4. Военная реформа
Военная реформа — одно из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695 — 1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I — Преображенский, Семеновский и Бутырский.
Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. (Однако их отдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г.) В 1713 г. прекратили свое существование полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.
С 1699 г. началось формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, давших 284 тыс. солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.
Управление армией в начале XVIII в. осуществляли Разрядный приказ и Приказ военных дел, созданный для руководства полками «нового строя». Были упразднены Иноземский и Рейтарский приказы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии (1700) и Провиантский (1700). Стрельцами ведал Приказ земских дел.
После создания Сената часть военного управления перешла к нему, часть — к Военной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Централизация военного управления завершилась созданием Военной коллегии (1719) и Адмиралтейства (1718). В 1719 г. введен изданный в 1716 г. Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав.
5. Образование Синода. Духовный регламент
Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу ХVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Образование Синода в 1721 году завершало процесс подчинения духовной власти светской и являлось важнейшей вехой в становлении абсолютизма. Петр прекрасно знал историю борьбы за власть своего отца с патриархом Никоном, ему также было известно отношение Духовенства к его преобразованиям. В это время патриархом в России был Адриан. Петр знал взгляды Адриана на роль церкви в государстве: «…царство власть имеет только на земле, между людьми… священство же власть имеет и на земле, и на небе». Отношения между Петром и патриархом были явно натянутыми. Петр отлично понимал стремление церкви починить себе светскую власть – это и обусловило те мероприятия , которые были проведены в этой сфере.
В 1700 году умер патриарх Андриан, но царь не спешил с избранием нового патриарха. Руководство делами церкви было передано рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, его объявили блюстителем патриаршего престола. Хоть в лице Яворского Петр и не видел в лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступал против политики Петра.
Стефан Яворский по-прежнему должен был созывать на советы епископов – «освященный соборы», но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 году Монастырскому приказу. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. Доходы, полученные от хозяйственной деятельности монастырей и других церковных учреждений, шли в основном на государственные нужды. Так, с 1701 по 1711 годы казна получила с монастырских вотчин свыше 1 миллиона рублей. Одновременно государство ограничивало число монахов, запрещало им переход из одного монастыря в другой. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.[3]
Наконец, 25 января 1721 года Петр утвердил Духовный регламент, согласно которому была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. «… Уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое по следующем зде регламенте имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелевает всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским имети сие за важное и сильное правительство, и у него крайния дел духовным управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушаться во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих коллегий…».[4] Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью был образован Святейший правительствующий Синод. Он был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входили двенадцать человек. Возглавлял Синод президент, два вице-президента, четыре советника и пять ассесоров. В 1722 году эти названия были изменены.
Президентом Синода Петр оставил престарелого местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, уже неспособного выполнять свои патриаршеские обязанности; к тому же через год он умер. Фактическим руководителем Синода был его вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович – правая рука царя в церковных преобразованиях. Прокопович сочинил регламент Синода – Духовный регламент, а также участвовал в составлении важнейших указов, относившихся к церковным и монастырским делам.[5]
Духовный регламент установил, что членов Правительствующего Синода назначает царь, и тем самым приравнял их к чиновникам прочих светских учреждений. Они, как и все чиновники, приносили присягу на верность государю и обязывались безоговорочно выполнять все его повеления. Церковным иерархам предписывалось «в мирские дела и обряды не входить ни для чего». Тем самым пресекались притязания духовенства на светскую власть. Ради «государственного интереса» нарушалась тайна исповеди. Синодский указ 1722года в соответствии с устным повелением Петра обязывал всех священников, выяснивших намерение исповедовавшегося совершить «измену или бунт», немедленно доложить об этом властям.
Духовный регламент примечателен еще и тем, что он обосновывает преимущества Синода как коллегиальной формы правления перед патриаршеством, то есть единоличным правлением: «…сие правление соборное и всегдашнее, и аки всегдашний Синод, или синедрион, совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в государстве монаршеском, яковое есть наше Российское». Другое преимущество Синода состоит в том, что «вящше ко уверению и повиновению преклоняет приговор соборный, нежели единоличный указ».
В 1722 году церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах. Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни “белых“ ни ”черных“ монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься: столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и другим – всем тем, что не было противопоказано монашеству.
Создание такого вида управления и организации церкви сам Петр объяснил следующим образом: «От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...». Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла
Заключение
В результате Петровских реформ к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника – Боярской думы.
Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".
Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Возникшие в разное время приказы сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении – все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
К выработке регламентов были привлечены иностранные правоведы, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.
Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722).
Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром 1 титула императора и наименования "Великий".
К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация. Новая государственная машина в целом работала гораздо эффективнее старой.
Реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената – в центре до воеводской канцелярии – в уездах.
Список использованной литературы:
1. Анисимов Е.В. “Время петровских реформ.” – Л.: Лениздат,1989
2. Баггер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. Москва. «Прогресс», 1985
3. Богословский М. Петр Великий и его реформа. Москва. Издание Центрального Товарищества «Кооперативное Издательство», 1920
4. Государственные учреждения России в XVIII веке (Законодательные материалы): Справочное пособие. М.: «Наука», 1960
5. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М.: Юристъ, 1999
6. История государственного управления в России: Учебник /Отв.ред. В.Г.Игнатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005
7. История отечественного государства и права. Ч. 1: Учебник/Под ред. Проф. О.И. Чистяковой.- М.: Издательство БЕК,1999
8. Павленко Н.И. “Пётр I и его время” – М.: Просвещение, 1989
9. Россия в период реформ Петра I. Ответственный редактор Н.И. Павленко. Москва: Изд-во «Наука», 1973
10. Стешенко Л.А., Софроненко К.А. “Государственный строй в России в первой четверти ХVIII в” – М. 1973
11. Цечоев В.К. История государства и права России с древнейших времен до 1861 г.: Учебник– Ростов н/Д: Феникс, 2000
[1] Павленко Н. И. В защиту Петра Великого: Роль реформ в развитии России // Политическое образование. 1989. № 15. С. 93.
[2] Российское законодательство X-XX веков. В 9 томах. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. - М.: Юридическая литература, 1986. С. 337.
[3] Буганов В. И. Указ. соч. С. 67.
[4] Письма и бумаги императора Петра Великого. С. 128.
[5] Кулюгин А. М. Энциклопедия российских царей. М., 2001. С. 360.
... сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне. Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: - создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; - ...
... когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра ...
... стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение. В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была ...
... достигается с помощью усовершенствованныхзаконов и претворяющих их в жизнь учреждений. Петр I полностью разделял эти идеи,отсюда и становится понятнымто значение,которое он придавал реформе государственного аппарата. Петр I исходя из традиционных представлений о роли самодержца вРоссии,придавал огромное значение писанному законодательству.Он счи-тал,что "правильный" закон,вовремя изданный и ...
0 комментариев