2.1 Правовое регулирование предвыборной агитации

Обсуждая вопросы организации избирательной кампании нельзя не остановиться на проблеме обеспечения законности предвыборной агитации. В условиях состязательности кандидатов предвыборная агитация играет особую роль. Не всякий раз агитация как «за», так и «против» воспринимается однозначно. В частности, А.И. Ковлер отмечает, что «до четверти голосующих избирателей принимают решение в самый последний день, до 10 процентов испытывают «шок кабины голосования», радикально меняя уже при заполнении бюллетеня, казалось бы, выношенное решение». Однако практически все кандидаты прибегают к самым различным средствам информационного воздействия на избирателя. Предвыборная агитация - наиболее политизированная часть избирательной кампании. Именно в период проведения предвыборной агитации резко сталкиваются интересы различных политических сил, обостряется борьба за голоса избирателей. Поэтому предвыборная агитация - самый чувствительный нерв всей избирательной кампании. Причем нередко накал страстей достигает такого уровня, что действующим лицам избирательных кампаний удержаться в дозволенных законом рамках проведения предвыборной агитации бывает крайне затруднительно.

Первое на что хотелось бы обратить внимание - это отсутствие четкого определения предвыборной агитации. Федеральный закон от 19.09.97 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации" в редакции от 10 июля 2001 года определяет предвыборную агитацию как деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них (часть 4 статьи 2). Вместе с тем остается неясным, по каким причинам за рамками законодательной конструкции предвыборной агитации осталась деятельность, имеющая своей целью побудить или побуждающая избирателей к отказу от участия в выборах. Вследствие этого призывы и действия, по различным причинам направленные на бойкот выборов как таковых, не могут быть с формально юридической точки зрения расценены как предвыборная агитация. По нашему мнению, это серьезное упущение федерального законодательства, поскольку подобные действия фактически исключаются из орбиты правового регулирования и тем самым создается благоприятная почва для проявления злоупотреблений в данной сфере.

Поэтому крайне важно и целесообразно уточнить понятие «предвыборная агитация» за счет внесения в законодательство указания на то, что оно включает в себя также деятельность, побуждающую или имеющую целью побудить граждан к отказу от участия в выборах. Думается, что это не только позволит охватить содержанием предвыборной агитации практически все формы проявления предвыборной активности, оказывающие влияние на отношение граждан к выборам, но и будет отвечать логике правового регулирования и внутренней согласованности отдельных предписаний Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Подчеркнем, что агитация по вопросам референдума определяется данным законом как деятельность, имеющая своей целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.

Говоря о понятии предвыборной агитации, отметим, что для характеристики деятельности, составляющей основу ее содержания, Федеральный закон использует категории «агитация при проведении выборов» (ст. 37) и «агитация на выборах» (ст. 40). Несмотря на то, что они употребляются как равнозначные, предпочтительнее оперировать термином «агитация при проведении выборов». Обусловлено это тем, что буквальное толкование понятия предвыборной агитации не может быть отождествлено ни с чем иным как с агитацией, проводимой до выборов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона избирательная кампания, охватывающая собой период проведения выборов, начинается со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов. С этой точки зрения использование для характеристики агитационной деятельности, проводимой, как это предусмотрено ст. 38 Федерального закона, с момента регистрации кандидата (списка кандидатов), понятия «предвыборная агитация» выглядит не вполне корректно. Принимая во внимание, что агитация в своем юридическом значении является общепризнанной составляющей избирательного процесса (процесса выборов), а не предшествует ему, считаем, что целесообразно унифицировать законодательное определение понятия «агитация при проведении выборов».

При изучении вопросов предвыборной агитации выявляется ряд моментов, внушающих тревогу: недостаточное регулирование использования средств массовой информации (СМИ), освещения ими хода предвыборной агитации; проведение предвыборной агитации в скрытых формах, нарушение правил участия в ней должностных лиц государственного и муниципального аппаратов власти; большое количество нарушений правил ее ведения.

Особенно остро стоит проблема использования средств массовой информации, что объясняется их важной ролью в политической жизни общества, в том числе при проведении избирательных кампаний.

Ключевое место в использовании средств массовой информации занимает регулирование доступа к ним. Практика избирательных кампаний

свидетельствует, что разрешение проблемы доступа к СМИ предполагает ответы хотя бы на следующие вопросы: а) о характере доступа (в частности, когда в прямом эфире или в записи организуются выступления кандидатов, то каковы возможное количество участников передач или программ и форма организации этих выступлений, кто управляет этими передачами или программами, в каком сопровождении они ведутся); б) об объеме предоставляемого времени (главное здесь - выяснить, может ли кандидат либо представитель избирательного объединения в рамках этого времени сделать содержательное заявление); в) о времени трансляции передач или программ - насколько оно удобно большинству избирателей конкретного избирательного округа; г) о критериях выделения времени отдельным кандидатам или избирательным объединениям, избирательным блокам; д) о том, кто и при помощи какого механизма разрешает спорные вопросы и конфликты между СМИ и кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

До настоящего времени приведенные и другие вопросы разрешены лишь отчасти - на уровне подзаконных актов (в зависимости от уровня выборов), решениями соответствующих избирательных комиссий, чего явно недостаточно.

