена

я часть того потока

с прозрачною водой

я часть земли живой

здесь тишина

и звуки у истока

страсть

и легкость и покой

пространство

вдох свободный

и силу крыльев ощущаю

уходит тяжесть

со мной любовь

очаг зажгу тепло

в стократ

вернется

змея спираль огня свернется

и сильный мудрый дух

со мной сольется

я счастлива

мир сердцем

принимаю

я солнцем рождена

я часть того потока

с прозрачною водою

я часть земли живой

здесь тишина

и звуки у истока

и страсть

и легкость и покой

пространство

вдох свободный

я силу крыльев ощущаю

со мной любовь

очаг зажгу тепло

в стократ

вернется

змея спираль огня

свернется

Окончательный продукт мифопроцессинга

В окончательном виде текст переписывается Героем от руки. Герой сам определяет и рисует внешнюю структуру теста с ее смысловыми соответствиями. Нам привычнее "центровать" тексты вдоль оси, тогда легче из акросвязей выделять устойчивые смысловые блоки, и еще проступает характерный рисунок своеобразной "частотной модуляции" текста с особой "контурной геометрией".

Радуга

я солнцем рождена

я часть того потока с прозрачною водою

я часть земли живой

здесь тишина

и звуки у истока и страсть и легкость и покой

пространство

вдох свободный

я силу крыльев ощущаю

со мной любовь

очаг зажгу тепло

в стократ вернется

змея спираль огня свернется

и сильный мудрый дух со мной сольется

я счастлива

Информационно-технологические инструменты

Уже разработаны и имеются в продаже специальные компьютерные программы ("Диатон", "ВААЛ"), измеряющие фоносемантические индексы, позволяющие выявлять смысловые нагрузки возникающие при восприятии на слух звукобуквенных сочетаний.

Цветовые ассоциации мифологического текста

Это весьма полезные программы, так как, благодаря им, можно определить устойчивые цветовые и эмоциональные ассоциации, возникающие при восприятии того или иного текста. Например, тексты молитвенного характера имеют исключительно голубой цвет, а тексты мантрического характера – красный. Анализ цветовых ассоциаций не являются прямым и буквальным руководством на использование Героем "высчитанного" цвета. Хотя высчитанная по тексту Героя гамма может служить отличным фоном для героя (визитки, цвета второго плана в одежде, колер в помещении офиса, квартиры).

Сила этих ассоциативных цветов мифологического текста в том, что они для данного Героя естественны, так как напрямую исходят от его текста и в процессе создания имиджа могут служить сильной и весьма естественной поддержкой – как легкий макияж, который лишь подчеркивает, выделяет, оттеняет сильные выразительные стороны, но при этом ничего не подменяет. В целом же цветовая гамма мифологического текста является более глубокой и важной информацией психологического характера. Психология цветовых ассоциаций, вызываемых образами и структурой текста – еще одно дополнительное сообщение о натуре Героя – его своеобразная "цветовая формула", требующая отдельной расшифровки.

Золотое сечение

По математическим формулам расчета золотых пропорций программа выделяет наиболее выразительную и сильную по воздействию часть текста - так называемое "золотое сечение текста". К крупным текстам данная программа неприменима, так как те – неохватны и полицентричны. В данном тексте золотым сечением будет строчка "я силу крыльев ощущаю".

Начало брэнда

Данный инструмент помогает дополнительно выявлять более целевые и направленные ассоциативные смыслы – например, сосредоточить внимание на строчке золотого сечения, соединить ее с заголовком, получится сочетание "радуга и сила крыльев", да действительно: радуга и ее оба края – как крылья. Такие направленные ассоциативы – рабочий материал для создания брэнда. В данном случае старт уже есть. Уже можно работать с версией образа "радуга-крылья": закладывать общую геометрию визуального знака и разрабатывать версии рисунчатых символов.

Список литературы

Гроф С. За пределами мозга: Рождение смерть и трансцеденция в психотерапии. Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсон. Ин-та, 1993. 497 с.

