2. Понятие и особенности преступлений против военной службы

 

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также отдельных граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов за уголовные преступления против установленного порядка прохождения военной службы.

Уголовная ответственность военнослужащих за совершение общеуголовных преступлений наступает на общих основаниях по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Преступлениями против военной службы признаются, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Понятие преступления против военной службы основано на общем определении преступления, сформулированном в ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации. Преступление против военной службы есть общественно опасное деяние, виновно совершенное, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Особенности преступления против военной службы обусловлены спецификой объекта посягательства и его субъекта. Родовым объектом преступлений против военной службы является порядок прохождения военной службы, установленный Конституцией Российской Федерации, законами об обороне, о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих и общевоинскими уставами. Строгое соблюдение этого порядка составляет существо воинской дисциплины и направлено на обеспечение военной безопасности государства.

Конкретное преступление против военной службы непосредственно посягает не на весь порядок прохождения военной службы, а на те или иные стороны (элементы, составные части) этого порядка. По непосредственному объекту строится система составов преступлений против военной службы. Она включает в себя Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 26 июля 2004 г.).:

1) преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений военнослужащих (ст. 332-335 УК РФ);

2) различные виды уклонения от военной службы (ст. 337-339 УК РФ);

3) преступления против порядка несения специальных служб (ст. 340-344 УК РФ);

4) преступления против порядка сбережения военного имущества (ст. 345-348 УК РФ);

5) преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст. 349-352 УК РФ).

Субъектами преступлений против военной службы могут быть граждане Российской Федерации, имеющие статус военнослужащего (ст. 1 и 2 Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 1998 года «О статусе военнослужащих»). К ним относятся военнослужащие, несущие военную службу по призыву либо добровольно (по контракту), а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Началом военной службы для военнослужащих по призыву считается день убытия призванного из военного комиссариата субъекта Федерации к месту прохождения военной службы, для военнослужащих по контракту - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончание военной службы - день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Уголовная ответственность за уклонение гражданина от призыва на военную службу, а также за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы предусмотрена в ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Невоеннослужащие (в том числе гражданский персонал воинских частей и учреждений, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, сотрудники органов внутренних дел и т.п.) не могут быть субъектами (исполнителями) преступлений против военной службы. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Уголовного кодекса Российской Федерации они могут выступать в качестве организаторов, подстрекателей и пособников этих преступлений и нести уголовную ответственность по статьям главы 33 Уголовного кодекса Российской Федерации, как соучастники.

По статьям главы 33 Уголовного кодекса Российской Федерации за преступления против установленного для них порядка прохождения службы, кроме военнослужащих, несут уголовную ответственность военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны и других министерств и ведомств Российской Федерации, призванные в эти отряды с зачетом времени работы в них в срок действительной военной службы.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени (ч. 3 ст. 331 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Составы преступлений против военной службы сформулированы, как материальные (10 составов), и как формальные (9 составов), два как формально-материальные.

Объективную сторону этих преступлений характеризует установленный законом признак - время совершения деяния: время прохождения службы или время прохождения военных сборов.

В военное время либо в боевой обстановке нормы гл. 33 Уголовного кодекса не действуют, уголовная ответственность за преступления против военной службы определяются законодательством Российской Федерации военного времени (ч. 3. ст. 331 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Субъективную сторону преступлений против военной службы, предусмотренных ст.333 -339, 343 -346, характеризует умышленная форма вины; ст.347-352 - неосторожная форма вины; ст.332, 340-342 - и умышленная, и неосторожная.

 

2.1 Преступления против военной службы, посягающие на установленный порядок подчиненности и уставных взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими является единоначалие. Оно заключается в наделении командиров (начальников) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на них персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Приказ, за неисполнение которого установлена уголовная ответственность, представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение. По форме приказ может отдаваться устно, письменно или по техническим средствам. Правом отдачи приказа наделены командиры (начальники) по службе и по воинскому званию.

В Законе о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ст. 37) закреплено требование, что военнослужащему не могут отдаваться приказы, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Командир несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа закону Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

За неисполнение приказа, противоречащего закону или не относящегося к военной службе, подчиненный не несет ответственности. В то же время за умышленное совершение преступления по заведомо незаконному приказу он подлежит ответственности.

В соответствии со ст. 332 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением признается умышленное неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы. Неисполнение приказа по неосторожности может повлечь за собой уголовную ответственность, если оно повлекло тяжкие.

В ст. 333 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность военнослужащих за сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы (например, дежурному, дневальному по подразделению и др.), или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженное с насилием или угрозой его применения.

Сопротивление состоит в воспрепятствовании исполнению начальником или иным лицом возложенных на него обязанностей военной службы (например, сопротивление патрульному наряду при задержании военнослужащего, нарушающего общественный порядок в городе).

Под принуждением понимаются действия, направленные на то, чтобы заставить, понудить начальника или иное лицо нарушить обязанности по военной службе (например, с применением насилия или угрозы заставить командира предоставить краткосрочный отпуск, освободить от выполнения тех или иных обязанностей по службе и т.п.).

Для состава преступления необходимо, чтобы сопротивление или принуждение сопровождалось применением или угрозой применения насилия. При этом ст. 333 Уголовного кодекса РФ охватывается насилие вплоть до причинения тяжкого вреда здоровью.

Квалифицирующими признаками данного уголовного преступления признается совершение деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с применением оружия или с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.