Еще одна проблема - скрытая предвыборная агитация, когда должностные лица органов государственной власти, в том числе кандидаты в депутаты или кандидаты на замещение государственных или муниципальных должностей, во время избирательной кампании используют СМИ в нарушение установленного порядка доступа к ним, порядка проведения предвыборной агитации («внеплановые интервью», статьи и выступления, частое появление на телеэкране одних и тех же должностных лиц, причем зачастую без привязки к сюжету соответствующей передачи, предоставление этим лицам возможности высказываться по разным вопросам общественно-политической, экономической и культурной жизни и т. п.). При помощи такой скрытой агитации органы и должностные лица, имея определенный политический интерес и используя свое политическое или административное влияние, поддерживают одних и развенчивают в глазах общественного мнения других кандидатов и т. д.

Так, Центральная избирательная комиссия РФ считает, что избирательным комиссиям не удалось пресечь ведение предвыборной агитации лицами, которым законом подобная деятельность запрещена. При проведении выборов мэра Нижнего Новгорода губернатор области И.П. Скляров вел через СМИ открытую агитацию в поддержку кандидатуры В.А. Горина. При выборах депутатов Московской городской думы и дополнительных выборах депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от Орехово-Борисовского избирательного округа № 197 выступления с элементами агитации допускал мэр Москвы Ю.М. Лужков. Агитацию в поддержку одного из кандидатов на должность мэра Ижевска вели руководящие лица Удмуртской Республики; в Красноярском крае в поддержку кандидата на должность главы администрации края П.В. Романова демонстрировался видеофильм, где в качестве участников предвыборной агитации выступали депутаты - руководители комитетов и комиссий Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Изложенная проблема разрешима только посредством установления адекватной системы судебных санкций по отношению к органам, организациям и должностным лицам, участвующим вопреки запрету в предвыборной агитации, а в отношении кандидатов на выборные должности, а также избирательных объединений, избирательных блоков - введения действенного механизма отмены регистрации кандидата (списка кандидатов). Кроме того, нужно запретить кандидатам выступать в СМИ в ином (помимо кандидата) качестве и резко повысить штрафные санкции за нарушение правил агитации в СМИ.

Не меньшее значение имеет проблема ангажированности СМИ органами власти, политическими и финансово-промышленными группами.

Финансовое неблагополучие значительной части региональных средств массовой информации делает их зависимыми от политических интересов высокопоставленных чиновников или финансово-промышленных групп, орудием грязной предвыборной борьбы. При этом суть конституционного права на свободу слова извращается и подменяется «свободой» противоправной предвыборной агитацией, свободой обогащения недобросовестных СМИ в ходе избирательной кампании, что создает угрозу основам выборной демократии в Российской Федерации. И для решения этой проблемы мало совершенствовать избирательное законодательство. Необходимо правоохранительным органам, Министерству печати и его территориальным подразделениям, Министерству юстиции России и избирательным комиссиям выбрать общую принципиальную позицию по данной проблеме и придерживаться её в ходе избирательных кампаний.

До сих пор недостаточен контроль гражданского общества и государства за соблюдением порядка и правил предвыборной агитации. Как свидетельствует изучение мировой практики, в этом контроле участвуют парламентские и избирательные комиссии, суды, существуют неофициальные кодексы поведения СМИ и (или) комитеты по этике журналистских ассоциаций, широко применяется контроль за деятельностью СМИ гражданскими, общественными и т. п. объединениями.

Для совершенствования избирательного контроля многое могут сделать группы контроля, создаваемые при избирательных комиссиях разного уровня. Первый такой опыт был приобретен в ходе выборов 1993 г. Тогда при Центральной избирательной комиссии РФ была впервые создана подобная группа, впоследствии (в ходе выборов 1994 г.) аналогичные группы были образованы при избирательных комиссиях субъектов РФ, а с 1995г.- при окружных и территориальных избирательных комиссиях.

Активная работа по созданию и организации деятельности групп контроля проводилась и в Свердловской области, что позволило обеспечить эффективность контроля за соблюдением порядка и правил предвыборной агитации, гарантировать избирательные права граждан. Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 15 января 1998 г. № 8 утверждено Положение о Группе контроля, согласно которому Группа контроля за соблюдением участниками избирательной кампании порядка и правил проведения предвыборной агитации, установленных федеральным и областным законодательством, формируется при Избирательной комиссии Свердловской области из числа ее членов с правом решающего и совещательного голоса, а также специалистов в области права и журналистики. Группа работает на общественных началах, в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, регулирующим порядок проведения предвыборной агитации, Избирательным кодексом Свердловской области, предложениями и рекомендациями Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, инструкциями и иными нормативными актами Центральной избирательной комиссии РФ, постановлениями Избирательной комиссии Свердловской области, а также названным Положением. Персональный состав и руководитель группы утверждаются постановлением Избирательной комиссии Свердловской области.

