1.3 Неофашизм в современной Германии
Еще в 1960 году, то есть за целых восемь лет до начала деятельности знаменитой “Фракции красная армия”, было известно о существовании таких неонацистских террористических организаций как “Bund Vaterlandischer Jugend” (“Союз молодежи Отчизны” – BVJ), “Bund Heimattreuer Jugend” (“Союз преданной Родине молодежи” – BHJ) и целого ряда популярных тогда “оборонно-спортивных групп” – так называемых “Wehrsportgruppe” (WGS).
В Германии одна из первых неофашистских организаций — "Национал-демократическая партия Германии" возникла еще в 1964 году. Через 19 лет после своего поражения фашистская идеология снова реанимируется. Позже на основе организации «Помощь Арестованным Нацистам», которая была составлена из бывших фашистов, появились еще 2 крупные националистические организации – «Германский Национальный Фронт» (“German Nationalistische Front”) и «Германская Республиканская Партия» (“German Republicaner Partei” (REP)).
Все эти три организации являются организациями полу террористического толка[12].
“Freiheitliche Deutche Arbeiterpartei” (“Свободная Немецкая Рабочая Партия”) - самая опасная группа нацистов Германии, ведущих партизанский образ сопротивления властям. Одна из самых многочисленных партий Германии и Европы. Хорошо известна своими шествиями по улицам германских городов и столкновениями с полицией. Имеет большое влияние в Мальмском Интернационале и среди мировых неофашистских организаций.
В середине 60-х годов, были созданы и штурмовые отряды (“Schlagetrupps”) “Национал-демократической партии Германии”. Именно на их основе формировались в начале 70-х годов правоэкстремистские террористические группировки, вроде “Wehrsportgruppe Hengst”, деятельность которых явилась ответом на неспособность NPD добиться политического влияния законным путем.
В первой половине 70-х годов ключевыми фигурами в террористической деятельности правых ультра являлись такие поистине одиозные личности, как Хайнц Лембке (Heinz Lembke) и Карл Вайнманн (Karl Peter Weinmann). Первоначально Лембке был известен в среде неонацистов тем, что в 1959 году, в возрасте 22-х лет, ему удалось бежать из Восточной Германии на Запад, что, впрочем, в те времена, – еще до возведения Берлинской стены, – было делом сравнительно простым. Впоследствии он, уже работая простым лесничим в окрестностях северогерманского города Люнебурга, совершил стремительный взлет на вершину пирамиды влияния в ультраправых кругах. Являлся лидером уже упоминавшегося “Союза молодежи Отчизны”, состоял в рядах штурмового отряда “Национал-демократической партии” и, наконец, в 1980 году выступил в качестве одного из главных организаторов знаменитого теракта на традиционном фестивале пива “Октоберфест” в Мюнхене[13].
Что же до Карла Вайнманна, то он, покинув в начале 70-х ряды формально относившейся к NPD спортивной группировки “Wehrsportgruppe Hengst”, организовал вместе с соратниками новую независимую группировку “Aktion Neue Rechte” (“Новое правое действие”), в которой с его легкой руки начали свою деятельность ставшие впоследствии известными молодые неонацисты Михаэль Кюнен (Michael Kuhnen) и Фридхельм Буссе (Friedhelm Busse). С последним Вайнманна связывали особенно теплые отношения и потому именно эта пара организовала в конце 70-х годов так называемую “Рабочую партию” (“Partei der Arbeit” – PdA), вскоре переименованную в “Народно-социалистическое движение Германии” (“Volkssozialistische Bewegung Deutschland” – VSBD) и запрещенную за террористическую активность в 1982 году. Впоследствии Карл Вайнманн выступал в качестве одного из создателей и активистов таких организаций и движений, как “Wiking Jugend”, “Nationalistischen Front” (NF), “Freiheitlische Deutsche Arbeiterpartei” (FDA) и, наконец, знаменитой спортивной группировки “Wehrsportgruppe Hoffmann”. Вайнманн питал слабость к пиротехнике и даже слыл большим мастером взрывного дела. В начале 80-х в неонацистских террористических кругах высоко ценилась написаная им брошюра о методах изготовления и использования различных видов взрывчатки.
Впрочем, в конце 70-х годов и Лембке, и Вайнманн уже играли второстепенные роли в неонацистской террористической среде, а их место заняли представители нового поколения правых ультра, жаждущие решительных действий. Одним из таких людей был неоднократно упоминавшийся выше Михаэль Кюнен.
