1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО

Решение современных проблем экономики, и в первую очередь восстановле­ние производства и налаживание воспроизводственного цикла, использование возможностей НТП в условиях многоукладного хозяйства и разнообразия форм собственности, меняет задачи и способы государственного воздействия на эконо­мические процессы. При этом следует учесть, что сама экономика, не представляющая слаженной единой системы, элементы которой находятся в состоянии диалектического противоборства, не пассивна к государственному механизму и его возможностям влиять на ее собственное развитие. Отдельные элементы экономики, в частности современный финансовый капитал, активно стремятся к использованию государственных рычагов в своих интересах. Неизбежно возникают импульсы захвата власти, в том числе и коррумпирован­ными силами, что вносит осложнения в организацию и деятельность государст­венного механизма, который и сам имеет немало внутренних противоречий и

Тема налаживания взаимодействия экономики и государства повторяет­ся постоянно. Это процесс, нуждающийся в непрерывной отладке.

Стагнация экономики СССР 80-х годов, консерватизм политической системы, другие факторы обусловили одновременное движение в обостренной форме экономических и политических реформ. Экономика и политика утратили взаимо­поддерживающие связи. Результат – взрыв и экономической, и политической систем, неуправляемость основными процессами.

Политика в силу слабых целевых установок и ориентиров, разлаженности правовых и организационных механизмов не стала ведущей и поддерживающей силой экономических преобразований. Процесс начался, но идеологическая и организационная его основы оказались несостоятельными. Нарушение законо­мерных связей политики и экономики – главная причина сложившейся ситуации к началу 90-годов не только в России, но и в других странах Восточной Европы.

Понимание несостоятельности политической системы в условиях стагнации экономики породило на первых порах разрушительные симптомы. Отрицание советской формы организации представительства интересов населения и страны в целом повлекло противопоставление законодательной и исполнительной влас­тей, формирование последней по признаку "новизны" состава органов, смешение функций законодательной и исполнительной властей. Это – симптомы перво­начального, скорее рефлекторного ответа на глубинные процессы, преобразу­ющие общество и его организацию на рубеже нового столетия.

Отрезвляющим моментом является осознание значения потери государствен­ности, общего для многонационального народа страны организующего начала. Поспешность создания "своей" государственности бывшими республиками СССР и автономий РСФСР, оснащение их внешней атрибутикой государств не снимают проблемы определения функционального назначения современного государства, его роли в организации развития общества.

В политико-юридической литературе отсутствует единообразное понимание власти. Это не только вытекает из многозначности самого термина власть, но и обусловлено различ­ными философско-методологическими подходами к данному явлению. Власть – сложное, многосто­роннее явление, проявляющееся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т. д.

Для анализа власти необходимо выбрать одно из определений в качестве стержневого системообразующего, опираясь на кото­рое можно было бы свести в единую структуру (идеальную модель) все моменты, стороны, признаки, методы существования и функциони­рования власти.

Таким исходным могло бы стать определение власти как функции любой формальной или неформальной человеческой группы и обще­ства в целом. «Общество,– писал Ф. Энгельс,– порождает извест­ные общие функции, без которых не может обойтись. Предназначен­ные для этого люди образуют новую отрасль разделения труда вну­три общества. Вместе с тем они приобретают особые интересы также и в противоположность тем, кто их уполномочил: они становятся само­стоятельными по отношению к ним и появляется государство».1

Коль скоро рождаются и существуют общественные функции, необходим и носитель этих функций – субъект власти. Носителем, субъектом политической власти является, прежде всего, государство, его органы и иные политические институты, формирующиеся из людей.

Каждая общественная функция проявляется в человеческой дея­тельности. Власть проявляется в деятельности субъектов власти, но­сящей различный характер.

Каждая общественная функция, а значит, и власть, имеет свой объект воздействия. В качестве такого объекта выступают общест­венные отношения. Так как последние выражаются только в по­ведении, действиях людей, то объектом власти и являются в конеч­ном счете другие люди, подчиненные власти. В ходе функционирова­ния власти неизбежно возникают особые отношения между властвую­щим и подвластным субъектами (властеотношения). В этих властеотношениях происходит навязывание воли властвующего воле подвла­стного. Эти две воли могут совпадать и не совпадать. Для навязы­вания своей воли властвующий должен обладать определенным арсе­налом средств, методов и способов, определенной силой.

