Министерство образования и науки Республики Казахстан
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА МАНАША КОЗЫБАЕВА
Исторический факультет
кафедра всемирной истории и политологии
Допущен к защите:
ЖУЛТАНОВ СЕРИК БАЙСАЛОВИЧспециальность «история, основы права и экономики»
гр. ИОПОЭ - 01
дипломная работа Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в Китае.Петропавловск. 2008 г.
Аннотация
Тема данной дипломной работы Жултанова Серика Байсаловича является - «Китай конца Х1Х в. - начала ХХ в. Синьхайская революция в Китае».Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава первая - «Китай во второй половине Х1Х в» - содержит материал по вопросу взаимоотношения Китая и иностранных держав. Итогом этих отношений становится превращения Китая в полуколонию в конце Х1Х в. Глава вторая – «Оппозиционное движение в Китае». Революционный процесс начала ХХ в.» - посвящена анализу различных политических сил, участвующих в борьбе с правящей маньчжурской династией. Основное место в главе занимает материал по истории Синьхайской революции 1911 – 1913 гг. Здесь говорится об участниках революции, их программах и характере данного движения.
Содержание
Введение
Глава 1 Китай во второй половине Х1Х в
1.1 Китай и иностранные державы во второй половине Х1Х в
1.2 Превращение Китая в полуколонию
Глава 2 Оппозиционное движение в Китае. Революционный процесс на рубеже ХХ в
2.1 Реформаторское движение и Кан Ювэй
2.2 Демократический лагерь во главе с Сунь Ятсено
2.3 Синьхайская революция 1911 – 193 гг
Заключение
Литература
Введение
Дипломная работа посвящена изучению истории Китая в конце Х1Х в. и в начале ХХ в. Главной целью работы является освещение истории Китая в период, когда она из крупнейшей азиатской суверенной страны постепенно превращается в зависимое полуколониальное государство. На рубеже ХХ в. перед Китаем стояли две основные задачи - свержение деспотической власти маньчжурского двора и ликвидация колониальной зависимости от иностранных держав. Итогом разрешения этих противоречий в китайском обществе и была Синьхайская революция.
После маньчжурского завоевания Китая социально-экономические отношения не претерпели кардинальных изменений. Это в равной степени относится и к аграрному сектору страны, и к системе городского производства. Очень близкими предшествующим этапам оставались и социальная структура и система государственного устройства.
Основой экономической жизни деревни продолжала играть китайская клановая община, которая покоилась на коллективном владении землей и родственных связях. Обработка земли преимущественно также велась на коллективных началах. Некоторая часть свободной земли могла сдаваться в аренду либо членам коллектива, либо жителям соседних деревень. Арендная плата с таких земель шла в общее пользование всего коллектива. В наиболее развитых .южных районах Китая роль арендатора играл богатый и могущественный клан из числа доминирующих. Общие правила при этом не менялись. Какую-то часть своих свободных земель клан сдавал в аренду более слабым соседним деревням или кланам. Арендная плата с этих земель также поступала в распоряжении всех членов доминирующего клана.
Значительную роль в поземельных отношения общины играли и некоторые другие категории земель. Очень распространенными были так называемы «училищные» земли. Доход с них шел на содержание деревенской школы, оплату услуг учителя, помощь талантливой молодежи, желавшей продолжить образование за пределами своей деревни. Каждая китайская деревня располагала еще и «храмовыми» землями. Доходы с этих земель шли на различные религиозные церемонии, на ремонт храма предков, на помощь наименее обеспеченным членам общины. Эти категории земель также нельзя было продавать и покупать без разрешения членов общины /История Китая, 2002, с. 284/.
Важной чертой любой китайской общины являлись родственные связи, объединявшие, как правило, всех жителей данной деревни. Основной формой этих связей продолжал оставаться патронимический клан - группа родственных семей, происходивших от одного предка и придерживавшихся обычая экзогамии. Клановые отношения получали свое воплощение в культе предков и сопутствующих ему религиозных церемониях. Центром религиозной деятельности любой деревни были храмы предков. Здесь в соответствии с традицией проводились церемонии, посвященные предкам, здесь же собирались представители семей и общинная верхушка для решения общедеревенских дел.
