2.3. Полномочия в сфере законодательной деятельности
В парламентарных монархиях и республиках (за редким исключением) главе государства принадлежит формально право открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий, а в ряде стран — право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначения внеочередных выборов. Последние полномочия особенно активно используются в Великобритании и Японии.
Однако на практике, а в Японии и согласно Конституции (ст. 7), соответствующие решения принимаются правительством. Сравнительно редко их выносит сам парламент (Швеция)[8].
Правами досрочного роспуска парламента (нижней палаты), созыва чрезвычайных сессий, возвращения законопроекта для повторного обсуждения, передачи его в орган конституционного надзора, законодательной инициативы в конституционной сфере обладает глава государства в республиках со смешанной формой правления. Степень реальности осуществления этих прав хотя и зависит от расстановки сил в парламенте, однако остается в целом значительно более высокой, нежели при парламентарной форме правления.
В странах, в которых глава государства правом созыва и роспуска парламента не обладает (например, в США), это формально мотивируется независимостью законодательной и исполнительной власти в соответствии с принципом разделения властей. На практике и в данной группе стран сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент, используемые главой государства. Одно из них — право вето на законопроекты, вотированные парламентом.
Различают две основные разновидности вето: абсолютное и отлагательное (относительное). Абсолютное вето означает окончательное отклонение главой государства законопроекта, одобренного парламентом. На практике абсолютное вето, признанное в большинстве монархических государств (исключение составляют Япония и Норвегия), в настоящее время не используется. Отлагательное вето представляет собой право главы государства на возвращение переданного ему на подпись законопроекта для повторного обсуждения в парламенте.
Вето обычно распространяется на законопроект в целом. Однако в ряде стран (Франция, Аргентина, Мексика) президент имеет право наложить вето на отдельные статьи и положения законопроекта. Для преодоления отлагательного вето устанавливается, как правило, усложненная процедура. Так, в США право вето, используемое президентом наиболее активно, может быть преодолено лишь в том случае, если законопроект получит повторное одобрение квалифицированного большинства (2/3 голосов) в обеих палатах конгресса.
В Норвегии отлагательное вето, принадлежащее формально королю, может быть преодолено при помощи столь сложной процедуры, что превращает его почти в разновидность абсолютного. Помимо полномочий, позволяющих воздействовать на законодательный процесс в парламенте, глава государства во многих странах пользуется правом издания собственных нормативных актов. В парламентарных монархиях и республиках соответствующие полномочия осуществляются на практике правительством, которое и несет за них ответственность[9].
В странах, где глава государства наделен правительственной властью, он сам издает нормативные акты, которые зачастую не нуждаются в министерской контрасигнации. В середине 80-х годов в США действовало около 12 тыс. нормативных актов, изданных президентом в форме исполнительных приказов.
В некоторых странах конституция строго лимитирует сферу применения парламентского закона. В результате президентский указ все чаще выступает как акт, не основанный на законе, а регламентирующий общественные отношения на равных основаниях с законом. Глава государства, наделенный регламентарной властью, становится важнейшим субъектом нормотворческой деятельности[10].
Исключительно широки законодательные полномочия главы государства в странах с монократическими режимами.
2.4. Внешнеполитические полномочия
Объем внешнеполитических полномочий главы государства определяется действующим законодательством, а уровень и степень их реального осуществления зависят от сложившейся политической практики, обычаев и традиций политической жизни. Постановления, характеризующие статус главы государства в области внешних сношений и конкретизирующие его полномочия, встречаются преимущественно в конституциях, принятых после второй мировой войны. "Президент Республики — записано в Основном законе ФРГ — представляет Федерацию в международных правовых сношениях" (ст. 59). Примерно так же определяется положение монарха в Испании. "Король — гласит Конституция — осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях" (ст. 56)[11].
Несколько более специализированный характер носят правовые нормы, используемые в республиках со смешанной формой правления. Так, согласно французской Конституции, "президент Республики ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их" (ст. 52). Весьма лапидарна Конституция США, которая наделяет президента правом "по совету и с согласия сената" заключать международные договоры и назначать дипломатических и консульских представителей (разд. 2 ст. II). Исключительно широкие полномочия американского президента основаны не на тексте Конституции, а на решениях Верховного суда, резолюциях Конгресса и доктрине "внешнего суверенитета". Последняя исходит из утверждения, что "внешний" суверенитет в отличие от "внутреннего" не является производным от передачи полномочий штатов, а вытекает из акта образования федерации. Поскольку же президент — единоличный носитель федеральной исполнительной власти, а осуществление внешней политики образует ее прерогативу, соответственно руководство внешней политикой отнесено к ведению главы государства.
