2. Хозяйство и общественная жизнь хуннов

Кочевая жизнь. Хунны, как повествуют китайские историки, занимались кочевым скотоводством. Необозримые просторы Центральной Азии были наиболее благодатными пастбищами для скота. Хунны меняли пастбища в горизонтальном направлении, точнее говоря, являлись кочевниками, перемещающимися из одного места на другое по равнине (сравните, кыргызы, жившие в горных местностях, летом поднимались на джайлоо, поздней осенью спускались на зимовку, т. е. перемещались в вертикальном направлении — из долин в горы и обратно).

Особое значение для хуннов имело коневодство. Лошади являлись не просто рабочим скотом, но и были неоценимы в военных действиях и на охоте. Ценным питательным продуктом было их мясо и кумыс. Для хуннов, которые перемещались вдоль и поперёк по таким пустыням, как Алашань и Гоби, огромную помощь в качестве рабочего скота оказывали также и верблюды. Как и другие кочевники, хунны разводили овец, коз, яков и коров.

Общество. Основу общества хуннов составляли роды и объединяющие их племена. Расселялись роды там, где были удобные пастбища. Судя по китайским источникам, поселения хуннов назывались «було» (его можно сравнить с кыргызским словом «бюлё» («семья»)). Родственные племена хуннов располагали свои поселения близко друг к другу, образуя сообщества. У этих племен общими были не только их происхождение, но и обряды и обычаи, религиозные понятия и представления, язык. К сохранению обычаев и верований, отличающих одно племя от другого, стремилась и знать, и простые кочевники, воспитанные на преклонении перед традициями.

Общественный строй. В конце III в. до н. э. происходят большие изменения в хуннском обществе. Сохранив многие традиции первобытнообщинного строя, хунны сумели приспособить их к изменившимся условиям жизни.

Например, хунны сохранили деление по родам. Но теперь уже было четыре рода, выделявшихся своим аристократизмом и политическим влиянием. Эти роды во времена Модэ-шаньюя китайские источники называли хойанъ, лань, сюйбу. Сам шаньюй мог быть только выходцем из рода люанъди. Из трех других аристократических родов он мог брать себе жен.

Постепенно у хуннов формируется наследственная знать, которая теперь держит в своих руках богатство и власть, а в III в. до н.э. возникает и государство.

Управление государством хуннов. Китайские источники свидетельствуют, что хунны подразделялись на две части: правое крыло и левое крыло.

Во главе государства стоял шаньюй. Первоначально его избирали старейшины знатнейших родов, впоследствии власть шаньюя стала наследственной. Шаньюй руководил войском во время войн, определял внешнюю политику государства, а также выполнял обязанности верховного жреца: каждый год приносил жертву Тенгри (Небу) и дважды в день совершал официальные поклонения Солнцу и Луне.

До эпохи Модэ правитель племенного союза хуннов носил только титул шаньюй. Судя по записям Сыма Цяня, слово «шаньюй» означало «величавый», или, точнее, «величавый, как Небо».

С возникновением крупной державы, желая подчеркнуть свою самодержавную власть, правитель хуннов прибавил к этому титулу дополнительный эпитет — «Дух, одарённый небом». А в письмах Модэ и его сына Лаошань-шаньюя к китайскому императору даются такие титулы: «Великий шаньюй хуннов, ниспосланный небом...» (Модэ), «Рождённый Небом и Землёй, великий шаньюй хуннов, ниспосланный Солнцем и Луной» (Лаошань).

Здесь китайское словосочетание «Ниспосланный Небом» является дословным переводом термина «Дух Всевышнего». Потому у тюрок, в том числе у кыргызов, небо называли «Кёк», а его хозяина — «Тенир», «Тенгри». Слова «Кёк» и «Тенир» использовались как синонимы.

Императорский титул хуннов «шаньюй — дух Всевышнего» был унаследован тюрками: они называли своего хана «каганом, сотворённым Всевышним».

Начиная с эпохи Модэ, личная власть шаньюя приблизилась к абсолютной. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что шаньюй, несчитаясь с мнением Совета старейшин, принял решение об ответе на ультиматум дунху. А вот когда власть шаньюя слабела, то возрастала роль решений Совета старейшин и другой аристократии.

Управлять государством шаньюю помогали 24 человека — старейшины родов и правители областей. Каждый из них имел титул, который передавался по наследству внутри рода. Так, важнейшим титулом был «чжуки-князь»: его обычно носил наследник престола. Поскольку он предводительствовал левым крылом (восточным) то можно сделать вывод, что именно племена восточного крыла играли важнейшую роль в политической истории хуннов. Затем шли «лули-князь», «великий военачальник», «великий дувей», «великий данху». Все они были представителями рода шаньюя и имели свои дружины по 10 тысяч человек.

