1.2 Научно-интеллектуальный и научно-технологический потенциал

Бытует мнение, что, несмотря на все трудно­сти и потери, старение и отток кадров из науки, у нас все же сохраняется научно-интеллектуаль­ный потенциал, который позволяет России оста­ваться в ряду ведущих держав мира, а наши на­учные и технологические разработки до сих пор привлекательны для зарубежных и отечествен­ных инвесторов, правда, инвестиции мизерны.

На самом деле, чтобы наша продукция завое­вала внутренний и внешний рынок, она должна качественно превосходить продукцию конкурен­тов. Но качество продукции напрямую зависит от технологии, а современные, прежде всего вы­сокие технологии (как раз они наиболее рентабельны) – от уровня научных исследований и технологических разработок. В свою очередь, их качество тем выше, чем выше квалификация ученых и инженеров, а ее уровень зависит от всей системы образования, особенно высшего.

Если говорить о научно-технологическом потенциале, то это понятие включает не толь­ко ученых. Его составляющие еще и приборно-экспериментальный парк, доступ к инфор­мации и ее полнота, система управления и поддержки науки, а также вся инфраструкту­ра, обеспечивающая опережающее развитие науки и информационного сектора. Без них ни технологии, ни экономика просто не могут быть работоспособными.

Очень важный вопрос – подготовка специа­листов в вузах. Попытаемся разобраться как их готовят на примере наиболее быстро разви­вающихся секторов современной науки, к кото­рым относятся медико-биологические исследо­вания, исследования в сфере информационных технологий и создания новых материалов. По данным последнего, изданного в США в 2000 году справочника «Science and engineering indicators», в 1998 году расходы только на эти направления были сопоставимы с расходами на оборону и превосходили расходы на космичес­кие исследования. Всего на развитие науки в США было затрачено 220,6 миллиарда долла­ров, из них две трети (167 миллиардов долла­ров) – за счет корпоративного и частного секторов. Значительная часть этих гигантских средств пошла на медико-биологические и осо­бенно биотехнологические исследования. Зна­чит, они были в высшей степени рентабельны, поскольку деньги в корпоративном и частном секторах тратят только на то, что приносит при­быль. Благодаря внедрению результатов этих исследований улучшились здравоохранение, состояние окружающей среды, увеличилась про­дуктивность сельского хозяйства.

В 2000 году специалисты Томского государ­ственного университета совместно с учеными Центра ИСТИНА и нескольких ведущих вузов России исследовали качество подготовки био­логов в российских вузах. Ученые пришли к выводу, что в классических университетах пре­подают в основном традиционные биологичес­кие дисциплины. Ботаника, зоология, физио­логия человека и животных есть в 100% ву­зов, физиология растений – в 72%, а такие предметы, как биохимия, генетика, микробио­логия, почвоведение – только в 55% вузов, экология – в 45% вузов. В то же время совре­менные дисциплины: биотехнологию расте­ний, физико-химическую биологию, электрон­ную микроскопию – преподают лишь в 9% ву­зов. Таким образом, по самым важным и пер­спективным направлениям биологической на­уки студентов готовят менее чем в 10% клас­сических университетов. Есть, конечно, исклю­чения. Например, МГУ им. Ломоносова и осо­бенно Пущинский государственный универси­тет, работающий на базе академгородка, вы­пускают только магистров, аспирантов и док­торантов, причем соотношение учащихся и научных руководителей в нем – примерно 1:1.

Такие исключения подчеркивают, что студен­ты-биологи могут получить профессиональную подготовку на уровне начала XXI века лишь в считанных вузах, да и то небезупречную. По­чему? Поясню на примере. Для решения про­блем генной инженерии, использования техно­логии трансгенов в животноводстве и растени­еводстве, синтеза новых лекарственных пре­паратов нужны современные суперкомпьюте­ры. В США, Японии, странах Евросоюза они есть – это мощные ЭВМ производительнос­тью не менее 1 терафлоп (1 триллион опера­ций в секунду). В университете Сент-Луиса уже два года назад студенты имели доступ к супер­компьютеру мощностью 3,8 терафлоп. Сегод­ня производительность самых мощных супер­компьютеров достигла 12 терафлоп, а в 2004 году собираются выпустить суперкомпьютер мощностью 100 терафлоп. В России же таких машин нет, лучшие наши суперкомпьютерные центры работают на ЭВМ значительно мень­шей мощности. Правда, нынешним летом рос­сийские специалисты объявили о создании оте­чественного суперкомпьютера производитель­ностью 1 терафлоп.

Наше отставание в информационных тех­нологиях имеет прямое отношение к подготов­ке будущих интеллектуальных кадров России, в том числе и биологов, поскольку компьютер­ный синтез, например, молекул, генов, рас­шифровка генома человека, животных и рас­тений могут дать реальный эффект лишь на базе самых мощных вычислительных систем.

Наконец, еще один интересный факт. Томс­кие исследователи выборочно опросили преподавателей биологических фа­культетов вузов и установили, что лишь 9% из них более или менее регулярно пользуются Интернетом. При хроническом дефиците научной информа­ции, получаемой в традицион­ной форме, не иметь доступа к Интернету или не уметь пользоваться его ресурсами означает только одно – нарастающее отставание в биологических, биотехнологических, генно-ин­женерных и прочих исследова­ниях и отсутствие совершенно необходимых в науке международных связей.

