1.2 Личность преступника и потерпевшего по делам данной категории
Полная и всестороння криминалистическая характеристика разбойного нападения немыслима без сведений раскрывающих личность преступника и его основные черты. Данные о личности содержат следующую информацию: свойства преступника (пол, возраст, нравственный и психологический облик, обладание определенными навыками, преступный опыт); отношения с местом совершения преступления (место жительства, работы, время препровождения). Для преступной группы – взаимоотношения внутри группы.
Основоположником учения о личности преступника считается Г. Гросс, утверждавший, что необходимым условием «точной деятельности судебного следователя является основательное знание человека как основного материала предварительного следствия»[16], он считал, что эффективное расследование преступлений достигается путем изучения личности субъекта, совершившего преступление, и познания самого преступления.
Разбойные нападения относятся к разряду так называемых «мужских преступлений», поскольку для их совершения требуются определенные физические качества, такие как сила, ловкость, выносливость, а также психологические особенности: дерзость и решительность. По данным А.К. Звирбуль, дифференциация преступников совершающих разбойные нападения по основным возрастным категориям следующая: несовершеннолетние – около 10%, лица в возрасте 18 – 25 лет – более 30%, лица в возрасте 26 – 30 лет – около 33%, лица в возрасте 31 – 40 лет – 24%, лица в возрасте 41 год и старше – немногим более 3%. Примерно в 30% случаев лица, совершившие разбойные нападения, воспитывались в семьях, где они постоянно сталкивались с отрицательным поведением родителей, систематическим пьянством, скандалами, проявлениями насилия и жестокости[17].
Важное значение в криминалистическом плане имеет классификация преступников по различным критериям. В качестве основного критерия классификации лиц совершивших анализируемые преступления, как представляется, должен выступать способ совершения ими общественно опасного деяния. Конкретный способ избирается этими лицами исходя из совокупности личностных качеств. Дифференциация лиц совершающих разбойные нападения вытекает из взаимосвязи этих двух элементов криминалистической характеристики и обуславливается устойчивой повторяемостью совершения изучаемой категории преступлений одним и тем же способом.
Исходя из этого, лиц совершивших разбойное нападение, можно классифицировать на следующие группы:
1) лица, ранее не судимые;
2) лица, ранее судимые за различные преступления;
3) лица, ранее судимые за аналогичные преступления.
К первой группе относятся лица, впервые совершившие разбой и ранее не привлекавшиеся к уголовной ответственности. Прежде всего, они совершают преступления, как правило, в нетрезвом состоянии, заранее не готовясь к ним. Осуществляют свои преступные действия эти лица, в основном, в одиночку, под влиянием объективных факторов или, чаще всего, в составе группы, характеризующейся эпизодическими связями. Способ завладения имуществом потерпевшего обычно не связан с применением насилия.
Ко второй группе относятся лица, которые привлекались к уголовной ответственности за различные преступления. Во многих случаях эти лица, освободившись из мест лишения свободы, не смогли адаптироваться в нормальных условиях и стали вести антиобщественный образ жизни. Значительная часть данных лиц не работает и не учится.
Данные лица совершают преступления, как в составе преступной группы, так и в одиночку, преимущественно в состоянии алкогольного опьянения. В ходе непосредственного завладения имуществом данные лица применяют в отношение потерпевшего физическое или психическое насилие. Основная масса преступников этого классификационного типа в возрасте от 18 до 30 лет, которым присущи такие отрицательные черты характера, как агрессивность, дерзость, злобность, эгоизм, корысть и другие. Наличие в прошлом судимости позволяет данным лицам руководствоваться при совершении разбойных нападений опытом своего поведения в аналогичной ситуации, либо преступным опытом других правонарушителей, вместе с которыми они отбывали наказание.[18]
К третьей группе относятся лица, ранее судимые за аналогичные преступления, а также признанные судом особо опасными рецидивистами. Эти лица, как правило, не работающие, характеризуются такими типичными качествами, как садизм, особая дерзость, жестокость и т.п[19]. Они совершают разбои, прежде всего, в силу постоянной антиобщественной направленности, в основном, в составе устойчивой преступной группы, сложившейся на основе старых преступных связей. Эти лица совершают преступления в результате активного поиска жертвы и тщательной подготовки. При возникновении удобного случая совершают разбои и без подготовки. Обладая преступными навыками и опытом, стараются совершить данные общественно опасные посягательства каким – либо одним, хорошо подготовленным и отработанным способом. В число подготовительных мероприятий входит детальное продумывание действий по совершению и сокрытию преступления. При завладении личным имуществом применяют к потерпевшим насилие, не останавливаясь перед нанесением тяжких телесных повреждений. Нередко используют оружие с целью парализовать волю и сопротивление потерпевшего.
