Коневодство как фактор развития полукочевого хозяйства

35864
знака
0
таблиц
0
изображений

2. Коневодство как фактор развития полукочевого хозяйства

Результаты научных исследований Р.Г. Кузеева показывают, что эволюция хозяйства башкир в X—XV вв. характеризовалась переходом от кочевого скотоводства к полукочевым формам хозяйства с более или менее длительным пребыванием в зимнее время на одном месте. Процесс этот не протекал равномерно.[11] В IX—X вв., по мнению Р.Г. Кузеева, башкирские племена сохраняли ещё хозяйственные связи с прежними местами обитания в Азии, продолжая традиционные для них меридиональные маршруты кочевания за сотни вёрст с Южного Урала в сторону Приаралья и Каспия (осенью) и обратно (весной). Когда приаральские и прикаспийские степи заняли племена Дешт-и-Кипчака, зимние кочёвки в южные районы стали невозможными. Это вынудило башкирские племена продвинуться в более северные, преимущественно лесные районы Приуралья и углубиться в Уральские горы.

Видимо, задолго до присоединения Башкортостана к Русскому государству круглогодичное кочевание населения со скотом прекратилось повсеместно. К середине XVI в. на большой территории, охватывающей Среднее Приуралье, Прикамье, бассейн нижнего течения р. Белая и р. Быстрый Танып, башкиры были оседлыми. Скотоводство здесь во многом утратило исключительную роль в экономике, возрос удельный вес других отраслей хозяйственной деятельности: бортничества, охоты, рыболовства, лесных промыслов, домашних ремёсел, земледелия. Заметно трансформировалось скотоводство и в горных районах. Даже в лесостепной и степной местности, в отдалении от гор, состояние скотоводства было таково, что СИ. Руденко, будучи специалистом по древним и средневековым формам кочевого хозяйства у народов Азии и Европы, высказывал сомнение в правомочности причисления башкир к "чистым кочевникам"[12].

В золотоордынский период возможности для выпаса стада у башкир были ограничены. Башкиры вынуждены были делить приуральские (бассейн р. Дёма) и южные степи с ногайцами, а зауральскую лесостепь — с населением Сибирского ханства. Лишь после отхода основной части Ногайской Орды на Северный Кавказ (после взятия русскими г. Казань) минские и юрматынские башкиры осели в долинах рек Ашкадар, Дёма и Уршак, заняв удобные для скотоводства места. Здесь стали основываться постоянные поселения — аулы. Позже сюда переселилась часть юго-восточных башкир, в частности, бурзян. После разгрома русскими войсками сибирского хана Кучума (1598 г.) в Зауралье расселились северо-восточные и центральные башкирские племена: айле, катай, сызгы, табын и др. Эти места были хорошо знакомы им: здесь они издавна пасли скот, охотились, иногда устраивали зимовки. С присоединением Башкортостана к Русскому государству башкирские племена и роды юридически оформили свои права на эти земли в жалованных грамотах Ивана IV. По Миассу, Синаре, Тече и другим сибирским рекам основывались зимовки и аулы, отводились места для летних кочёвок.

Традиционной территорией полукочевого скотоводства долго ещё оставались южные отроги Уральских гор и оренбургские степи. Несколько своеобразный скотоводческий уклад сохранился в горах. Существенную роль разведение скота играло в северо-восточных районах, особенно на Уфимском плато. Значение скотоводства как жизненно важной отрасли хозяйства подчёркивается в шежере и памятниках устного народного творчества.

Один из рассказов о древней истории народа начинается словами: "В давние времена наши предки кочевали с одного места на другое. У них были целые табуны скота". Далее повествуется, что "в поисках лучших мест откочевали башкиры со своих старых пастбищ... по дороге встретили волка-предводителя", который "привёл их в благодатный край" — к подножию Уральских гор. Они "поставили юрты, стали здесь жить и разводить скот". В другом предании идёт речь о крупных башкирских племенах: бурзян, катай, кыпсак, тамьян, теле, юрматы, — которые до монгольского нашествия занимались коневодством в долинах рек Агидель, Ик, Кама и Яик (Урал): "Не было счёта их скоту. Косяки в тысячи голов покрывали земли. Они кочевали с одного пастбища на другое". В предании "Акман-Токман" подчёркивается, что "каждый род, аймак имел своё место для весенних, летних, осенних и зимних стойбищ".[13]

Среди архивных материалов чаще всего встречаются прошения башкир в приказ Казанского дворца и другие инстанции о признании их прав на землю, которой их "прадеды, деды и отцы исстари владели". В них четко определяются вотчинные границы с перечислением примет и знаков по ручьям, рекам, урочищам, лесным участкам и другим "старым межам". Речь идёт о землях, хорошо освоенных в хозяйственном отношении. В одном из посланий башкиры жаловались на пришлых русских, татар, чувашей, черемисов, которые расселились в их вотчинах как на свободных землях: "деревья рубят, землю распахивают, траву косят", а между тем, по словам авторов послания, в Уфимском уезде нет "диких поль и порозших (видимо, порожних) земель". В летнее время на этих землях башкиры "кочуют с жёнами и детьми и с конскими стадами", а зимой "на полянках и около угодьев конские стада ходят".

