РЕФЕРАТ

 

по дисциплине “Психология”

 

по теме:

Сравнительный психологический анализ аффектогенного характера

 


Содержание

 

Введение

1. Понятие эмоции, аффекта и аффектогенности

2. Аффектогенность характера профессиональной деятельности пожарных

3. Исследование психофизиологического состояния пожарных в период максимальных нагрузок

Заключение

Литература

 


Введение

 

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое ярко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций.

Именно с такими ситуациями подчас приходится сталкиваться пожарным, поэтому особенно актуально провести сравнительный психологический анализ аффектогенного характера их работы.

В настоящее время наблюдается возрастание роли пожарного в обществе. На сегодняшний день пожары и аварии являются одними из наиболее тяжелых бедствий, обстановка с ними постоянно ухудшается. Как показывает статистика, в России за 2004 год произошло 259479 пожаров, прямой ущерб от них достиг 17798 млрд рублей. Растет число поджогов, особенно это касается лесных массивов. Темпы роста числа пожаров и ущерба от них в России в 2,5-3 раза превышают аналогичные показатели в развитых странах. В 2004 году при тушении пожаров получили травмы около 350 сотрудников пожарной охраны. В среднем за год только на пожарах погибает 35–40 сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.

В условиях технического прогресса, широкого применения новых инженерных технологий, внедрения новых видов веществ и материалов, роста численности городов, использования при их застройке специфических подземных и высотных сооружений требуется совершенствование специфических пожарно-технических знаний и инженерной подготовки, необходимых для предупреждения и тушения пожаров. Помимо этого, важность психологического изучения профессии пожарного обусловлена необходимостью совершенствования системы профессионального отбора и подготовки личного состава, планирования и проведения мероприятий по поддержанию боеготовности сотрудников, проектирования новых видов труда в соответствии с тенденциями научно-технического прогресса в пожарном деле. В связи с тем, что профессия пожарного относится к группе охранных профессий, не создающих материальных ценностей, а сберегающих их от уничтожения огнем, то в процессе выполняемой работы пожарные имеют дело, как с людьми, так и с материальными объектами. Исходя из распространенного деления профессий по системам взаимодействия «субъект – объект труда», профессию пожарного относят к профессиям, где взаимодействие происходит в системе «человек – среда – человек».

Всемирная организация здравоохранения относит профессию пожарного к числу десяти сложнейших. Труд пожарных связан со значительным физическим и эмоциональным напряжением, так как выполняется в опасных для здоровья и жизни условиях.

Поэтому целью моей работы является анализ аффектогенного характера профессиональной деятельности пожарных, что достигается решением следующих задач:

·     рассмотрение основных теоретических понятий исследования, то есть эмоций, аффекта, аффектогенности;

·     проведение анализа влияния личности пожарных на их действия в аффектогенной ситуации;

·     выявление влияния индивидуальных качеств, психологических характеристик и временных неблагоприятных факторов на действия пожарных в аффектогенной ситуации.

Работа состоит из трех глав. В первой главе определяются основные понятия исследования, во второй главе рассматриваются особенности профессиональной деятельности пожарных с точки зрения психологии, в третьей главе проводится исследование эмоционального состояния пожарных в экстремальных ситуациях, и делаются выводы.


1. Понятие эмоции, аффекта и аффектогенности

 

Под эмоциями в психологии понимают особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость (смысл, отношение к потребностям) для индивида явлений и ситуаций, внешних и внутренних раздражителей. Эмоции сопровождают всякую деятельность человека, в том числе и профессиональную, проникают в каждый психический процесс. Как писал С.Л. Рубинштейн, целостный акт отражения всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и «аффективного», из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего[1].

Будучи неотъемлемым компонентом отражения, эмоции играют очень важную роль в осуществлении психических функций. В форме эмоциональных переживаний они выполняют функцию оценки, однако в отличие от познавательных процессов отражают, оценивают непосредственно не объективные свойства среды, а их отношение к актуальным потребностям субъекта, сигнализируя о качестве и величине актуальной потребности и возможности (вероятности) ее удовлетворения на основе врожденного (видового) или ранее приобретенного индивидуального опыта[2].

Другая важная функция эмоций (эмоциональных переживаний) –функция побуждения. «Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально»[3].

Эмоция не только побуждает и направляет, регулирует деятельность, но и обеспечивает ее энергетически, определяя мобилизацию всего организма. Это проявляется в повышении уровня бодрствования, росте чувствительности анализаторов, активации вегетативной нервной системы и контролируемых ею функций организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной, скелетной, гладкой мускулатуры и др. Способность тотальной функциональной интеграции психической и соматической сферы человека — одно из существенных качеств эмоций.