Повышенную опасность представляют разбойные нападения совершаемые группой лиц, которые в своем большинстве ориентированы на нападения, на охраняемые помещения, к которым следует относить квартиры, офисы и производственные помещения, обменные пункты валют, магазины, склады, базы на которых складируются товарно – материальные ценности.
Формирование преступных групп и их развитие идет от простых типов к более сложным: случайная группа, группа – компания, организованная группа (банда) и преступное сообщество, включающее в себя несколько групп, функционирующих самостоятельно и специализирующихся по отдельным видам разбойных нападений. Наиболее распространенной и опасной разновидностью разбойных формирований является организованная преступная группа, под которой понимается «устойчивое объединение двух и более лиц с целью совершения одного или нескольких преступлений»[20]. Организационное оформление группы происходит на основе тесной субъективной взаимосвязи и взаимозависимости между ее членами, обладающими преступным опытом. Состав группы постоянен, сплочен, так как соучастники объединены одной целью, в группе существует четкая иерархия с распределением ролей в соответствии с технологией подготовки, совершения и сокрытия разбойных нападений. Сплоченность в группе характеризуется руководством одного (лидера, организатора) или нескольких ее членов (актива, выступающего в качестве мозгового центра) над остальными соучастниками, их подбором и привлечением к совершению разбоев, разработкой способов совершения нападения, подготовкой средств и методов насилия над будущей жертвой.
Высокая степень организованности группы проявляется также в наличии тщательно разработанных планов нападений с четким распределением функции каждого участника группы и порядка их взаимодействия: информаторов, разведчиков, исполнителей, сбытчиков награбленного имущества.
Результаты изучения характеристик лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение разбойных нападений, свидетельствуют о наличии у них антиобщественных взглядов и привычек, устойчивой установки на обогащение именно преступным путем[21].
Преступники понимают, что деньги и ценности на виду в помещениях не лежат, т.е. тайно, при кражах, ценности не всегда удается найти, поэтому при разбое планируют применить к жертвам насилие, пытки. В случае если потерпевшие отказываются выдавать ценности, преступники применяют к жертвам жестокость и вероломство, не смотря на их пол и возраст.
Знание этих отличительных для разбойной группы признаков и критериев поведения соучастников позволяет следователю использовать их для решения тактических задач расследования совершенных ею разбойных нападений.
Другим важным структурным элементом криминалистической характеристики разбойных нападений, является личность потерпевшего, так как сведения о личностях потерпевших имеют важное значение в разработке методики расследования разбойных нападений.
Следует отметить, что не все исследователи включают этот элемент в понятие криминалистической характеристики преступлений. Так, И.Ф. Пантелеев включает в это понятие способы совершения, характеристику типичных следов преступления, применение технических средств, способов сокрытия следов, характеристику преступных навыков и связей лиц, совершивших преступление[22].
На наш взгляд стоит согласится с мнением В.Л. Васильева, что сведения о личности потерпевшего самым непосредственным образом связаны с объектом преступного посягательства, однако эту связь он, полагаем, ошибочно видит лишь в преступлениях против личности, причем потерпевший выступает как элемент объекта преступного посягательства[23].
Большая часть потерпевших являются представителями женского пола (как взрослые, так и несовершеннолетние), и меньшая часть – мужского пола. Это можно объяснить тем, что представительницы женского пола уделяют много внимания своему внешнему виду и приобретают дорогостоящее имущество, например ювелирные изделия и украшения, норковые шапки, дубленки, кожаные сумки и т.д.; при нападении они не могут оказать активного сопротивления преступникам и преследовать разбойника с целью его задержания с похищенным.
Основу отношений между потерпевшими и преступниками при разбойных нападениях составляют случайные, кратковременные связи, которые возникали непосредственно перед совершением преступления. В большинстве из низ потерпевшие и преступники ранее не были знакомы. В остальных случаях потерпевшие и преступники знакомились по инициативе последних непосредственно перед совершением разбоя или отношения между ними можно определить как отношения малознакомых людей, поскольку потерпевшие знали преступников как жителей определенного микрорайона, района, города[24]. Большое значение в криминалистическом аспекте имеет классификация потерпевших в зависимости от характера поведения и особенностей их личностных качеств. По данным критериям потерпевших можно разделить на три группы.
В первую группу входят лица с положительным поведением и характерологическими качествами и свойствами. Потерпевшие данной группы чаще всего с лицами, совершающими разбойное нападение не были знакомы, находились в нормальном состоянии и оказывали сопротивление.
Во вторую группу можно отнести лиц с нейтральным, не провоцирующим поведением, но создающим благоприятные условия для совершения в отношении их разбоя. К таким потерпевшим можно отнести, например, женщин с малолетними детьми, престарелых, больных, которые в силу преклонного возраста, состояния здоровья или невозможности оставить ребенка без присмотра не могут оказать преступникам активного сопротивления, и последние используют указанные факторы для совершения преступлений.