В конец 70-х годов, когда неонацистская террористическая среда переживала процесс смены поколений, наряду с кюненовскими группировками появляются на свет такие известные террористические формирования неонацистского толка, как уже упоминавшаяся в связи с Карлом Вайнманном “Wehrsportgruppe Hoffman” и “Deutschen Aktionsgruppen” (“Германские группы действия”). Последней руководил знаменитый “коричневый” террорист, адвокат по профессии, Манфред Редер (Manfred Roeder).
Родившийся в 1928 году, Редер хотя и не относился к молодому поколению ультра, тем не менее остро ощущал назревшую потребность в решительных действиях ради выведения неонацистской среды из состояния стабильного гомеостаза. “Революция истинна только тогда, – записал он в своем дневнике 22-го августа 1980 года, – когда течет кровь”. Именно в этот день посланные им молодые террористы Сибилле Фордербрюгге (Sibylle Forderbreugge) и Раймунд Хернле (Raymund Hoernle) устроили пожар в гамбургском общежитии для иностранных рабочих, в огне которого заживо сгорели два гастарбайтера вьетнамского происхождения. До этого трагического инцидента в активе “Германских групп действия” уже числились такие громкие террористические акции, как взрыв на антифашистской выставке в Эссингене (21 февраля 1980 года), а также взрывы в лагерях для эмигрантов в Цирсдорфе (30 июля 1980 года) и в Леррахе (17 августа 1980 года)[14].
Совершенные “Германскими группами действия” на рубеже 70-80-х годов теракты послужили катализатором террористической активности правых ультра на германоязычном пространстве в последующий период . Так, уже в декабре 1980 года террористом “Оборонно-спортивной группы Хоффмана” Уве Берендтом (Uwe Behrendt) были зверски убиты книгоиздатель еврейского происхождения Шломо Левин и его подруга Фрида Пешке. А в 1983 году по Германии прокатилась волна взрывов автомобилей, принадлежавших американским военным. Их организатор, член “Народно-социалистического движения” Вайнманна Одфрид Хепп (Odfried Hepp), был причастен также к целой серии дерзких ограблений германских банков и планировал, совместно с Петером Науманном (Peter Naumann) и Вальтером Кекселем (Walter Kexel) вооруженное освобождение из тюремного заключения фашистского главаря Рудольфа Гесса.
Одной из наиболее ярких отличительных черт нынешнего этапа развития национал-социализма является активное использование его адептами современных средств коммуникации. До недавнего времени новое поколение “арийских” экстремистов предпочитало для поддержания контактов телефонную сеть под названием “Nationale Info-Telephone” (“NIT”) и обыкновенную почту. Однако во второй половине 90-х годов главным средством общения правых “ультра” стала всемирная сеть Интернет. Именно с ее помощью распространяется информация о различных неонацистских деятелях и организациях (в том числе и запрещенных), распространяются литература и компакт-диски экстремисткого содержания (“произведения” неонацистской рок-музыки еще недавно можно было совершенно свободно скачать с сайта скандально известной компании Napster). Здесь же, в Интернете, публикуются так называемые “черные списки” политиков и общественных деятелей, подлежащих, по мнению правых радикалов, уничтожению за свои политические взгляды, а также вербуются неофиты и проводятся переговоры о проведении неонацистами из разных регионов и даже стран совместных мероприятий, посвященных памяти различных нацистских лидеров.
В 1999 году, только в одной Германии насчитывалось около 330 интернет-сайтов неонацистского содержания. Сегодня же их число уже перевалило за 800 (из 1400 по всему миру) и продолжает неуклонно расти. При этом, согласно информации германской Службы охраны Конституции (BfV), возможности сети Интернет используются и для активного нападения на идеологических противников – посредством взлома их сайтов или бомбардировки их “мейл-боксов” бесчисленным количеством посланий. Борьба с подобными “сайбер-террористами” и просто “резвящимися” в Интернете неонацистами затрудняется их полной анонимностью, а также тем, что они пользуются услугами иностранных провайдеров – чаще всего американских и канадских.