Всякая деятельность в обществе, отношения регламентируются социальными нормами. Это относится и к властной деятельности, властеотношениям. В их основе лежит определенная нормативная система. Так, в результате определенного упрощения, огрубления действитель­ности путем абстракции, идеализации создается идеальная теорети­ческая модель (структура) власти. Ее необходимыми элементами яв­ляются: субъект власти, объект власти, властеотношения, деятельность властвующих, формы, методы и способы властной деятельности; и со­циальная нормы, ее регламентирующие.

В бесклассовом, родовом строе субъектом, носителем власти явля­ется общество, все его взрослые члены, конституирующиеся в родовое собрание. Но уже и здесь мы видим отдельных носителей власти (ста­рейшины, военные начальники). В государственно-организованном обществе происходит институционализация власти, создаются ее спе­циальные институты (система органов государства), выделяется осо­бая группа людей, осуществляющих власть и составляющих людской субстрат этих институтов. Выделение таких людей есть следствие по­рождения обществом необходимых управленческих и иных функций, т. е. разделения труда. С выделением из общества субъектов власти управление начинает осуществляться на функциональной основе.

Власть проявляется в отношениях, в которых властвующий субъ­ект подчиняет себе волю подвластного, направляет (модифицирует) поведение последнего. Властвующий и подвластный четко разделены. Очевидно, что речь идет о конкретных субъектах власти и подчинения, о конкретных властеотношениях. На макроуровне в масштабах обще­ства властвующий (управляющий) и подвластный (управляемый) мо­гут совпадать в одном субъекте (народ) или не совпадать (правящая элита и народ). Совпадение в одном субъекте властвующего и под­властного имеет место в демократическом обществе, где народ не толь­ко объект, но и субъект власти, источник власти и суверенитета. Не­совпадение субъекта и объекта власти имеет место в тоталитарном об­ществе, когда она узурпируется узкой элитой правящих.

Государственная власть осуществляется путем приня­тия правовых решений нормативного индивидуального характера, опирающихся на принуждение, а так же с ис­пользованием рекомендаций, советов, пожеланий, призывов, не являю­щимися по своей природе правовыми средствами (мягкий способ). Мягкими являются и некоторые правовые способы осуществления власти, когда государ­ство не использует жесткие обязательные предписания, и признает свободу действий подвластных субъектов, ставя ей определенные пра­вовые рамки, призванные оградить других лиц от произвольных дей­ствий. К числу мягких способов осуществления власти относятся и такие, как обещания и взятые на себя обязательства вознаграждения за определенную деятельность (премии, награды, установление раз­личного рода льгот–налоговых, трудовых, пенсионных и т. п.).

Каждое явление в природе и обществе имеет свое основание, это относится и к власти. Общество порождает необ­ходимые властные функции, поскольку в самом обществе имеются для этого основания. К их числу относятся экономическая и социальная структуры общества, требующие определенного порядка и согласо­ванности их элементов.

Экономическая основа власти коренится в общественном харак­тере производства, требующем порядка, устойчивости экономических отношений, ограждения их от произвола отдельных лиц. Это положе­ние достаточно обосновано в литературе, как и то, что: социальная сущность и характер власти с точки зрения ее демократизма зависят от форм собственности и способов распределения. Монопольная госу­дарственная собственность неизбежно требует" централизованного распределения, а значит, и создания бюрократической системы управ­ления. Появляются также дистрибуторы (распределители), функцио­нирование которых обеспечивается и охраняется деятельностью всех остальных государственных органов (должностных лиц). В результа­те складывается тоталитарный, всеохватывающий механизм власти. Плюрализм собственности и ее субъектов ведет к плюрализму управ­ленческих и дистрибутивных, а в конечном счете и политических от­ношений. Не случайно политические перемены в наших условиях со­провождаются реформой собственности и распределения.

Социальная основа власти коренится в расслоении социального ор­ганизма на классы и иные социальные группы, с различными, часта не совпадающими или даже противоречивыми интересами. Коллизии интересов возможны в любом обществе. Власть необходима для того, чтобы привести эти интересы к какому-то общему знаменателю (до­стичь консенсуса), отдать при необходимости предпочтение общезна­чимым интересам, в ряде случаев поддержать и охранить интересы меньшинства, а также разрешить в случае необходимости конфликты членов социума.

