3. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В СООТНОШЕНИИ СО СФЕРОЙ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Международное гуманитарное право и право прав человека имеют различную материальную сферу применения и различную сферу применения в отношении лиц. Сравнение сфер применения дает возможность обозначить как некоторые различия между этими отраслями права, так и их взаимодополняемость.
Материальная сфера применения международного гуманитарного права заключается в том, что оно применяется только в случае вооруженного конфликта. В случае международного вооруженного конфликта применяются четыре Женевские конвенции и Дополнительный протокол I.
В случае вооруженного конфликта немеждународного характера, достигшего определенной степени интенсивности, применяется Дополнительный протокол II и статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, которые содержат комплекс довольно подробно разработанных норм. Вооруженные конфликты этого типа - это конфликты, «происходящие на территории какой- либо Высокой Договаривающейся Стороны, между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол».
Если конфликт не достигает такой степени интенсивности, но, тем не менее, является внутренним вооруженным конфликтом, применяется только статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, которая предусматривает минимальные нормы, применяемые в случае вооруженного конфликта.
Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, предусматривает:
- во-первых, гуманное обращение с лицами, которые не участвуют в военных действиях, что подразумевает:
1) запрещение посягательств на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийства и пытки;
2) запрет на взятие заложников;
3) запрещение посягательств на человеческое достоинство, в частности оскорбительного и унижающего обращения;
4) запрещение осуждения и применения наказания без судебного разбирательства, проведенного при соблюдении судебных гарантий;
- во-вторых, оказание помощи раненым.
Так как международное гуманитарное право по своей природе предназначено для применения в условиях вооруженного конфликта, оно не содержит общей оговорки о возможности отступления от обязательств в отношении ряда прав, которая применялась бы в случае войны.
Международное право прав человека применяется, в принципе, в любое время, т. е. как в мирное время, так и во время войны. Большинство международных договоров по правам человека предусматривают положения, позволяющие государствам принимать меры в отступление от своих обязательств в отношении ряда прав в чрезвычайных ситуациях, например во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации. Следовательно, применение многих прав человека возможно лишь вне таких чрезвычайных ситуаций. Тем не менее, от обязательств по некоторым правам человека.
В «неизменное ядро» прав человека, от обязательств по которым нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, не входит целый ряд норм, которые предусматриваются международным гуманитарным правом и которые, следовательно, будут применяться даже в отдельных чрезвычайных ситуациях, возникновение которых само по себе может служить основанием для отступления от тех же обязательств по правам человека, например, во время войны. Речь идет, в частности, об обязательстве предоставлять защиту и оказывать помощь раненым, ограничениях на применение силы органами безопасности и охраны правопорядка, о судебных гарантиях.
Сфера применения в отношении лиц заключается в том, что международное право прав человека применяется ко всем людям. Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает обязательство государств обеспечивать защиту всех лиц, находящихся под их юрисдикцией.
Международное гуманитарное право, по всей видимости, имеет более узкую сферу применения в отношении лиц. Тем не менее, данный вопрос заслуживает более подробного рассмотрения. Большинство норм, применяемых в случае международного вооруженного конфликта, касается лишь «покровительствуемых лиц», а к ним не относятся лица, находящиеся во власти государства, гражданами которого они являются. Вместе с тем нормы, применяемые в случае внутреннего вооруженного конфликта, устанавливают обязательства государства в отношении его собственных граждан. Кроме того, необходимо напомнить, что обязательство предоставлять защиту и помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение распространяется на всех этих лиц, независимо от того, к какой стороне они принадлежат.
Наконец, исключительно важные «основные гарантии», предусмотренные статьей 75 Дополнительного протокола I, предоставляются всем лицам, которые затронуты международным вооруженным конфликтом и которые не пользуются более благоприятным обращением в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительным протоколом I, в том числе лицам, находящимся во власти государства, гражданами которого они являются.
Следует также отметить, что право прав человека традиционно предусматривает гарантии защиты человека от неправомерных действий официальных властей и должностных лиц государства. За некоторыми исключениями право прав человека не защищает человека от действий других лиц. Несколько иной подход принят в международном гуманитарном праве.
Достаточно упомянуть, что некоторые нормы этого права специально предусмотрены для ситуаций внутреннего вооруженного конфликта и устанавливают обязательства, гарантирующие соблюдение прав лиц не только официальными властями и силовыми структурами государства, но также и противостоящими им антиправительственными силами или силами оппозиции.
Таким образом, сфера применения международного гуманитарного права и права прав человека разграничивается. Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта, а международное право прав человека – как в мирное, так и в военное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, у истоков возникновения международного гуманитарного права стоит Женевская конвенция 1864 года. Однако сам термин «международное гуманитарное право» возник гораздо позднее, а именно в 50-х годах XX века, и впервые был предложен известным швейцарским юристом Жаном Пикте.
Отдельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами, т.е. физические лица приобретают специальные правовые статусы. Поэтому можно говорить о том, что «право вооруженных конфликтов» состоит главным образом из норм, имеющих «главную прописку» в других отраслях международного права.
Международное гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответственности индивидов за преступления международного характера и т.д.)
Международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации : (принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 1. – Ст. 1.
2. Всеобщая декларация прав человека 1948 года // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 - 20.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
4. Американская конвенция прав человека 1969 года // Международные акты о правах человека. Сборник документов.- М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. С. 720 - 736.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года //
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 470 - 482.
6. Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 42-54, 83 - 91.
7. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 – 20, 58-80.
8. Жеребцов А. Н. «Международное Гуманитарное право». Курс лекций. Краснодар. 1998.
9. Права человека и вооруженные конфликты: Учеб. для вузов / Под ред. В.А. Карташкина. М., 2001.
10. Международное публичное право: Учеб. / Под ред. К.А. Бекяшева. 3-е изд., доп. М., 2004.
11. Международное право: Учеб. / Под ред. Ю.М. Колосова и Э.С. Кривчиковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
12. Международное право: Учеб. / Под ред. Л.Н. Шестакова. М., 2005.
13. Ледях И.А. Принципы и нормы международного гуманитарного права - консолидирующая основа защиты прав человека в вооруженных конфликтах // Права человека и процессы глобализации современного мира / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2005.
[1] Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 470 - 482.
[2] "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
[3] Международные акты о правах человека. Сборник документов.- М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. С. 720 - 736.
[4] Жеребцов А. Н. «Международное Гуманитарное право». Курс лекций. Краснодар. 1998. С. 42-43.
[5] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 - 20.
[6] Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 58 - 80.
[7] Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 83 - 91.
[8] Документ опубликован не был.
[9] Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 42 - 54.
... РФ, представляет наибольший интерес, в связи с вступлением в Совет Европы, анализ Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека[3], где в первом разделе (ст. 2-13) содержатся права и свободы, подлежащие международной защите, а именно: - право на жизнь; - запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; - запрещение рабства, ...
... гарантий. Социальная роль государства закреплена в ст. 7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации. Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию, среди которых выделяются следующие: 1) законодательное закрепление таких условий экономической дея ...
... вине отдельных органов исполнительной власти. Со вступлением в силу 1 ноября 1998 г. Протокола №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод была осуществлена реформа механизмов защиты прав человека в Европе. Новый единый Европейский Суд по правам человека заменил два ранее действовавших органа надзора – Европейскую Комиссию по правам человека и Европейский Суд по правам ...
... обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи. Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы ...
0 комментариев