В третью группу относятся потерпевшие виктимного поведения, которое имеет провоцирующий, «толчковый» характер. Виктимное поведение указанной группы потерпевших по данной категории преступлений проявляется в том, что эти лица распивали спиртные напитки с незнакомыми и малознакомыми людьми у торговых ларьков, в парках, скверах, и т.п.[25]; находились на улице в состоянии алкогольного опьянения; доверительно относились к незнакомым лицам, обращавшимся к ним с какой – либо просьбой; провоцировали демонстрацией посторонним дорогостоящих вещей. Вышеперечисленное свидетельствует о том, что потерпевшие сами создают условия, способствующие совершению разбоев. Так возле киоска «Мороженное» расположенного по адресу ул. Малахова 73 г. Баранаул к гражданину Ерошкину подошли гражданин Леухин и гражданин Назаров с просьбой помочь вытолкать их автомобиль из сугроба, поверив им, Ерошкин пошел вслед за ними в соседний двор, где в отношении него было совершено разбойное нападение[26].
Так же следует выделить классификацию потерпевших при совершении разбойных нападений на охраняемые помещения.
Первую группу составляют граждане, образ жизни, поступки и черты, личности которых содержат в себе повод к нападению на их предприятия, склады или жилище. Обычно это может выражаться в форме аморального поведения, т.е. в бравировании обеспеченностью и в разгульном образе жизни.
Во вторую группу включаются лица, виктимное поведение которых проявляется в форме непринятия должных мер предосторожности к охране склада, офиса, жилища, предприятия, обменного пункта валюты, магазина и находящегося в нем имущества. Это проявляется в излишней доверчивости к незнакомым людям, особенно в сфере бизнеса, в организации пунктов обмена валют в неприспособленных для этого помещениях – в зданиях магазинов, на вокзалах, рынках.
Третью группу составляют граждане, которые в силу своего социального статуса или иной характеристики предрасположены стать жертвой разбойного нападения. К ним относятся коммерсанты, работники торговли, «челноки», часто бывающие за границей, иностранцы, проживающие в республиках бывшего СССР и занимающиеся бизнесом.
В зависимости от того, к какой категории относится потерпевший, решается вопрос о совпадении его интересов с интересами следствия. Общеизвестно, что латентность в отношении участников предпринимательской деятельности крайне высока. Это связано с тем, что потерпевшие, стремясь уйти от контактов с налоговой службой, опасаются возможного их привлечения к ответственности и не стремятся обращаться в правоохранительные органы, опасаясь насилия со стороны преступников[27]. Это обуславливает поведение потерпевшего на следствии: из союзника следователя он может превратиться в его противника. В последнем случае на его допросах возможны конфликтные ситуации, в результате чего не все обстоятельства произошедшего события будут им освещены правдиво.
Использование в расследовании различных сведений о потерпевшем (социальных, физиологических, психических) еще не говорит об их собственно криминалистической характеристике и о том, что все они являются предметом изучения в методике расследования преступлений[28]. Предметом методики будут те из них, которые несут о личности потерпевшего доказательственную и тактическую информацию в пределах криминалистической характеристики преступлений.
На наш взгляд потерпевший всегда находится с преступником в специфических связях в системе «преступник – жертва» и ему причиняется моральный, имущественный и физический вред, то в криминалистической характеристике следовало бы наиболее полно отражать сведения об общих и отдельных чертах поведения такого лица и о характеристике причиненного ему вреда в типичных ситуациях преступления, например, чем она вызвана, какова реакция потерпевшего на эту ситуацию, в чем она проявилась, каковы вид и признаки причиненного вреда.
... мероприятий, подробно о которых будет изложено в следующей главе. Глава 3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЙНЫХ НАПАДЕНИЙ 3.1. Типичные следственные ситуации и версии первоначального этапа расследования дел данной категории. Круг первоначальных следственных действий и ...
... утверждал, что М. прекрасно слышал его слова, после которых ускорил свой шаг. В ходе очной ставки данные противоречие были устранены, и М. предъявлено обвинение в совершении грабежа[9]. При расследовании разбоя в предмет доказывания входят обстоятельства, связанные с причинением насилия или угроз его причинения: вред здоровью, локализация и характер телесных повреждений, орудие причинения вреда ...
... либо различии группы крови, иных выделений организма, а также волос, изъятых с места происшествия, с соответствующими образцами, полученными у подозреваемых. На последующем этапе расследования грабежей и разбойных нападений проводятся также предъявление для опознания, проверка показаний на месте и некоторые другие следственные действия. Если во время грабежа похищают предметы, имеющие особую ...
... частиц взломанной преграды также указывает на инсценирование кражи. Разоблачить инсценировку взлома можно путем сопоставления размеров проделанного якобы вором отверстия с объемом похищенных вором предметов. Разоблачению инсценировок краж со взломом способствует так же учет противоестественного размещения пролома. Например, отверстие в стене находится на такой высоте от земли, что пробить его с ...
0 комментариев