Вопросы о социальной основе и о социальном источнике и легити­мации власти тесно связаны. Общество – это не только совокупность нескольких поколений людей, но и система различных отношений (эко­номических, политических, нравственных, семейных и т. п.). В этом плане оно–основа, первопричина, порождающая власть. Однако можно выделить основу власти в более узком смысле как ее источ­ника. Демократические доктрины и политические документы совре­менности в качестве источника власти рассматривают народ. Эта идея заложена в конституциях многих современных государств, где она обычно выражается в словах «власть принадлежит народу», «народ является источником власти». Первым в истории подобным политиче­ским актом стала Декларация прав человека и гражданина, провоз­глашенная Учредительным собранием Франции в 1789 г. В ст. 3 этого документа сказано: «Источник суверенной власти заключается исклю­чительно в нации». В основе суверенитета государственной власти Де­кларация видит национальный суверенитет. Конституции Франции 1598 г., Испании 1978 г. говорят о национальном суверенитете, кото­рый принадлежит народу; Конституция Италии 1947 г. провозглаша­ет суверенитет народа, а Греции (1975 г.)–народный суверенитет. Из идеи народного суверенитета исходят и ныне действующие в на­шей стране конституции, а также Декларации о суверенитете респуб­лик.

 То же самое можно сказать о международных политико-юриди­ческих документах. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 1), Декларация о предоставлении незави­симости колониальным народам 1960 г. (ст. 2) провозглашают право на самоопределение народов, право свободно устанавливать свой по­литический статус. Документ Копенгагенского совещания Конферен­ции по человеческому измерению Совета по безопасности и сотрудни­честву в Европе использует термин «основа власти», рассматривая в качестве таковой волю народа.1

Не только в доктрине, но и в политической практике, отраженной в соответствующих документах, наблюдается сдвиг от национального к народному суверенитету. Это вызвано тем, что социальная основа власти шире, наблюдается отход от признания ее мононациональной и движение к многонациональной основе, в большей степени отража­ющей состояние современного общества. Провозглашение в полити­ческих документах, Декларациях (в том числе о суверенитете), кон­ституциях принципа национального суверенитета (одной нации) и про­ведение его на практике ведут к ограничению прав представителей других наций и чревато конфликтами. А это не только противоречит международно-правовым документам, но и может привести к кризису власти, становлению национально-авторитарных режимов.

Провозглашение суверенитета народа, даже и в конституциях, – лишь заявление о необходимости его реализации. Государственная власть (суверенитет) осуществля­ется системой органов государства. Народный же суверенитет стано­вится государственным при условии легитимации государственной вла­сти. Законной и социально обоснованной является лишь легитимная власть. Она основана на определенной системе норм и принципов, принятых в соответствующем объединении людей (формальной или неформальной группе) или во всем обществе. Так, власть отца основана на нормах морали, религиозного иерарха – на догматах веры, органа общественной организации – на действующих в ней правилах. Государственная власть легитимируется нормами пра­ва. Например, власть монарха основывается на правовых обычаях, законах о престолонаследии или конституции.

Власть экономически, социально, юридически, нравственно обосно­ванная и эффективно действующая, утверждающая ценности, приня­тые в обществе, становится в его глазах авторитетной. Авторитет власти облегчает ее действие, минимизирует необходимость государст­венного принуждения, стабилизирует общество, способствует дости­жению его целей.



Информация о работе «Сущность и типология государств»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 70978
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
74679
0
0

... возможность развития в данной теории признаков монизма - жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу. Таким образом, цивилизационный подход к типологии государства, также как и формационный нуждается в тщательной доработке, дополнении и усовершенствовании.   Заключение Соотношение формационного и цивилизационного подходов в современном мире. Рассматривая вопрос о ...

Скачать
45101
0
0

... науки оно выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Согласно формационной теории, в отличии от перечисленных выше типов государств, социалистическое государство выявляет свою сущность в следующих чертах: 1.      Экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая ...

Скачать
36487
0
0

... "совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы"[5] . 2.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода. Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют с ...

Скачать
34819
0
0

... и политического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь. 1. Происхождение и сущность государства 1.1 Первобытное общество: экономическая основа, общественная власть При анализе всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить его историческое происхождение ( ...

0 комментариев


Наверх