Ответственность подчиненного за насильственные действия в отношении своего начальника без признаков сопротивления или принуждения предусмотрена в ст. 334 Уголовного кодекса РФ. С объективной стороны - это преступление состоит в нанесении побоев или применении иного насилия к начальнику во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей (например, насилие над начальником из мести за отказ в предоставлении отпуска, переводе в другую часть и т.п.).

Квалифицирующими признаками данного преступления также являются совершение деяния группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с применением оружия, с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.

Одним из опасных преступлений против военной службы является нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 Уголовного кодекса РФ).

Под нарушением уставных правил взаимоотношений в ст. 335 Уголовного кодекса РФ понимаются различные виды насилия одних военнослужащих над другими, унижение их чести и достоинства, издевательства над ними, совершаемые, как правило, в целях обеспечения себе облегченных условий службы, привилегированного положения в коллективе, подчинения своей воле сослуживцев, а также из других, в том числе хулиганских, побуждений.

Субъектами такого вида преступления выступают военнослужащие, равные с потерпевшим по служебному положению и воинскому званию или старшие либо младшие по воинскому званию, но не состоящие в отношениях подчиненности.

В качестве квалифицирующих признаков преступления предусмотрены совершение деяния неоднократно, группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с применением оружия, с причинением средней тяжести вреда здоровью, а наступление тяжких последствий является особо квалифицирующим обстоятельством (ч. 2 и 3 ст. 335 Уголовного кодекса РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 26 июля 2004 г.)..

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (так называемая - «дедовщина»), проблема, которая получила название "неуставные взаимоотношения". Во многом ее корни кроются в том, что армия долгое время была закрыта от общества. Сегодня этими проблемами вплотную занимается Комиссия Общественной палаты по контролю над правоохранительными и силовыми структурами. Комиссия внимательно изучает и анализирует положение дел и количество проблем в армии, в милиции, в судопроизводстве, в ФСБ - во всех госструктурах, которые принято называть "силовыми".

Самая активная работа идет по проблемам армии. В ближайшее время Комиссия будет готова предложить Министерству обороны первоначальные шаги и долговременные планы по оздоровлению обстановки в армии.

«Дедовщина» это не просто отношения между сослуживцами - это отношения по поводу власти. Следовательно, «дедовщина» - ни что иное, как суррогатная форма управления в воинских подразделениях.

«Суррогат» в переводе на русский язык означает «заменитель». Что же заменяет собой «дедовщина», т.е. непредусмотренная уставом (стало быть - неуставная) система управления? Ответ подсказывает логика: суррогатная «дедовщина» существует взамен отсутствующей подлинной, регулярной, уставной системы управления. И будет существовать до тех пор, пока на смену ей не придет закрепленный в уставе регламент, основанный на достижениях теории и практики современного управления.

Войска не могут оставаться без управления - иначе они быстро превратятся в вооруженную ватагу людей, которые будут сами себе ставить цели, в том числе и цели-мишени.

Слабость регулярного (при котором управленческие воздействия легитимны и осуществляются «сверху») управления объективно заставляет воинские подразделения переходить в режим самоуправления. Так происходит не только в армии.

Любое сообщество людей, так называемая «социальная группа», если ею перестанут управлять извне, либо перейдет на самоуправление, либо - распадется. Третьего не дано. Почему «дедовщина» значительно преобладает на низовом уровне управления в армии - среди солдат и сержантов? Да потому, что именно там хуже всего обстоит дело с распределением обязанностей, профессиональной подготовкой (компетентностью) и соблюдением нормы управления.

Для искоренения неуставных отношений - «дедовщины» необходимо предпринять ряд безотлагательных мер, направленных на организационно-штатное реформирование вооруженных сил. Не для того, чтобы бездумно увеличить или, напротив, уменьшить их численность. А, прежде всего, чтобы добиться четкого распределения зон профессиональной ответственности (компетенций) внутри воинских частей и подразделений, и устранить имеющиеся нарушения нормы управления. И, конечно же, безусловным приоритетом для армии должна стать воинская профессиональная учеба.



Информация о работе «Преступления против военной службы»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 27736
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
47942
0
0

... В Особенной части исчерпывающим образом даны конкретные составы преступлений (например, ст.105 "Убийство", ст.158 "Кража"). 2. Характеристика преступлений против военной службы 2.1 Понятие и специфика преступлений против военной службы Понятие преступлений против военной службы основано на общем определении преступления, сформулированном в ст.14 УК РФ. Статья 331 УК указывает лишь на ...

Скачать
18076
0
0

... , пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов; Военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ. Субъектами преступлений против военной службы являются и военнопленные, так как в соответствии с Законом "О воинской обязанности и военной службе" нахождение в плену считается исполнением обязанности военной службы, а ...

Скачать
40636
0
0

... науки, образования (внутренние), обороны, интеграции в мировую экономику, сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ (внешние). Глава 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 1.1 ПОНЯТИЕ «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ» Рассматриваемая задача государства не может быть возведена в рамки абсолюта. Она строго подчинена ...

Скачать
51765
0
0

... лет. С четырнадцати лет наступает ответственность лишь за умышленное причинение здоровью тяжкого и средней тяжести вреда (ст. 111, 112 УК РФ). 3. Проблемы квалификации преступлений против жизни и здоровья, совершенных из хулиганских побуждений Недавние изменения Уголовного кодекса РФ вновь приковали внимание правоприменителей к понятию "хулиганский мотив (хулиганские побуждения)". Пленум ...

0 комментариев


Наверх