Наиболее влиятельными право-экстремистскими партиями и организациями на территории Германии в настоящий момент являются[15]:
Республиканская партия (Die Republikaner – REP):
Число ее активных членов на протяжении нескольких последних лет колеблется в районе 15 тысяч, причем наибольшая их концентрация наблюдается в Баден-Вюртемберге. Лидер партии – Рольф Ширер (Rolf Schierer). В настоящий момент в партийных рядах имеет место значительный разлад по целому ряду вопросов, как то отношение к проживающим на территории ФРГ иностранцам, к парламентаризму и к насильственным действиям различных правоэкстремистских молодежных группировок. Именно в силу подобной аморфности идеологической платформы партия непредсказуема и считается наиболее потенциальной средой для образования новых, готовых встать на путь насилия группировок молодых “штурмовиков”. Раз в два месяца партийные идеологи издают газету под названием “Der Republikaner”, число подписчиков которой достигает 22000, причем ее сайт в сети Интернет регулярно посещает гораздо большее число пользователей. Республиканцы поддерживают тесные связи с зарубежными соратниками по борьбе и, прежде всего, с австрийской “Партией свободы” Йорга Хайдера.
Германский народный союз (Deutsche Volksunion – DVU):
Число активных членов союза выросло за последние пять лет с 15 до, приблизительно, 20 тысяч. Его лидером является доктор Герхард Фрей (Gerhard Frey), а главным идеологом – Франц Шонхубер (Franz Schonhuber), автор ряда трудов реваншистского содержания, прославившийся, в частности, нападками на ныне покойного главу еврейской общины ФРГ Игнаца Бубиса. В отличие от “республиканцев”, члены DVU прекрасно организованы и идеологических брожений здесь практически не наблюдается: союз четко придерживается круса на политическую реабилитацию национал-социализма и пропаганду антисемитских идей. С целью привлечения новых адептов и координации активности членов союза д-р Фрей содержит в Мюнхене издательство “DSZ-Verlag”, а также издает так называемую “Германскую еженедельную газету” (“Deutsche Wochen-Zeitung” – DWZ). Наиболее популярен DVU в Захсен-Анхальт и Бранденбурге. Попытки его объединения с REP (вроде консолидации на выборах в Бундестаг 27 сентября 1998 года) до настоящего момента не принесли никаких результатов, в основном по причине личной несовместимости двух “фюреров” – Фрея и Ширера.
Национал-демократическая партия Германии (Nationaldemokratische Partei Deutschlands – NPD):
Как наиболее опасная, запрещена решением германских властей в ноябре 2000 года. В настоящий момент активистами партии считают себя около 10 тысяч человек, тогда как еще в пять лет назад, в 96-м году, их было всего около 3,5 тысяч. Таким образом, во второй половине 90-х годов партия увеличила свои ряды более чем вдвое, показав наиболее высокую способность к распространению своего влияния. Председатель NPD – Удо Войгт (Udo Voigt). На сегодняшний день возглавляемая им партия обладает наиболее четко организованной структурой и ясной идеологической программой, являющей собой симбиоз социалистических идей о “всеобщем экономическом равенстве” с откровенным примитивным национализмом. Наибольшая активность NPD наблюдается не на западе страны, где она была создана в 1964 году, а в городах Дрезден, Бремен, Росток, в землях Саксония и Тюрингия – то есть в основном на территории бывшей ГДР. Согласно данным BfV, более 70% членов партии составляет молодежь в возрасте до 21 года. Именно поэтому при NPD была создана (еще в 69-м) юношеская организация под названием “Молодые национал-демократы” (“Jungen Nationaldemokraten” – JN), объединившая в своих рядах наиболее экстремистские молодежные группировки. Лидером JN в апреле 99-го года был избран Саша Россмюллер (Sascha Rossmueller).
Партия регулярно издает газету под названием “Германский голос” (“Deutsche Stimme” – редактор K.Sendbuhler), а также свободно распространяемое издание “DS-Extra”. Печатный орган JN носит название “Активист” (“Der Aktivist”).
Прочие наиболее значительные правоэкстремистские партии и движения, действующие на территории Германии[16]:
1. “Германская лига Нации и Отчизны” (“Deutsche Liga fur Volk und Heimat” – DLVH) – широко известны принадлежащие ей периодические издания “Nation&Eiropa – Deutsche Monatshefte” и “Signal”.
2. “Свободная рабочая партия” (“Freiheitlichen Arbeiterpartei” FAP) – запрещена властями и в настоящий момент фактически является фракцией в JN (см. выше).
3. “Боевой союз германских социалистов” (“Kampfbund Deutscher Sozialisten” – KDS) – лидер Михаэль Кот (Michael Koth).
4. “Объединенные правые” (“Vereinigte Rechte” – VR) – лидер Клаус-Петер Зайферт (Klaus-Peter Seifert).
5. “Народный союз германского Рейха” (“Volksbund Deutsches Reich” – VBDR) – лидер Ульрих Шветач (Ulrich Schwetasch).