Несмотря на родственные связи, объединявшие верхи и низы деревни, эксплуатация в деревне была достаточно жесткой. Арендная плата колебалась от 30 до 70 % урожая. Единый подушно-поземельный налог платили все землевладельцы, в том числе и шэньши. На последних не распространялись только трудовые повинности.
Примерно 10 % всех пахотных земель принадлежали непосредственно императорской фамилии, маньчжурской аристократии и солдатам и офицерам маньчжурской армии.
Что касается городского производства при маньчжурах в ХУШ в. глубоких изменений не произошло. Городское торговое и ремесленное население объединялось в корпоративные организации (хан), при создании которых важную роль играли клановые и земляческие связи. Эти корпорации обладали некоторыми правами внутреннего самоуправления, но по существу являлись организациями, созданными для облегчения сбора налогов со стороны казны. Эти городские корпорации всегда облагались большим количеством налогов и несли многочисленные трудовые повинности. Частный ремесленник был совершенно беззащитен перед властями – в любой момент его могли отправить на выполнение работ в противоположный конец страны, куда он добирался несколько месяцев. С самого начала своего господства в Китае маньчжуры продолжали использовать традиционные взгляды в этом вопросе - земледелие являлось главным и почетным занятием, а торговля и ремесло считались второстепенными. Процветающий предприниматель или купец рассматривался властями не как опора трона, а скорее, как потенциально опасные для государства элементы общества. Именно поэтому китайские города никогда не обладали каким-то особым статусом, как это было с европейскими городами. В этом смысле в Китае принципиальной разницы между городом и деревней почти не существовало /там же, с. 289/.
Среди относительно крупного производства преобладало казенное ремесло. Он обеспечивало маньчжурский двор, аристократию и армию почти всем необходимым. Очень важной чертой городского населения была полная незащищенность прав личности и имущества. Последнее обстоятельство являлось важным препятствием для нормального развития капитализма.
Правление цинской династии не принесло ничего нового и в систему политической организации общества. Китай продолжал оставаться обычной «восточной деспотией». Правитель пользовался неограниченной властью, а все подданные считались подданными своего государя. До начала ХХ в. все еще сохранялись основные характеристики императорской власти, которые появились еще в Древнем Китае - правитель именовался Сыном Неба, что прямо указывало на его божественное происхождение.
К концу нового времени почти не изменились и органы центральной власти. Они были представлены шестью главными ведомствами: церемоний, чинов, налогов, судебных и военных дело, общественных работ. Сведения со всей страны поступали в одно из соответствующих министерств, обрабатывались и потом в виде документов ложились на стол императора. Несмотря на огромные масштабы китайской империи и сложность системы государственного управления, император был хорошо информирован о происходящем в его державе, которая была вполне «управляемой». Благодаря системе почтовых станций самые важные известия оперативно поступали из провинции в столицу. Так, например, из столицы в самый отдаленный регион провинции Гуандун известия доходили за две недели. В административном отношении китайская держава делилась на 18 провинций во главе с губернаторами. Провинции делились на области ( 180 ), а они на уезды (полторы тысячи).
Управление на местах осуществлялось местной администрацией, подконтрольной центру. При сборе различных налогов и в городе, и в деревне действовала система б а о ц з я - круговой поруки. Население было объединено в десятидворки, члены которых несли ответственность друг за друга при выплате налогов и в случае нарушения законов. Эта отлаженная веками машина позволяла центральным властям достаточно реально управлять огромной империей. Так, в конце ХУШ в. население страны составляло около 300 млн. человек, которыми управляли 27 тыс. чиновников (20 тыс. гражданских и 7 тыс. военных) /там же, с. 391 – 392/.
Глава 1 Китай во второй половине Х1Х в
... единый фронт. С этого времени борьба КПК и Гоминьдана стала на очень длительный период ( до 1949 г.) определяющим фактором политического развития Китая. 2.2 Гоминьдановский Китай Первые годы, последовавшие за революцией 1925 – 1927 гг., хотя и закончились поражением коммунистического движения, не привели сразу и одновременно к единению страны. Кроме всего прочего, в стране оставались еще ...
0 комментариев