2.4 Специфика отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте

 

Картина отклоняющегося развития при частичных нарушениях, в сравнении с тотальными расстройствами, значительно сложнее, так как первичный дефект может быть представлен у детей в различной степени. Ярче всего это проявляется в дефектах анализаторов. Необходимость различения форм и степеней расстройств обусловила создание множества классификаций.

В медицине используется абсолютная оценка дефекта анализатора: даже самая минимальная остаточная функция оценивается как частичная недостаточность.

В норме возможности анализаторов далеко превосходят требования обычного обихода. Так, шепотная речь воспринимается в полной тишине на расстоянии 20 м, а в определенных условиях — на расстоянии до 70 м. В одних случаях от слуха требуются одни возможности, в других — другие. Для радиста, например, необходим особо острый слух, для других профессий достаточна лишь возможность устного общения.

Важна такая степень сохранности функции, которая близка к относительной норме. При нарушениях слуха прежде всего страдает функция речи, поэтому критерием отграничения частичной недостаточности от нормы является возможность нарушения развития речи при имеющемся состоянии слуха.

При разграничении групп детей с различной степенью остаточной функции учитываются, во-первых, качественное своеобразие, возникающее в развитии ребенка при определенной степени частичной недостаточности; во-вторых, возможность развития непосредственно связанных с поврежденным анализатором функций. Так, к категории слабослышащих — в отличие от глухих — относятся дети, которым остаточный слух позволяет хотя бы в самой минимальной степени овладеть речью, самостоятельно накопить словарный запас. Для отграничения слепых от слабовидящих критерием является состояние зрительных представлений, характер ориентировки в пространстве.

Рассматривая отклоняющееся развитие ребенка с частичным дефектом анализатора, необходимо учитывать определенные закономерности.

Частично сохранные функции изменяются в зависимости от условий их использования. Так, слабослышащие дети в условиях подсказывающей ситуации воспринимают речь далеко за пределами объективно доступных их слуховому анализатору тонов и шумов. Например, ребенок, не отличающий С и Ш в бессмысленных слогах, различает слова, в которых эти звуки играют смыслоразличительную роль. Если эти слова произносятся в осмысленном контексте, в знакомом ребенку речевом материале, он их легко узнает.

При оценке ребенка с частичным дефектом необходим как количественный, так и качественный анализ. Так, нарушения зрения могут проявляться то в форме аномалии рефракции, когда возникает близорукость или дальнозоркость, то в форме ограничения поля зрения или изменений цветоощущений. Нарушения центрального зрения в одних случаях и периферического в других создает разные условия восприятия предметов. Ребенок с дефектом сетчатой и сосудистой оболочек (колобомой) может рассмотреть предмет только с помощью верхних отделов глаз, поэтому у него с самого раннего детства возникают искаженное зрительное восприятие, что может привести к задержке умственного развития.

Для слабослышащих детей характерна неравномерность нарушений слуха в отношении различных тонов. Воспринимая тоны высокой частоты, такие дети реагируют на громкий голос, иногда различают количество слогов в слове или даже гласные в нем. Но при этом они плохо или совсем не различают согласные звуки. У других детей слух на высокие звуки более сохранен, они точнее воспроизводят слова, говорят более разборчиво, накапливают запас слов.

Важно учитывать качественное своеобразие вторичных отклонений при частичном дефекте: эти отклонения не только качественно, но и количественно отличны от тех, что возникают при полном выпадении функции.

При частичном дефекте зависящая от него функция развивается в условиях частичной сохранности анализатора, что приводит к ее искаженному развитию. Речь слабослышащего не просто бедна, она искажена, так как ребенок неадекватно воспринимает речь окружающих. При тотальном поражении слуха совсем нет самостоятельно усвоенных слов, при частичном — их мало и они искажены. У слабовидящих детей не только ограниченный запас представлений, но они часто искажены из-за неполноценного восприятия.