В уникальном документе 1695 г. — "Деле о спорных землях башкир на Сибирской стороне Урала" — подробнейшим образом, с приложением списка и чертежа, показано расселение полукочевых башкир от "Каменя-Урала почти до Тобола". Из сообщения кунгурского бургомистра Юхнева (1725—26 гг.) следует, что башкирское население четырёх административных округов Уфимского уезда — Сибирской, Ногайской, Осинской и Казанской дорог — основательно различалось по образу жизни. Башкиры восточного и южного Башкортостана (Сибирская и Ногайская дороги) были скотоводами-полукочевниками. У них было много скота, держали лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов. Сено запасали только для "мелкой скотины" и для "походных лошадей". Остальные "стада лошадей и прочего скота, как докладывал Юхнев, ходят зимой в степи без сена... питаются всю зиму травой сухой, выкапывая копытом из-под снегу". Зиму население проводило в деревнях, а летом кочевало со скотом в степи в разных местах". На севере (Осинская дорога) башкиры жили оседло, скота имели не так много, на зимнее его содержание "запасали достаточно сена". [14]

Способ ведения кочевого скотоводческого хозяйства древними башкирами был, очевидно, таким же, как и в остальном кочевом тюркском мире. Однако длительный период приспособления к природно-климатическим условиям Урала не мог пройти бесследно. Главным образом это отразилось на составе стада. В развитом кочевом хозяйстве печенегов, огузов, половцев в IX—ХIII вв. стадо состояло из лошадей, овец, верблюдов, коз, крупного рогатого скота. Но некоторые из этих животных, в частности, верблюды, а во многих случаях и крупный рогатый скот, в условиях средних широт, где снежный покров бывает значительным, не могут добывать корм из-под снега. Поэтому на территории Башкирии стадо состояло главным образом из лошадей, овец, коз, что в последнее время подтверждено исследованиями археологов как в западной, так и в зауральской Башкирии. [15]Верблюды, крупный рогатый скот разводились башкирами лишь в южных широтах края, на территории современной Оренбургской области, частично в степном Зауралье, где существовали условия для круглогодичного их содержания на подножном корму. Эта традиция сохранялась еще в XVIII в., хотя П. Паллас, побывав в этих краях, писал: «Здешние пастьба и зимние стужи верблюдам не великое размножение предзнаменуют».[16] По мере продвижения в горнолесные районы в составе стада все более стали преобладать лошади и овцы. Прошло немало времени, дока башкиры, освоив сенокошение, вновь стали в значительных масштабах разводить крупный рогатый скот.

Анализ состояния хозяйства древних башкир в связи с природными условиями края позволяет высказать некоторые соображения о масштабах освоения башкирами территории края в X в. Роль физико-географических условий в истории кочевых народов в эпоху их расселения была весьма существенна. Между тем боязнь переоценить значение географического фактора в развитии производительных сил кочевых народов привела в прошлые годы к тому, что в исторических исследованиях о хозяйстве ранних башкир природная среда учитывалась недостаточно. Изучение общества в той географической среде, в которой оно формировалось, безусловно, повышает эффективность изысканий и объективность выводов. Так, рассматривая историю расселения кочевых народов, надо, прежде всего, иметь в виду, что продвижение кочевников на новые территории зависит от наличия удобных зимних пастбищ и возможностей их освоения. Это естественно, так как от зимних пастбищ зависит количество и сохранность скота и, следовательно, благополучие народа. Глубокой осенью или зимой передвижения кочевников на некоторое время прекращались.

На зимних пастбищах проводились празднества, коллективная охота; зимовки обычно были в периоды войн местами сбора войска. Одним из существенных признаков переселения на новую территорию является появление на ней родовых кладбищ; кочевники стремились хоронить умерших поблизости от зимних пастбищ, которые ассоциировались у них с понятием «родина». Следовательно, завершение переселения кочевников на ту или иную новую территорию связано с освоением зимних пастбищ. Только при этом условии можно считать, что кочевники целиком заселили эти земли.[17]

Такими прочно заселенными башкирскими племенами районами в X в. были, как уже отмечено, Бугульминская возвышенность, юго-восточное Зауралье и прилегающие прияикские степи. Именно на этой территории археологами обнаружены разнохарактерные памятники, принадлежащие кочевникам и датирующиеся концом I — началом II тысячелетия н. э.

