2. Проблемы организации и деятельности ставных судов субъекта Российской Федерации

2.1. Основные проблемы организации и деятельности уставных судов субъекта Федерации

Как уже говорилось выше, с вступлением в действие с 1 января 1997 г. Федерально­го конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" у субъектов Федерации появилась возможность создавать свои уставные суды. И хотя в самом законе ска­зано « … может создаваться», - нет сомнений в том, что в подавляющем большинстве субъектов Федерации такие суды, причем в довольно близком будущем, будут созда­ны. Тем более что в ряде республик, входящих в состав РФ, и даже в нескольких областях подобные судебные или контролирующие органы уже несколько лет действуют - речь идет о конституционных судах, комитетах конститу­ционного контроля, уставных палатах и тому подобных структурах, судебных или квазисудебных, которые обоб­щенно можно охарактеризовать как конституционно-судеб­ные органы.

С принятием в субъекте Федерации решения о создании своего уставного суда возникает ряд вопросов общего и част­ного характера, причем в рамках ограничений, определен­ных, с одной стороны, самим Федеральным конституцион­ным законом о судебной системе в Российской Федерации (прежде всего его ст. 27), а с другой - уставом края, облас­ти, автономного округа. Вопросы эти в значительной части можно свести к следующим: какова правовая природа ново­го судебного органа и где его место в судебной системе России; каков может быть объем его правомочий и нельзя ли его свести к компетенции федерального Конституцион­ного Суда, спроецированной на уровень субъекта Федера­ции, каковы должны быть формальные квалификационные требования и цензовые ограничения к кандидатам на до­лжность судьи этого органа, по каким процедурам целесо­образно выдвигать и избирать (назначать) судей (и кем) и в каком количестве; по каким процедурам избирать предсе­дателя суда и его заместителей (и опять же - по каким критериям и в каком количестве); какова должна быть структура суда; каковы должны быть этапы судопроизвод­ства, как должны обеспечиваться гарантии независимости суда и судей; как должны приводиться в исполнение судеб­ные акты суда и многое другое.

Остроту поставленных вопросов предопределяют следу­ющие обстоятельства:

 а) создание и деятельность моносу­дов, не входящих в систему федеральных судов, но являю­щихся судами государственными, а не третейскими, - для нас дело исключительно новое, на каких-либо организаци­онных и законотворческих традициях не базирующееся и научного обеспечения не имеющее;

б) значение уставных судов субъектов Федерации исключительно велико, а их роль в гармонизации политических, социальных, экономи­ческих и правовых отношений в субъекте Федерации весь­ма значительна, в отдельных случаях - определяющая. По­давляющему большинству субъектов Федерации работу как по созданию своих уставных судов, так и по созданию за­конодательной базы их организации, формированию и дея­тельности придется начинать с «чистого листа». Да и в тех немногих субъектах Федерации, где конституционно-судеб­ные органы созданы и действуют (до 1 января 1997 г на ос­нове исключительно законодательства самих субъектов Фе­дерации) придется (а можно сказать - появилась счастли­вая возможность) в связи с частичной регламентацией этого вопроса Федеральным конституционным законом о судеб­ной системе РФ свою собственную законодательную базу для уставных судов менять и притом радикально Видимо, федеральный законодатель не должен стоять в стороне от этих процессов, но как ему на них влиять без какого-либо вмешательства в права субъектов Федерации?

Прямое федеральное законодательное урегулирование здесь вряд ли подойдет. Более приемлемым представляется раз­работка модельного законодательного акта, подобного разра­батываемым Межпарламентской Ассамблеей СНГ модель­ным законодательным актам для государств Содружества. В следующих вопросах рассматриваются возможные базовые положения этого акта.

2.2. Судьи уставных судов субъекта Федерации

 В Конституции РФ сказано, что судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юриди­ческое образование и стаж работы по юридической профес­сии не менее пяти лет. Но, как добавлено далее, федераль­ным законом могут быть установлены дополнительные тре­бования к судьям судов РФ. Означает ли это, что речь идет о судьях федеральных судов, к которым судьи судов субъ­ектов Федерации не относятся? Похоже, что так. Значит, для судей уставных судов субъектов Федерации дополни­тельные требования могут устанавливаться законами субъ­ектов Федерации. А в модельном законе подобные дополни­тельные требования могут, да и должны быть «прописаны». Кроме того, в Федеральном законе о статусе судей в Рос­сийской Федерации, помимо перечисленных в Конституции РФ, названы и такие требования к судье как:

а) не совершив­ший порочащих его поступков;

б) сдавший квалификацион­ный экзамен;

в) получивший рекомендацию квалификаци­онной коллегией.