Как записал китайский историк Фань Е, самые могущественные и авторитетные четыре вельможи (по двое из левого и правого крыла) носили звание «четыре рога» (На востоке «рог» всегда считался признаком счастливой судьбы. Не случайно в историю восточных народов Александр Македонский вошел с прозвищем «Зу-л-Карнайн» — «Двурогий», т.е. «Счастливейший»).

Кроме вельмож, в управлении государством участвовала родовая знать и чиновники, назначаемые центральной властью.

Такой порядок управления государством унаследовали и более поздние тюркские кочевые державы.

Собственность на землю. Современники писали, что каждый хунн, «обладая отдельным отрезком земли, перекочёвывал с одного места на другое, выбирая богатое травой и водой пастбище». Личной собственности на землю, конечно же, не было ни в империи хуннов, ни в более поздних тюрко-монгольских кочевых государствах.

Но и общественная (родовая и племенная) собственность на землю, начиная с Модэ-шаньюя, практически исчезает: с этих пор земля является государственной собственностью. Слова Модэ-шаньюя «Земля — основа государства» стали важнейшим принципом отношения к земле и у хуннов, и у их исторических наследников — кочевых центральноазиатских тюркских народов.

Как глава государства, шаньюй раздавал право управления отдельными землями своим сыновьям, родственникам, доверенным лицам, знати могущественных родов. А они, в свою очередь, раздавали эти владения небольшими частями уже местной знати, которая делила свои участки на еще более мелкие части и раздавала их своим подчиненным. И, наконец, простым кочевникам доставалось в наследство только право перекочёвки с одного пастбища на другое. Такой системы использования пастбищ кочевые державы придерживались веками.

Хунны и закон. Правила общественной жизни древних хуннов переходили из поколения в поколение и основывались на адате — обычае, обычном праве. Для китайцев «их законы казались простыми и легко выполнимыми». Лица, совершившие тяжкие преступления, карались смертной казнью. За мелкие преступления выжигали клеймо на лицах. Судьба тех, кто был осуждён, решалась в течение десяти дней.Вместе с вором наказывалась вся его семья, их семейное имущество конфисковывалось.

В эпоху усиления власти шаньюя появились законы, защищавшие государственные интересы. Например, те, кто нарушал воинскую дисциплину, опаздывал к началу военных действий, или совершал другие поступки, направленные против интересов государства хуннов, наказывались смертной казнью.

Важную роль в жизни хуннов занимало ремесло. Были хорошо развиты такие виды ремесел, сырье для которых давало основное занятие хуннов — скотоводство — выделка кожи, шитьё удобной кожаной обуви, изготовление вещей из рога, кости. Находила широкое применение овечья, верблюжья, козья шерсть. В 1924 г., во время путешествия П. К. Козлова, на территории Монголии в местности Ноин-Ула было найдено захоронение аристократов — хуннов. Среди вещей при раскопках кладбища Ноин-Ула были найдены белая кошма и ширдак - орнаментированный войлок. Кроме орнамента на них были нанесены рисунки животных в движении. Орнаменты хуннов были заимствованы другими тюркскими народами, в их числе кыргызами, при ткании ковров, украшении ширдаков и войлоков, вышивке.

Хунны преимущественно жили в юртах. Эти юрты, напоминавшие своей формой перевёрнутую вверх дном пиалу, были очень удобны при перекочёвке с одного пастбища на другое.

Но, занимая огромные территории, хунны включили в свой состав племена и народности, проживающие в разных природных условиях. Поэтому часть хуннского населения проживала в землянках и домах, сделанных из брёвен.

Сами хунны, являющиеся представителями кочевой цивилизации Центральной Азии, также постепенно начали осваивать традицию строительства домов и городов.

Древние хунны хорошо усвоили гончарное дело. Гончарные изделия — посуда для хранения зерна, воды, молока, кумыса, блюда, глиняные горшки, корчаги — лепились не только вручную, но и изготавливались на гончарном круге.

В ремесле хуннов особое место занимало ювелирное дело. Они умели оправлять драгоценные камни в золото и серебро, в совершенстве освоили чеканку, могли выгравировать рисунок или орнамент на серебряной поверхности.

Жизненно важной отраслью хозяйства хуннов было искусство литья металла. Они плавили железо, ковали из горячего металла наконечники стрел и копий, различные виды оружия, необходимые для повседневной жизни вещи. Было широко распространено литьё изделий из бронзы.