Основной частью огромной территории обитания башкир в X в. в западном Приуралье была Бугульминская возвышенность, откуда башкиры постепенно распространили свою территориальную экспансию на север и восток. Из зауральской области кочевники, включившиеся позднее в процесс консолидации башкирского этноса продвигались на север и северо-запад, заселяя Уфимское плато в долину р. Ай, верховья Белой, долины Кизила и Таналыка, предгорья Южного Урала. История расселения западных и восточных башкир имела, как видим, некоторые своеобразия. Это впоследствии сыграло определенную роль в формировании этнического облика, диалектов и культуры башкирского населения северных территорий, где сомкнулись разные потоки миграционных волн. В то же время надо подчеркнуть и другое: несмотря па местные особенности в истории расселения западных и восточных башкир, они продолжали оставаться единым этническим миром. Связи между обеими группами древнебашкирских племен не прерывались с самого момента их переселения из Средней Азии и Западной Сибири. Во всяком случае, арабским писателям X в. приуральские и зауральские башкиры были известны под одним именем, хотя некоторые источники (аль-Балхи, X в.) различают башкир «внутренних» и «внешних». Чрезвычайно ценно то, что источниками X в. территория расселения древних башкир зафиксирована такой, какой мы ее описали. По словам Ибн-Руста, башкиры «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика». Это свидетельство, если сопоставить его с другими данными, толкуется в том смысле, что древние башкиры обитали к западу и востоку от Уральских гор, северными границами их расселения были нижнее течение Камы, верховья Яика и Тобола. Следовательно, опираясь на арабские источники, мы можем подтвердить вывод о том, что в X в. горные районы Южного Урала, а также северные области современной территории расселения башкир еще не были или почти не были заселены древнебашкирскими племенами.[18]

В последующие после X в. столетия основой хозяйства башкир оставалось кочевое скотоводство. Крупных изменений в структуре хозяйства башкир со времен Ибн-Фадлана и до начала монгольского завоевания, видимо, не произошло.

В середине XVI в. в Башкирии скотоводство по-прежнему главное занятие. Английский путешественник Антоний Дженкинсон, побывавший в 1558 г. в стране «по левую сторону Волги от Камы до Астрахани», пишет, что жители этой страны «скотоводы и имеют большое количество скота, который и составляет их главное богатство». Они «едят много мяса, преимущественно конского и пьют кобылье молоко». Источники, которые исходят от самих башкир (шежере, предания и легенды), с еще большей определенностью говорят о том, что скотоводство вплоть до присоединения Башкирии к Русскому государству оставалось основой хозяйства башкир.

Мысль об устойчивости кочевого (или полукочевого) скотоводства у большинства башкир в X—XVI вв., которая в той или иной форме высказывалась и раньше, не означает, что в хозяйстве башкир в течение нескольких столетий не происходило никаких сдвигов. Напротив, эти сдвиги оказались довольно существенными. Наиболее серьезными были изменения в самом кочевом скотоводстве, точнее, в формах его ведения; иной стала в жизни башкир и роль такого традиционного занятия кочевников, как охота.

Формы ведения скотоводческого хозяйства устанавливаются на протяжении многих десятилетий и даже столетий. Чтобы изменить устоявшиеся традиции, необходимы весьма серьезные экономические или политические причины. Этими причинами в Башкирии были: во-первых, башкиры постепенно продвигались к северу и в горно-лесные районы Урала, оказывались под воздействием новых физико-географических условий; во-вторых, это был период крупных исторических потрясений, которые сначала, в предмонгольскую эпоху, изолировали башкир от привычной жизни, а позднее, с началом монгольского нашествия, заставили башкирские племена откочевать в районы, мало пригодные для круглогодичной кочевки. Основная структура башкирского хозяйства сохранялась и в эту эпоху, тем более, что завоеватели также были кочевниками, но в то же время под воздействием указанных - факторов способы кочевания претерпевали заметную метаморфозу. Еще в XI—XII вв., в связи с движением и возвышением половецких племен, для значительной части башкир Бугульминской возвышенности, вступивших к этому времени в тесный этнический контакт с населением левобережья Средней Волги, кочевые пути в Приаралье или в Прикаспий были закрыты или существенно ограничены.