Данте А. Новая Жизнь. БВЛ, т. 28. М.: Худ. Лит-ра, 1967. 686 с

Косарев А.Ф. "Философия мифа". М.: ПЕР СЭ; СПб.: Изд-во Фонда поддержки науки и образования "Университетская книга", 2000, 304 с.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Пер. с фр. М.: ОГИЗ; ГАИЗ, 1937. 518 с.

Лири Т. История будущего: метафизическая теория эволюции. Пер. с англ. К.: "Janus books", 2000. 288 с.

Лобок А.М. "Антропология мифа". Екатеринбург: Изд-во Банк культурной информации, 1997, 688 с.

Лосев А.Ф. мифология // Филос. энцикл., т. 3. М.: Сов. Эникл., 1964, с. 457 – 467

Малиновский Б. Магия, наука, религия// Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992, с. 84 – 127

Маковский М.М. Сравнительный словарь: образ мира и миры образов. мифологической символики в индоевропейских языках. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996, 416 с.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. СПб.: Издат. группа "Евразия", 1997. 430 с.

Мелитинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 407 с.

Налимов В.В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. М.: Наука, 1979. 303 с.

Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. Пер. с англ. М.:Прогресс, 1975. 464 с.

Тибетская книга мертвых. Пер. с англ. СПб: Изд-во Чернышова, 1992. 255с.

Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Т.1. Собр. соч. в 2-х т. М.: Правда, 1990. 839 с.

Фрейд З. Толкование сновидений. Пер. с нем. Обнинск: Титул. 1992. 447 с.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1980. 831 с.

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая Книга Перемен: Ицзин. М.: Рус. Кн. – изд. т- во, 1993. 382

Элиаде М. Космос и история. Избр. труды. Пер. с фр. М.: Изд-во МГУ, 1994. 142 с.

Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. К.: Гос. б-ка Украины для юношества, 1996. 384 с.

Юнг К.Г. Психология бессознательного. Пер. с нем. М.: Канон, 1994, 319 с.

Быков С. И., Давидович Д.Н. Путешествие в реальность мифа


Информация о работе «Путешествие в реальность мифа»
Раздел: Психология, педагогика
Количество знаков с пробелами: 39597
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
21300
0
0

... , мифы, связанные с нерелигиозными верованиями (например, об НЛО и инопланетянах, о снежном человеке, о всесильных экстрасенсах-целителях и т.д.); наконец, мифы массовой культуры, и среди них, несомненно, центральный - миф об Америке и американском образе жизни. Миф как способ легитимации власти. Стиль русской истории на протяжении веков определял великий миф о добром царе - устроителе народной ...

Скачать
122451
0
0

... интересам того или иного общества, словом, перейти от семиологии к идеологии, тогда, очевидно, необходимо обратиться к третьему типу восприятия; основную функцию мифов можно выявить, обращаясь именно к их потребителю. Как он потребляет миф сегодня? Если он воспринимает его с наивной непосредственностью, какой толк от этого мифа? Если же он прочитывает миф аналитически, подобно мифологу, то какая ...

Скачать
16075
0
0

... из этого комплекса является идея о возможности преодоления собственной “ цивилизационной заброшенности”, выхода к передовым рубежам цивилизации с помощью “одного рывка”, “большого скачка” и т.п. Третья идея связана с развитием России, понимаемым, прежде всего, как пространственное расширение, “собирание земель”, на которые может быть распространено влияние “русской идеи”. И, наконец, четвертая ...

Скачать
109353
0
6

... неких неизвестных нам физиологических механизмов, по отношению к которым и эдипальный бунт, и переживания переходов, являются лишь психическими следствиями. Поскольку мы рассматриваем не фольклорный миф, нивелированный многочисленными устными пересказами, а зафиксированный (т.е. неизменный по форме) авторский текст - мы должны применить к нему золотое правило Кэмпбелла: «Если в конкретной ...

0 комментариев


Наверх