Охота являлась не только видом хозяйства, но и школой воинской подготовки. Во время охоты кочевник-хунн приобретал выносливость, ловкость, наблюдательность, учился скрывать свои следы, метко стрелять. Охота давала дополнительный источник пищи. У хуннов использовалась облавная охота, а также был возможен индивидуальный охотничий промысел с помощью лука, силков или с помощью ловчих птиц.

Под влиянием оседлых соседних племён у хуннов получило развитие местах, они брались за соху, выращивали зерно. Ручные каменные зернотёрки, глиняные сосуды для хранения зерна, зубья сохи этой эпохи свидетельствуют о том, что земледелие получило развитие в империи хуннов.

Начиная с эпохи хуннов, определённая часть тюрских народов стала земледелие. Для работы на полях использовались пленные или же те, кто добровольно поселился во владения хуннов. Также некоторая часть хуннов вела полуосёдлый образ жизни. Живя в удобных для земледелия сочетать кочевое скотоводство и земледелие.

Религиозные поверья и представления. Хунны поклонялись синему Небу. Слово «Тенир» («Всевышний»), означающее «Небо», было унаследовано кыргызами от хуннов. Слово «Тенир» в одно и то же время означало и небо, и его духа-хозяина. Считали, что Тенир может вмешаться не только в судьбу отдельно взятого человека, но и в судьбу всего государства, может ниспослать благоденствие, а может и наказать. Выражение «Пусть поможет Всевышний!» («Тенир жалгасын») до сих пор употребляют верующие кыргызы.

Наряду с Небом хунны поклонялись и другим богам — Солнцу, Луне, сзвёздам, Земле — очагу жизни, духам предков. Хунны верили в уществование загробного мира. Во время общего курултая высшей знати хунны приносили жертвы богам. И шаньюй ежедневно поклонялся Солнцу и Луне.

Внутрисемейные отношения. Мужчина был хозяином семьи, семья имела патриархальный характер. Слова мужа и отца были законом для жены и детей. Как видно на примере Тумен-шаньюя, те, кто был богат и знатен, обладали правом иметь две и более жены. По обычаю, наследником шаньюя назначался старший из его сыновей.

Если умирал старший брат, то на его вдове женился младший брат, это было незыблемым обычаем. Делалось это для того, чтобы сохранить в роду детей и богатства (не отдавать приданое вдовы ее роду). Ведь жену можно было взять только из другого рода или племени.

Семейные отношения в эпоху хуннов, как и ряд других явлений общественной жизни, оставили свой след в истории многих тюркских народов.

Государство хуннов занимало обширное пространство от Северного Китая до центрального Тянь-Шаня; имело хорошо продуманную систему управления; в его состав входили многочисленные народы и племена, которые получили, находясь в составе хуннской державы, первые уроки государственной жизни, использовав их впоследствии, при создании собственных государств.

 


Информация о работе «Империя хуннов»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 50943
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
36221
0
0

... на то, что империя Цзинь была сильнее не только любого из кочевых племен, но и всех их вместе взятых. Однако события потекли по такому руслу, наличие которого не мог предвидеть никто. Литература Гумилев Л.Н. Хунны в Китае: Три века войны Китая со степными народами. 1974 Примечания [1] Шан Юэ. Очерки истории Китая. М., 1959. С. 128 (далее-Очерки...) [2] Там же. С. 134. [3] Там же. С. 135. ...

Скачать
75165
0
0

... тонкий дипломатический мир с признанием определенных уступок варварам. Однако войны «за тысячи ли» не принесли китайцам успеха. Поход первого ханьского императора Лю Бана в 200 г. до н.э. и хунно-ханьская война, развязанная императором У-ди, только продемонстрировали неспособность ханьского имперского правительства решить хуннской вопрос силовыми методами. Затраты на снаряжение больших военных ...

Скачать
38338
0
0

... фольклорные источники. Данная гипотеза в определенной степени аргументирована и представляет интерес в наши дни, когда усиливается внимание к генезису славянской цивилизации, к ее связям с культурой кочевников Евразии. Заслуживает внимания и держава Хунну, сложившаяся из хуннских родов в III в. до н. э., когда все кочевые народы Евразии испытали мощный подъем жизнедеятельности. Однако разложения ...

Скачать
38221
0
0

... его сын жив. Хянь выдал перебежчиков - 27 человек. Ван Ман сжег их на площади. После этого Ван Ман счел войну законченной и распустил войско, поручив охрану границы наемным дружинам из хуннов и ухуаней. Хянь ждал возвращения сына и всеми силами препятствовал своим подданным продолжать войну, но в мае 15 г. ему был возвращен труп сына, а также вернулись из плена хуннские вельможи, свидетели казни. ...

0 комментариев


Наверх