Предмет возникшего эмоционального переживания спонтанно и, как правило, мгновенно овладевает вниманием субъекта. Он становится предметом «наиболее ясного»[4] восприятия, как бы перемещается в «центр» сознания, оттесняя остальные объекты восприятия на его «периферию». При резко выраженном эмоциональном, переживании такая избирательность восприятия и поляризация содержания сознания приводят к клиническому феномену «сужения сознания». Это повышает эффективность выполняемого актуального действия, но делает его односторонним, негибким, так как конкурирующие стремления, желания, оценки подавляются по принципу доминанты.

Высокая эмоциональная напряженность изменяет не только структуру сознания, но и его содержание, характер познавательных процессов. Познавательная деятельность, течение идей в сознании начинают определяться не объективными условиями ситуации, а качеством доминирующих эмоциональных переживаний. Например, при страхе они сосредоточиваются на предвосхищении угрозы, поисках путей ее избегания. Дальнейшее усиление интенсивности эмоционального переживания приводит к ограничению и нарушению процессов всестороннего и глубокого познания действительности и регуляции деятельности[5]. Ограничивая процессы познания, выбор средств и путей реализации деятельности, сверхинтенсивные эмоции приводят к ухудшению ее качества вплоть до разрушения. В наиболее резкой степени это проявляется в состоянии физиологического аффекта.

Аффект – (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное эмоциональное переживание, которое возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которое сопряжено с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект[6].

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое ярко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций. «Аффект, – отмечает С. Л. Рубинштейн, – это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать и не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии»[7].

Ограничение в состоянии аффекта произвольности поведения, снижение уровня его волевой регуляции личностью отражается и в самосознании субъекта. Эмоции обычной интенсивности воспринимаются как состояние активности своего «Я», аффекты – как пассивно переживаемые состояния, навязанные субъекту извне, «овладевающие» человеком. Подчеркивая это различие, А.Н. Леонтьев писал: «...мы говорим – меня охватил гнев, но Я обрадовался...»[8].

Указанное свойство аффектов неоднократно отмечалось как психологами, так и судебными психиатрами, С.Л. Рубинштейн считал, что действие в состоянии аффекта как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им. По мнению Калашника Я.М., в состоянии аффекта душевная деятельность становится односторонней из-за единственного стремления осуществить свое намерение. Вся остальная личность, поскольку она противоречит этому, как бы перестает существовать[9].

Следовательно, эти данные убедительно свидетельствуют об отчетливом ограничении осознания и свободы волеизъявления в аффекте. Именно это ограничение дает основание правоведам рассматривать «извинительные» аффекты как смягчающие вину обстоятельства. Как отмечал В. Н. Кудрявцев, в аффекте переживания настолько завладевают механизмами саморегуляции поведения, что психологический процесс постановки цели, выбора средств, правовой и нравственной оценки содеянного свертывается, становится формальным и переход к действию следует сразу же после появления желаемого объекта[10].

Вместе с тем юристы, судебные психиатры и судебные психологи единодушны в оценке аффекта как обстоятельства, которое хотя и ограничивает, но не исключает полностью возможность осознания содеянного и своего волеизъявления при его совершении.

Наряду с влиянием на сознание и волю, регуляцию поведения имеют важное значение следующие функции эмоций: особо прочная фиксация эмоциональных следов в памяти человека, образование так называемых аффективных комплексов путем закрепления всего того, что сопутствовало аффекту; способность предмета аффекта вновь овладевать сознанием, вызывать переживания всего комплекса чувств и отношений, связанных с аффективным воздействием, при оживлении одного из указанных следов. Эта фиксирующая, синтезирующая функция эмоций, тенденция накопления и обобщения эмоциональных переживаний лежит в основе «кумуляции» аффектов. Они объясняют повышение чувствительности к повторным аффективным воздействиям (аффективная сенсибилизация) и раскрывают механизм развития аффективных реакций не только при непосредственном повторном воздействии прежней аффектогенной ситуации, но и при встрече лишь с отдельными ее элементами: реальными или схожими, воображаемыми.

Одно из главных качеств эмоций – их ситуационность. Эту зависимость хорошо описывает структурная формула эмоций П.В. Симонова[11]. Из нее следует, что необходимыми и достаточными причинами развития аффектогенной ситуации являются высокая личностная значимость угрожающего психотравмирующего фактора и наличие условий, порождающих у субъекта дефицит информации о путях, средствах и времени нейтрализации возникшей угрозы и удовлетворения актуализированной ею потребности в безопасности.