В отличие от тотального частичный дефект обычно не осознается в достаточной мере. Это явление называется анозогнозией, т.е. невозможностью осознания своих дефектов. Например, взрослые с частичным снижением слуха часто уверяют окружающих, что плохо слышат лишь временами. Однако это не так, просто в одних случаях ситуация подсказывает им недостаточность восприятия, в других — нет. Характерно, что слабослышащие ученики, научившиеся читать с губ, уверены, что они теперь слышат. Невозможность адекватной оценки собственной недостаточности дезориентирует ребенка, что нередко мешает восприятию учебного материала.

Степень вторичных отклонений и их характер при частичном дефекте различны не только в зависимости от выраженности первичного дефекта, но в гораздо большей мере в зависимости от условий, в которых протекает развитие ребенка.

Как видим, взаимодействие различных условий и факторов развития при частичном дефекте значительно сложнее, чем при тотальном. Поэтому учет сложного взаимодействия всех факторов — обязательное требование при анализе развития ребенка с частичным дефектом.

Рассмотрим различия в проявлении вторичных нарушений у детей и взрослых на примере одного из первичных симптомов.

У детей, перенесших в раннем возрасте энцефалит, клиницисты отмечали глубокие изменения в эмоционально-волевой сфере и поведении: лживость, прилипчивость, импульсивность, повышенную сексуальность, немотивированные поступки и др. Поскольку поражение задевало высшие отделы ствола мозга, врачи приходили к заключению, что вторичные нарушения связаны непосредственно с важнейшими функциями эмоционально-волевой сферы.

Но при сравнении картины нарушений у взрослых и детей при одной и той же локализации поражения были обнаружены резкие различия в картине поведения. У взрослых взаимоотношения разных систем мозга уже сложились, ведущую роль играет кора лобных долей мозга, осуществляющая функции программирования и регуляции произвольного поведения, в результате чего психомоторные разряды тормозятся, не нарушая сложных форм поведения. У детей при раннем поражении, когда кора лобных долей мозга еще не созрела, примитивные влечения и психомоторные непосредственные разряды не регулируются, они остаются вне всякого контроля со стороны еще не сложившихся корковых функциональных систем.

Пострадавший ребенок лжет или ворует не потому, что его моральные оценки смещены, его поведение объясняется тем, что непосредственные импульсы не контролируются не успевшими сложиться сложными аффективными системами, у него не сформировались обобщенные формы осмысленного интеллектуально-организованного аффекта.

В детском возрасте многие функции ЦНС находятся в стадии формирования. У взрослых они уже сложились и приняли характер стройной организации, при которой возникают огромные возможности взаимозаменяемости и переключаемое в случае нарушения функции.

Различные сроки появления дефекта определяют и своеобразие развития внутри собственно детского возраста. Так, при потере зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте у ребенка сохраняются зрительные представления, что позволяет ему познавать мир, опираясь на сохранившиеся в памяти образы. Потеря слуха при сформировавшейся речи позволяет использовать речевой опыт для развития мышления и самой речи. Умственная отсталость, наступившая в результате распада психических функций, также дает отличную от врожденной или рано приобретенной форм картину развития ребенка.

Исследования Г.К. Ушакова и В.В. Ковалева в области детской психиатрии позволили выделить преимущественные для разных периодов детского и подросткового возраста проявления психических расстройств (табл. 2). Ученые предположили, что их патогенетическую основу составляет механизм сменности качественно различных уровней патологического нервно-психического реагирования на те или иные обстоятельства.


Таблица 2

Уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков

Уровень Возраст Проявления
1 2 3
Соматовегетативный 0—3 года Различные варианты невропатического синдрома: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков опрятности и т.п.
Психомоторный 4—10 лет Гипердинамический синдром, системные двигательные расстройства — тики, заикание, мутизм и т.п.
Аффективный 7—12 лет Синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной возбудимости, уходов и бродяжничества и т.п.
Эмоционально-идеатор-ный 12—16 лет Сверхценные образования (идеи): ипохондрии, дисморфобии, нервная анорексия, сверхценные увлечения, синдром философической интоксикации и т.п.