6. “Движение Германия” (“Deutschland Bewegung” – DB) – лидер Грегор Мехтерсхаймер (Gregor Mechtersheimer).
7. “Германская народная армия” (“Deutsche Volks Armee” – DVA) – боевая группировка “скинов” из Нидерзахсен (Ниж. Саксония).
8. “За нашу Землю” (“Fur unser Land”) – движение бывшего террориста из RAF Хорста Малера (Horst Mahler).
9. “Националы” (“Die Nationalen”) – лидер Франк Швердт (Frank Schwerdt).
10. “Свободные националисты” (“Freie Nationalisten”) – лидер Томас Вульф (Thomas Wulff).
11. “Организация поддержки национальных политических заключенных и их родственников” (“Hilfsorganisation fuer nationale politische Gefangene und deren Angehorige” – HNG) – по некоторым данным, наиболее стремительно развивающаяся в последние годы организация. Включает в себя бывших членов FAP, а также “Свободной женской ассоциации” (“Freier Maedelbund”) и прочих неонацистских организаций. Уделяет особое внимание социальной защите отбывающих тюремное наказание нацистских военных преступников и членов их семей, именуя их “политическими заключенными”.
Возможно, своеобразной попыткой преодолеть партийную раздробленность является создание в последние годы (начиная приблизительно с 95-го) по всей Германии различных “неформальных” объединений – так называемых “товариществ” (“Kameradschaften”) – в ряды которых входят часто активисты совершенно различных правоэкстремистских партий и движений. Начало данному процессу положили молодые неонацисты и “скины”, периодически объединявшиеся для проведения отдельных массовых мероприятий вроде ставших уже традиционными “Дней национального восстания” в Ляйпциге (1 мая) и Ростоке (19 сентября). Как правило, их организаторы добивались высокой личной дисциплины участников. Впоследствии, после запрещения “Свободной рабочей партии” (FAP), именно на основе подобных временных объединений и стали создаваться неонацистские “товарищества”. Их основной задачей является сплочение и наведение дисциплины в рядах молодых, склонных к насилию неонацистов, а также завоевание популярности у населения.
К наиболее известным “товариществам” относятся: “Kameradschaft Treptow” (Берлин; “прославилось” благодаря убийству полицейского и ряду покушений на жизнь политических деятелей, совершенных боевиком Каем Дизнером), “Bundnis Rechts” (появившийся на свет в 98-м году в Любеке своеобразный симбиоз “товарищества” и правоэкстремистской партии), “Kameradschaft Oberhavel” (Бранденбург; запрещено в 97-м году), “Hamburger Sturm” (Гамбург; запрещено в августе 2000 года), а также “Kameradschaft Karlsruhe”.
Согласно официальной статистике, в 2006 году в Германии правыми экстремистами было совершено 8730 преступлений, год спустя – 11719, а в 2008 году – 11049, 435 из них (то есть более половины) были направлены против иностранцев. В 2009 году данный показатель снизился – 10037 преступлений. В целом, несмотря на некоторое снижение числа приверженцев национал-социалистической идеологии, в последние два года наблюдается стойкая тенденция к росту числа актов насилия с их стороны приблизительно на 10% в год.
... В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенным на любви к другим людям. Однако декларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикует. Характеристику других молодежных объединений в нашей стране дает А.П.Файн. Так, распространенной нас группой являются панки, о которых мы уже упоминали в ...
... ). Таким образом, было бы несправедливо утверждать, что фашизм явился исключением из правила и случайностью. Резолюция, принятая по докладу Г.Димитрова а VII конгрессе Коминтерна, определяла фашизм как политическую систему открытой террористической диктатуры, в установлении которой капитализм ищет себе спасение; как открытую, террористическую диктатуру наиболее реакционных, шовинистических ...
... чувство национального унижения после исчезновения великой державы, последствий чеченской войны. Фашистская идеология дает простые решения для накопившихся проблем. Можно говорить об угрозе завоевания фашистами РФ, ведь фашизм – исторический тупик, грозящий стране гибелью. Необходимо ужесточить меры по борьбе с фашизмом, борьба с ним должна стать задачей каждого гражданина РФ.[10] Видимо, ...
... истории. Ученый-историк силится сопоставлять неизвестное с известным и рассматривать ХХ век сквозь очки века девятнадцатого: он пытается смотреть на все события как на возобновление борьбы за и против демократии в форме фашизм/антифашизм. Эта тенденция имела широкий отголосок в политических страстях нашего времени, а по завершении Второй мировой войны приобрела почти сакраментальный характер. ...
0 комментариев