Заключение

Таким образом, в последние века I тысячелетия н. э. и особенно на рубеже тысячелетий Южный Урал и прилегающие с востока и запада территории были самым активным образом включены в орбиту нового этапа степной жизни, которая вновь забурлила тогда на просторах Средней Азии, Западной Сибири и захлестнула южнорусские степи. С этого времени кочевое скотоводство азиатского происхождения в качестве господствующего типа хозяйства постепенно захватывает основную территорию древней Башкирии. Процесс этот протекал медленно. Зауралье вплоть до среднего течения р. Тобол и ее притока р. Уй издавна составляло часть огромного природно-хозяйственного комплекса, освоенного кочевниками. Эта часть башкирского Зауралья, по крайней мере, на протяжении последних двух столетий I тысячелетия н. э., представляла собой по существу единый хозяйственный и этнический мир с Приаральем. С началом печенежского движения в сферу перекочевок включается и юго-западное Приуралье.


Список использованной литературы

1.   Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкирской АССР. Кн.1. Уфа, 1990.

2.   Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985.

3.   Башкирские шежере. Уфа, 1960.

4.   Башкиры. Этническая история и традиционная культура / Н.В. Бикбулатов и др. Уфа, 2002.

5.   БНТ. Т.2. Предания и легенды. Уфа, 1987.

6.   БНТ. Т.7. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа, 1993.

7.   Кузеев Р.Г. Развитие хозяйства башкир в X-XIX вв. Уфа, 1968.

8.   Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978.

9.   Мажитов Н.А. Новые материалы о ранней истории башкир.

10.                      Материалы по истории Башкирской АССР. Т.3.

11.                      Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М. – Л., 1939.

12.                      Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа, 2008.


[1] Башкирские шежере. Уфа, 1960. С.85-86.

[2] БНТ. Т.2. Предании и легенды. Уфа, 1987. С.377.

[3] Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкирской АССР. Кн.1. Уфа, 1990. С.108.

[4] БНТ. Т.7. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа, 1993. С.119,123-124.

[5] Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. С.121.

[6] «Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу». М. – Л.. 1939. С.66

[7] Кузеев Р.Г. Развитие хозяйства башкир в X-XIX вв. Уфа, 1968. С.240.

[8] Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985. С.81-92.

[9] Материалы по истории Башкирской АССР. Т.3.

[10] Башкиры. Этническая история и традиционная культура / Н.В. Бикбулатов и др. Уфа, 2002.С.46-60

[11] Кузеев Р.Г. Развитие хозяйства башкир в X-XIX вв. Уфа, 1968. С.280.

[12] Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки М.-Л., 1955. С. 103.

[13] Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985. С.71-72.

[14] Кузеев Р.Г. Развитие хозяйства башкир в X-XIX вв. Уфа, 1968.

[15] Мажитов Н.А. Новые материалы о ранней истории башкир. С.153.

[16] Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1786. С.95-97.

[17] Материалы по истории Башкирской АССР. Т.2.

[18] Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М. – Л.. 1939. С.96


Информация о работе «Коневодство у древних башкир»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 35864
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
20282
0
0

... особой масти или, наоборот, невзлюбить коня, который пришелся не ко двору. Лошадь неопределенной — пегой масти опасна в хозяйстве, на ней в хлев может въехать хлявник (бел.). В башкирской мифологии образы коня и человека неразрывно взаимосвязаны и, дополняя друг друга, составляют единое целое. В ней события разворачиваются не только вокруг сказочного героя, но и вокруг его волшебного коня, от ...

Скачать
14243
0
2

... (грузины), абхазско - адыгская (абхазы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, черкесы, адыгейцы) и нахско - дагестанская (чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины и др.) группы. 2. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов   Человек современного вида (Homo sapiens) появился на территории нашей страны в Причерноморье и на юге Средней Азии примерно 30 тыс. лет ...

Скачать
106100
4
0

... либо структуры, созданные при поддержке региональных (центральных) властей, либо базы данных и порталы, открытые на основе ассоциаций субъектов агротуристического бизнеса. 2. Территории Республики Башкортостан привлекательные для развития агротуризма Многие жители Башкортостана настолько привыкли к красотам родного края, что уже весьма скептически относятся к тому, чтобы отдыхать недалеко ...

Скачать
324276
3
8

... английский, мож­но ли сказать, что проблема евроцентризма ушла в прошлое? Очевидно, многое еще остается выяснить в наших подходах к ми­ровой истории. РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ЯДРА   Глава 1 Центр и периферия цивилизации § 1. А. Тойнби О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАСПРОСТРАНЕНИИ КАК КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ Рост цивилизации по своей природе является восходящим движением. Цивилизации развиваются ...

0 комментариев


Наверх