В.В. Ковалев отмечал, что нарушения, свойственные каждому последующему уровню реагирования, не исключают проявления более ранних уровней, но отодвигают их на второй план и видоизменяют. Если же у ребенка преобладают расстройства, свойственные более раннему возрасту, это связано с общей или парциальной задержкой его психического развития. (Например, такие нарушения, как энурез, тики, двигательная расторможенность у ребенка старше 10 лет наблюдаются, как правило, ,при психофизическом инфантилизме или при невропатии, имеющейся с раннего детства.)

Разумеется, приведенная схема развития имеет обобщенный характер и не учитывает индивидуальную вариантность сензитивных периодов.

Необходимо учитывать время возникновения дефекта и при анализе личности вне зависимости от характера поражения. Если дефект возник еще до начала формирования основных качеств личности, развитие будет происходить полностью в его рамках, и именно в них аномальный ребенок будет адаптироваться к обществу остальных людей.

Появление дефекта в более позднем возрасте порождает две серьезнейшие проблемы. Во-первых, необходимо преодолеть травму, во-вторых, принять и освоить свое новое положение и адаптироваться к обществу здоровых людей. Часто приходится менять место обучения, работы, что сопряжено со значительными трудностями. Так, потерявшие зрение люди обычно не возвращаются на прежние рабочие места, даже если специфика их профессий позволяет трудиться ослепшим. Переориентация профессиональной деятельности резко меняет прежний образ жизни, а это влечет за собой состояние психической депрессии.

Травма и необходимость внутренне справиться с ней приводят к накоплению конфликтов и серьезному переживанию фрустрации, но позже, в измененной ситуации, новый способ жизни формируется легче, чем у человека, пострадавшего в раннем детстве.

Чем раньше пострадал ребенок, тем больше это отражается на его психическом развитии. Вместе с тем психогенный фактор дефекта проявляется тогда, когда ребенок или взрослый в состоянии понять, чего он лишился. Стараясь вытеснить свои переживания, слепые отрицательно относятся к проявлениям сострадания. Лишенные возможности видеть дети сосредоточиваются на собственных переживаниях и при соответствующих способностях размышляют над вечными вопросами, философскими проблемами. У детей, ослепших после того как они научились говорить, может возникать склонность к гиперкомпенсаторному фантазированию.

Раннее поражение слуха без последующего специального обучения приводит не только к немоте, но и к дизонтогенезу в целом. Глухота, развившаяся в более позднем возрасте, чаще становится источником психогенных расстройств. Если она развивается постепенно, как правило, формируется комплекс собственной неполноценности. Негативные черты личности обнаруживаются у детей и подростков с церебральными параличами: ограниченность кругозора, односторонняя направленность интересов, психогенное фантазирование с яркими чувственными представлениями и образами. У больных детей постепенно развиваются отгороженность, интровертированность, подчеркнутая и зафиксированная реакция на свой физический дефект, необщительность, погруженность во внутренние переживания. Самоизоляция ребенка от всего внешнего, возникающая как реакция на свое физическое состояние, бывает очень схожа с самоизоляцией, наблюдающейся при раннем детском аутизме.


Заключение

В науках, изучающих человека, выделяют различные виды норм - статистические, физиологические, индивидуальные и др. В психологии корректное обращение к этому понятию предполагает дифференцирование норм по возрасту, полу, социальной, культурной, этнической принадлежности субъекта. Многообразие факторов, обусловливающих различия в нормах, уже само по себе указывает на неоднозначность самой проблемы нормы, корни которой, с одной стороны, в общебиологических законах психического развития человека и его психосоциального взаимодействия, с другой — в этико-философских взглядах. Иными словами, это междисциплинарная проблема, которую невозможно решить с учетом лишь какого-то одного аспекта.

