2.1 Язык табличек Крито-Микенской Греции
Чтобы выяснить вопрос о социально-политическом строе общества, создавшего критскую и микенскую культуры, необходимо было прочитать найденные в Кноссе глиняные таблички со знаками линейного письма.
В книге С.Л. Утченко «глазами историка» (1966г.) сообщалось, что блестящим достижением тех лет можно было считать дешифровку этой так называемой минойской письменности[6]. И хотя на начальных этапах исследования загадка этой письменности была далека от решения, удалось достичь позитивных выводов. Была набросана в общих чертах картина эволюции минойской письменности: из письменности пиктографической, существовавшей на Крите примерно 2000-1700 гг.до н.э.,возникает линейное письмо, условно названное линейным письмом А. Затем на базе этого письма развивается новая система письменности, более упрощенная и облегченная- письмо Б.
Разгадать впервые тайну письма Б удалось англичанину М.Вентрису. В 1953г. он вместе с Дж. Чадвиком опубликовал статью с кратким изложением открытия[7].
Они выдвинули ряд доводов в пользу того, что линейное письмо Б – письменность древних ахеян, греческого населения, обитавшего на территории Пелллопоннеса до вторжения туда дорийских племен. Спасаясь от нашествия дорийцев, многие ахейцы бежали на Кипр и принесли с собой ахейский язык и письменность . исходя из этих фактов, Веньприс и Чедвик определили фонетическое значение многих языков по аналогии с кипрским языком.
Изучению дешифровки линейного письма Б большое внимание уделил известный советский ученый профессор С.П. Лурье. Согласившись с мнением Вентриса, он ввел дополнение в изучение письма[8]. Авторы труда «Всемирная история»: у истоков цивилизации. Обращают внимание на то, что ахейское письмо было доступно лишь образованным специалистам; его знали служители в царских дворцах и какой-то слой имущих горожан[9]. Важным для них также считалось, что ахейцы к XV веку уже имели знаки для гласных звуков, что весьма способствовало выработке алфавитного письма.
Прочтенные таблички с письмом Б в основном представляют собой документы финансово – административного характера. В них содержатся данные о раскладке обложений, распределении натуральных повинностей и скота по пастбищам, инвентарные списки, списки жертвоприношений богам, данные, связанные с призывом в войско и др.
А. Бартонек в своем труде златобильные Микены уделил большое внимание характеру изготовления табличек с письмом, их хранению. Вот некоторые выдержки из главы , тексты на микенском диалекте: «Таблички изготовляли из сырой глины, затем выравнивали и по еще влажной поверхности острым резцом наносили знаки, а затем сушили, на солнце… Таблички укладывались в плетеные корзины. Когда дворец сгорел, все воспламеняющиеся материалы погибли, остались лишь обожженные жаром и расколовшиеся на части таблички… Изучение почерков писцов позволяет нам делать и некоторые выводы относительно того, каким образом велось хозяйственное делопроизводительство. Так, установлено, что в Пилосе того времени, к которому относятся наши записи, существовало особое лицо, ведавшее инвентаризацией колес от колесниц . В Кноссе один и тот же писец составлял все записи, касающиеся шерсти, одежды и женщин-работниц»[10]. Также Бартонек считал, что данные таблички были лишь вспомогательным писчим материалом. Какой более долговременный материал использовался в дворцовом хозяйстве, остается лишь предполагать. Чаще всего склоняются к мысли. Что долговременным материалом могла служить звериная шкура, т.к. на Кипре в Iтыс. До н.э. учитель чтения и письма назывался «человеком, рисующим на шкуре».
Кроме того, открытие глиняных табличек с письмом Б, позволило узнать много имен собственных и географических названий, которые совпали с топонимикой Гомера. Содержание надписей, бесспорно, доказывает существование в Пелопоннесе крупного государства с центром в Пилосе.
Таким образом, расшифровка глиняных табличек указывает на то, что в данный период существовали и развивались государства с большим бюрократическим аппаратом, частной собственностью на землю и развитым рабовладением.
2.2 Государственное управление и социально-экономическая структура Микенской Греции. Экономические и социальные отношения на Крите
Микены находятся на Пелопоннесе, на полпути от Коринфа до Аргоса. Микенский холм был заселен в начале III тысячелетия до н.э. Он удобно расположился в центре небольшой плодородной долины, где протекает река Персея, и недоступен противнику. Очевидно, по этой причине поселение, названное Микены, постепенно расширялось.
Открытие микенских табличек окончательно опровергло предположение о существовании крупной микенской державы, управляющийся из единого политического центра Микенские дворцы с их архивами были центрами независимых правителей, а небольшие Микенские государства на территориях, окруженных естественными географическими границами (горы, береговая линия), явились прообразом греческих городов – государств I тысячелетия до н.э. Самая обширная территория управлялась из Кносского дворца, расцвет которого приходится на рубеже XV – XIV вв. до н.э. Царство Нестора простиралось приблизительно на 80 км с севера на юг и около 50 км с запада на восток, т.е. было по размерам приблизительно в 2 раза меньше Крита, Территория которого составляет около 8300 кв.км.(Из книги А. Бартонека «Златообильные Микены»)[11].
Резиденций Нестора, по Гомеру, был древний Пилос. Пилосским государством управлял царь – ванака. Непосредственным помещиком царя был воевода – лавагет. В ряде надписей перечисляются административные функции лавагета: он мог освобождать отдельных лиц от повинностей, вздымал с населения налоги, ведал военными делами, и т.д. Ванаке и лавагету подчинялись другие должностные лица, например, басилеи – племенные вожди и др.