Наконец, в проекте Федерального закона о назначении (избрании) народных заседателей записано, что «не могут быть назначены (избраны) народными засе­дателями лица, признанные судом недееспособными либо ограниченные судом в дееспособности, имеющие судимость, а также физические или психические недостатки, препят­ствующие в отправлении правосудия». Этот подход тоже может быть использован (с определенными коррективами) для определения квалификационных требований и цензо­вых ограничений к судьям уставных судов субъектов Феде­рации. Что касается возрастного порога, то на практике к судьям судов общей юрисдикции субъекта Федерации (т. е. второго звена системы) и арбитражных судов субъек­тов Федерации предъявляется требование быть не моложе 30 лет; 25-летний возраст достаточен для судей звена рай­онных и городских судов системы судов общей юрисдикции, военных судов и, быть может, мировых судей.

Итак, есть основания полагать, что судьей уставного суда субъекта Федерации может быть:

 а) обязательно - гражда­нин РФ, дееспособный, не моложе 30 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы не менее 5 лет, не судимый и не совершавший порочащих его поступков, сдав­ший квалификационный экзамен;

б) желательно - являю­щийся специалистом в области конституционных и муници­пальных правоотношений, оптимально - с ученой степенью, постоянно проживающий на территории данного субъекта федерации (может быть, не менее 5 лет), не имеющий очевидных недостатков физического или психического ха­рактера, по своим психофизиологическим качествам склон­ный к судейской работе.

Для судей первого «призыва» квалификационный экзамен кандидат в судьи уставного суда субъекта Федерации мо­жет сдавать объединенной квалификационной экзаменаци­онной комиссии судов субъекта Федерации - общей юрис­дикции и арбитражного; а для второго и следующих «при­зывов» - квалификационной экзаменационной комиссии са­мого уставного суда субъекта Федерации, которая к тому времени уже будет создана. Квалификационная же колле­гия судей как важный орган судейского самоуправления в уставном суде субъекта Федерации обязательно должна существовать, но не в качестве «входного контроля» для кандидата в судьи этого суда. При вступлении судьи устав­ного суда субъекта Федерации в должность он обязан при­нести присягу в присутствии других судей этого суда.

Орган представительной (законодательной) власти субъ­екта Федерации должен избрать (назначить) судей устав­ного суда этого субъекта, хотя и в соответствии с собствен­ным регламентом, но в конкурсном режиме, причем число претендентов должно не менее чем в полтора раза превы­шать количество вакансий.

 Для сложноустроенных субъектов Федерации, где в со­став одного субъекта входят другие (например, для Тюмен­ской области, в состав которой входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), целесообразно со­здавать один объединенный уставной суд. Подход здесь может быть таким:

а) прямо в законе о суде предусматри­вается квота судей от округа, в количественном отношении пропорциональная числу жителей округа в общей числен­ности жителей сложноустроенного субъекта Федерации. По такой схеме для уставного суда Тюменской области (общим числом в 9 судей) квотой для двух округов будет по трое судей;

 б) в законе предписывается периодическая ротация руководства суда, например, в первые 2-3 года председателем суда будет судья от самого сложноустроенного субъекта, а его заместителем - судья по квоте от ок­руга (судьи по квоте от округов), а на следующие 2-3 года (тоже посредством выборов) председатель - судья от окру­га, а заместитель - от сложноустроенного субъекта Феде­рации. И так далее.


Информация о работе «Органы конституционного контроля субъектов Федерации: проблемы организации и деятельности»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 33396
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
53420
0
0

... Суда РФ, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.  Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.  Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично. г) Устность разбирательства.  Разбирательство в заседаниях ...

Скачать
56739
1
2

... Конституции, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. 2.3 Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ   Обсудив проблемы исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов Российской Федерации, можно отметить, что ...

Скачать
48885
0
0

... Кипр); г) особым органом несудебного характера (напр., Конституционный совет во Франции). Российская Федерации выбрала в 1991 г. «австрийскую» модель, сделав конституционный суд единственным органом конституционного контроля. Общие суды, обнаружив при рассмотрения дела несоответствие какого-либо акта Конституции РФ, могут лишь обратится с соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ, отложив ...

Скачать
53722
0
0

... и наступает в особом порядке. Основанием конституционно-правовой ответственности служит прежде всего совершение субъектом конституционно-правовой ответственности конституционно-правового деликта, т.е. деяния (действие или бездействие), которое признается законом противоправным и влечет за собой применение мер конституционно-правовой ответственности. Противоправность выражается в нарушении или ...

0 комментариев


Наверх