Личностная значимость травмирующего психику воздействия определяется местом фрустрируемой потребности в иерархии потребностей человека. Иерархия потребностей индивидуальна, однако у всех людей обязательно включает в свой состав так называемые основные потребности. К ним относятся биологические, инстинктивные потребности (в жизни, продолжении рода) и некоторые высшие социальные потребности, прежде всего потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации, сохранении и повышении ценности своего «Я». Основные потребности невыводимы друг из друга и не взаимозаменяемы. Именно поэтому они обладают наиболее высоким аффектогенным потенциалом. При невозможности их удовлетворения в социально приемлемой форме личность бывает «вынуждена» переходить на эволюционно примитивный видовой, «аварийный» способ аффективного разрешения ситуации. Такие аффекты особенно легко возникают при наличии в ситуации обстоятельств, угрожающих жизни, здоровью, социальному престижу, чести, достоинству, самооценке и самоуважению, как самой личности, так и тех лиц, с которыми она себя идентифицирует. Это, прежде всего малолетние дети, члены семьи, близкие и другие значимые для субъекта люди, в том числе и случайные лица, способные вызвать сочувствие, сопереживание субъекта.

Нередко препятствия в удовлетворении потребностей возникают не вследствие межличностных конфликтов, а в результате наличия у личности внутренних барьеров: при одновременной актуализации ситуацией двух или более приблизительно равных по силе, но разнонаправленных и внутренне противоположных мотивов, при столкновении в сознании различных желаний, целей, ценностей. В этих случаях аффектогенная ситуация принимает характер внутренне конфликтный.

Различают три типа внутриличностного конфликта:

 1) когда субъекту приходится выбирать между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий решениями;

2) когда одна и та же цель одновременно оказывается в равной степени привлекательной и непривлекательной;

3) при необходимости выбора из двух в равной степени непривлекательных решений.

Внутри- и межличностные конфликты могут сочетаться. Конфликтность – основной признак аффектогенной ситуации. Наряду с личностной значимостью травмирующей ситуации на развитие аффектов существенное влияние оказывают ее информационные характеристики. Наибольшую аффектогенность имеют новые, необычные для личности ситуации, для овладения которыми в опыте субъекта нет готовых, апробированных программ поведения. Этот фактор может иметь абсолютное и относительное значение. В последнем случае речь идет о невозможности экстренно найти правильный выход из сложной ситуации вследствие ее быстротечности, резкого дефицита времени для решения, наличия помех наблюдения.

Это качество конфликтной ситуации может быть определено как ее внезапность. Его не следует путать с внезапностью возникновения сильного душевного волнения, установление которого входит в задачу юристов. Оценка же внезапности развития конфликтной ситуации составляет необходимый элемент анализа аффектогенности ситуации. Такая оценка ситуации может и должна выполняться и учитываться при диагностике аффекта. По мнению М.М. Коченова, аффектогенной может быть названа любая ситуация, в которой человек обязан действовать, но не находит подходящих способов действия[12].

Нетрудно увидеть, что информационные характеристики психотравмирующего воздействия, как и его значимость, сугубо индивидуальны и детерминированы не только объективными условиями ситуации, но и особенностями личности субъекта, его динамическими (быстрота познавательных процессов, способность к концентрации внимания и др.) и содержательными (ценности, интеллект, опыт, навыки и др.) свойствами. В связи с этим аффектогенное значение ситуации не может быть понято лишь на основании изучения ее объективных аспектов. Адекватная оценка ситуации возможна только при учете личности субъекта, взаимодействующего с этой ситуацией, то есть вступает в силу принцип совместного двуединого рассмотрения личности и ситуации.

 


Информация о работе «Сравнительный психологический анализ аффектогенного характера»
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 38807
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
168503
0
0

... должны основываться на обобщении данных, полученных как при экспериментальном психодиагностическом обследовании, так и при анализе материалов уголовного дела. Глава III. Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) Проблема преступности несовершеннолетних определенным образом связана с проблемой их психического здоровья. Психический дизонтогенез ...

Скачать
48339
0
0

... определенные требования. Прежде всего, эти вопросы должны иметь специальный характер, быть четко сформулированными, поставленными в логической последовательности. 1. Судебно-психологическая экспертиза по вопросу соответствия возраста психического развития хронологически достигнутому. Вопрос о соответствии возраста психического развития хронологически достигнутому возрасту возникает при ...

Скачать
135287
13
5

... окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Выводы по первой главе Таким образом, рассмотрев теоретические основы проблемы особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере, мы раскрыли понятие личности и подходы к типологизации личности в профессиональной сфере. Личность – это ...

Скачать
174600
0
0

... оконченным. Третий обязательный признак объективной стороны убийства — это причинная связь между преступными действиями и наступившим общественно опасным последствием. При совершении убийства в состоянии аффекта, неправомерные (аморальные) действия (бездействие) потерпевшего являются необходимым условием возникновения аффекта у виновного. Это означает, что при тех фактических обстоятельствах, ...

0 комментариев


Наверх