Нынешние студенты даже на самых передовых биологичес­ких факультетах получают под­готовку на уровне 70-80-х го­дов прошлого века, хотя в жизнь они вступают уже в XXI веке. Что касается на­учно-исследовательских институтов, то только примерно 35 биологических НИИ РАН имеют более или менее современное оборудование, и поэтому только там проводятся исследова­ния на передовом уровне. Участвовать в них могут лишь немногие студенты нескольких уни­верситетов и Образовательного центра РАН (создан в рамках программы «Интеграция на­уки и образования» и имеет статус универси­тета), получающие подготовку на базе академических НИИ.

Другой пример. Первое место среди высо­ких технологий занимает авиакосмическая отрасль. В ней задействовано все: компьюте­ры, современные системы управления, точное приборостроение, двигателе- и ракетострое­ние и т.д. Хотя Россия занимает в этой отрас­ли достаточно прочные позиции, отставание заметно и здесь. Касается оно в немалой степени и авиационных вузов страны. Участво­вавшие в наших исследованиях специалисты Технологического университета МАИ назвали несколько самых болезненных проблем, свя­занных с подготовкой кадров для авиакосми­ческой отрасли. По их мнению, уровень под­готовки преподавателей прикладных кафедр (проектно-конструкторских, технологических, расчетных) в области современных информа­ционных технологий все еще низок. Это во многом объясняется отсутствием притока мо­лодых преподавательских кадров. Стареющий профессорско-преподавательский состав не в состоянии интенсивно осваивать постоянно совершенствующиеся программные продукты не только из-за пробелов в компьютерной под­готовке, но и из-за нехватки современных тех­нических средств и программно-информаци­онных комплексов и, что далеко немаловаж­но, из-за отсутствия материальных стимулов.

Еще одна важная отрасль – химическая. Сегодня химия немыслима без научных иссле­дований и высокотехнологичных производ­ственных систем. В самом деле, химия – это новые строительные материалы, лекарства, удобрения, лаки и краски, синтез материалов с заданными свойствами, сверхтвердых мате­риалов, пленок и абразивов для приборо- и машиностроения, переработка энергоносите­лей, создание буровых агрегатов и т.д.

Каково же положение в химической про­мышленности и особенно в сфере приклад­ных экспериментальных исследований? Для каких отраслей мы готовим специалистов-химиков? Где и как они будут «химичить»?

Ученые Ярославского технологического уни­верситета, изучавшие этот вопрос совместно со специалистами Центра ИСТИНА, приводят такие сведения: сегодня на долю всей россий­ской химической промышленности приходит­ся около 2% мирового производства химичес­кой продукции. Это лишь 10% объема хими­ческого производства США и не более 50-75% объема химического производства таких стран, как Франция, Великобритания или Ита­лия. Что же касается прикладных и экспери­ментальных исследований, особенно в вузах, то картина такова: к 2000 году в России было выполнено всего 11 научно-исследовательс­ких работ, а число экспериментальных разработок упало практически до нуля при полном отсутствии финансирования. Технологии, ис­пользуемые в химической отрасли, устарели по сравнению с технологиями развитых про­мышленных стран, где они обновляются каж­дые 7-8 лет. У нас даже крупные заводы, на­пример по производству удобрений, получив­шие большую долю инвестиций, работают без модернизации в среднем 18 лет, а в целом по отрасли оборудование и технологии обновля­ются через 13-26 лет. Для сравнения: сред­ний возраст химических заводов США состав­ляет шесть лет.



Информация о работе «Научные исследования: реальность и перспективы»
Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 32970
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
175216
0
1

... ; это на новом уровне возвращает нас к проблеме цели и смысла Вселенной, говорит о запланированном появлении разума, который полностью проявит себя в будущем. 2. Общая классификация методов научных исследований   Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего ...

Скачать
61445
9
0

... направлениях их развития. В 1998 г. Миннауки России ини­циировало проведение цикла работ по уточнению перечней приоритет­ных направлений научно-техничес­кого развития и критических техно­логий федерального уровня. Эта работа была выполнена Центром исследований и статистики науки Миннауки России и РАН. В ее осно­ву легло проведение широкомас­штабной экспертизы с участием бо­лее 800 ведущих ученых ...

Скачать
40422
0
0

... , других пациентов с таким же расстройством, а также для будущих пациентов. Какие составляющие психической деятельности потенциального субъекта научного исследования необходимо оценивать при решении вопроса о его способности принимать юридически значимые решения? Американская психиатрическая ассоциация (1998) рекомендует анализировать следующие четыре компонента [14]: (1) Способность выразить свой ...

Скачать
576416
0
0

... определить весь мыслимый набор вариантов интерпретации работ Райта. Еще раз отметим, что столь подробно на работах Райта мы остановились, чтобы показать сложность и неоднозначность исследования философско-методологических оснований западной географической науки в целом. Пример интересен тем, что представляет две последовательные и противоположные реализованные точки зрения на одну книгу. В ...

0 комментариев


Наверх