Группа контроля в пределах предоставленных ей Избирательной комиссией Свердловской области полномочий взаимодействует со средствами массовой информации, их руководителями, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрированными кандидатами, иными участниками избирательного процесса. Ее взаимодействие с Избирательной комиссией Свердловской области проявляется в том, что результаты своей деятельности, выводы и предложения по заявлениям и жалобам, связанным с нарушениями установленного порядка проведения предвыборной агитации, Группа вносит на рассмотрение Комиссии.

Большое значение для обеспечения эффективности деятельности Группы имеет то, что она вправе обращаться за информацией по вопросам своего ведения к государственным органам Свердловской области, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, окружным, территориальным и участковым избирательным комиссиям, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, по поручению Избирательной комиссии получать от средств массовой информации сведения об объемах бесплатного и платного эфирного времени, а также печатных площадей, предоставленных зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для ведения предвыборной агитации, а также дубликаты (копии) видео-, аудиозаписей, агитационных теле- и радиопередач, контрольные экземпляры соответствующей печатной продукции, вносить на рассмотрение Избирательной комиссии предложения по устранению обнаруженных нарушений порядка и правил проведения предвыборной агитации.

Деятельность Группы контроля способствовала выявлению нарушений избирательного закона и оперативному принятию по ним мер правового реагирования.

В ходе проведенной избирательной кампании помимо Группы контроля постоянный контроль за деятельностью средств массовой информации, информационных агентств всех без исключения форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляла сама Избирательная комиссия Свердловской области. Она направила в адрес редакций периодических печатных изданий, телерадиокомпаний, рекламных и информационных агентств около сотни запросов по поводу размещаемых ими агитационных предвыборных материалов, их заказчиков и порядка оплаты этих заказов с требованием представить в Избирательную комиссию копии соответствующих договоров и платежных документов. Силами созданной при Избирательной комиссии контрольно-ревизионной комиссии, а также привлеченных в рамках взаимодействия Комиссии и ГУВД Свердловской области работников органов внутренних дел была проведена массовая проверка законности порядка оплаты размещения агитационных материалов в большинстве средств массовой информации на территории Свердловской области, которые такие материалы публиковали.

Значительная часть проблем организации и проведения предвыборной агитации - следствие несовершенства правовых норм, регулирующих правоотношения в данной сфере. Соответствующее федеральное и региональное законодательство, несмотря на неоднократные изменения, остается сложным, противоречивым, допускающим различные трактовки, что создает дополнительные трудности и порождает ошибки в правоприменительной деятельности участников избирательного процесса. Отмеченные нарушения норм законодательства о предвыборной агитации во многом объясняются недооценкой избирательными комиссиями этого направления деятельности, неумением организовать планомерную эффективную работу своих вспомогательных структур - групп контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в СМИ, контрольно-ревизионных служб. Причина «живучести» указанных проблем - фактическое отсутствие серьезных санкций к тем, кто нарушает установленные порядок и правила. Действующее законодательство не содержит квалификации подобных нарушений, не связывает напрямую с ними итоги голосования и результаты выборов. Причем по смыслу закона даже при установлении нарушений и соответствующей их оценке отмена решения о регистрации кандидата (списка кандидатов) самой избирательной комиссией или судом, а также признание итогов голосования или результатов выборов недействительными есть право, но не обязанность избирательной комиссии или суда. Эффективность контроля за порядком и правилами предвыборной агитации органов, организующих выборы, может быть обеспечена передачей этих функций от ЦИК РФ и избирательных комиссий субъектов РФ соответствующим органам, целесообразнее всего судебным. Возможно и создание смешанных государственно-общественных комиссий по контролю за избирательной кампанией и использованию в ней средств массовой информации.


Информация о работе «Технология и организация избирательных компаний регионального уровня в Российской Федерации»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 115145
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
68685
1
2

... регионов в сложившихся условиях невозможно. Однако постепенно сокращать сложившуюся в Российской Федерации региональную асимметрию в экономике и социальной сфере необходимо, используя для этого имеющиеся финансовые ресурсы.   Глава 3. Основные пути преодоления экономической асимметрии развития регионов Российской Федерации Ослабление асимметрии социально-экономического развития субъектов ...

Скачать
64405
1
0

... оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц [16, с.413]. 2. Современная избирательная система Российской Федерации: история развития, источники и особенности   2.1 Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации Следует отметить, что единства среди авторов в отражении правовой основы (источников) избирательного ...

Скачать
175570
3
0

... с регулированием денежного обращения; 3. организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 15) упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с предельной численностью ...

Скачать
51320
4
0

... организационно-правовых гарантий реализации избирательных прав граждан. § 2. Порядок проведения голосования. Основные пункты проведения голосования на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации совпадают с общими правилами проведения голосования по всей Российской Федерации. Их подробное процедурное описание для Самарской области ...

0 комментариев


Наверх