Западные психологи определяют развитие как изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека, в результате биологических процессов в организме и под воздействием окружающей среды. Отечественные психологи рассматривают развитие как процесс, характеризующий качественные преобразования в поведении, психике, интеллекте и эмоциях, т.е. понимают психическое развитие как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

В специальной психологии очень часто применяется понятие «аномальность». Одним из ее критериев является своеобразие расшифровки сигналов окружающего мира конкретным человеком и воспринимающим его иначе, чем большинство людей. Показатели, характеризующие нормальную психическую деятельность, ограничены достаточно определенными параметрами, выход за границы которых позволяет говорить о ее нарушении. При этом настроение человека, его эмоции, суждения, решения возникают не вследствие соответствующих внешних стимулов, а в результате измененной высшей нервной деятельности. Восприятие организуется и упорядочивается головным мозгом, при этом его важная функция — фильтрация внешних сигналов. У людей с дефектами слуха, зрения, интеллекта, неадекватно воспринимающих и оценивающих внешние стимулы, формируется неадекватное представление об окружающем мире, а часто неправильная адаптация к нему.

Понятие дефекта — центральное для специальной психологии и педагогики — детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе.

При качественном анализе нарушенного развития выделяют три группы феноменов — первично нарушенные функции, вторично задержанные и сохранные. Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что существенно затрудняет диагностику. Не всегда легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных, которые могут быть настолько выраженными, что маскируют ядерные расстройства. В таких случаях не исключена диагностическая ошибка.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что изучаемая проблема является актуальной. Понятие «норма» очень часто соотносится с понятием «здоровье», понятие «патология» с понятием «болезнь».

В результате написания курсовой работы нами была достигнута цель работы, а также рассмотрены понятие «нормы» и «патологии» в психолого-педагогической литературе, изучена структура отклоняющегося развития, проанализирована специфика отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте.


Литература

1.                Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2000.

2.                Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2001.

3.                Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка. М., 2000.

4.                Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986.

5.                Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

6.                Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.Н. Носковой М., 1989.

7.                Краткий дефектологический словарь М., 1964.

8.                Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

9.                Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000.

10.              Лубовский В.И. Психологические проблемы деятельности аномального развития детей. М., 1989.

11.              Обухова Л.Ф. Детская психологии, теории, факты и проблемы. М., 1995

12.              Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. М. – Воронеж, 1996.

13.              Психотерапия в дефектологии. Кн. Для Учителя / Н.П.Вайзман.М., 1982

14.              Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.

15.              Соколова Е.Т., Николаева О.Д. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.

16.              Сорокин В.М. специальная психология. Спб., 2002.

17.              Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. м., 2000.

18.              Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. Спб., 2000.


Информация о работе «Проблемы нормы и патологии в психологии»
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 91735
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
18930
0
0

... подчинение рациональным; постоянное возрождение нормального человека; нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ. 2. Критерии психического здоровья. Психическая норма Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и ...

Скачать
16966
0
0

... на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более "взрослые", чем это соответствует даже его истинному возрасту. психический норма патологический аномалия 2.  Проблема нормы в психологии В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат ...

Скачать
509502
0
0

... Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. – Киев, 1988. Ковалева Олеся Ивановна Ставропольский государственный университет, г.Ставрополь КООНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ   Коонтогенез личности - взаимосогласованное развитие системы человеческого организма с окружающим его миром в опосредованно общей структуре связей при сохранении ...

Скачать
237458
1
0

... , все чаще обращается к вопросам на стыке нормы и патологии, к тем детям, которые входят в группу риска, которые уже как бы не являются объектом общей педагогики и психологии, но еще не стали и объектом специальной психологии и педагогики. 23. Проблемы дифференциальной диагностики синдрома раннего детского аутизма (РДА) от сходных состояний РДА - это отрыв от реальностей, уход в себя, ...

0 комментариев


Наверх