3.2 Субъективная сторона шпионажа
Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. При передаче или собирании сведений, не составляющих государственной тайны, виновный преследует специальную цель: использование собираемых или передаваемых сведений в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Мотивы шпионажа могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют. Характерными являются корыстные побуждения, но может быть и чувство долга, так как шпионаж – это обычно профессиональная работа кадровых разведчиков.
Субъект преступления – специальный: только иностранный гражданин или лицо без гражданства. Аналогичные действия гражданина Российской Федерации квалифицируется как государственная измена в форме шпионажа либо в форме иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации (ст. 275 УК). (Вряд ли можно согласиться с утверждением, что соучастниками шпионажа могут выступать и граждане РФ «при отсутствии в их действиях признаков государственной измены в форме оказания помощи в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации» (Дьяков С.В. Указ. соч. С. 31). Если в процессе шпионажа российский гражданин выполняет функцию соисполнителя, то он совершает государственную измену в форме шпионажа. А если он играет роль иного соучастника, то во всех случаях имеется состав государственной измены в форме иного оказания помощи).
Лицо, совершившее шпионаж, освобождается от уголовной ответственности за совершённое преступление при наличии двух условий, указанных в примечании к ст. 275 УК и рассмотренных при анализе государственной измены.
Заключение
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать выводы, что Уголовный Кодекс становится «мягче» в том плане, что смертная казнь за особо опасные преступления против государства заменяется на лишение свободы на более долгие сроки или пожизненное лишение свободы. Смертная казнь осталась как исключительной мерой наказания.
В предвоенное и военное время 1936-1945 гг. за государственную измену и шпионаж применялась смертная казнь, часто без суда и следствия, сотрудниками ОГПУ, НКВД, так как времени на проведение следственных действий не было времени. Судьей был начальник местного отдела НКВД, где был пойман преступник. Начальник отдела и выписывал вердикт о применении наказания с последующим докладом в вышестоящему начальству.
В послевоенное время при поимке государственного изменника проводили следственные действия и показательные суды (дело О. Пеньковского).
Но в Уголовном Кодексе, за совершенные преступления против государства по статьям 275 и 276 УК, могут освободить от ответственности, «если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления».
Вместе с тем не во всех случаях соучастия со специальным субъектом деяние квалифицируется по одной статье Особой части УК. Такое положение обусловлено, во-первых, спецификой конструкции уголовно-правовой нормы и, во-вторых, различными статусами субъектов, хотя и совершающих одно и то же деяние. Так, помощь иностранному резиденту со стороны российского гражданина в собирании шпионских сведений будет квалифицирована таким образом: иностранный резидент несет ответственность за шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК, а российский гражданин отвечает за шпионаж как разновидность государственной измены – ст. 275 УК. Специфика конструкции нормы ст. 275 УК заключается в том, что там в качестве специального субъекта преступления прямо назван гражданин РФ.
Таким образом, мы можем заключить, что Уголовный Кодекс Российской Федерации в целом соответствует современному обществу, поскольку в нем соблюдены принципы укрепления законности, демократизма, гуманизма и справедливости, однако необходимо внести применение смертной казни в ст. 275 УК.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2008. – 255 с.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2008. – 155 с
4. Российское уголовное право. Общая часть: Учебник / Под редакцией А.И. Рарога. – М.: Полиграф Опт, 2004. – 599 с.
5. Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под редакцией А.И. Рарога. – М.: Полиграф Опт, 2004. – 895 с.
6. Уголовное право. Общая часть: Конспект лекций /А.Ф. Сизый. – Чебоксары.: Салика, 2000. – 182 с.
7. Уголовное право. Обсобенная часть: Конспект лекций /А.Ф. Сизый. – Чебоксары.: Салика, 2001. – 275 с.
8. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2007. – 754 с.
9. Перечень сведений, отнесённых к государственной тайне, утверждённый Указом Президента Российской Федерации / Российская газета. – 1998. – 3 февраля.
... ст. 222, ч.4 ст. 222, ч.1 ст. 228, ч.2 ст. 228, п. «а» ч.3 ст. 228, ч.2 ст. 291, ч.1 ст. 307 УК РФ. Законодательная формулировка признаков специальных видов освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием строится по следующей формуле: 1) указываются необходимые действия со стороны виновного, т.е. специальные условия, образующие специальное освобождение от уголовной ...
... сроков давности (ст. 49 УК); е) на основании акта амнистии или помилования (ст. 44 УК); ж) с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера (ст. 97 УК); з) специальные виды освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные нормами Особенной части УК (например, ч. 2 ст. 111,ч. 2 ст. 114, ч. 2 ст. 255, ч. 5 ст. 258; ч. 6 ст. 260 и др.). 2.2 Статья 45. ...
... , составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степени секретности. Заключение Итак, в целом можно заключить, что система защиты государственной тайны в Российской Федерации сформирована, в первую очередь речь идет о нормативной ее базе. Приняты законы о государственной тайне, о безопасности, на основе и с соблюдением конституционных ...
... и за нарушение правил о валютных операциях (ст. 88); установлена ответственность за действия, резорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений (ст. 77.1), недонесение о государственных преступлениях (ст. 88.1) и их укрывательство (ст. 88.2). Позднее была включена ст. 76.1, предусматривающая ответственность за передачу иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну (1984 ...
0 комментариев