Наряду с должностными лицами известную роль в управлении, по – видимому, играло народное собрание. По крайней мере, судя по пилосским надписям, такой важный акт, как сдача земель в аренду, осуществлялся от имени народа.
Царь, воевода, басилеи и другие высшие должностные лица являлись одновременно крупными по масштабам того времени землевладельцами. Помимо них землей владели жрецы и жрицы[12].
Особые полномочия занимали ремесленники. В текстах табличек встречаются упоминания о лицах, занимающихся обработкой металла, дерева, строительным делом, изготовлением ткани и выделкой кожи, изготовлением глиняных сосудов[13]. По мнению Сергеева В.С. ремесленники Пилоса находились в привилегированном положении, материал для своих изделий они получали от государства и ему сдавали свою продукцию[14].
Основу экономического развития, по мнению А. Бартонека, составляла эксплуатация лиц с зависимым или вообще бесправным социальным статусом, однако социальной структурой того времени был чужд четкий разграничительный рубеж, отделявший класс рабов от рабовладельцев, - явление, имевшее место позднее, в I тысячелетии[15].
Важные факторы о существовании рабства и труда рабов дал новейший исследователь Ю.В. Андреев. Он пишет: «Среди документов пиллоского архива немало места занимают списки рабочих отрядов дворцового хозяйства. В каждом таком списке указываются, сколько женщин рабынь в составе отряда, какова их профессия (упоминаются молольщицы зерна, прядильщицы, швеи, банщицы)», сколько при них детей, какай паек они получают и в каком месте работают. Численность отрядов была многочисленной – до 100 с лишнем человек… Наряду с отрядами, в состав которых входят только женщины и дети, в надписях фигурируют и отряды рабов – мужчин, хотя встречаются они сравнительно редко и численно, как правило, невелики – не более 10 человек в каждом. Очевидно, женщин – рабынь было больше, из чего следует, что рабство в то время еще находилось на сравнительно низкой степени развития[16].
В первой половине II тысячелетия до н. э. основные критские общества начинают претерпевать разделения по имущественному цензу. Кносский дворец и аналогичные ему гигантские здания в Маллии, Агиа Триаде и Фесте довольно убедительно доказывают существование государственного аппарата, в определенном смысле – органа насилия*. В Кноссе обнаружены темницы – тюрьмы, изображения вооруженных негров (скорее всего дворцовой стражи), критский иероглиф, изображающий кандалы, наличие большого централизованного дворцового хозяйства. Очевидно, что все это не могло возникнуть в условиях первобытнообщинного строя. Уровень развития производительных сил говорит о том, что критское общество было также рабовладельческим.
Вряд ли без применения силы рабов могли возникнуть сооружения, подобные Кносскому дворцу. Документы, найденные археологами в Кноссе, содержат очевидные указания на существование в то время довольно больших групп рабов, одна из которых называлось мноиты. Правда, уровень развитости рабовладения был не очень высок. Не было больших систем брошения, как во многих других древневосточных государствах: земельные наделы были небольшими. В то же время ремесло достигло настолько высокого уровня развития, что позволяет нам предполагать интерес производителя к качеству продукта.
Немногочисленные данные дают смутное представление о формах собственности на древнем Крите. Множество печатей, которыми иногда клеймили пифосы (большие глиняные сосуды для хранения продуктов), говорит о значительном расширении частного интереса, частнособственнических отношений, хотя печати могли принадлежать и госчиновникам, обслуживающим огромное царское хозяйство. В позднеминойский период наблюдается уже значительное имущественное разделение. Все указывает на развитие частной собственности: дома богатых, их грандиозные гробницы, внешние контакты Крита, в конце концов, использование драгоценных металлов в торговле. Огромное дворцовое хозяйство, очевидно, обслуживалось множеством рабов, свободных ремесленников и земледельцев, которые таким образом отбывали повинности*
Глава 3 История существования Крито – Микенской цивилизации
... , музыка и танец — были сплавлены воедино, чтобы добиться необходимого воздействия на зрителя. Поражающие воображение «чудеса» оставались главной темой критского искусства и после покорения острова микенцами. Микенское искусство Микены расположены на Пелопоннесе, на полпути между Коринфом и Аргосом. Микенский холм был заселён с начала III тысячелетия. Благодаря удобному положению в центре ...
... не отражает действительных событий. Однако это искусство чрезвычайно богато, сложно и многосюжетно. Вероятно, Фера играла в Крито-Микенском мире значительную роль, однако установить это достоверно ученым не удалось. Эгейское искусство III тыс. до н. э.. В III тыс. до н. э. высокого расцвета достигло искусство Эгеиды (островов Эгейского моря и побережья Малой Азии). Особую известность приобрели ...
... микенские царицы. Вероятно, женщины носили диадемы на высоких шапках – тиарах, истлевших со временем подобно пышным нарядам, от которых остались только золотые бляшки со штампованным изображением крито-микенских богов – бабочек, осьминогов, пчёл, звёзд и т. п. Здесь же были найдены богатые бронзовые кинжалы с рукоятками из горного хрусталя и инкрустированными рисунками – сценами охоты, бегущими ...
... фактора в истории эллинов того времени: политическую раздробленность эллинских земель и особое стремление приморского населения к обогащению. Этим он предварял историческую роль Древней Греции в становлении частнособственнических отношений в странах Европейской цивилизации в целом. Огромное значение при этом имело географическое положение Эллады. Дело было не только в близости к морю, раннем ...
0 комментариев