При установлении реальных внешнеполитических полномочий главы государства нельзя исходить только из конституционного текста. В Основном законе ФРГ они определяются, например, значительно шире, нежели в американской Конституции, хотя действительность прямо противоположна. Решающее значение имеет практика функционирования конституционного механизма. В странах с парламентарными формами правления все полномочия главы государства осуществляются правительством и его руководителем. В республиках со смешанной формой правления в зависимости от расстановки политических сил возможно как единоличное руководство внешней политикой со стороны главы государства, так и определенное разделение полномочий между ним и главой правительства. В президентских республиках глава государства занимает явно доминирующие позиции в области руководства и управления внешними делами.
Таким образом, национальная практика в области осуществления внешнеполитических полномочий отличается значительным разнообразием. Тенденции к концентрации оперативного руководства внешними сношениями противостоит в демократических странах тенденция к сохранению возможности контроля за ее проведением другими высшими органами. Поэтому, даже в президентских республиках, где глава государства располагает обширными полномочиями в области руководства внешней политикой, его возможности в определенной степени лимитированы. Только в странах с монократическими режимами, деспотическим или абсолютистским правлением какое-либо "конкурирующее" участие других государственных органов в осуществлении внешних функций государства практически отсутствует[12].
Действующее законодательство, корректируемое практикой построения и функционирования государственного механизма, позволяет выделить и очертить компетенцию главы государства в сфере внешних сношений. Это, во-первых, верховное представительство страны в международных отношениях. Любое выступление, заявление или акция главы государства, независимо от наличия специальных полномочий, обязывают государство. С
этим же связано и право непосредственного обращения к главам иностранных государств. Это право может осуществляться как путем посланий, так и посредством личных встреч. Практика свидетельствует о том, что все более активный характер приобретают личные контакты, визиты и встречи глав государств, а равно международные форумы с их участием. При выезде главы государства с официальным визитом за рубеж (в некоторых странах, например Мексике, с разрешения парламента) он имеет право на почетную встречу и пользуется особыми льготами и привилегиями.
Во-вторых, глава государства назначает руководителя ведомства иностранных дел и дипломатических представителей страны за рубежом. В США такие назначения производятся формально "по совету и с согласия Сената", в большинстве других стран — по решению правительства. Глава государства скрепляет своей подписью верительные и отзывные грамоты. При нем аккредитируются иностранные дипломатические представители[13].
В-третьих, в ряде стран глава государства дает, указания о подготовке и проведении переговоров, участвует лично в наиболее важных из них и подписывает международные договоры или другие международно-правовые акты. Его обязаны информировать о проведении переговоров и подписании актов, не требующих ратификации.
В США, где весьма распространена практика подписания так называемых исполнительных соглашений, не требующих ратификации Сенатом, президент должен представлять их в определенные сроки Сенату для ознакомления. Глава государства скрепляет своей подписью ратификационные грамоты, однако наиболее важные международные договоры ратифицируются на основе решения парламента (либо одной из палат). В США решение о ратификации принимает только верхняя палата Конгресса квалифицированным большинством в две трети голосов. Во Франции ратификация производится президентом на основе уполномочивающего закона, принимаемого Парламентом.
В-четвертых, к компетенции главы государства во многих странах отнесено объявление войны и заключение мира. Особая значимость этого полномочия привела к тому, что в большинстве стран оно осуществляется на основе решения парламента или правительства. В США право объявлять войну отнесено к компетенции Конгресса. Однако президент, используя свои
полномочия главнокомандующего вооруженными - силами, может отдать приказ об их применении за рубежом без санкции парламента[14].
Согласно совместной резолюции палат, принятой в 1973 году, вооруженные действия, начатые по приказу президента, должны быть прекращены в течение 60 дней с момента представления доклада президентом спикеру Палаты представителей и председателю pro tempore Сената. В исключительных случаях — 90 дней, если конгресс не объявит войну или не примет специальный закон. На практике именно эти полномочия президента используются все чаще при применении вооруженных сил США за пределами страны.
... является прогрессивной и в будущем будет превалировать. Характерными чертами республиканской формы правления являются выборность и срочность полномочий главы государства. Так, в настоящее время для Российской Федерации актуальным является вопрос увеличения сроков полномочий Президента и Государственной Думы. Конституцией Российской Федерации (статьи 81 и 96) установлен 4-летний срок, на который ...
... некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность. Глава III. Полномочия главы государства в обеспечении прав человека и гражданина в РФ § 1. Правотворческая деятельность Президента Российской Федерации как форма обеспечения конституционных прав Многогранная деятельность Президента РФ осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ ...
... правового государства - напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка. 2. Конституционный статус Президента Российской Федерации. В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией и принятыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее ...
... на один годи существенных полномочии не имеет. В ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии – выборный монарх. Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и т.д.) полномочия главы государства принадлежат британскому монарху. но осуществляет их генерал-губернатор – его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа –Новой Гвинее ...
0 комментариев