1.2 Горизонты изменений и этапы реформирования
В последнее время проводится много симпозиумов и круглых столов, в том числе в государственных учреждениях высокого уровня и с участием очень известных политических деятелей, где затрагиваются вопросы реформы Конституции. Однако выступления, в том числе в печати, в основном сводятся к переделу власти, к изменениям взаимоотношений Президента, Парламента и Правительства. При всей важности они имеют все-таки частный характер в общей модели новой Конституции.
Между тем, приступая к решению отдельных вопросов, важно определить общую концепцию, «каркас», основные параметры общества, государства, положения коллективов, личности, которые будут присущи России в третьем тысячелетии.
Любые содержательные (не редакционные) изменения Конституции эффективны, если они осуществляются в рамках заранее продуманной и обоснованной концепции, если известны границы, которыми следует руководствоваться даже при частичных поправках.
Изучая новые конституции стран мира (Испании 1978 г., Бразилии 1988 г., Казахстана 1995 г., Польши 1997 г., Албании 1998 г., Финляндии и Швейцарии 1999 г.), можно отметить элементы нового, которые, видимо, будут присущи третьему тысячелетию, хотя некоторые другие еще неясны, а третьи - спорны. Тем не менее, выявляя тенденции мирового конституционного развития, исследуя современные способы конституционного регулирования некоторых важнейших общественных отношений, можно заключить, что Конституция России 1993 г. по ряду вопросов не соответствует международным стандартам.
Вряд ли можно сразу внести все необходимые изменения и тем более принять новую Конституцию. Однако, во-первых, уже сейчас есть правовые основания для изменения большинства глав Конституции РФ, а во-вторых, определяя перспективу, можно выделить несколько этапов изменений, идя к цели шаг за шагом. В результате, когда потребуется новый текст Конституции РФ или будет необходимо внести изменения в I, II, IX главы, сделать это будет гораздо легче. Представляется, что можно было бы выделить три этапа реформы или три этапа подготовки отработанных блоков норм, согласованных с большинством политических сил и готовых к внесению в текст, когда это позволят условия.
На первом этапе целесообразно заняться структурой органов государства, усовершенствовать взаимоотношения Президента, Парламента, Правительства, решить вопрос об основах правового положения глав субъектов Федерации в связи с порядком замещения ими своей должности (решение этого вопроса облегчит внесение последующих изменений), о контроле в отношении местного самоуправления. Видимо, можно обсудить вопрос о реформе структуры Федерации.
Подготовка таких изменений началась в 2000 г. созданием федеральных округов и установлением ответственности губернаторов и мэров.
На втором этапе можно будет приступить к реформе политической системы, начать реорганизацию Федерации и договориться о структуре Конституционного собрания. Многое зависит от действующей Государственной Думы, от ее состава, от нынешнего Президента и от того, кто займет этот пост в 2008 г., от многих других факторов, прежде всего от состояния экономики страны и от расклада политических сил.
Начиная конституционную реформу, нужно хотя бы в общих чертах договориться о принципах общества и государства, изучить опыт конституционного регулирования в мире, конституционную мысль современности, прежде всего, по вопросам социально-экономического и политического характера. В 1993 г. это было сделано только частично.
Нужно учесть также, что в современном конституционном праве многие важнейшие положения, относящиеся к устройству общества, а иногда и к основам правового статуса личности, формулируются не на уровне директив, как это обычно было в тоталитарном праве, а на уровне принципов, являющихся руководством к действию государственных органов, коллективов и индивидов [16, с.11].
С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. Демократическое конституционное право вводит сложные отношения между различными политическими группами в русло порядка, обеспечивающего как твердость власти, так и свободы для оппозиции.
Теоретическая мысль способная объяснить и осмыслить современный российский конституционализм, ближе всего к современному западному либерализму. Именно это учение, корни которого входят в философию древних греков, выдвинуло идеи парламентаризма, разделения властей, правового государства, которые легли в основу новой российской действительности [14, с.72].
Вместе с тем, она также испытывает влияние социального либерализма и социал-демократии.
Это не значит, что конституционный строй России «списан» с западных моделей, но он учитывает все, что накопила за столетия демократическая мысль.
Государственный строй России - президентско-парламентская республика – безусловно, соответствует особенностям политической культуры страны. В отсутствие демократической традиции, при слабом гражданском обществе и неструктурированных общественных интересах сильная власть всенародно избранного президента – и оптимальный способ легитимации в глазах общества, и инструмент осуществления глубоких преобразований, сталкивающихся с оппозицией в элитах и сегментах общества.
0 комментариев